К делу № 2а – 1203/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 25 апреля 2019 г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи Канаревой М.Е.
при секретаре Чуяко З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Администрации муниципального образования г. Краснодар, Администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар о признании бездействия незаконным, признании незаконным решение, обязании совершить определенные действия,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском о признании незаконным бездействие департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в не приведении Генерального плана застройки г. Краснодар в соответствии с Правилами землепользования и застройки администрации муниципального образования город Краснодар; обязании департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в Генеральный план на территории муниципального образования город Краснодар и Правила землепользования и застройки администрации муниципального образования город Краснодар в части земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, г. Краснодар, с/з ФИО4 (хутор им. Ленина), изменив зону градостроительного зонирования на зону СХ-1; признании незаконным и отмене Уведомления № от 09.10.2018 года, выданного Администрацией Карасунского внутригородского округа г. Краснодар; обязании Администрацию Карасунского внутригородского округа г. Краснодар выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров садового дома установленным параметрам и допустимости размещения садового дома на земельном участке на основании заявления от 02.10 2018 года; признании незаконным и отмене Решения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар от 23.10.2018г. № 20/03-5559 об отказе в изменении вида разрешенного использования; обязании Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар изменить вид разрешенного использования земельного участка общей площадью 600 кв.м., расположенного в городе Краснодар с/з ФИО4 (хутор им. Ленина), кадастровый номер № с разрешенным видом использования «для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств» на разрешенным видом использования «ведение дачного хозяйства» (для садоводства); обязании Управление Росреестра по Краснодарскому краю внести в ЕГРН изменения о земельном участке путем осуществления государственного учета изменений с вида - «для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств», на вид - «ведение дачного хозяйства».
ФИО2 обратилась в суд с иском о признании незаконным бездействие департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в не приведении Генерального плана застройки г. Краснодар в соответствии с Правилами землепользования и застройки администрации муниципального образования город Краснодар; обязании департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в Генеральный план на территории муниципального образования город Краснодар и Правила землепользования и застройки администрации муниципального образования город Краснодар в части земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, с/з ФИО4 (хутор им. Ленина), в части указанного земельного участка, изменив зону функционального зонирования на жилую зону - зону садоводческих товариществ; признании незаконным и отмене Уведомления от 14.01.2019г. №, выданного Администрацией Карасунского внутригородского округа г. Краснодар; обязании Администрацию Карасунского внутригородского округа г. Краснодар в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров садового дома установленным параметрам и допустимости размещения садового дома на земельном участке на основании Заявления от 10 января 2019 года.
Определением Советского райсуда г. Краснодара от 19.02.2019 г указанные гражданские дела объединены в одно производство (т. 2 л.д. 195).
В ходе судебного разбирательства административные истцы уточнили исковые требования, просили:
1. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования г. Краснодар и Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в не приведении Генерального плана г. Краснодар и Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар в соответствие с фактическим использованием земельных участков, и обязать Администрацию муниципального образования г. Краснодар и Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар:
1.1 обеспечить внесение изменений в Генеральный план муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка, принадлежащего ФИО1, площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, с/з ФИО4 (хутор им. Ленина), изменив зону функционального зонирования с зоны рекреационного назначения на зону садоводческих товариществ, в том числе: подготовить проект внесения изменений в Генеральный план муниципального образования г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы г. Краснодара;
1.2 обеспечить внесение изменений в действующие Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка, принадлежащего ФИО1, площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, с/з ФИО4 (хутор им. Ленина), изменив зону территориального зонирования с зоны зеленых насаждений общего пользования (РО) на зону садоводческих товариществ (СХ-1), в том числе: подготовить проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы г. Краснодара;
1.3 обеспечить внесение изменений в Генеральный план муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка, принадлежащего Сурковой Л.Л, площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, с/з ФИО4 (хутор им. Ленина), изменив зону функционального зонирования с зоны рекреационного назначения на зону садоводческих товариществ, в том числе: подготовить проект внесения изменений в Генеральный план муниципального образования г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы г. Краснодара;
1.4 обеспечить внесение изменений в действующие Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка, принадлежащего ФИО2, площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, с/з ФИО4 (хутор им. Ленина), изменив зону территориального зонирования с зоны зеленых насаждений общего пользования (РО) на зону садоводческих товариществ (СХ-1), в том числе: подготовить проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории м.о. г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы г. Краснодара;
2. Признать незаконными и отменить Уведомления № от 09 октября 2018 года и № от 14.01.2019г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения садового дома на земельном участке, выданные Администрацией Карасунского внутригородского округа г. Краснодар, и обязать административного ответчика - Администрацию Карасунского внутригородского округа г. Краснодар выдать уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров садового дома установленным параметрам и допустимости размещения садового дома на земельных участках на основании заявлений ФИО1 от 09 октября 2018 года и ФИО2 от 14 января 2019 года.
