Дело № 2а-1201/2021
УИД: 21RS0016-01-2021-001369-34
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 июля 2021 года п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Елёхина С.В.
при секретаре судебного заседания Елисеевой О.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Романова А.В.,
административного ответчика – Сезяйкина Ю.Ф., участвующего посредством видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония № УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии к Сезяйкину Юрию Феликсовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу д. <адрес> Чувашской АССР, об установлении административного надзора,
установил:
Начальник Федерального казенного учреждения Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии (далее ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии) обратился в суд с административным исковым заявлением к Сезяйкину Ю.Ф., в котором просит установить в отношении последнего административный надзор на срок 3 (три) года с административными ограничениями в виде: обязательной явки поднадзорного лица 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование заявленного требования административным истцом указано, что освобождаемый из мест лишения свободы Сезяйкин Ю.Ф. в период нахождения под административным надзором совершил преступление, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, в связи с чем, в соответствии с п.4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» за административным ответчиком должен быть установлен административный надзор с возложением на него указанного административного ограничения.
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Учитывая, что представитель административного истца о времени и месте заседания суда извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении без его участия, руководствуясь ч. 4 ст. 272 КАС РФ, суд рассмотрел дело без его участия.
Административный ответчик Сезяйкин Ю.Ф. в судебном заседании не возражал установлению административного надзора, но просил уменьшить количество явок на регистрацию.
Прокурор Романов А.В. в заключении полагал возможным удовлетворить административный иск, установив в отношении Сезяйкина Ю.Ф. административный надзор на срок 8 лет и административное ограничение, указанное в административном исковом заявлении.
Выслушав административного ответчика, изучив представленные материалы, заслушав мнение прокурора, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Исходя из положений ст. 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст.231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.
Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п.«л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст. 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст.ст. 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи).
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (в ред. Федерального закона от 28 мая 2017 года N 102-ФЗ) административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Таким образом, на основании названной нормы закона административный надзор может быть установлен только за лицом, совершившим в период нахождения под административным надзором преступление, за которое оно осуждено к лишению свободы.
Как следует из материалов дела, решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 01 августа 2019 года в отношении Сезяйкина Ю.Ф. установлен административный надзор на срок 8 лет и административные ограничения в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения на периодическую регистрацию два раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом; запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив.
Приговором Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 17 февраля 2021 года Сезяйкин Ю.Ф. осужден по ч.1 ст. 314.1 УК РФ к наказанию в виде исправительных работ на срок 10 месяцев с удержанием в доход государства 10 % его заработка.
Постановлением Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 14 мая 2021 года неотбытый срок наказания в виде исправительных работ сроком 7 месяцев 16 дней заменен лишением свободы на срок 2 месяца 15 дней с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Последующая замена Сезяйкину Ю.Ф. неотбытой той части назначенного наказания лишением свободы не тождественна осуждению к лишению свободы.
Таким образом, установленные по делу фактические обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для установления Сезяйкину Ю.Ф. административного надзора по приговору суда от 17 февраля 2021 года с учетом постановления от 14 мая 2021 года.
Однако, как разъяснил Верховный Суд РФ в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае, когда лицо освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи совершением которого назначается административный надзор.
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.
Согласно разъяснений, содержащихся п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (п.3 ч.1 ст.9 Закона).
Вместе с тем, как следует из положений ч.ч.1 и 2 ст.3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого, административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в ч.ч.2 и 2.1 ст.3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным. При этом, по смыслу п.п.2 и 3 ч.1 ст.5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.
Как следует из материалов дела, после отбытия наказания по приговору Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 17 февраля 2021 года с учетом постановления Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 14 мая 2021 года у Сезяйкина Ю.Ф. сохраняется неснятая и непогашенная судимость по приговору Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 15 марта 2016 года за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве. Наличие данной судимости также является основанием для установления в отношении Сезяйкина Ю.Ф. административного надзора.
В соответствии с положениями ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч.1 ст. 131 УК РФ относится к категории тяжких, судимость по которым погашается в соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в ред. ФЗ-218-ФЗ от 23 июля 2013 года) по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Учитывая вышеизложенное, в отношении Сезяйкина Ю.Ф. имеется основание для установления административного надзора на срок 8 лет, поскольку судимость по приговору от 15 марта 2016 года погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания, т.е. 06 декабря 2027 года.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом изложенных выше положений Федерального закона об административном надзоре, суд приходит к выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Сезяйкина Ю.Ф., имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений на срок восемь лет, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту его жительства, за вычетом срока, истекшего после отбытия.
В соответствии со ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить в отношении поднадзорного лица одно или несколько административных ограничений, предусмотренные ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ.
Решая вопрос об установлении Сезяйкину Ю.Ф. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 8 ст. 272 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и конкретные административные ограничения. При этом суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом (ч. 8 ст. 272 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (п.1 ч.2 ст.4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Из представленных материалов, личного дела осуждённого усматривается, что осужденный Сезяйкин Ю.Ф. отбывает срок уголовного наказания в ФКУ ИК-6 с 01 июня 2021 года, характеризуется отрицательно. За время отбывания наказания имеет 1 взыскание, поощрений не имеет. Из индивидуально-профилактических бесед выводы делает не всегда. С представителями администрации учреждения ведет себя не всегда вежливо и тактично, общается с осужденными, характеризующимися как положительно, так и отрицательно. Вину в совершенном преступлении в суде признал.
Руководствуясь целями и задачами Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ, принимая во внимание обстоятельства совершения преступления, имеющиеся сведения, характеризующие административного ответчика, его поведение как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания, суд считает необходимым установить в отношении Сезяйкина Ю.Ф. административный надзор на срок 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с возложением административного ограничения: являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 (два) раза в месяц для регистрации.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ в течение срока административного надзора с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений на основании заявления органа внутренних дел суд может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
В то же время, согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Таким образом, при выполнении установленных законом условий Сезяйкин Ю.Ф. вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии к Сезяйкину Юрию Феликсовичу, освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить в отношении Сезяйкина Юрия Феликсовича административный надзор на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 15 марта 2016 года.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В период административного надзора установить Сезяйкину Юрию Феликсовичу административное ограничение в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 (два) раза в месяц для регистрации.
Разъяснить Сезяйкину Ю.Ф., что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
Предупредить Сезяйкина Ю.Ф., что в случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составлено 16 июля 2021 года.
Председательствующий: судья С.В. Елёхин