Дело № 2а-1206/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2021 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Ребус А.В.
при секретаре Гуцул О.С.,
помощнике судьи Высотской О.А.,
с участием представителя административного ответчика Войсковой части № 3478 ФСВНГ РФ ФИО1, действующего на основании доверенности № ** от 07.09.2021,
представителя административного ответчика УФСБ России по Томской области ФИО2, действующей на основании доверенности № ** от 03.09.2021,
прокурора ЗАТО Северск Кошеля П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Мэру ЗАТО Северск, ОАО «Сибирский химический комбинат», Сибирскому региональному командованию внутренних войск МВД РФ войсковой части 3478 МВД РФ, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Томской области, Прокурору ЗАТО Северск об оспаривании нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с указанным административным иском к Мэру ЗАТО Северск, Открытому акционерному обществу «Сибирский химический комбинат», Сибирскому региональному командованию внутренних войск МВД РФ войсковой части 3478 ВВ МВД РФ, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Томской области, Прокурору ЗАТО Северск в котором просит признать Инструкцию о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 № ** дсп недействующей полностью; признать пункт 6.19 Инструкции: «владельцу пропуска запрещается оставлять пропуск в одежде или вещах при сдаче их в гардероб или камеру хранения» недействующим, так как данная норма противоречит ч.1, 2 ст. 209 ГК РФ и нарушает право пользоваться и распоряжаться своим имуществом; признать п.6.19 Инструкции: «владельцу пропуска запрещается разглашать сведения о пропускном режиме на контролируемой зоне категории «А» ЗАТО Северск недействующим, данная норма противоречит ст. 3, 4, 7, 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и нарушает право на распространение общедоступной информации; признать п. 5.3 Инструкции, данная норма противоречит ст. 15 Конституции РФ и ч.1 ст. 5 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»; признать п.5.5 Инструкции недействующим данная норма противоречит ст. 15 Конституции РФ и ч.1 ст. 5 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».
В обоснование указал, что 27.08.2013 Мэр ЗАТО Северск, генеральный директор АО «СХК» и командир войсковой части 3478 ВНГ РФ приняли Инструкцию о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 № 16-02/373дпс. Инструкция была опубликована в газете «Диалог» № 62 (1235) от 06.12.2013. Данная инструкция нарушает его права, свободы и законные интересы.
Инструкция о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 № 16-02/373дсп является нормативным правовым актом, поскольку обладает всеми признаками нормативно правого акта: содержит правовые нормы, регулирующие правила поведения, а именно порядок въезда на территорию ЗАТО Северск Томской области, рассчитана на неоднократное применение и неопределенный круг лиц, подлежит применению в отношении юридических лиц (организаций, предприятий, учреждений и т.п.), расположенных в ЗАТО Северск, а также граждан, проживающих, работающих или временно находящихся на территории контролируемых зон ЗАТО Северск, является неперсонофицированной.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ от 11.06.1996 № 693 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (Далее Постановление № 693) предусматривает, что пропускной режим в контролируемых зонах устанавливается в соответствии с инструкцией, согласованной с территориальным органом федеральной службы безопасности и утверждаемой руководителем объекта, руководителем организации, осуществляющей охрану контролируемой зоны, и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом-административно-территориальном образовании» органы местного самоуправления закрытого административно-территориальном образования участвуют совместно с руководителями организаций и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом-административно-территориальном образовании» руководитель организации, осуществляющей охрану контролируемой зоны не может участвовать в определении пропускного режима. Таким образом командир войсковой части 3478 ВВ МВД РФ не имел полномочий утверждать оспариваемую Инструкцию.
Пункт 13 Постановления № 693 противоречит ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где отсутствует понятие руководитель органа местного самоуправления закрытого образования. В пункте 13 Постановления № 693 не указывается конкретный орган местного самоуправления. Также он не является определенным, поскольку непонятно кто такой руководитель органа местного самоуправления закрытого образования, непонятно руководителем какого именно органа местного самоуправления принимается данный правовой акт, непонятна форма и вид данного правового акта. Поскольку данная норма (пункт 13 Постановления № 693) допускает возможность произвольного её понимания и применения, что является нарушением равенства всех перед законом и судом. Данный пункт не подлежит применению как противоречащий ч.1 ст. 19 Конституции РФ.
