22RS0069-01-2021-001646-55
Дело № 2а-1204/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2021 года г. Барнаул
Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Таболиной К.В.,
при секретаре Топоровой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Капустина И.В. к судебному приставу-исполнителю ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Барнаулу Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Назимко Д.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Капустин И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления от 29.03.2021 об отказе в удовлетворении заявления о перерасчете задолженности по алиментам.
В обоснование заявленных требований указал, что в производстве судебного пристава-исполнителя ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Барнаулу Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Назимко Д.А. находится возбужденное на основании судебного приказа ..., выданного мировым судьей судебного участка № ///, исполнительное производство ...-ИП от 12.04.2017 о взыскании с Капустина И.В. алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 доли доходов ежемесячно, начиная с 29.03.2017 по день совершеннолетия ребенка. 29.01.2021 судебным приставом - исполнителем было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, исходя из средней заработной платы по Российской Федерации на момент взыскания. Вместе с тем, 26.03.2021 истцом судебному приставу были направлены документы, подтверждающие заработок истца за период с 01.11.2018 по 29.01.2021 и заявление о перерасчете задолженности, поскольку в указанный период истец оказывал уход за лицами, достигшими 80-ти лет (справки УПФ по г. Барнаулу) и трудовой договор, подтверждающий официальное трудоустройство с 22.12.2020. 29.03.2021 судебным приставом вынесено постановление об отказе в полном объеме заявления.
Указанное постановление считает незаконным, поскольку он, как лицо, осуществляющее уход за лицами, достигшими 80-летнего возраста, не должен был работать, состоять на учете в центре занятости, получать каких-либо социальных и иных выплат. Периоды ухода за лицами, достигшими 80-летнего возраста засчитываются в трудовой стаж лица, осуществляющего уход. Таким образом, иного источника дохода в период с 01.11.2018 по 22.12.2020 у истца не имелось, расчет алиментов должен быть произведен исходя из размера выплаты.
Более того, в феврале 2021 судебный пристав направила постановление об удержании из доходов по месту работы, вместе с тем, перерасчет за период с 22.12.2020 по 29.01.2021 судебным приставом не сделан, постановление в данной части не мотивированно.
Полагает, что отказ в перерасчете алиментов за период с 01.11.2018 по 29.01.2021, нарушает права административного истца.
В ходе рассмотрения дела, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю исключено из числа третьих лиц, привлечено в качестве соответчика.
Административный истец в судебном заседании требования поддержал, как они изложены в просительной части заявления, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Назимко Д.А. в судебном заседании требования не признала, указав, что 16.03.2021 указанное заявление было получено и рассмотрено в установленный законом срок. Согласно ответам ПФР, ФНС, Капустин не является получателем пенсии и не имел в указанный период официального трудоустройства. При расчете задолженности граждан, которые не имеют официального трудоустройства, компенсационные выплаты не относятся к доходам гражданина, на них не может быть обращено взыскание. Заявление о перерасчёте задолженности с 22 декабря 2020 года по настоящее время не поступало. Квитанции об уплате алиментов поступали от должника, они все были учтены при вынесении постановления.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу статьи 2 Федерального закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона под исполнительными действиями понимаются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Статья 102 названного Федерального закона устанавливает порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам.
Так, в силу части 2 указанной статьи размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 6 июня 2016 года N 1417-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цветкова А.А. на нарушение его конституционных прав частями 1 и 2 статьи 102 Федерального закона и статьей 117 Семейного кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 38 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации, а также с учетом части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" об обязательности судебных постановлений родители обязаны самостоятельно и добровольно выполнять обязательства по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, в том числе так, как они на основании закона определены судебным решением (соглашением об уплате алиментов).
Поскольку взыскание алиментов на содержание ребенка является одним из способов реализации конституционных положений о защите детства (часть 2 статьи 7, статья 38 Конституции Российской Федерации) и имеет особое социальное значение, Российская Федерация как правовое и социальное государство обязана гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, для которых регулярное получение указанных платежей может стать одним из основных источников средств к существованию, что предполагает установление эффективных правовых механизмов, посредством которых - в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о правах ребенка принципами справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности, гарантированности и защиты прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке граждан со стороны членов их семьи - обеспечивалось бы сохранение уровня жизнеобеспечения получателя алиментов - несовершеннолетнего ребенка, а также исключалось бы чрезмерное и неразумное обременение лиц, осуществляющих алиментные выплаты, взыскиваемые в твердой денежной сумме (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 841-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кокорина О.В. на нарушение его конституционных прав статьей 117 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 3 и частью второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и от 5 июля 2011 года N 953-О-О "По жалобе гражданки Плотниковой М.В. на нарушение ее конституционных прав статьями 3, 4 и 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
Таким образом, при исполнении судебных актов о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей необходимо учитывать, с одной стороны, уровень защищенности прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке детей, а также необходимость максимального сохранения уровня их жизни, а с другой стороны, исключать чрезмерное обременение осуществляющих выплаты таких алиментов лиц.
Судами установлено и следует из материалов дела, что на основании судебного приказа, вынесенного и.о. мирового судьи судебного участка № 9 Индустриального района г. Барнаула мировым судьей судебного участка № 1 Индустриального района г. Барнаула от 31.03.2017 ..., 12.04.2017 судебным приставом исполнителем ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Барнаулу Назимко Д.А. возбуждено исполнительное производство ...-ИП о взыскании с Капустина И.В. алиментов в размере 1/4 доли всех видов заработка и (или) иного дохода на содержание <данные изъяты>
Постановлением судебного пристава - исполнителя от 29.01.2021 рассчитана задолженность по алиментам Капустина И.В. за период с 10.11.2017 по 21.12.2020 в размере 232 485,88 руб. указанное постановление получено Капустиным И.В. лично 12.02.2021.