3. Признать незаконным и отменить Решение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар от 23.10.2018г. № 20/03-5559 об отказе в изменении вида разрешенного использования в отношении земельного участка, принадлежащего ФИО1, площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №.
4. Обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар изменить вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ФИО1, общей площадью 600 кв.м., расположенного в городе Краснодар с/з ФИО4 (хутор им. Ленина), кадастровый № с вида «для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств» на вид «ведение садоводства».
5. Указать, что для Управления Росреестра по Краснодарскому краю решение суда является основанием для осуществления государственного учета изменений в Едином государственном реестре недвижимости в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №: с вида – «для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств», на вид – «ведение садоводства».
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании ФИО1, действующая в своих интересах и в защиту интересов ФИО2 на основании доверенности, пояснила, что Постановлением Администрации г. Краснодара № 61 от 07.02.1992 г гражданам (согласно списку) были выделены земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского хозяйства. Из указанных земель земельный участок площадью 2 га был предоставлен ФИО3 и за которым на основании постановления от 2005 г было зарегистрировано право собственности на землю с видом разрешенного использования для крестьянского (фермерского) хозяйства; в 2008 г ФИО3 на основании договора дарения подарил указный земельный участок площадью 2га сыну ФИО7, который размежевал их на 30 участков, поставив на государственный кадастровый учет. Один из участков площадью 600 кв.м. ФИО7 в 2016 г продал ФИО1, другой также площадью 600 кв.м. продал ФИО2, при этом, просила учесть, что при проведении Управлением Росреестра правовой экспертизы регистрация перехода права собственности была проведена без каких-либо ограничений. Административными истцами получены свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки категории – земли населенных пунктов, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства). Указанные земельные участки вошли в состав ДНТ «Виктория и К», ФИО8 и ФИО2 приняты в члены указанного ДНТ. Административные истцы неоднократно обращались с августа 2017 года к административным ответчикам с заявлением о внесении изменений в Генеральный план, Правила землепользования и застройки в отношении принадлежащих им земельных участков, однако каждый раз получали не мотивированные отказы. Таким образом, нарушаются права и законные интересы административных истцов в части запрета на строительство на земельных участках с видом разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Просила учесть, что указанные участки находятся в замкнутой зоне, окруженной с трех сторон малоэтажной жилой застройкой коттеджного поселка “Виктория” и использование данных участков площадью 600 кв.м. в качестве рекреационной зоны невозможно ввиду их мизерной площади, а также отсутствия лесов, водоемов и иной инфраструктуры, предусмотренной для зоны отдыха и лесопарков. Просила уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО5 настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований. Пояснила, что ФИО1 в 2017 г, 2018 г обращалась с заявлениями в Администрацию муниципального образования, департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар об изменении вида разрешенного использования в соответствии с правоустанавливающими документами, однако, в удовлетворении заявлений было отказано. Также административные истцы обращались в Администрацию Карасунского внутригородского округа г. Краснодар с Уведомлением о планируемом строительстве садового дома на земельном участке, однако был дан ответ о недопущении размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с тем, что указанные участки находятся в зоне рекреационного назначения (лесопарки). Просила учесть, что при проведении публичных слушаний осталось без внимания позиция представителя общественности о не включении в реакционные зоны участки, находящиеся в собственности конкретных лиц; кроме того, указала, что при утверждении Генерального плана не было учтено, что реакционная зона определена на участки, находящиеся в собственности физических лиц с 1992 г. Указала, что в соответствии с п. 16 ст. 24 ГрК РФ физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности ФИО6 возражал против удовлетворения исковых требований. Просил в иске отказать.