Истец полагает, что полномочия, переданные п.13 Постановления № 693 органу местного самоуправления закрытого образования об определении пропускного режима в контролируемых зонах являются отдельными государственными полномочиями. Законом РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административном-территориальном образовании», Постановлением № 693 не предусмотрено наделение полномочиями, касающимися особого режима именно главу муниципального образования, такие полномочия являются отдельными государственными полномочиями. В соответствии с ч.1, 3, 5 ст. 12 Устава городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО Северск, возлагаются на Администрацию ЗАТО Северск; Администрация ЗАТО Северск несет ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в порядке, установленном соответствующими федеральными законами и законами Томской области, в пределах выделенных ЗАТО Северск на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Мэр ЗАТО Северск Томской области ФИО4 полномочиями по принятию Инструкции о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 № 16-02/373дсп не обладал, поскольку полномочия по обеспечению особого режима в ЗАТО Северск Томской области, то есть отдельные государственные полномочия, были переданы Администрации ЗАТО Северк Томской области. Оспариваемый правовой акт должен быть издан в форме постановления и является муниципальным правовым актом.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим, права свободы и обязанности человека и гражданина. Недопустимо отнесение Инструкции о пропускном режиме к служебной информации ограниченного распространения.
Согласно приказу № 1648 дсп/370дсп/7ПМдсп Инструкция о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 № 16-02/373дсп введена в действие с 07.10.2013 сроком на 5 лет. Инструкция (выписка) о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск была опубликована в газете «Диалог» № 62 (1235) от 06.12.2013. Таким образом, с 07.10.2013 по 06.12.2013 применялся неопубликованный нормативный правовой акт. При этом 19.10.2013 за неисполнение пунктов 4.2, 4.4 Инструкции в отношении административного истца был составлен протокол об административном правонарушении ЖУАП №60 за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.3 КоАП РФ. 19.03.2013 Инструкция о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 № ** не имела юридической силы. В указанный период было нарушено право истца на передвижение, поскольку пропускной режим в ЗАТО Северск осуществлялся на основании неопубликованного нормативного правового акта, военнослужащими незаконно проверялись пропуска и досматривались автомобили. В данный период были нарушены права неопределенного круга лиц. 29.11.2013 также были нарушены права истца оспариваемой Инструкцией: произведено незаконное административное задержание, незаконный отказ во въезде в город, незаконная проверка пропуска, незаконный досмотр транспортного средства. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» оспариваемая инструкция должна быть признана недействующей полностью.
Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо отдельные условия хранения пропуска, не предусмотрена какая-либо ответственность за несоблюдение п. 6.19 Инструкции. При этом пункт 6.19 Инструкции противоречит ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ и нарушает его право пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Сведения о пропускном режиме на контролируемых зонах категории «А» не подпадают под охраняемую законом тайну. П. 6.19 нарушает право на распространение общедоступной информации, гарантированное ст. 29 Конституции РФ. До 19.01.2021 п. 5.3 Инструкции был изложен в другой редакции. За нарушение прав п. 5.3 Инструкции были приняты меры реагирования военной прокуратурой Томского гарнизона. П. 5.3 инструкции в редакции до 19.01.2021 должен быть признан недействующим, как принятый с существенными нарушениями порядка опубликования с противоречащий ч.3 ст. 15 Конституции РФ и ч.1 ст. 5 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». Пункт 5.5 Инструкции непосредственно затрагивает обязанности граждан, однако отнесен к служебной информации ограниченного распространения и в установленном порядке не опубликован, в связи с чем должен быть признан недействующим, как принятый с существенными нарушениями порядка опубликования с противоречащий ч.3 ст. 15 Конституции РФ и ч.1 ст. 5 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, об уважительных причинах неявки суд не уведомил и доказательств уважительности таких причин не представил.
В дополнительных пояснениях, представленных в судебное заседание, указал, что, в отзыве на административное исковое заявление от 05.08.2021 представитель АО "СХК" ФИО5 указывает, что Инструкция, содержит сведения, составляющие служебную информацию ограниченного распространения на основании Приказа Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 29.05.2014 № 1-504-П утвержден Перечень сведений, составляющих служебную информацию ограниченного распространения ("Для служебного пользования").
