Дело №2а-87/2022 (2а-1202/2021)
26RS0015-01-2021-002418-16
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
19 апреля 2022 года г. Ипатово
Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе судьи Деевой И.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Анжеровской К.В.,
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Ипатовского района Тенищевой Л.Е.,
представителя административного ответчика администрации Ипатовского ГО Зубко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-87/2022 по административному иску прокурора Ипатовского района Ставропольского края Мануйлова А.И., действующего в интересах Таридонова С.И., Вильготской Е.А., Изотовой Г.М. к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, управлению по работе с территориями администрации Ипатовского ГО о признании незаконным бездействие административных ответчиков и обязании выполнить определенные действия,
установил:
прокурор Ипатовского района Ставропольского края Мануйлов А.И., в интересах Таридонова С.И., Вильготской Е.А., Изотовой Г.М., обратился в суд с административным иском (впоследствии уточнив его) к администрации Ипатовского ГО (далее – администрация ИГО), управлению по работе с территориями администрации ИГО, в котором просит признать действия административных ответчиков в части непринятия в 2021 году должных мер по актуализации Схемы теплоснабжения Ипатовского ГО. Обязать административных ответчиков в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести актуализацию Схемы теплоснабжения Ипатовского ГО путём включения в перечень домов с возможностью перехода на индивидуальные источники теплоснабжения, содержащийся в указанной Схеме теплоснабжения, сведений о многоквартирных домах, расположенных по адресам: Ставропольский край, Ипатовский ГО, г. Ипатово, ул. Циолковского, 14, Ставропольский край, Ипатовский ГО, г. Ипатово, ул. Ленинградская, 56, Ставропольский край, Ипатовский ГО, г. Ипатово, ул. Орджоникидзе, 68.
В обоснование доводов указывает, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о теплоснабжении, в результате которой установлено, что исполнительными органами местного самоуправления ненадлежащим образом реализуются полномочия в указанной сфере в Ипатовском городском округе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах поселения теплоснабжения населения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1, пп. 5 п. 1 1 ст. 2 Положения об управлении по работе с территориями администрации ИГО, утверждённого решением Думы Ипатовского ГО СК от 12.12.2017 №78, последнее входит в структуру и является отраслевым (функциональным) органом администрации ИГО, осуществляющим указанные в настоящем положении функции на территории населённых пунктов Ипатовского ГО СК.
Основными задачами управления по работе с территориями является, в том числе организация в границах Ипатовского ГО теплоснабжения населения, в пределах полномочий установленных законодательством РФ.
В статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) прописаны полномочия органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения, в том числе утверждению схем теплоснабжения.
В соответствии с ч. 15 ст. 14 Закона № 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 отражены разделы порядка разработки и утверждения схемы теплоснабжения.
Согласно п. 2 Положения №154 проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления городских округов (далее – органы местного самоуправления), уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения (далее – органы исполнительной власти городов федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами (далее – ответственные лица) по решению ответственных.
Согласно п. 9 Положения №154 проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается с соблюдением следующих принципов: обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения с учетом экономической обоснованности; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
В соответствии с п. 11 Положения №154 в части, не противоречащей актуализированной схеме теплоснабжения, применяется: схема теплоснабжения; предшествующая актуализированная схема (схемы) теплоснабжения.
Установлено, что постановлением администрации Ипатовского ГО от 28.05.2021 № 682 утверждена актуализированная схема теплоснабжения Ипатовского ГО (далее – Схема теплоснабжения).
В многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Циолковского, 14, г. Ипатово, в котором 7 из 24 квартир на основании ранее полученных разрешений органа местного самоуправления собственниками переведены жилые помещения на индивидуальные источники отопления, а 17 квартир отапливаются от централизованной системы отопления, собственники жилых помещений выражают своё желание так же перейти на индивидуальные источники теплоснабжения.
В многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Ленинградская, 56, г. Ипатово, в котором 7 из 68 квартир на основании ранее полученных разрешений органа местного самоуправления собственниками переведены жилые помещения на индивидуальные источники отопления, а 61 квартира отапливается от централизованной системы отопления, собственники жилых помещений выражают своё желание так же перейти на индивидуальные источники теплоснабжения.
В многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Орджоникидзе, 68, г. Ипатово, в котором 2 из 20 квартир на основании ранее полученных разрешений органа местного самоуправления собственниками переведены жилые помещения на индивидуальные источники отопления, а 18 квартир отапливаются от централизованной системы отопления, собственники жилых помещений выражают своё желание так же перейти на индивидуальные источники теплоснабжения.
Вышеуказанные многоквартирные дома включены в Схему теплоснабжения Ипатовского ГО на 2019 год и на период до 2029 года, утверждённую постановлением администрации ИГО от 20.05.2019 №783 (далее – Схема теплоснабжения №783).
Согласно п. 2.2 Схемы теплоснабжения №783 вышеуказанные многоквартирные дома имеют возможность перехода на индивидуальное поквартирное отопление.
Главой 7 Схемы теплоснабжения №783 предусмотрено, что при низкой плотности тепловых нагрузок более эффективно использовать индивидуальные источники тепловой энергии, в связи с чем жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Ставропольский край, Ипатовский ГО, г. Ипатово, ул. Циолковского, 14, Ставропольский край, Ипатовский ГО, г. Ипатово, ул. Ленинградская, 56, Ставропольский край, Ипатовский ГО, г. Ипатово, ул. Орджоникидзе, 68, которые оборудованы индивидуальными теплогенераторами в целях отопления согласованы на отключения от централизованной системы отопления в связи с переходом на поквартирное отопление (письмо ГУП СК «Крайтеплоэнерго» №02/3-229 от 25.01.2019).
Учитывая требования п. 11 Положения №154 в соответствии с которой в части, не противоречащей актуализированной схеме теплоснабжения, применяется в том числе предшествующая актуализированная схема (схемы) теплоснабжения, невключение вышеуказанных домов в Схему теплоснабжения создает препятствия гражданам в осуществлении ими права на выбор коммунальной услуги (способа теплоснабжения), что нарушает один из основных принципов разработки и утверждения схем теплоснабжения, а именно соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
На обозначенную проблему неоднократно обращались собственники жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам.
По результатам проведенной проверки прокурором района 30.07.2021 в адрес главы администрации ИГО внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении.
01.09.2021 данное представление рассмотрено и удовлетворено, однако конкретных действенных мер по устранению нарушений закона до настоящего времени администрацией ИГО не принято.
Предъявляя настоящее административное исковое заявление, прокурор района действует в интересах Таридонова С.И., Вильготской Е.А., Изотовой Г.М., которые являются пенсионерами по возрасту и не имеет юридических познаний, соответственно самостоятельно не может отстаивать свои интересы в суде.
В судебном заседании представитель административного истца Тенищева Л.Е. поддержала уточнённый административный иск, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации округа Зубко Д.А. в судебном заседании признала требования административного иска, не возражала против его удовлетворения, о чём ранее подано письменное заявление о признании иска ответчиком.
Представитель административного ответчика управления по работе с территориями администрации ИГО, в судебное заседание не явился, представив письменное заявление о признании иска ответчиком и рассмотрении дела в их отсутствие.
Представителя заинтересованного лица ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» Титова Т.В. в судебное заседание не явилась, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заинтересованные лица Вильготская Е.А., Таридонов С.И., Изотова Г.М., извещённые надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От Вильготской Е.А. поступили дополнения в административному иску, в которых она с требованиями уточнённого административного иска прокурора района согласна и просит удовлетворить.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о теплоснабжении, в результате которой установлено, что исполнительными органами местного самоуправления ненадлежащим образом реализуются полномочия в указанной сфере в Ипатовском городском округе.
Установлено, что постановлением администрации Ипатовского ГО от 28.05.2021 № 682 утверждена актуализированная схема теплоснабжения Ипатовского ГО.
В многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Циолковского, 14, г. Ипатово, в котором 7 из 24 квартир на основании ранее полученных разрешений органа местного самоуправления собственниками переведены жилые помещения на индивидуальные источники отопления, а 17 квартир отапливаются от централизованной системы отопления, собственники жилых помещений выражают своё желание так же перейти на индивидуальные источники теплоснабжения, что подтверждается многочисленными обращениями в администрацию ИГО, а также прокуратуру района.
В многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Ленинградская, 56, г. Ипатово, в котором 7 из 68 квартир на основании ранее полученных разрешений органа местного самоуправления собственниками переведены жилые помещения на индивидуальные источники отопления, а 61 квартира отапливается от централизованной системы отопления, собственники жилых помещений выражают своё желание так же перейти на индивидуальные источники теплоснабжения, что подтверждается многочисленными обращениями в администрацию ИГО, а также прокуратуру района.
В многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Орджоникидзе, 68, г. Ипатово, в котором 2 из 20 квартир на основании ранее полученных разрешений органа местного самоуправления собственниками переведены жилые помещения на индивидуальные источники отопления, а 18 квартир отапливаются от централизованной системы отопления, собственники жилых помещений выражают своё желание так же перейти на индивидуальные источники теплоснабжения, что подтверждается многочисленными обращениями в администрацию ИГО, а также прокуратуру района.
Вышеуказанные многоквартирные дома включены в Схему теплоснабжения Ипатовского ГО на 2019 год и на период до 2029 года, утверждённую постановлением администрации ИГО от 20.05.2019 №783.
Ранее вышеуказанные многоквартирные дома были включены в Схему теплоснабжения муниципального образования Ипатовского ГО на 2019 год и на период до 2029 года, утвержденную постановлением администрации Ипатовского городского округа от 20.05.2019 № 783.
Согласно п. 2.2 Схемы теплоснабжения № 783 вышеуказанные многоквартирные дома имеют возможность перехода на индивидуальное поквартирное отопление.
Главой 7 Схемы теплоснабжения № 783 предусмотрено, что при низкой плотности тепловых нагрузок более эффективно использовать индивидуальные источники тепловой энергии, в связи с чем жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Ставропольский край, Ипатовский ГО, г. Ипатово, ул. Циолковского, д. 14, Ставропольский край, Ипатовский ГО, г. Ипатово, ул. Ленинградская, д. 56, Ставропольский край, Ипатовский ГО, г. Ипатово, ул. Орджоникидзе, д. 68, которые оборудованы индивидуальными теплогенераторами в целях отопления согласованы на отключения от централизованной системы отопления в связи с переходом на поквартирное отопления (письмо ГУП СК «Крайтеплоэнерго» № 02/3-229 от 25.01.2019).
По данному вопросу неоднократно обращались собственники жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам. По результатам проведенной проверки прокурором района 30.07.2021 в адрес главы администрации Ипатовского ГО внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении, которое 01.09.2021 рассмотрено и удовлетворено, однако конкретных действенных мер по устранению нарушений закона до настоящего времени администрацией Ипатовского ГО не принято, а вопросы, связанные с реализацией собственниками жилых помещений в многоквартирных домах возможности перехода на индивидуальные источники отопления продолжают оставаться актуальными в Ипатовском городском округе.
В судебном заседании от представителей административных ответчиков поступили письменные заявления о признании административного иска, которые приобщены к материалам административного дела.
В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
С учётом обстоятельств установленных по делу, суд находит признание административного иска административным ответчиком, не противоречащим закону и не нарушающим права и законные интересы других лиц, а поэтому принимает признание административного иска административным ответчиком.
Согласно ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
административный иск прокурора Ипатовского района Ставропольского края Мануйлова А.И., действующего в интересах Таридонова С.И., Вильготской Е.А., Изотовой Г.М., к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, управлению по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействие администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края и управления по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края и обязании выполнить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края и управления по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края в части непринятия в 2021 году должных мер по актуализации Схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа.
Обязать администрацию Ипатовского городского округа Ставропольского края и управление по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести актуализацию Схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа путём включения в перечень домов с возможностью перехода на индивидуальные источники теплоснабжения, содержащийся в указанной Схеме теплоснабжения, сведений о многоквартирных домах, расположенных по адресам: Ставропольский край, Ипатовский городской округ, г. Ипатово, ул. Циолковского, 14, Ставропольский край, Ипатовский городской округ, г. Ипатово, ул. Ленинградская, 56, Ставропольский край, Ипатовский городской округ, г. Ипатово, ул. Орджоникидзе, 68.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательном виде. Мотивированное решение принято 20.04.2022.
Судья