В судебном заседании представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар по доверенности ФИО6 возражал против удовлетворения исковых требований. Просил в иске отказать.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодар по доверенности ФИО9 возражал против удовлетворения административных исковых требований в части признания незаконным и отмене Уведомлений № от 09 октября 2018 года, № от 14.01.2019г. и выдачи уведомлений о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров садового дома установленным параметрам и допустимости размещения садового дома на земельных участках на основании заявлений ФИО1 от 09 октября 2018 года и ФИО2 от 14 января 2019 года; в остальной части полагалась на усмотрение суда.
Представитель 3-го лица Управления Росреестра по КК в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Допрошенная в ходе судебного разбирательства специалист департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО10 пояснила, что в 2010 г земельные участки с кадастровыми номерами № не были зонированы, на дату утверждения генерального плана 26.01.2012 г участки отнесены к зоне РО и в 2013 г указанные участки отнесены к зоне Р3 в Правилах землепользования и застройки муниципального образования г. Краснодар.
Суд, выслушав представителей сторон, специалиста, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Постановлению Администрации г. Краснодара 07.02.1992г. № 61 «О выделении земельных участков гражданам для ведения крестьянского хозяйства», указано, что решением Правления коллективного предприятия «Пашковское» от 12.12.1991 г и 04.01.1992 г протокол № 3 признано целесообразным предоставление земельных участков гражданам согласно приложению № 1 как выходцам из состава коллективного предприятия «Пашковское» и принято решение: 1) изъять из землепользования совхоза «ФИО4» земельный участок площадью 53 га (пашня) и предоставить в собственность гражданам для ведения крестьянских хозяйств, согласно приложению № 1; 2) Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам г. Краснодара: … 2.2) выдать документы на право собственности на землю крестьянским хозяйствам без дополнительного принятия постановления администрации города; … 5) установить, что строительство жилых и производственных зданий и сооружений на предоставленном участке крестьянские хозяйства осуществляют после согласования размещения строительства объектов с комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам г. Краснодара, управлением архитектуры и градостроительства, санитарной и природоохранной службами (т. 1 л.д. 19 – 20).
Согласно Приложению № 1 к Постановлению Администрации г. Краснодара 07.02.1992г. № 61, под порядковым номером 15 числится ФИО3, которому причитается участок площадью 2 га (т. 1 л.д. 21).
На имя ФИО3 выдан Государственный Акт на право собственности на землю на основании Постановления Администрации г. Краснодара от 07.02.1992 г № 61 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2 га бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (Акт зарегистрирован в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за № 43 от 27.05.1992 г (т. 1 л.д. 16 – 18).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве) (с изм. от 27.12.1990 г) гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или в собственности, предоставляется право: … в) возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения.
Установлено, что 11 июня 2003 года принят Федеральный закон N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которым также предусмотрено право крестьянских (фермерских) хозяйств возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения.
Установлено, что ФИО3 на основании договора дарения от 30.10.2008г. подарил земельный участок своему сыну ФИО7 (зарегистрировано в ЕГРП 19.11.2008 г запись №).
ФИО7 как единственный собственник принял 15.09.2015 г решение о разделе земельного участка, в результате чего был образованы участки, в том числе участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером № и участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №; кроме того, на указанных землях образован коттеджный поселок «Виктория», на котором возведены одноэтажные жилые дома.
В 2013 году всем указанным землям была присвоена категория – земли населенных пунктов. Кроме того, все участки были отнесены к одному кадастровому кварталу №.
Установлено, что ФИО1 приобрела на основании договора купли-продажи, заключенного 19.09.2016г. с ФИО7, земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; договор зарегистрирован в ЕГРН 29.09.2016 г за №.