Приказ Госкорпорации "Росатом" от 29.05.2014 № 1/504-П в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации не представлялся, в установленном порядке не опубликован.
Согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Таким образом, Приказ Государственной корпорации но атомной энергии "Росатом" от 29.05.2014 № 1-504-П на территории Российской Федерации применению не подлежит. Административные ответчики при отнесении оспариваемой Инструкции к служебной информации ограниченного распространения руководствовались несуществующим нормативным правовым актом.
В отзыве на административное исковое заявление от 05.08.2021 представитель АО "СХК" ФИО5 также указывает, что оспариваемая Инструкция была обнародована на официальных сайтах Администрации ЗАТО Северск и АО "СХК".
При рассмотрении данного административного дела подлежит применению Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2021 № 23-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 части 1 статьи 44, частей 1 и 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Ю.Г. ФИО6».
В данном Постановлении указано, что Конституция Российской Федерации, закрепляя, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные же не применяются, а любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (статья 15, часть 3), и относя к полномочиям Президента Российской Федерации подписание и обнародование федеральных законов (статья 84, пункт «д»; статьи 107 и 108), разграничивает категории «опубликование» и «обнародование» и не допускает того, чтобы закон или иной нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступил бы в силу после обнародования отличным от официального опубликования способом.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 44 и частью 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретный порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Вместе с тем использование в данном Федеральном законе понятия "обнародование" - которое приводится как дополнение или пояснение к понятию "официальное опубликование", притом что по своему содержанию эти категории не тождественны, - позволяет органам местного самоуправления и судам расценивать обнародование муниципального нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина, способом, отличным от официального опубликования в периодическом печатном издании, в качестве достаточного условия для вступления этого акта в силу.
Исходя из потребности в обеспечении правовой определенности, стабильности регулирования и возникших правоотношений, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступившие в силу на момент вступления в силу настоящего Постановления и в течение двух лет после его вступления в силу (но не позднее внесения изменений в устав муниципального образования в соответствии с настоящим Постановлением) и обнародованные без их официального опубликования в порядке, установленном уставом муниципального образования, признаются действующими с момента их первоначального обнародования.
В соответствии с Уставом ЗАТО Северск Томской области в редакции 2013 года отсутствовало обнародование без официального опубликования нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 5 Постановления физические лица, проживающие, работающие и прибывающие в закрытое образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима безопасного функционирования объектов и ответственностью за его нарушение.
Закон исходит из того, что применение Инструкции в отношении гражданина невозможно без обязательного ознакомления с ним.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует иметь в виду, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятии, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта. Таким образом, оспариваемая Инструкция должна быть признана судом недействующей с момента её принятия.
В соответствии с п. 3.2 оспариваемой Инструкции в редакции 2013 года часовые КПП выполняют свои обязанности в соответствии с требованиями Наставления по служебно-боевой деятельности.
Имеется ввиду Наставление по служебно-боевой деятельности подразделений, караулов, застав, гарнизонов и нарядов войсковых частей Внутренних войск МВД России по охране важных государственных объектов и специальных грузов, введённого Приказом МВД России от 05.04.2010 № 264дсп. Указанное наставление в 2013 году не имело юридической силы, поскольку не прошло государственную регистрацию в Минюсте. Наставление по оборудованию объектов инженерно-техническими средствами охраны и организации их эксплуатации внутренними войсками МВД России, введённое в действие Приказом МВД России от 18.04.2007 № 370дсп в 2013 году также не имело юридической силы, поскольку не прошло государственную регистрацию в Минюсте.
Таким образом, в частности с 7 октября 2013 года по 6 декабря 2013 года военнослужащие при выполнении своих обязанностей руководствовались несуществующим нормативным правовым актом - Наставлением, а также несуществующей оспариваемой Инструкцией.
