ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1203/2016 от 05.12.2016 Нефтекумского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-1203/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск 05 декабря 2016 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Гандембул И.В.,

с участием:

представителя административного истца ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю по доверенности К.,

старшего помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Галиной В.А.,

при секретаре Кривченковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю к Агатееву Д.Ю. об установлении административного надзора,

У С Т А Н О В И Л:

ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю обратилось в Нефтекумский районный суд с административным исковым заявлением к Агатееву Д.Ю. об установлении административного надзора, в обоснование которого административный истец указал следующее.

Приговором <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Агатеев Д.Ю.осужден ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года без штрафа, без ограничения свободы, по ч. 2 ст. 325 УК РФ к наказанию в виде исправительных работ в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного сроком на 8 месяцев с удержанием из заработка 15% ежемесячно в доход государств. На основании ч. 2 ст. 69, ст. 71 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 2 месяца без штрафа, без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.

Осужденный Агатеев Д.Ю. за весь период отбывания наказания имеет 2 действующих дисциплинарных взыскания. Поощрений не имеет. Является нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В действиях Агатеева Д.Ю., осужденного за совершение тяжкого преступления, в качестве отягчающего наказание обстоятельства установлен опасный рецидив преступлений.

В связи с изложенным, административный истец просил суд установить в отношении Агатеева Д.Ю.административный надзор на срок восемь лет, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания, тоесть на срок погашения судимости за совершение тяжкого преступления,с административными ограничениями в виде: запрета выезда за пределы <адрес> без разрешения ОМВД по месту жительства или пребывания; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, если это не связано с трудовой деятельностью, обязательной явки один раз в месяц в ОМВД по месту жительства или пребывания для регистрации.

Представитель административного истца К. в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала. Просила суд административный иск ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю удовлетворить, установить в отношении Агатеева Д.Ю. административный надзор на срок восемь лет, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания, то есть на срок погашения судимости за совершение тяжкого преступления. Кроме того, с учетом характеристики осужденного и его поведения в период отбывания наказания, просила установить ему административные ограничения в виде запрета выезда за пределы <адрес> без разрешения ОМВД по месту жительства или пребывания; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, если это не связано с трудовой деятельностью, обязательной явки один раз в месяц в ОМВД по месту жительства или пребывания для регистрации.

Административный ответчик Агатеев Д.Ю. представил суду ходатайство о рассмотрении административного искового заявления ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК без его участия, указав, что срок установления административного надзора и основания обращения административного истца в суд с административным иском ему понятны, согласно имеющейся в материалах дела расписке с правами и обязанностями, предусмотренными Кодексом административного судопроизводства РФ, ознакомлен. Возражает относительно заявленных административным истцом требований, в связи с тем, что в настоящее время является лицом без гражданства.

Суд, с учетом мнений лиц, участвующих в деле, не возражавших против удовлетворения ходатайства осужденного о рассмотрении административного искового заявления без его участия, принимая во внимание, отсутствие необходимости обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора, которому понятна сущность и основания заявленного иска, руководствуясь статьей 272 Кодекса административного судопроизводства РФ, посчитал возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие административного ответчика Агатеева Д.Ю.

Участвующий в рассмотрении административного дела старший помощник прокурора Нефтекумского района Галина В.А. считала необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, поскольку согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре»невозможно установление административного надзора в отношении лица не имеющего гражданства.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Согласно части 1 названного Федерального закона административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.

Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства РФ и названным Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

Согласно части 1, пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ за совершеннолетними лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления при рецидиве преступлений, или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, административный надзор устанавливается судом при условии их признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Если эти лица в период отбывания наказания злостными нарушителями не признавались, то административный надзор может быть применен при совершении ими после освобождения из мест лишения свободы в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

В отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ).

В отношении лиц, указанных в пункте 3 части 1 и части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается исправительным учреждением в суд по месту нахождения данного исправительного учреждения.

Из материалов дела следует, что административный ответчик Агатеев Д.Ю.отбывает наказание по приговору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым он осужден ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года без штрафа, без ограничения свободы, по ч. 2 ст. 325 УК РФ к наказанию в виде исправительных работ в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного сроком на 8 месяцев с удержанием из заработка 15% ежемесячно в доход государств. На основании ч. 2 ст. 69, ст. 71 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 2 месяца без штрафа, без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, неотбытый осужденным срок лишения свободы составляет 02 месяца 12 дней.

Из приговора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Агатеев Д.Ю. был осужден по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ за совершение тяжкого преступления, в действиях Агатеева Д.Ю. установлен опасный рецидив, что является основанием для установления административного надзора.

Вместе с тем, из разъяснений, содержащихся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» лица, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона № 64-ФЗ и в статье 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. При этом частью 2 статьи 2 указанного Закона определено, что понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства».

Согласно сообщению УФМС по Ставропольскому краю и Карачаево- Черкесской Республике, Агатеев Д.Ю. паспортом гражданина Российской Федерации не документирован. Гражданство Российской Федерации в УФМС России по Ставропольскому краю и Карачаево- Черкесской Республике, не приобретал.

Исходя из положений п.п. 5 п. 1 ст. 7, п.п. 5 п. 1 ст. 9, п.п. 3 п. 11 ст. 13.3, п.п. 5 п. 9 ст. 18 Закона иностранному гражданину, осужденному за совершение тяжкого преступления, либо преступления, рецидив которого признан опасным, не могут быть выданы (а в случае их выдачи подлежат аннулированию) разрешение на временное пребывание в Российской Федерации, вид на жительство, патент и разрешение на работу (то есть документы, с наличием которых Закон связывает возможность законного нахождения на территории Российской Федерации).

В соответствии с п. 3 ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если это лицо имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

На основании п. 2 ст. 28 указанного Федерального закона выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания.

Анализ перечисленных положений законодательства свидетельствует о том, что каких-либо законных оснований для проживания (пребывания) Агатеева Д.Ю. на территории Российской Федерации после отбытия наказания нет.

Из приговора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Агатеев Д.Ю. гражданства не имеет.

В судебное заседание представителем заявителя не представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что Агатеев Д.Ю. является гражданином Российской Федерации, а также документы, подтверждающие его регистрацию на территории <адрес> и законность его нахождения на территории Российской Федерации.

Таким образом, указанные обстоятельства с учетом вышеприведенных положений федерального законодательства препятствуют применению к нему мер административного надзора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю к Агатееву Д.Ю. об установлении административного надзора, - отказать.

Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2016 года.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение десяти дней со дня принятия решения суда.

Судья И.В. Гандембул