ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1206/20 от 12.01.2021 Красноармейского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-17/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 января 2021 года с. Миасское

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Бутаковой О.С.,

при секретаре Харисовой Е.В.,

с участием административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области к Марьяновскому ФИО4 о взыскании задолженности по налогу и пени,

У С ТА Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности за 2018 год по транспортному налогу в размере 1770 рублей, пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 215 рублей 06 копеек, за 2017 год - в размере 90 рублей 41 копейка.

В обоснование административного иска указано, что ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку за ним зарегистрирован указанный в налоговом уведомлении автомобиль. Ответчику исчислен транспортный налог за 2018 год в размере 2340 рублей, который не оплачен в полном объеме, остаток задолженности составляет 1770 рублей. Кроме того, на сумму недоимки по транспортному налогу за 2016, 2017 годы начислены пени в общем размере 305 рублей 47 копеек.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области о времени, и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, в порядке упрощенного (письменного производства).

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, указал, что не имеет задолженности, оплаты производил через личный кабинет налогоплательщика, просил применить срок исковой давности.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца, извещенного надлежащим образом.

Заслушав пояснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком.

На основании ст.ст. 356, 357 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч.1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ч. 3 ст. 363 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).

При рассмотрении дела установлено, что ФИО2, имеющему ИНН , с 03 октября 2014 года принадлежит транспортное средство Ниссан Жук, государственный регистрационный знак . Регистрация права собственности на автомобиль Ниссан Тиида, государственный регистрационный знак прекращена ДД.ММ.ГГГГ.

По налоговому уведомлению №20099026 от 24 августа 2017 года, ФИО2 был обязан уплатить транспортный налог за 2016 год в общем размере 2340 рублей в срок до 01 декабря 2017 года; по налоговому уведомлению №32764834 от 14 июля 2017 года – транспортный налог за 2017 год в размере 2340 рублей в срок до 03 декабря 2018 года; по налоговому уведомлению №77478169 от 23 августа 2019 года – транспортный налог за 2018 год в размере 2340 рублей в срок до 02 декабря 2019 года (л.д. 14, 16, 17).

Требованием №888998 от 10 июля 2019 года ФИО2 уведомлен о наличии задолженности по пени по налогам в размере 496 рублей 08 копеек и необходимости ее оплаты в срок до 28 октября 2019 года (л.д. 5). На основании требования №177935 от 25 декабря 2019 года налогоплательщик в срок до 28 января 2020 года был обязан оплатить задолженность по налогам в размере 2771 рубль, по пени – 13 рублей (л.д. 13).

В связи с неуплатой исчисленных налогов в установленный срок, Межрайонная ИФНС №10 по Челябинской области 07 мая 2020 года обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам и пени в общем размере 5354 рубля 84 копейки. Однако по заявлению должника мировым судьей судебного участка №2 Красноармейского района Челябинской области 20 мая 2020 года судебный приказ был отменен (л.д. 4, 51-61). С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в Красноармейский районный суд Челябинской области 15 сентября 2020 года.

Таким образом, поскольку задолженность по требованию №88998 от 10 июля 2019 года не превысила 3000 рублей, правовые основания для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа отсутствовали. Требованием №177935 от 25 декабря 2019 года общая сумма задолженности по требованиям №88998 и №177935 превысила 3000 рублей, что повлекло обращение налоговой инспекции с заявлением о вынесении судебного приказа.

Срок добровольного исполнения требования №177935 от 25 декабря 2019 года истек 28 января 2020 года, следовательно, налоговый орган должен был обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа не позднее 28 июля 2020 года. Принимая во внимание, что к мировому судье Межрайонная ИФНС №10 по Челябинской области обратилась в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения указанной выше обязанности налогоплательщиком, обращение с настоящим иском имело место в течение шестимесячного срока (15 сентября 2020 года) со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа (20 мая 2020 года), суд приходит к выводу, что срок на принудительное взыскание с ФИО2 задолженности по транспортному налогу за 2018 год и пени по транспортному налогу за 2016, 2017 годы не пропущен.

Из ответов Межрайонной ИФНС №10 по Челябинской области от 30 ноября 2020 года, 22 декабря 2020 года усматривается, что транспортный налог за 2016 год, исчисленный в размере 2340 рублей, уплачен налогоплательщиком 07 декабря 2018 года (данная оплата учтена в рамках административного дела №2а-39/2019). Задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 2340 рублей погашена 31 января 2019 года внесенным 29 июля 2015 года платежом в сумме 570 рублей в связи с перерасчетом транспортного налога за 2014 год; остаток задолженности в сумме 1770 рублей погашен внесенным 25 июня 2020 года платежом в размере 2340 рублей. Исчисленный за 2018 год транспортный налог в размере 2340 рублей частично оплачен 25 июня 2020 года в сумме 570 рублей, остаток задолженности составляет 1770 рублей (л.д. 40, 48).

Достаточных, допустимых и достоверных доказательств уплаты ФИО2 транспортного налога за 2018 год материалы дела не содержат, доводы административного ответчика об обратном являются голословными.

Согласно приказу ФНС России от 29 декабря 2016 года № ММВ-7-1/736@ «Об осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации» (вместе с «Порядком осуществления управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов») налог перечисляется на соответствующий КБК, который указывается в платежном документе на уплату налога.

Налогоплательщик – физические лица уплачивают имущественные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог) на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом и приложенного к нему платежного документа (извещения) по форме №ПД (налог). При этом в качестве уникального идентификатора начисления (УИН) в платежном документе (извещении) по форме №ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.

Поле «Индекс документа» имеет 20 знаков и является атрибутом для обеспечения идентификации плательщика – физического лица и формируется следующим образом: 1-3 разряды – код главы по бюджетной классификации Российской Федерации для органа исполнительной власти – получателя платежа (администратора доходов бюджета) всегда принимает значение 182 – Федеральная налоговая служба; 4 разряд – резервное поле всегда принимает значение 0; 5-19 разряды – уникальный номер платежного документа в системе налоговых органов, формируемый в настоящее время налоговыми органами в качестве «Индекса документа»; 20 разряд – контрольный разряд.

Заполненные налоговыми органами платежные документы формы №ПД (налог), в которых реквизиты «Плательщик» и «Дата» остаются незаполненными, направляются налогоплательщикам – физическим лицам вместе с налоговым уведомлением согласно ст. 52 НК РФ или вместе с требованием об уплате налога (сбора) согласно ст. 69 НК РФ.

Представленная административным ответчиком квитанция об уплате 23 июля 2020 года транспортного налога через личный кабинет налогоплательщика зачтена в счет частичной оплаты транспортного налога за 2017 год в сумме 1770 рублей и за 2018 год в сумме 570 рублей, сведений о назначении платежа, оплачиваемого периода, индекса документа не содержит.

Согласно расчету налогового органа размер пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2016 год составляет 215 рублей 06 копеек и исчислен за период с 02 декабря 2017 по 06 декабря 2018 года.

Между тем, ранее налоговый орган обращался в суд с требованием о взыскании, в том числе, задолженности по пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 02 декабря 2017 по 11 февраля 2018 года в размере 44 рубля 15 копеек. Определением Красноармейского районного суда Челябинской области от 04 марта 2019 года производство по административному делу №2а-39/2019 прекращено в связи с отказом административного истца от иска в связи с добровольным погашением задолженности (л.д. 64-64). В связи с чем, оснований для повторного взыскания пени по транспортному налогу за 2016 год за указанный выше период не имеется.

Поскольку транспортный налог за 2016 год в размере 2340 рублей со сроком уплаты до 01 декабря 2017 года был оплачен только 07 декабря 2018 года, с административного ответчика подлежат взысканию пени за период с 12 февраля 2018 по 06 декабря 2018 года в размере 170 рублей 91 копейка, исходя из расчета:

- с 12 февраля 2018 по 25 марта 2018 года = 2340 рублей (недоимка для пени) х 42 (количество дней просрочки) х 1/300 х 7,5% (ставка рефинансирования ЦБ РФ) = 24,57 рублей;

- с 26 марта 2018 по 16 сентября 2018 года = 2340 рублей (недоимка для пени) х 175 (количество дней просрочки) х 1/300 х 7,25% (ставка рефинансирования ЦБ РФ) = 98,96 рублей;

- с 17 сентября 2018 по 06 декабря 2018 года = 2340 рублей (недоимка для пени) х 81 (количество дней просрочки) х 1/300 х 7,5% (ставка рефинансирования ЦБ РФ) = 47,38 рублей.

Согласно расчету налогового органа задолженность по пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 92 рубля 48 копеек, из которых остаток задолженности составляет 90 рублей 41 копейка, исчислена за период с 19 декабря 2018 по 09 июля 2019 года. Представленный расчет проверен судом, признан арифметически верным, ответчиком контррасчет задолженности не представлен (л.д. 48).

Таким образом, с ФИО2 подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 1770 рублей, пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 12 февраля 2018 по 06 декабря 2018 года в размере 170 рублей 91 копейка, пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 19 декабря 2018 по 09 июля 2019 года в размере 90 рублей 41 копейка, а всего 2031 рубль 32 копейки.

Административным ответчиком заявлено о применении срока исковой давности согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)

Согласно ч. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, данный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Таким образом, при определении предельного срока взыскания с плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам и пеней трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ) не применяется.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 114, 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области с Марьяновского ФИО5, проживающего по адресу: <адрес>1, задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 1770 рублей, пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 12 февраля 2018 по 06 декабря 2018 года в размере 170 рублей 91 копейка, пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 19 декабря 2018 по 09 июля 2019 года в размере 90 рублей 41 копейка, а всего 2031 рубль 32 копейки.

В удовлетворении иска в остальной части – отказать.

Взыскать с Марьяновского ФИО6 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.С. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 15 января 2021 года

Судья: О.С. Бутакова