Административный ответчик - Мэр ЗАТО Северск, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебное заседания не явился. В письменных возражениях указал, что Постановлением правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 508 г. Северск включен в Перечень закрытых административно-территориальных образований, правовой режим которых определяется Законом РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом-административно-территориальном образовании» (далее Закон о ЗАТО). В соответствии ст. 1 Закона о ЗАТО закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 Закона о ЗАТО, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Согласно ст. 3 Закона о ЗАТО Особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает: установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании; ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание; ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями; организацию разработки и осуществление мер по предупреждению терроризма, предотвращению техногенных катастроф, обеспечению пожарной безопасности и охране общественного порядка. Пункт 2 ст. 3 Закона о ЗАТО предусматривает, что порядок обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании принимается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 693 утверждено Положение «Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Положение). Разделом III Положения установлено, что пропускной режим в контролируемых зонах устанавливается в соответствии с инструкцией, согласованной с территориальным органом федеральной службы безопасности и утверждаемой руководителем объекта, руководителем организации, осуществляющей охрану контролируемой зоны, и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования. Во исполнение требований Положения разработана Инструкция о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 № 16-02/373дсп, которая утверждена должностными лицами, обладающими на тот момент соответствующими полномочиями и принята в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Участие органов местного самоуправления в определении пропускного режима в ЗАТО не относится к вопросам местного значения, определенным ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), которым установлено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления. Статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ определен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Частью 2 ст. 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Аналогичное положение содержится в ст. 10.1 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области. Статья 25 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области (в редакции, действовавшей на момент утверждения инструкции) предусмотрена структура органов местного самоуправления ЗАТО Северск, куда входили представительный орган городского округа ЗАТО Северск - Дума ЗАТО Северск; глава городского округа ЗАТО Северск – Мэр ЗАТО Северск; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) городского округа ЗАТО Северск - Администрация ЗАТО Северск и ее органы, наделенные правами юридического лица; контрольно-счетный орган городского округа ЗАТО Северск – Счетная палата ЗАТО, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий. На основании ст. 37 Устава ЗАТО Северск Мэр ЗАТО Северск – глава городского округа ЗАТО Северск является высшим должностным лицом, к полномочиям которого относится обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО Северск федеральными законами и законами Томской области. Инструкция о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск № 16-02/373дсп от 27.08.2013 принята в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Довод истца относительно неопубликованного акта не соответствуют действительности. Пунктом 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативно правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомится с содержанием этого акта тем лицам, права которых он затрагивает. Выписка из Инструкции была опубликована на официальном сайте Администрации ЗАТО Северск, доведена до сведения неопределенного круга лиц, ознакомление с содержанием выписки из Инструкции являлось доступным и открытым. Довод истца о нарушении п.6.19 Инструкции прав истца на пользование и распоряжение своим имуществом не соответствует действующему законодательству. Согласно п. 3.1 Инструкции пропуск является основным документом, дающим право прохода через контрольно- пропускной пункт контролируемой зоны категории «А» ЗАТО Северск, и по смыслу гражданского законодательства не является объектом гражданских прав и объектом права собственности и не противоречит ст. 209 ГК РФ и не может нарушать право административного истца пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
Право отнесения информации к информации с ограниченным распространением, содержащейся в оспариваемой Инструкции, и право на распространение изложенной в ней информации закреплено за руководством Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности». Основанная часть Инструкции носит нормативный характер и распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, данная часть в виде Инструкции (выписки) является общедоступной. Оставшаяся часть – приложение к Инструкции «Описание пропусков и шифров, действующих в контролируемой зоне категории «А» ЗАТО Северск носит сугубо служебный характер. В силу Закона о ЗАТО, Положения особый режим безопасного функционирования объектов устанавливается в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты сведений о ядерном оружии, ядерных вооружениях, других видах вооружений и военной техники, составляющих государственную тайну, пресечения террористических, диверсионных и иных противоправных действий, обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан. Для вышеуказанных целей нормы оспариваемой Инструкции налагают на жителей ряд ограничений, которые не могут быть расценены как прямое нарушение их конституционных прав и подпадают под действие п.3 ст. 55 Конституции РФ. Доводы административного истца о нарушении Инструкцией его конституционных прав не обоснованы.