ФИО2 приобрела на основании договора купли-продажи, заключенного 26.09.2016г. с ФИО7, земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; договор зарегистрирован в ЕГРН 07.10.2016 г за №.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит карту функциональных зон городского округа.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа определен статьей 24 ГрК РФ, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).
Решением Городской Думы Краснодара от 26 января 2012 г. N 25 п. 15, которое официально опубликовано 05 февраля 2012 г. в вестнике органов местного самоуправления муниципального образования г. Краснодар N 2 (103), утвержден Генеральный план города Краснодара. Генеральный план принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры принятия и официального опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Согласно п. 5 ст. 1 ГрК РФ функциональные зоны - это зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Как установлено судом и видно из материалов дела, административным истцам на праве собственности принадлежат земельные участки входящие в состав ДНТ «Виктория и К», расположенные по адресу: г. Краснодар, с/з «ФИО4» (кадастровый квартал 23:43:0433001), которые относятся к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно карте (схеме) функциональных зон города Краснодара, являющейся неотъемлемой частью Генерального плана, территория ДНТ «Виктория и К» отнесена к функциональной зоне - зоне реакционного назначения. При этом, суд обращает внимание, что исходя из Генерального плана г. Краснодара, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 26.02.2004 № 46 п. 2 «Об утверждении генерального плана города Краснодара» усматривается, что принадлежащие административным истцам земельные участки до утверждения Генерального плана города Краснодара 2012 г. не были включены в функциональные зоны Генерального плана г. Краснодара, находились за границами города Краснодара.
Согласно ч. 12 ст. 9 ГрК РФ, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Суд обращает внимание, что правовой режим принадлежащих административным истцам земельных участков является право собственности для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с частью 10 статьи 24 ГрК РФ заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. При этом в соответствии с частью 6 статьи 28 ГрК РФ участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченный на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
Суд обращает внимание, что в рамках проведения публичных слушаний в отношении рекреационных зон в форме конференции с участием жителей Карасунского внутригородского округа и Пашковского, Старокорсунского сельских округов, было заявлено замечание - не включать в земельные зоны земельные участки, находящиеся в собственности конкретных лиц – указанное замечание было принято к сведению: будет рассмотрено при внесении изменений в карты зонирования генерального плана и Правил землепользования и застройки (т. 1 л.д. 197).
Таким образом, на публичных слушаниях жители высказывали замечания о не включении в рекреационные зоны земельные участки, находящихся в собственности конкретных лиц.
Как следует их фрагментов карты градостроительного зонирования, имеющихся в материалах дела, принадлежащие административным истцам земельные участки по состоянию на 2007 г были отнесены к зоне «СХ1» - зона сельскохозяйственного использования, по состоянию на 20.10.2013 г - отнесены к зоне «Р.3» - зона рекреации краевой выставки достижений сельского хозяйства, по состоянию на 20.11.2014 г также отнесены к зоне «Р.3» - зона рекреации краевой выставки достижений сельского хозяйства (т. 2 л.д. 244, 248, 249).
Суд обращает внимание, что при сравнении фрагментов карт градостроительного зонирования по состоянию на 20.10.2013 г и 20.11.2014 г, на указанных территориях отображены изменения: так, по состоянию на 20.10.2013 г в указанном кадастровом квартале обозначены две зоны – «СХ.1» и «Р.3», тогда как по состоянию на 20.11.2014 г в этом же кадастровом квартале внесены изменения, а именно, дополнены зонами «Ж.1.2» – зона застройки индивидуальными жилыми домами за границами г. Краснодара и зоной «Ж.3» - зона застройки среднеэтажными жилыми домами (т. 2 л.д. 248, 249).
Таким образом, в течение года с октября 2013 по ноябрь 2014 г были внесены изменения в вид разрешенного использования в отношении земельных участков, которые находятся в непосредственной близости от участков, принадлежащих административным истцам.
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3).
Административные истца являются собственниками земельных участков с видом разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, их участки расположены согласно сведениям публичной кадастровой карты в фактической зоне застройки (т. 2 л.д. 260).
Согласно ч. 1 ст. 9 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 5.1 ГрК РФ, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ч. 1).
