ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1202/2021 от 19.04.2022 Ипатовского районного суда (Ставропольский край)

Дело №2а-87/2022 (2а-1202/2021)

26RS0015-01-2021-002418-16

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

19 апреля 2022 года г. Ипатово

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе судьи Деевой И.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Анжеровской К.В.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Ипатовского района Тенищевой Л.Е.,

представителя административного ответчика администрации Ипатовского ГО ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-87/2022 по административному иску прокурора Ипатовского района Ставропольского края Мануйлова А.И., действующего в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, управлению по работе с территориями администрации Ипатовского ГО о признании незаконным бездействие административных ответчиков и обязании выполнить определенные действия,

установил:

прокурор Ипатовского района Ставропольского края Мануйлов А.И., в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, обратился в суд с административным иском (впоследствии уточнив его) к администрации Ипатовского ГО (далее – администрация ИГО), управлению по работе с территориями администрации ИГО, в котором просит признать действия административных ответчиков в части непринятия в 2021 году должных мер по актуализации Схемы теплоснабжения Ипатовского ГО. Обязать административных ответчиков в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести актуализацию Схемы теплоснабжения Ипатовского ГО путём включения в перечень домов с возможностью перехода на индивидуальные источники теплоснабжения, содержащийся в указанной Схеме теплоснабжения, сведений о многоквартирных домах, расположенных по адресам: Ставропольский край, Ипатовский ГО, <...>, Ставропольский край, Ипатовский ГО, <...>, Ставропольский край, Ипатовский ГО, <...>.

В обоснование доводов указывает, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о теплоснабжении, в результате которой установлено, что исполнительными органами местного самоуправления ненадлежащим образом реализуются полномочия в указанной сфере в Ипатовском городском округе.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах поселения теплоснабжения населения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1, пп. 5 п. 1 1 ст. 2 Положения об управлении по работе с территориями администрации ИГО, утверждённого решением Думы Ипатовского ГО СК от 12.12.2017 №78, последнее входит в структуру и является отраслевым (функциональным) органом администрации ИГО, осуществляющим указанные в настоящем положении функции на территории населённых пунктов Ипатовского ГО СК.

Основными задачами управления по работе с территориями является, в том числе организация в границах Ипатовского ГО теплоснабжения населения, в пределах полномочий установленных законодательством РФ.

В статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) прописаны полномочия органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения, в том числе утверждению схем теплоснабжения.

В соответствии с ч. 15 ст. 14 Закона № 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 отражены разделы порядка разработки и утверждения схемы теплоснабжения.

Согласно п. 2 Положения №154 проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления городских округов (далее – органы местного самоуправления), уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения (далее – органы исполнительной власти городов федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами (далее – ответственные лица) по решению ответственных.

Согласно п. 9 Положения №154 проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается с соблюдением следующих принципов: обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения с учетом экономической обоснованности; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

В соответствии с п. 11 Положения №154 в части, не противоречащей актуализированной схеме теплоснабжения, применяется: схема теплоснабжения; предшествующая актуализированная схема (схемы) теплоснабжения.

Установлено, что постановлением администрации Ипатовского ГО от 28.05.2021 № 682 утверждена актуализированная схема теплоснабжения Ипатовского ГО (далее – Схема теплоснабжения).

В многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Циолковского, 14, г. Ипатово, в котором 7 из 24 квартир на основании ранее полученных разрешений органа местного самоуправления собственниками переведены жилые помещения на индивидуальные источники отопления, а 17 квартир отапливаются от централизованной системы отопления, собственники жилых помещений выражают своё желание так же перейти на индивидуальные источники теплоснабжения.

В многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Ленинградская, 56, г. Ипатово, в котором 7 из 68 квартир на основании ранее полученных разрешений органа местного самоуправления собственниками переведены жилые помещения на индивидуальные источники отопления, а 61 квартира отапливается от централизованной системы отопления, собственники жилых помещений выражают своё желание так же перейти на индивидуальные источники теплоснабжения.

В многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Орджоникидзе, 68, г. Ипатово, в котором 2 из 20 квартир на основании ранее полученных разрешений органа местного самоуправления собственниками переведены жилые помещения на индивидуальные источники отопления, а 18 квартир отапливаются от централизованной системы отопления, собственники жилых помещений выражают своё желание так же перейти на индивидуальные источники теплоснабжения.

Вышеуказанные многоквартирные дома включены в Схему теплоснабжения Ипатовского ГО на 2019 год и на период до 2029 года, утверждённую постановлением администрации ИГО от 20.05.2019 №783 (далее – Схема теплоснабжения №783).

Согласно п. 2.2 Схемы теплоснабжения №783 вышеуказанные многоквартирные дома имеют возможность перехода на индивидуальное поквартирное отопление.

Главой 7 Схемы теплоснабжения №783 предусмотрено, что при низкой плотности тепловых нагрузок более эффективно использовать индивидуальные источники тепловой энергии, в связи с чем жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Ставропольский край, Ипатовский ГО, <...>, Ставропольский край, Ипатовский ГО, <...>, Ставропольский край, Ипатовский ГО, <...>, которые оборудованы индивидуальными теплогенераторами в целях отопления согласованы на отключения от централизованной системы отопления в связи с переходом на поквартирное отопление (письмо ГУП СК «Крайтеплоэнерго» №02/3-229 от 25.01.2019).

Учитывая требования п. 11 Положения №154 в соответствии с которой в части, не противоречащей актуализированной схеме теплоснабжения, применяется в том числе предшествующая актуализированная схема (схемы) теплоснабжения, невключение вышеуказанных домов в Схему теплоснабжения создает препятствия гражданам в осуществлении ими права на выбор коммунальной услуги (способа теплоснабжения), что нарушает один из основных принципов разработки и утверждения схем теплоснабжения, а именно соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

На обозначенную проблему неоднократно обращались собственники жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам.

По результатам проведенной проверки прокурором района 30.07.2021 в адрес главы администрации ИГО внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении.

01.09.2021 данное представление рассмотрено и удовлетворено, однако конкретных действенных мер по устранению нарушений закона до настоящего времени администрацией ИГО не принято.

Предъявляя настоящее административное исковое заявление, прокурор района действует в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, которые являются пенсионерами по возрасту и не имеет юридических познаний, соответственно самостоятельно не может отстаивать свои интересы в суде.

В судебном заседании представитель административного истца Тенищева Л.Е. поддержала уточнённый административный иск, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации округа ФИО1 в судебном заседании признала требования административного иска, не возражала против его удовлетворения, о чём ранее подано письменное заявление о признании иска ответчиком.

Представитель административного ответчика управления по работе с территориями администрации ИГО, в судебное заседание не явился, представив письменное заявление о признании иска ответчиком и рассмотрении дела в их отсутствие.

Представителя заинтересованного лица ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» ФИО5 в судебное заседание не явилась, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заинтересованные лица ФИО3, ФИО2, ФИО4, извещённые надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От ФИО3 поступили дополнения в административному иску, в которых она с требованиями уточнённого административного иска прокурора района согласна и просит удовлетворить.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о теплоснабжении, в результате которой установлено, что исполнительными органами местного самоуправления ненадлежащим образом реализуются полномочия в указанной сфере в Ипатовском городском округе.

Установлено, что постановлением администрации Ипатовского ГО от 28.05.2021 № 682 утверждена актуализированная схема теплоснабжения Ипатовского ГО.

В многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Циолковского, 14, г. Ипатово, в котором 7 из 24 квартир на основании ранее полученных разрешений органа местного самоуправления собственниками переведены жилые помещения на индивидуальные источники отопления, а 17 квартир отапливаются от централизованной системы отопления, собственники жилых помещений выражают своё желание так же перейти на индивидуальные источники теплоснабжения, что подтверждается многочисленными обращениями в администрацию ИГО, а также прокуратуру района.

В многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Ленинградская, 56, г. Ипатово, в котором 7 из 68 квартир на основании ранее полученных разрешений органа местного самоуправления собственниками переведены жилые помещения на индивидуальные источники отопления, а 61 квартира отапливается от централизованной системы отопления, собственники жилых помещений выражают своё желание так же перейти на индивидуальные источники теплоснабжения, что подтверждается многочисленными обращениями в администрацию ИГО, а также прокуратуру района.

В многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Орджоникидзе, 68, г. Ипатово, в котором 2 из 20 квартир на основании ранее полученных разрешений органа местного самоуправления собственниками переведены жилые помещения на индивидуальные источники отопления, а 18 квартир отапливаются от централизованной системы отопления, собственники жилых помещений выражают своё желание так же перейти на индивидуальные источники теплоснабжения, что подтверждается многочисленными обращениями в администрацию ИГО, а также прокуратуру района.

Вышеуказанные многоквартирные дома включены в Схему теплоснабжения Ипатовского ГО на 2019 год и на период до 2029 года, утверждённую постановлением администрации ИГО от 20.05.2019 №783.

Ранее вышеуказанные многоквартирные дома были включены в Схему теплоснабжения муниципального образования Ипатовского ГО на 2019 год и на период до 2029 года, утвержденную постановлением администрации Ипатовского городского округа от 20.05.2019 № 783.

Согласно п. 2.2 Схемы теплоснабжения № 783 вышеуказанные многоквартирные дома имеют возможность перехода на индивидуальное поквартирное отопление.

Главой 7 Схемы теплоснабжения № 783 предусмотрено, что при низкой плотности тепловых нагрузок более эффективно использовать индивидуальные источники тепловой энергии, в связи с чем жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Ставропольский край, Ипатовский ГО, <...>, Ставропольский край, Ипатовский ГО, <...>, Ставропольский край, Ипатовский ГО, <...>, которые оборудованы индивидуальными теплогенераторами в целях отопления согласованы на отключения от централизованной системы отопления в связи с переходом на поквартирное отопления (письмо ГУП СК «Крайтеплоэнерго» № 02/3-229 от 25.01.2019).

По данному вопросу неоднократно обращались собственники жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам. По результатам проведенной проверки прокурором района 30.07.2021 в адрес главы администрации Ипатовского ГО внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении, которое 01.09.2021 рассмотрено и удовлетворено, однако конкретных действенных мер по устранению нарушений закона до настоящего времени администрацией Ипатовского ГО не принято, а вопросы, связанные с реализацией собственниками жилых помещений в многоквартирных домах возможности перехода на индивидуальные источники отопления продолжают оставаться актуальными в Ипатовском городском округе.

В судебном заседании от представителей административных ответчиков поступили письменные заявления о признании административного иска, которые приобщены к материалам административного дела.

В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

С учётом обстоятельств установленных по делу, суд находит признание административного иска административным ответчиком, не противоречащим закону и не нарушающим права и законные интересы других лиц, а поэтому принимает признание административного иска административным ответчиком.

Согласно ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

административный иск прокурора Ипатовского района Ставропольского края Мануйлова А.И., действующего в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, управлению по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействие администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края и управления по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края и обязании выполнить определенные действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края и управления по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края в части непринятия в 2021 году должных мер по актуализации Схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа.

Обязать администрацию Ипатовского городского округа Ставропольского края и управление по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести актуализацию Схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа путём включения в перечень домов с возможностью перехода на индивидуальные источники теплоснабжения, содержащийся в указанной Схеме теплоснабжения, сведений о многоквартирных домах, расположенных по адресам: Ставропольский край, Ипатовский городской округ, <...>, Ставропольский край, Ипатовский городской округ, <...>, Ставропольский край, Ипатовский городской округ, <...>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательном виде. Мотивированное решение принято 20.04.2022.

Судья