Представитель административного ответчика ОАО «СХК» ФИО5, действующий на основании доверенности 11/117/2021-дов от 28.04.2021, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В письменных возражениях указал, что доводы административного истца не обоснованы. Инструкция содержит сведения, составляющие служебную информацию ограниченного распространения по пункту 10.7 приказа Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» №1/504-П от 29.05.2014 года «Об утверждении Перечня сведений, составляющих служебную информацию ограниченного распространения (Для служебного пользования) Госкорпорации «Росатом» и её организации». Для размещения указанной инструкции в средствах массовой информации была подготовлена «Выписка из Инструкции о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск» № 16-08/1913 от 30.09.2013г.». «Выписка из Инструкции...» содержит точный текст Инструкции, который необходимо знать гражданам, проживающим и находящимся на территории ЗАТО Северск. Первоначальная «Выписка из Инструкции...» была опубликована в городских средствах массовой информации, а именно: газете «Диалог» № 62 (1235) от 06.12.2013, газете «Новое время» (№ 38 от 20.09.2013 года). «Выписка из Инструкции о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск» (в редакции от 19.01.2021) также была опубликована в вышеуказанных источниках. Кроме того, «Выписка из Инструкции...» размещена на официальном сайте АО «СХК» в сети Интернет по адресу: www.atomsib.ru в разделе «О предприятии» - страница «Режимные ограничения» - инструкции, на официальном сайте Администрации ЗАТО Северск в сети Интернет по адресу: www.seversknet.ru. Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 693 утверждено Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Пунктом 3 указанного положения определены цели установления особого режима безопасного функционирования объектов. Согласно п. 7 Положения для обеспечения особого режима безопасного функционирования объектов руководителем объекта устанавливаются контролируемые зоны и запретные зоны (режимные территории объектов). Пунктом 13 Положения определено, что пропускной режим в контролируемых зонах устанавливается в соответствии с инструкцией, согласованной с территориальным органом федеральной службы безопасности и утверждаемой руководителем объекта, руководителем организации, осуществляющей охрану контролируемой зоны, и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования. В соответствии с указанными требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 693 разработана Инструкция «О пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск», которая устанавливает порядок организации и обеспечения пропускного режима в контролируемые зоны ЗАТО Северск. Согласно п.п. 1,2 ст.3 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно- территориальном образовании включает в числе прочего установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории. Обеспечение особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытых административно-территориальных образованиях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2.3, 2.10 Инструкции пропускной режим является составной частью мер обеспечения особого режима безопасного функционирования АО «Сибирский химический комбинат» Госкорпорации «Росатом», расположенного на территории ЗАТО Северск. Пропускной режим, установленный в контролируемых зонах ЗАТО Северск предназначен для обеспечения порядка пропуска через КПП физических лиц, транспортных и материальных средств и исключения возможности несанкционированного прохода (проезда) на охраняемую территорию посторонних лиц. Инструкция является обязательной для выполнения всеми юридическими лицами (организациями, предприятиями, учреждениями и т.п.), расположенными в ЗАТО Северск, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также гражданами, проживающими, работающими или временно находящимися на территории контролируемых зон ЗАТО Северск. Инструкция была разработана и введена в действие на основании Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» и Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 693.
В соответствии со ст.8 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничен в закрытых административно-территориальных образованиях.
Согласно п.5 ст.1 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» права граждан, проживающих или работающих в закрытом административно-территориальном образовании, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации.
В п.2 Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 693 указано, что особый режим безопасного функционирования объектов, расположенных на территории закрытого образования, включает: ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории закрытого образования, включая установление перечня оснований для отказа во въезде и (или) в постоянном проживании. Таким образом, права граждан на территории ЗАТО Северск ограничены в соответствии с действующим федеральным законодательством и не противоречат Конституции РФ.
Инструкция о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск датирована 27.08.2013. Довод ФИО3 о том, что в отношении него с 07.10.2012 по 06.12.2013 применялся неопубликованный нормативный правовой акт не соответствует действительности, поскольку выписка из Инструкции была своевременно (после принятия и утверждения) опубликована и доступна гражданам в сети Интернет по адресу: www.atomsib.ru в разделе «О предприятии» - страница «Режимные ограничения» - инструкции, на официальном сайте Администрации ЗАТО Северск в сети интернет по адресу: www.seversknet.ru. Газета «Диалог» не является единственным источником для опубликования Выписки из Инструкции. Таким образом, Инструкция применялась на территории ЗАТО Северск законно и обоснованно.