В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны: … 5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 22 п. 5).
Согласно ч. 1 п. 3 ст. 30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: …3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Статья 31 ГрК РФ устанавливает, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии со ст. 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: … 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (ч. 2 п.п. 2)
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: … 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (ч. 3 п.п. 5).
В связи с внесением изменений 03.08.2018 г в Градостроительный кодекс РФ, которыми упразднен такой вид разрешенного использования как «для ведения крестьянского хозяйства», административные истцы обращались в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Краснодара с просьбой о предоставлении информации о видах разрешенного использования, на которые можно изменить действующий вид разрешенного использования «для ведения крестьянского хозяйства» с целью строительства дома. На запрос получили ответ, что изменить вид разрешенного использования «для ведения крестьянского хозяйства» невозможно, поскольку участки находятся в рекреационной зоне.
Административные истцы в составе других членов ДНТ «Виктория и К» в августе 2018г. обращались в Администрацию муниципального образования г. Краснодара с просьбой об изменении зоны участков с РО на СХ-1. Администрация в своем ответе сообщила, что на заседании комиссии по землепользованию и застройки муниципального образования г. Краснодар принято решение отклонить предложение по внесению изменений в Генеральный план города.
29.01.2018г. обращались к Главе администрации г. Краснодар с просьбой разъяснить результаты публичный слушаний, на которых ДНТ «Виктория и К» было отказано в изменении зоны РО на СХ-1 и разъяснить причину отказа, а также с просьбой изменить рекреационную зону (РО) на зону для ведения садоводства (сх-1). Ответ на данное обращение был получен от Департамента архитектуры и градостроительства, в котором было указано, что на заседании комиссии по землепользованию 07.02.2018г. принято решение отклонить предложение по внесению изменений в Генеральный план города в части изменения функционального зонирования. Причины также не были указаны.
27.02.2018г. был получен повторный ответ от Департамента архитектуры и градостроительства в котором также было указано, что вопрос об изменении зонирования территорий в г. Краснодар будет решаться не ранее принятия нового Генерального плана города при условии выделения средств на подготовку изменений в генплан.
21 февраля 2018 г. ДНТ «Виктория и К» обращалось в соответствии с Постановлением администрации МО город Краснодар от 07.02.2018г. № 480 «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории МО г. Краснодар» в Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар с просьбой об изменении территориальной зоны в отношении земельных участков истцов с зоны 7.1. Зоны зелёных насаждений общего пользования (РО) на территориальную зону 6.1. Зоны садоводческих товариществ (СХ.1), с целью размещения дачных домов и ведения дачного хозяйства. Комиссией повторно было отказано в изменении зоны без указания причин.
06.04.2018г от Департамента архитектуры и градостроительства был получен ответ о том, что на заседании комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар 23.03.2018г. принято решение отклонить предложение по внесению изменений в отношении 30 участков ДНТ «Виктория и К» в Генеральный план города.
25.05.2018г от Департамента архитектуры и градостроительства получен ответ о том, что на заседании комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар 21.05.2018г. принято решение отклонить предложение по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Краснодар в отношении земельных участков административных истцов.
Суд обращает внимание, что отказы не мотивированы.
Исходя из анализа положений ст. 5.1, ч. 1 ст. 9, ч 1 п. 3 ст. 30 ГрК РФ, при составлении документов территориального планирования в целях соблюдения прав и законных интересов правообладателей земельных участков на соответствующих комиссиях должны приниматься аргументированные решения о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных изменений.
Принимая во внимание, что в силу ч. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон, то установление зоны рекреации и отказ в даче разрешения на строительство ограничивает право собственников на пользование своим земельным участком в части возведения жилого дома, при этом, суд учитывает, что указанные земельные участки находятся в собственности физических лиц с 1992 г с видом разрешенного использования, предусматривающего право на возведение жилого дома.
