ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1202/2022 от 29.07.2022 Чапаевского городского суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-1202/2022 по административному исковому заявлению МИФНС России №16 по Самарской области к Финогенову ФИО6 о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец - МИФНС России №16 по Самарской области обратился в суд к Финогенову А.В. с вышеуказанным иском, в котором просил суд взыскать с административного ответчика задолженность: по транспортному налогу за год пени в размере рубля, за год пеня в размере рублей, за год пеня в размере рублей, за год пеня в размере рубля; по налогу на имущество физических лиц за год пени в размере рублей, за год пеня в размере рублей, по земельному налогу за г. - пеня в размере руб., а всего рублей.

В обоснование административного иска указали, что Финогенов А.В. является налогоплательщиком указанных налогов, в связи, с чем ему были направлены требования об уплате, однако задолженность по налогам уплачена административным ответчиком несвоевременно, в связи, с чем на сумму задолженности начислены пени в заявленном к взысканию размере. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили суд взыскать с ответчика пени, начисленные на задолженность по налогам, в связи с несвоевременной оплатой.

В судебное заседание административный истец явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещался судом надлежащим образом.

От представителя Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик Финогенов А.В. просил в иске отказать и применить срок исковой давности.

Суд, выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций закреплены в главе 32 КАС РФ.

Так, в статье 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля над уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущенный указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обязательств, предусматривающих уплату налога и сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Судом установлено, что Финогенов А.В. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области в качестве налогоплательщика транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Ответчиком его обязанность по уплате указанных налогов не оспаривается.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

Согласно ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Из материалов дела следует, что Финогенову А.В. направлены налоговые уведомления на сумму рублей, налоговое уведомление от на сумму рублей, уведомление от на сумму рублей, налоговое уведомление от на сумму рублей, уведомление от , уведомление от на сумму руб., а также выставлено требование об уплате налогов с сроком уплаты до , со сроком уплаты до , со сроком уплаты до , со сроком уплаты до (на сумму, превышающую рублей), по адресу регистрации ответчика.

Согласно пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога; требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки; требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах; требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней от даты направления заказного письма.

Пунктом 2 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с несвоевременной оплатой налогов начислены пени на сумму задолженности.

В связи с неоплатой задолженности по налогам и пени, М ИФНС по обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка судебного района от судебный приказ отменен, что послужило основанием для обращения с настоящим административным иском.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).

Из материалов дела (л.д.191) следует, что транспортный налог за год взыскан с Финогенова А.В. на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка от , который вступил в законную силу и не оспаривался должником.

Транспортный налог за год взыскан с Финогенова А.В. на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка от , который вступил в законную силу и не оспаривался должником.

Транспортный налог и налог на имущество за год взысканы с Финогенова А.В. на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка от , который вступил в законную силу и не оспаривался должником.

Доказательств обращения в суд за принудительным взысканием земельного налога за г., налога на имущество за год, транспортного налога за г. не представлено.

Таким образом, начисление налогов за спорные периоды ответчиком не оспаривалось, судебные приказы не отменялись.

Согласно п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.

Из материалов дела следует, что транспортный налог за год был полностью уплачен (л.д.12), потому выставление пени на сумму транспортного налога - рублей было возможно до , требование было выставлено , то есть в срок, установленный ст. 70 НК РФ.

Из материалов дела следует, что транспортный налог за год не уплачен в полном размере до настоящего времени, потому выставление требования по пени на сумму транспортного налога - рублей было возможно, и не противоречит ст. 70 НК РФ.

Из материалов дела следует, что транспортный налог за год не уплачен в полном размере до настоящего времени, потому выставление требования по пени на сумму транспортного налога - рублей было возможно, и не противоречит ст. 70 НК РФ.

Вместе с тем, транспортный налог за год был полностью уплачен (л.д.13), потому выставление пени на сумму транспортного налога - рублей было возможно до , однако требование было выставлено , то есть с пропуском срока, установленного ст. 70 НК РФ для требований об уплате задолженности по пеням. В связи с чем, в данной части требование административного истца не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что налог на имущество за год не уплачен в полном размере до настоящего времени, потому выставление требования по пени на сумму налога -1 было возможно, и не противоречит ст. 70 НК РФ.

Налог на имущество за год уплачен в полном размере (л.д.14), потому выставление требования по пени на сумму налога - рублей выставлено , то есть в срок, установленный ст. 70 НК РФ.

Из материалов дела следует, что земельный налог за год уплачен в полном размере , потому требование об уплате пени должно быть направлено налоговым органом в срок до , в связи, с чем требования № по состоянию на , по состоянию на , по состоянию на всего на сумму налога рублей было возможно, и не противоречит ст. 70 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила рублей (ранее действующая редакция - рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила рублей).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила рублей (ранее действующая редакция - рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Срок исполнения самого раннего требования, по которому сумма долга не превысила сумму, установленную ст. 48 НК РФ - , таким образом, налоговый орган обязан обратиться в суд до .

Вместе с тем, по требованию со сроком исполнения требования до , сумма налога превысила , таким образом, налоговый орган должен был обратиться в суд не позднее .

Инспекция обратилась к мировому судье . После отмены судебного приказа инспекция обратилась в суд в исковом порядке , то есть в установленный ст. 48 НК РФ срок.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, указанный срок административным истцом не пропущен.

В связи с вышеизложенным, требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ и ст.333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить частично административное исковое заявление МИФНС России №16 по Самарской области к Финогенову ФИО7 о взыскании обязательных платежей.

Взыскать с Финогенова ФИО8 в пользу МИ ФНС по задолженность по транспортному налогу за год пени в размере рубля, за год пеня в размере рублей, за год пеня в размере рублей; по налогу на имущество физических лиц за год пени в размере рублей, за год пеня в размере рублей, по земельному налогу за г. - пеня в размере руб., а всего копейки.

Взыскать с Финогенова ФИО9 в доход государства госпошлину в размере 420 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Чапаевского городского суда М.Н. Законов

Мотивированное решение суда изготовлено .

Подлинник документа находится в Чапаевском городском суде в материалах административного дела а-1202/2022, 63RS0-98