Пункт 6.19 Инструкции не нарушает право ФИО3 пользоваться и распоряжаться своим имуществом. В п.6.19 Инструкции только указано о том, что владельцу пропуска запрещается оставлять пропуск в одежде или вещах при сдаче их в гардероб или камеру хранения.
Согласно п.6.19 Инструкции владельцу пропуска запрещается разглашать сведения о пропускном режиме на контролируемой зоне категории «А» ЗАТО Северск. В связи с тем, что Инструкция содержит сведения, составляющие служебную информацию ограниченного распространения по пункту 10.7 приказа Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» №1/504-П от 29.05.2014 «Об утверждении Перечня сведений, составляющих служебную информацию ограниченного распространения (Для служебного пользования) Госкорпорации «Росатом» и её организации», владельцу пропуска устанавливается вышеуказанный запрет. Данное положение Инструкции не нарушает право Истца на распространение общедоступной информации.
В соответствии с извещением от 09.03.2017 № 16-02/115дсп в п.5.3 Инструкции были внесены соответствующие изменения. После внесения изменений в Инструкцию была опубликовано Выписка в редакции от 04.05.2017 из Инструкции в вышеуказанных источниках (газета «Диалог», официальные сайты в сети Интернет АО «СХК» и Администрации ЗАТО Северск). Довод ФИО3 о том, что до 19.01.2021 применялся опубликованный, но отменённый п.5.3 Инструкции, является необоснованным. Пункт 5.5 Инструкции не указан в Выписке из Инструкции в редакции от 19.01.2021 в связи с тем, что им руководствуются часовые КПП при досмотре транспортных средств, которые въезжают на территорию ЗАТО Северск. Пункт 5.5 Инструкции не затрагивает права и обязанности граждан и не нарушает ст. 15 Конституции РФ. Необходимая информация для граждан указана в пунктах 5.1-5.3 Выписки из Инструкции в редакции от 19.01.2021, следовательно, довод ФИО3 является необоснованным.
Представитель административного ответчика УФСБ России по Томской области ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве. В письменном указано, что административный ответчик Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Томской области оспариваемый нормативный правовой акт - Инструкцию о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27 августа 2013 г. № 16-02/373дсп (далее - Инструкция), не принимал.
Распоряжением Правительства РФ от 14.09.2009 № 1311-р утвержден перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, в число которых включено акционерное общество «Сибирский химический комбинат», г. Северск, Томская область.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 508 г. Северск включен в Перечень закрытых административно- территориальных образований.
К особому режиму безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании статья 3 указанного выше закона относит: установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании; ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание; ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями; организацию разработки и осуществление мер по предупреждению терроризма, предотвращению техногенных катастроф, обеспечению пожарной безопасности и охране общественного порядка.
Обеспечение особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытых административно-территориальных образованиях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 693 утверждено Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 названного Положения под объектами понимаются государственные унитарные предприятия и иные организации по разработке, изготовлению и хранению, разработке и утилизации ядерного оружия, других видов вооружений и военной техники, переработке радиоактивных и иных материалов, представляющих повышенную экологическую опасность.
В соответствии с пунктом 7 Положения для обеспечения особого режима безопасного функционирования объектов руководителем объекта устанавливаются контролируемые зоны и запретные зоны (территории объектов).
Контролируемые зоны состоят из контролируемой зоны категории «А» (охраняемая территория закрытого образования) и контролируемой зоны категории «Б» (по границе территории закрытого образования, исключая территорию контролируемой зоны категории «А»), которая устанавливается в случае, если территория контролируемой зоны категории «А» не совпадает с территорией закрытого образования.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что для осуществления санкционированного прохода граждан и проезда транспорта через контролируемую зону категории «А» и запретные зоны оборудуются контрольно- пропускные пункты.
Пропускной режим в контролируемых зонах устанавливается в соответствии с инструкцией, согласованной с территориальным органом федеральной службы безопасности и утверждаемой руководителем объекта, руководителем организации, осуществляющей охрану контролируемой зоны, и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования (пункт 13 Положения).
