Дело № 2а-1204/2021
УИД 62RS0001-01-2021-001317-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2021 года г. Рязань
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Кураев О.В.,
при секретаре Борисовой К.И.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 30.06.2020 года,
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2019 год и пеней.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что ФИО2 состоял на учете в качестве арбитражного управляющего в МИФНС России № 2 по Рязанской области.
В связи с указанным статусом административный ответчик ФИО2 являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
В соответствии с требованиями налогового законодательства ФИО2 обязан была уплатить выявленный налоговым органом и начисленные ему страховые взносы за 2019 год на основании направленного в его адрес требования № по состоянию на 29 января 2020 года в срок, не позднее 06 марта 2020 года.
Однако ФИО2 не исполнил в добровольном порядке требование об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
Задолженность ФИО2 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, за 2019 год составила 6884 рубля.
Задолженность ФИО2 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии составила, за 2019 год составила 29354 рубля.
В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов, налоговым органом в порядке ст. 75 НК РФ произведено начисление пеней ответчику:
- за период с 01 января 2020 года по 28 января 2020 года в размере 40 рублей 16 копеек – за просрочку страховых взносов на обязательное медицинское страхование и в размере 171 рубль 23 копейки – за просрочку страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
15 сентября 2019 года мировым судьей судебного участка № 2 судебного района Железнодорожного районного суда г. Рязани был вынесен судебный приказ о взыскании с должника ФИО2 недоимки по страховым взносам и пени. Судебный приказ был отменен 26 октября 2020 года в связи с поступившими возражениями должника.
Административный истец просит суд взыскать с административного ответчика ФИО2:
- задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, за 2019 год в размере 6884 рубля и пени в связи с нарушением срока уплаты данных страховых взносов в сумме 40 рублей 61 копейку;
- задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2019 год в размере 29 354 рубля и пени в связи с нарушением срока уплаты данных страховых взносов в сумме 171 рубль 23 копейки.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме. При этом пояснила, что налоговым органом был пропущен на 3 дня срок обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Представитель административного истца просила восстановить срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судьи в связи с большой загруженностью налогового органа.
Административный ответчик ФИО2 просил отказать налоговому органу в восстановлении срока обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа и отказать в удовлетворении административных исковых требований на этом основании. Также пояснил, что в 2019 году он не мог осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего, поскольку не отвечал требованиям, предъявляемым Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" к членам саморегулируемой организации в связи отсутствием страхования ответственности, непрохождением переподготовки. Кроме того, административный ответчик полагал, что срок его статуса арбитражного управляющего для исчисления страховых взносов в 2019 году в любом случае должен быть ограничен датой ДД.ММ.ГГГГ, поскольку именно в этот день им было подано заявление об исключении его из <данные изъяты> профессиональных арбитражных управляющих «<данные изъяты>».
Заслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, проверив материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Исходя из положений ч. 1 ст. 430 НК РФ, данные плательщики уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за себя.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзаца 3 пункта 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет арбитражного управляющего, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 указанного Кодекса.
На основании пункта 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, который обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров.
Согласно части 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных названным Кодексом.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 состоит на учете в налоговом органе в качестве арбитражного управляющего с 01.10.2018 года по настоящее время, в связи с чем в соответствии с требованиями ст. 419 НК РФ являет плательщиком страховых взносов.
Данное обстоятельство подтверждается письмом начальника Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Росреестра ФИО6 от 06.05.2021 года №, согласно которому сведения о ФИО2 были внесены в сводный государственный реестр арбитражных управляющих в составе членов <данные изъяты> профессиональных арбитражных управляющих «<данные изъяты>» 01.10.2018 года и исключены из названного реестра 10.01.2020 года.
С учетом указанного обстоятельства и положений ст. 432 НК РФ ФИО2 самостоятельно должен был уплатить страховые взносы за 2019 год до 31.12.2019 года.
В силу ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом установлено, что в силу того, что обязанность по уплате страховых взносов за 2019 года в установленный срок административным ответчиком исполнена не была, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ ответчику на недоимку налоговым органом начислены пени: за просрочку страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01 января 2020 года по 28 января 2020 года в сумме 171 рубль 23 копейки, за просрочку страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2020 года по 28 января 2020 года в сумме 40 рублей 16 копеек.
Расчет пени налоговым органом произведен правильно, основан на представленных доказательствах, в связи с чем, является арифметически верным, альтернативный расчет ответчиком не представлен.
В порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ в связи с выявлением у налогоплательщика недоимки по страховым взносам за 2019 года налоговым органом ФИО2 с помощью электронной связи через личный кабинет налогоплательщика направлено требование об уплате страховых взносов и пени № по состоянию на 29 января 2020 года, что подтверждается копий скриншота личного кабинета налогоплательщика ФИО2
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговым органом соблюдена процедура уведомления налогоплательщика о задолженности по страховым взносам. Допустимых и достоверных доказательств, опровергающих данные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.
Каких-либо доказательств, подтверждающих факт того, что ФИО3 не обладал статусом арбитражного управляющего в период указанный налоговым органом, что административный ответчик имел право быть освобожден от обязанности по уплате страховых взносов, либо того, что необходимая сумма страховых взносов была уплачена налогоплательщиком в бюджет, административным ответчиком суду представлено не было, хотя обязанность доказать указанные обстоятельства судом на него возлагалась на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
Довод ФИО2 о том, что в 2019 году он не отвечал требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 26 октября 2020 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" к членам саморегулируемой организации, поскольку у него отсутствовало страхование ответственности, он не проходил переподготовки, не может быть принят во внимание.
Пунктом 1 статьи 20 "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В соответствии с пунктом 2 Порядка ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 июля 2010 года № 284 "О порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" (вместе с "Порядком размещения сведений, содержащихся в едином государственном реестре саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети "Интернет") Реестр ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - орган по контролю (надзору), на бумажном и электронном носителях путем внесения в Реестр реестровых записей, содержащих сведения о некоммерческой организации по Перечню сведений, включаемых в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 года № 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии". Федеральная служба государственной регистрации и картографии указанным выше письмом от 06.05.2021 года № 07-02700/21 подтвердила, что в течение всего 2019 года ФИО2 числился в сводном государственном реестре арбитражных управляющих. Таким образом, достоверных данных об исключении ФИО2 из членов саморегулируемой организации в период 2019 года не имеется. Действующим законодательством предусмотрено, что возникновение обязанности у арбитражного управляющего по уплате страховых взносов зависит от факта получения физическим лицом статуса арбитражного управляющего. Обязанность по уплате страховых взносов не поставлена в зависимость от осуществления арбитражным управляющим непосредственно его профессиональной деятельности, равно как от результатов этой деятельности.
Кроме того в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 430 НК РФ в целях реализации пункта 3 статьи 430 Кодекса календарным месяцем начала деятельности для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, признается календарный месяц, в котором указанные лица поставлены на учет в налоговом органе.
Как следует из п. 4.1 ст. 85 НК РФ, основанием для постановки арбитражного управляющего на учет в налоговом органе и снятия с учета являются сведения, предоставленные налоговому органу Федеральной службой государственной регистрации и картографии из сводного государственного реестра арбитражных управляющих.
Как указано выше сведения о ФИО2, как арбитражном управляющем, были исключены из названного реестра 10.01.2020 года, в связи с чем подлежат отклонению доводы административного ответчика о том, что налоговый период (2019 год) должен ограничиваться в отношении него датой составления им заявления об исключении из союза профессиональных арбитражных управляющих, то есть 19.12.2019 года.
В силу п. 2, п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что требованием от 29.01.2020 года № об уплате налога, сбора, пени, штрафа ФИО2 установлен срок его исполнения до 06 марта 2020 года, в связи с чем срок обращения в суд с заявлением о взыскании по данному требованию истекал (с учетом выходных дней) 07 сентября 2020 года.
Налоговый орган 10 сентября 2020 года обратился к мировому судье судебного участка № 2 судебного района Железнодорожного районного суда г. Рязани для получения судебного решения в виде судебного приказа о взыскании со ФИО2 задолженности по страховым взносам и пеней, то есть с трехдневным пропуском срока.
Рассматривая ходатайство представителя налогового органа о восстановлении пропущенного срока обращения с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судьи в связи с большой загруженностью налогового органа суд приходит к выводу, что оно подлежит удовлетворению.
Ч. 1 ст. 95 КАС РФ устанавливает возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлена на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года № 611-О и от 17 июля 2018 года № 1695-О).
Согласно справке об отправке/доставке почтового отправления № Городской курьерской службы налоговый орган направил копию заявления о вынесении судебного приказа № в адрес ФИО2 20.07.20220 года. Указанный документ был вручен адресату 27.07.2020 года.
Таким образом, налоговый орган последовательно, до истечения срока установленного законом срока обращения к мировому судье предпринимал меры по взысканию задолженности по страховым взносам со ФИО2
При таких обстоятельствах суду приходит к выводу, что налоговым органом срок подачи заявления о вынесении судебного приказа был пропущен по уважительным причинам, продолжительность пропуска срока является незначительной, в связи с чем срок подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций подлежит восстановлению.
15 сентября 2019 года мировым судьей судебного участка № 2 судебного района Железнодорожного районного суда г. Рязани был вынесен судебный приказ № о взыскании со ФИО2 задолженности по страховым взносам за 2019 год и пеней.
Указанный судебный приказ о взыскании со ФИО2 задолженности по страховым взносам был отменен определением от 26 октября 2020 года в связи с поступлением возражений от должника.
Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области обратилась в суд с настоящим иском 25 марта 2021 года, т.е. с соблюдением установленного п. 3 ст. 48 НК РФ срока обращения в суд.
Оценивая представленные административным истцом доказательства в их совокупности, суд находит их достаточными для того, чтобы сделать вывод об обоснованности административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к ФИО2
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ, главы 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации со ФИО2 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1293 рубля 50 копеек, от уплаты которой административный истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени - удовлетворить.
Взыскать со ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, страховые взносы за 2019 год на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, в размере 6 884 (шесть тысяч восемьсот восемьдесят четыре) рубля.
Взыскать со ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 40 (сорок) рублей 16 копеек.
Взыскать со ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, страховые взносы за 2019 год на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, в размере 29 354 (двадцать девять тысяч триста пятьдесят четыре) рубля.
Взыскать со ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в размере 171 (сто семьдесят один) рубль 23 копейки.
Реквизиты для перечисления:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Взыскать со ФИО2 госпошлину в доход местного бюджета в сумме 1 293 (одна тысяча двести девяносто три) рубля 50 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (28.05.2021 года).
Судья (подпись) О.В. Кураев
Копия верна.
Судья: О.В. Кураев