ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1206/16 от 15.12.2016 Михайловского районного суда (Приморский край)

Дело 2а-1206/2016

РЕШЕНИЕ

ИФИО1
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ года

<адрес> суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гареевой А.В.

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании решения призывной комиссии,

установил:

административный истец обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, указав в обоснование своих требований, что ДД.ММ.ГГГГ им подано в призывную комиссию <адрес> заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная служба противоречит его убеждениям евангельского христианина баптиста. ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия приняла решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в связи с нарушением срока подачи заявления. Считает решение призывной комиссии незаконным, необоснованным, нарушающим его Конституционные права. В соответствии с действующим законодательством он должен был подать заявление до ДД.ММ.ГГГГ. Этот срок был им пропущен. Однако призывная комиссия не приняла во внимание наличие уважительной причины пропуска срока. Уважительной причиной нарушения срока подачи заявления является то, что ФИО2 полагал, что заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, нужно подавать за полгода до срока истечения его отсрочки, в связи с исполнением 20 лет т.е. ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому он полагал, что крайний срок подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ. Ориентируясь на 17 октября, он подал заявление за полгода до призыва. Основным юридически значимым обстоятельством при решении вопроса о замене ему военной службы альтернативной гражданской службой является наличие убеждений евангельского христианина баптиста, несовместимых с прохождением военной службы. В заявлении, поданном в призывную комиссию, а затем на заседании комиссии, он обосновал свой выбор, изложил причины и обстоятельства, побудившие его отказаться от военной службы в силу имеющихся у него убеждений и выбрать заменяющую ее гражданскую службу. Принятие военной присяги и пользование огнестрельного оружия по его вероисповеданию противоречит его убеждениям. ФИО2 просит признать решение призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой незаконным, необоснованным и отменить данное решение; обязать призывную комиссию <адрес> вынести заключение о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Административный истец в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях по доводам, изложенным в иске.

Административный ответчик в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, полагал, что административным истцом пропущен срок для обращения с заявлением в призывную комиссию без уважительных причин. А также им не доказано, что несение военной службы противоречит его убеждениям и вероисповеданию.

Суд, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1). Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. 2). Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3).

Отношения, связанные с реализацией гражданами РФ конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, а также устанавливая запрет на принуждение человека к отказу от его мнений и убеждений, закрепляет, что, в случае если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (статья 28; статья 29, часть 3; статья 59, часть 3).

По смыслу данных конституционных положений, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой.

Конкретизируя указанные конституционные положения, Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" предусматривает, что гражданин, изъявивший желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должен обосновать, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, для чего он вправе представить документы и пригласить на заседание призывной комиссии лиц, согласных подтвердить достоверность его доводов, а призывная комиссия может отказать в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если характеризующие гражданина документы и другие данные не соответствуют указанным доводам гражданина; отказ оформляется мотивированным решением (статьи 2, 11 и 12).

Федеральный закон определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (п. 1 ст. 1), и предусматривает, что на такую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с данным Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», принято соответствующее решение (п. 1 ст. 3).

Как установлено абз. 2 ст. 2 выше названного Федерального закона гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона, граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

В п. 4 ст. 12 Федерального закона, устанавливающим порядок рассмотрения заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, содержится также исчерпывающий перечень оснований к отказу в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Предусмотрено, что призывная комиссия может отказать гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые ст. 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в призывную комиссию с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГФИО4 отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, т.к. нарушены сроки подачи заявления, характеризующие документы не соответствуют доводам гражданина.

Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу о том, что призывная комиссия правомерно пришла к выводу, что заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой подано заявителем с нарушением требований действующего законодательства, поскольку ФИО2 в силу вышеприведенных положений п. 1 ст. 11 Федерального закона и наличия у него отсрочки от призыва на военную службу до 20 лет, подлежал призыву и направлению для прохождения срочной службы в апреле - июне 2017 года, соответственно, должен был обратиться с указанным заявлением заблаговременно, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, однако обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, установленные п. 1 ст. 11 Федерального закона сроки обращения гражданина в призывную комиссию с соответствующим заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу обусловлены необходимостью заблаговременного планирования уполномоченными органами мероприятий по проведению призывной кампании.

В этой связи выводы призывной комиссии о пропуске ФИО2 срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, положенные в основу оспариваемого решения, являются верными. Причины пропуска срока обращения в призывную комиссию с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, приведенные ФИО2, в подтверждение своих доводов, обоснованно признаны неуважительными.

Обосновывая свое заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, обжалуя принятое решение призывной комиссии ФИО2, по существу ссылается на то, что несение военной службы противоречит его убеждениям, под которыми он понимает вероисповедание. Об этом свидетельствует содержание его заявления, где он ссылается на выдержки из Библии.

Между тем, из представленных документов, характеризующих ФИО2, объективно не следует и не усматривается, что заявитель в действительности имеет устойчивые убеждения, подтверждающиеся в его образе жизни, характере социального поведения, на протяжении значительного периода времени, которые противоречат несению военной службы. Приложенные ФИО2 к заявлению о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой документы, а именно: автобиография, характеристика с места учебы, справка с места учебы, не содержат сведений, обосновывающих формирование у заявителя искренних и глубоких убеждений, которые делают невозможным прохождение административным истцом военной службы.

Таким образом, до дня подачи в военный комиссариат заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, ФИО2 о наличии убеждений, препятствующих несению военной службы, не заявлял. В документах, характеризующих личность призывника, имеющихся в личном деле, не указано на наличие у заявителя религиозных или иных убеждений, свидетельствующих о непринятии военной службы.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания решения призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО4 в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой незаконным и для его отмены.

Кроме того, ФИО2 заявлено требование о возложении обязанности на призывную комиссию <адрес> вынести заключение о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Вместе с тем, судебные акты судов не могут подменять собой решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 291-294 КАС РФ суд,
решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через <адрес> в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Гареева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.