Поскольку должником за период с 10.11.2017 по 21.12.2020 не были представлены сведения о месте работы, задолженность была рассчитана исходя из средней заработной платы в РФ на момент взыскания задолженности.
Указанные обстоятельства подтверждаются также имеющимися в материалах дела ответами: УПФР в г. Барнауле, согласно которому Капустин В.И. не является получателем пенсии в период с 01.11.2018, ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, согласно которому Капустин И.В. не является получателем услуг ФСС РФ.
16.03.2021 Капустин И.В. обратился в ОСП с заявлением о перерасчете задолженности по алиментам за период с 01.11.2018 по 22.12.2020, представив соответствующие документы: справку УПФР в г. Барнауле об установлении выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ФИО1+++ года рождения за период с 01.11.2018 по 28.02.2021, справку УПФР в г. Барнауле об установлении выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ФИО2 19.08.1935 года рождения за период с 01.08.2019 по 28.02.2021, трудовой договор, заключенный между <данные изъяты> и Капустиным И.В. (работник) от 22.12.2020.
Постановлением ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Барнаулу Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Назимко Д.А. 29.03.2021 отказано в удовлетворении данного заявления о перерасчете.
Суд полагает, что действия административного ответчика по расчету задолженности по алиментам с 01.11.2018 по 21.12.2020 исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, а также отказ судебного пристава-исполнителя в перерасчете задолженности по алиментам, соответствуют требованиям закона, поскольку административный истец не имел заработка в период, за который рассчитана задолженность по уплате алиментов, на учете в центре занятости не состоял.
Правила определения задолженности по алиментам установлены статьей 113 упомянутого кодекса, предусматривающей взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию (пункт 1).
Согласно пункту 3 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
В силу пункту 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
В силу п. 2 ст. 111 Семейного кодекса РФ лицо, обязанное уплачивать алименты, должно в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, сообщить судебному исполнителю и лицу, получающему алименты, о перемене места работы или жительства, а при уплате алиментов несовершеннолетним детям - и о наличии дополнительного заработка или иного дохода.
Указанные нормы закона продублированы в пунктах 9,11 постановления о возбуждении исполнительного производства от 12.04.2017, согласно которым должник Капустин И.В. обязан сообщить о месте работы, доходах.
Таким образом, на Капустине И.В. лежала обязанность предоставлять судебному приставу-исполнителю сведения о трудовой деятельности и получаемом доходе.
При отсутствии таких сведений судебным приставом-исполнителем задолженность рассчитывается исходя из средней заработной платы в РФ на момент взыскания задолженности, что соответствует закону.
В материалах исполнительного производства отсутствуют документы, подтверждающие место работы, заработок или иной доход Капустина И.В. за период, когда судебный пристав-исполнитель произвел расчет задолженности по алиментам исходя из средней заработной платы по РФ.
Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный Правительством Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».
Вместе с тем, не принимаются доводы административного истца о том, что алименты необходимо было высчитывать из размера получаемых им в указанный период с 01.11.2018 по 21.12.2021 компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим возраста 80 лет, по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан с 1 июля 2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. На основании данного Указа компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 101 Федерального закона взыскание не может быть обращено на компенсационные выплаты за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами.
Перечнем видов заработной платы и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей", также не предусмотрено взыскание алиментов с указанного вида выплаты.
Таким образом, на компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, взыскание по алиментным обязательствам обращено быть не может. В связи с чем, отказ судебного пристава-исполнителя в перерасчете задолженности в данной части соответствует требованиям закона.
Кроме того, доводы административного ответчика о том, что судебный пристав необоснованно не приняла во внимание документы, подтверждающие его доход за период с 22.12.2020, необоснованны, поскольку как следует из постановления о расчете задолженности по алиментам от 29.01.2021, задолженность рассчитывалась на дату 21.12.2020, за период с 10.11.2017 по 21.12.2020, в связи с чем, указанный трудовой договор не мог являться предметом рассмотрения заявления, поданного заявителем. Более того, Капустин И.В. в своем заявлении просил произвести перерасчет именно с 01.11.2018 по 22.12.2020.
Согласно части 1,2 статьи 111 Семейного кодекса Российской Федерации администрация организации, производившая удержание алиментов на основании решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, обязана в трехдневный срок сообщить судебному исполнителю по месту исполнения решения о взыскании алиментов и лицу, получающему алименты, об увольнении лица, обязанного уплачивать алименты, а также о новом месте его работы или жительства, если оно ей известно. Лицо, обязанное уплачивать алименты, должно в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, сообщить судебному исполнителю и лицу, получающему алименты, о перемене места работы или жительства, а при уплате алиментов несовершеннолетним детям - и о наличии дополнительного заработка или иного дохода.
Как следует из представленных материалов, 19.01.2021 года административный истец предоставил судебному приставу - исполнителю документы, подтверждающие устройство на работу (приказ, трудовой договор), в связи с чем, постановлением от 12.02.2021 обращено взыскание на заработную плату и иные доходы должника. Исполнительный документ направлен по месту работы должника.
В связи с чем, действия судебного пристава в данной части также соответствуют закону.
Учитывая изложенное, принятое судебным приставом-исполнителем постановление об отказе в перерасчете задолженности по алиментам соответствует требованиям ФЗ "Об исполнительном производстве" и статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, требования о признании оспариваемого решения незаконным подлежат удовлетворению, если решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований, суд не находит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Капустина И.В. оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Барнаула.
Судья К.В. Таболина
Мотивированное решение изготовлено 23.06.2021.