Учитывая, что отказы комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар не аргументированы, то суд приходит к выводу о том, что комиссией не обосновано отказано в возможности сохранения за административными истцами права на возведение жилого дома, что свидетельствует о нарушении прав собственников земельных участков, при этом, суд учитывает, что в силу действующего законодательства такой вид разрешенного использования как «для ведения крестьянского хозяйства» упразднен, данные земельные участки расположены на территории ДНТ «Виктория и К», то суд находит основания для удовлетворения административных исковых требований в части обеспечения внесения в Генеральный план, Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар изменений зоны рекреационного назначения на зону садоводческих товариществ.
Разрешая исковые требования о признания незаконными и отмене Уведомлений о несоответствии, суд исходит из следующего.
02 октября 2018 года ФИО1 в соответствии с ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ обратилась в Администрацию Карасунского внутригородского округа г. Краснодар с Уведомлением о планируемом строительстве садового дома на земельном участке площадью 600 кв.м., расположенном в городе Краснодар с/з ФИО4 (хутор им. Ленина), кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств».
09 октября 2018 года Администрацией Карасунского внутригородского округа г. Краснодар выдано Уведомление № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с тем, что в соответствии с Решением городской Думы г. Краснодара от 26.01.2012г. № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана м.о. г. Краснодар» и Решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» указанный участок находится в зоне рекреационного назначения (лесопарки), где ведение крестьянских (фермерских) хозяйств и возведение садовых домов ни одним из видов разрешенного использования земельных участков не предусмотрены.
10 января 2019 года ФИО2 в соответствии с ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в Администрацию Карасунского внутригородского округа г. Краснодар было подано Уведомление о планируемом строительстве садового дома на земельном участке площадью 600 кв.м., расположенном в городе Краснодар с/з ФИО4 (хутор им. Ленина), кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств».
14 января 2019 года Администрацией Карасунского внутригородского округа г. Краснодар было выдано Уведомление № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с тем, что в соответствии с Решением городской Думы г. Краснодара от 26.01.2012г. № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана м.о. г. Краснодар» и Решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» указанный участок находится в зоне рекреационного назначения (лесопарки), где ведение крестьянских (фермерских) хозяйств и возведение садовых домов ни одним из видов разрешенного использования земельных участков не предусмотрены.
Принимая во внимание, что Администрация Карасунского внутригородского округа г. Краснодара дала ответы в соответствии с действующим законодательством, то суд не находит основания для удовлетворения иска в этой части.
Разрешая исковые требования о признании незаконным и отмене Решений об отказе в изменении вида разрешенного использования, обязании изменить вид разрешенного использования, суд исходит из следующего.
Принимая во внимание, что вид разрешенного использования в Генеральном плане изменяется решением городской Думы Краснодара, то суд не находит основания для удовлетворения иска в этой части.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 186 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Администрации муниципального образования г. Краснодар, Администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар о признании бездействия незаконным, признании незаконным решений, обязанни совершить определенные действия - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования г. Краснодар и Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар обеспечить внесение изменений в Генеральный план муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, с/з ФИО4, изменив зону функционального зонирования с зоны рекреационного назначения на зону садоводческих товариществ «СХ.1», в том числе: подготовить проект внесения изменений в Генеральный план муниципального образования г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы г. Краснодара.
Обязать Администрацию муниципального образования г. Краснодар и Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар обеспечить внесение изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, с/з ФИО4, изменив зону территориального зонирования с зоны рекреационного назначения на зону садоводческих товариществ «СХ.1», в том числе: подготовить проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы г. Краснодара.
Обязать Администрацию муниципального образования г. Краснодар и Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар обеспечить внесение изменений в Генеральный план муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО2, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, с/з ФИО4, изменив зону функционального зонирования с зоны рекреационного назначения на зону садоводческих товариществ «СХ.1», в том числе: подготовить проект внесения изменений в Генеральный план муниципального образования г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы г. Краснодара.
Обязать Администрацию муниципального образования г. Краснодар и Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар обеспечить внесение изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО2, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, с/з ФИО4, изменив зону территориального зонирования с зоны рекреационного назначения на зону садоводческих товариществ «СХ.1», в том числе: подготовить проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы г. Краснодара.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Краснодара.
Судья:
Мотивированное решение
изготовлено 30.04.2019г. Судья: