ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1206/20 от 15.04.2020 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Рязань 15 апреля 2020 года Советский районный суд г.Рязани в составе председательствующего судьи Никишиной Н.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области к Фонду изучения и сохранения культурного и исторического наследия коренных народов "Тартария" о ликвидации и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области (далее - Управление) обратилось в суд с административным иском к Фонду изучения и сохранения культурного и исторического наследия коренных народов "Тартария" о его ликвидации и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя тем, что в соответствии со ст.32 Федерального Закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России № от дд.мм.гггг., на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации возложено осуществление контроля за соблюдением некоммерческими организациями законодательства РФ. дд.мм.гггг. Управлением принято решение о регистрации Фонда изучения и сохранения культурного и исторического наследия коренных народов "Тартария", учетный №. дд.мм.гггг. сведения о Фонде внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером № Согласно этим сведениям, местом нахождения административного ответчика является: <адрес>, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени фонда является ФИО1 Фонд действует на основании Устава, утвержденного решением учредителя № от дд.мм.гггг.. Управлением в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. проведена плановая документарная проверка Фонда на основании материалов регистрационного и контрольного учетных дел Фонда, находящихся в распоряжении Управления, Фондом в нарушение п.5 ст.11 Федерального Закона от дд.мм.гггг. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора и муниципального контроля" документы для представления плановой проверки не представлены, в связи с чем в отношении Фонда дд.мм.гггг. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, а дд.мм.гггг. - постановление по делу о данном административном правонарушении, Фонду назначено наказание в виде предупреждения. В результате проведенной проверки установлено, что деятельность Фонда осуществляется с нарушением ряда положений федерального законодательства и учредительных документов Фонда (п.5 ст.50, п.1 ст.52, п.2 ст.123.18 ГК РФ, п.3.2, п.7 ст.32 Федерального Закона от дд.мм.гггг. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п.п.3 п.1, п.2 ст.5 Федерального Закона от дд.мм.гггг. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). Так, согласно п.2.1 Устава, деятельностью Фонда является формирование и аккумулирование имущества и денежных средств для реализации социальных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных программ и мероприятий, направленных на изучение культурного и исторического наследия коренных народов России. В результате проверки установлено, что фонд в нарушение п.1 ст.52 ГК РФ не осуществляет деятельность, предусмотренную её учредительными документами, хотя ежегодно в Управление Фондом предоставлялись недостоверные сведения о продолжении деятельности в виде отчетов. Кроме того, в нарушение п.5 ст.50 ГК РФ Фондом не сформировано достаточное для осуществления приносящей доход деятельности, в нарушение п.п.3 п.1, п.2 ст.5 Федерального Закона от дд.мм.гггг. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в 2016, 2017, 2018 г.г. не проводился обязательный аудит, в нарушение п.2 ст.123.18 ГК РФ в 2016-2018 г.г. не опубликованы отчеты об использовании своего имущества. В связи с чем в адрес Фонда неоднократно направлялись предупреждения (№ от дд.мм.гггг., № от дд.мм.гггг., № от дд.мм.гггг.) с требованием устранить нарушения, выявленные в ходе проверки, последний раз - в срок до дд.мм.гггг.. Однако, указанные нарушения не устранены. Вся почтовая корреспонденция с предупреждениями, направленными по месту нахождения Фонда, возвращена по истечении срока хранения, что свидетельствует о нарушении Фондом п.7 ст.32 Федерального Закона «О некоммерческих организациях», поскольку Фонд не проинформировал об изменении места своего нахождения. Срок исполнения требований первого предупреждения, направленного по месту жительства председателя Фонда, по просьбе председателя Фонда продлен до дд.мм.гггг., но по истечении данного срока нарушения не устранены. В соответствии с п.3.2 ст.32 Федерального Закона от дд.мм.гггг. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в п.3.1 настоящей статьи, обязаны один раз в полгода размещать в Сети "Интернет" или в СМИ отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган, а указанные в п. 3.1. данного Федерального Закона - сообщение форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом, а именно ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, согласно абз.2 приложения к Приказу Минюста России от дд.мм.гггг. №. Однако, Фондом указанные документы в Сети Интернет период 2015-2018 гг. не размещены, сведения о размещении отчетов в СМИ в Управление также не представлены. В связи с чем Управлением неоднократно в адрес Фонда выносились предупреждения в 2016, 2017, 2018, 2019 г.г., которые возвращены в связи с истечением срока хранения почтовой корреспонденции. Указанные факты, по мнению административного истца, свидетельствуют о том, что Фонд допускает неоднократные нарушения п.п.3.2, 7 ст.32 Федерального Закона "О некоммерческих организациях" и не ведет деятельность, соответствующую учредительным документам. В связи с чем просило ликвидировать Фонд изучения и сохранения культурного и исторического наследия коренных народов "Тартария" и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание стороны, заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Рязанской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, от участников процесса поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, руководствуясь положениями ч.7 ст.150 КАС РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства).

Исследовав и оценив письменные материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующему.

Суд, исследовав материалы дела в полном объеме, приходит к следующему.

Часть 1 статьи 26 КАС РФ наделяет органы и должностные лица, уполномоченные федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью некоммерческих организаций правом на обращение в суд с административным исковым заявлением о приостановлении их деятельности или ликвидации (ч.1 ст. 262 КАС РФ).

Так, в соответствии со ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России дд.мм.гггг. №, на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации возложено осуществление контроля за соблюдением некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации.

Административный регламент исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ утвержден приказом Минюста России от дд.мм.гггг. №.

В судебном заседании установлено, что дд.мм.гггг. Управлением Министерства юстиции РФ по Рязанской области принято решение о регистрации Фонда изучения и сохранения культурного и исторического наследия коренных народов "Тартария", учетный №.

дд.мм.гггг. на основании Федерального Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о Фонде внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты>

Согласно данным сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, местом нахождения Фонда является: <адрес>; лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени фонда является ФИО1

В соответствии с п.1 ст.52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно п.2.1 Устава Фонда изучения и сохранения культурного и исторического наследия коренных народов "Тартария", целью осуществления деятельности Фонда является формирование и аккумулирование имущества и денежных средств для реализации социальных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных программ и мероприятий, направленных на изучение культурного и исторического наследия коренных народов России.

С целью соответствия деятельности фонда уставным целям и задачам и соблюдения им иных обязательных требований законодательства в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области на основании распоряжения начальника Управления № от дд.мм.гггг., в отношении Фонда была проведена проверка, в ходе которой выявлено, что Фонд не осуществляет деятельность, предусмотренную её учредительными документами.

Так, в соответствии с п.3.1 ст.32 Федерального Закона от дд.мм.гггг. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В силу п.3.2 данной статьи некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

В соответствии с абзацем 2 Приложения к Приказу Министерства юстиции России от дд.мм.гггг. № "О порядке размещения в информационно-коммуникационной сети "Интернет" отчетов о деятельности и сообщения о продолжении деятельности некоммерческих организаций" некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, размещают в сети Интернет сообщения о продолжении своей деятельности.

Из материалов дела следует, что в 2015, 2016, 2017, 2018 г.г. указанная информация Фондом на информационных ресурсах Минюста России не размещалась, хотя ежегодно Фондом в Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области формально предоставлялась информация о продолжении своей деятельности.

Указанные факты свидетельствуют о том, что организация неоднократно не представляла в установленный срок сведения, предусмотренные ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В связи с чем в 2016, 2017, 2018, 2019 г.г. Управлением в адрес Фонда выносились письменные предупреждения о необходимости устранения выявленных нарушений, которые Фондом не устранены.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) юридическое лицо обязано в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.

Из материалов дела следует, что документы для представления плановой проверки Управлению Министерства юстиции РФ по Рязанской области по запросу от дд.мм.гггг. Фондом не представлены, в связи чем проверка была проведена на основании материалов регистрационного и контрольного учетных дел Фонда, находящихся в распоряжении Управления, а дд.мм.гггг. Фонд привлечен постановлением мирового судьи судебного участка № судебного района советского районного суда г.Рязани к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.

В соответствии с п.5 ст.50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

Поскольку документы о формировании Фондом имущества, необходимого для осуществления указанного в Уставе предпринимательской деятельности не представлены, вывод о соблюдении Фондом изучения и сохранения культурного и исторического наследия «Тартария» положений п.5 ст.50 ГК РФ сделать невозможно.

Кроме того, в нарушение п.п.3 п.1, п.2 ст.5 Федерального Закона от 30.12.2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в 2016, 2017, 2018 г.г. Фондом не проводился обязательный аудит, в нарушение п.2 ст.123.18 ГК РФ в 2016-2018 г. не опубликованы отчеты об использовании своего имущества, что также отражено в акте проверки Управления Министерства юстиции РФ по Рязанской области Фонда изучения и сохранения культурного и исторического наследия коренных народов "Тартария" № от дд.мм.гггг..

В течение 2019 года в отношении Фонда Управлением неоднократно выносились письменные предупреждения об устранении выявленных нарушений, на одно из которых от дд.мм.гггг. поступило сообщение от председателя Фонда с просьбой продлить срок исполнения требований. Однако, по истечении уже продленного срока исправления выявленных нарушений, нарушения не устранены, повторных предупреждения от дд.мм.гггг. не исполнены. Почтовая корреспонденция с предупреждениями, направленная по месту регистрации Фонда, возращена с отметкой за истечением срока хранения.

При этом, как указано административным истцом, по месту нахождения, указанному Фондом при регистрации, он не находится, что было сообщено председателем Фонда в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ.

Пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность по информированию уполномоченного органа об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.

Согласно п.п. «в» п.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.

Из материалов проверки следует, что Фонд не проинформировал Управление об изменении места своего нахождения, что является нарушением п.7 ст.32 Федерального Закона «О некоммерческих организациях».

Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных п.3.2, п.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (п.10 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Фонд изучения и сохранения культурного и исторического наследия коренных народов "Тартария" допускает неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, что подтверждается необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений не предпринимает, что в силу п.10 ст.32 того же Федерального Закона является основанием для ликвидации данной некоммерческой организации.

Таким образом, суд считает административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области о ликвидацииФондаизучения и сохранения культурного и исторического наследия коренных народов "Тартария" подлежащим удовлетворению.

Данное решение является основанием для внесения сведений об исключении организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 262, 291-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области к Фонду изучения и сохранения культурного и исторического наследия коренных народов "Тартария" о ликвидации некоммерческой организации и исключения сведений о нем из единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.

Ликвидировать Фонд изучения и сохранения культурного и исторического наследия коренных народов "Тартария" (ОГРН №), зарегистрированный по адресу: <адрес>

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Фонд изучения и сохранения культурного и исторического наследия коренных народов "Тартария" (ОГРН №), зарегистрированный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Рязанского областного суда по административным делам через Советский районный суд г.Рязани в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии этого решения.

Судья