Инструкция о пропускном режиме, в частности, определяет: порядок входа (выхода), въезда (выезда) физических лиц и транспортных средств на территорию закрытого образования и объектов; порядок вноса (выноса), ввоза (вывоза) грузов, специальных грузов, документов и материальных ценностей; перечень должностных лиц, имеющих право выдачи разрешений на соответствующий вид пропуска; порядок контроля за обоснованностью выдачи пропусков, своевременностью их изъятия и погашения (пункт 15 Положения).
Согласно пункту 6 Положения на основе и в рамках настоящего Положения могут разрабатываться другие организационно-распорядительные документы для обеспечения особого режима безопасного функционирования объектов.
В соответствии с положениями вышеприведенных нормативных правовых актов разработана Инструкция о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 № 16-02/373дсп, которая утверждена генеральным директором ОАО «СХК» Т., командиром войсковой части 3478 З., Мэром ЗАТО Северск ФИО4 и согласована начальником УФСБ России по Томской области Н.
Инструкция введена в действие совместным приказом генерального директора ОАО «СХК», командира войсковой части 3478, Мэра ЗАТО Северск от 30.092013 № 1648ДСП/370дсп/7пмДСП.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В соответствии с частями 1-3 статьи 30 Устава городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области по вопросам местного значения население ЗАТО Северск непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления ЗАТО Северск принимают муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО Северск федеральными законами и законами Томской области, принимаются муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами, законами Томской области. В систему муниципальных правовых актов входят: Устав городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области; правовые акты, принятые на местном референдуме; решения Думы; постановления и распоряжения Председателя Думы; постановления и распоряжения Мэра; постановления и распоряжения Администрации; приказы и распоряжения председателя Счетной палаты.
Согласно статье 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации и условия отнесения информации к сведениям, служебную и иную тайну, а также ответственность за ее разглашение устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 5 Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 693, физические лица, проживающие, работающие и прибывающие в закрытое образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима безопасного функционирования объектов и ответственностью за его нарушение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233 утверждено Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности (далее - Положение).
В силу пунктов 1.2, 1.5 указанного Положения к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа по космической деятельности в пределах своей компетенции определяет в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям; порядок снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения; организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.
Инструкция содержит сведения, составляющие служебную информацию ограниченного распространения, и имеет ограничительную пометку «Для служебного пользования» в соответствии с Перечнем сведений, составляющих служебную информацию ограниченного распространения (Для служебного пользования) Госкорпорации «Росатом» и ее организаций, утвержденным приказом государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 29.05.2014. № 1/504-п, а также ранее действовавшего Перечня сведений, составляющих служебную информацию ограниченного распространения (Для служебного пользования) Госкорпорации «Росатом» и ее организаций).
Поскольку Инструкция содержит служебную информацию ограниченного распространения, то она обоснованно отнесена к категории документов «Для служебного пользования» и ее официальное опубликование в установленном порядке не требуется. Отнесение Инструкции к служебной информации ограниченного распространения не свидетельствует о ее незаконности.
В целях доведения до сведения физических лиц, проживающих, работающих и прибывающих в закрытое образование, содержащихся в Инструкции сведений об условиях особого режима функционирования объектов и ответственности за их нарушение данная Инструкция на основании приказа от 30.09.2013 № 1648ДСП/370дсп/7пмДСП в виде Выписки из нее опубликована в городском средстве массовой информации и на официальном сайте администрации ЗАТО Северск.
При таких обстоятельствах отнесение оспариваемой истцом Инструкции к служебной информации ограниченного распространения не может свидетельствовать о нарушении прав ФИО3 Выписка из Инструкции доведена до сведения граждан в газете «Новое время» № 38 от 20 сентября 2013 г., газете «Диалог» № 62 (1235) от 06.12.2013. Выписка из Инструкции после принятия и утверждения опубликована и доступна на официальном сайте Администрации ЗАТО Северск, АО «СХК». В аналогичном порядке опубликованы и изменения в оспариваемую административным истцом Инструкцию. Таким образом, обжалуемая административным истцом Инструкция доведена до сведения лиц, указанных в пункте 5 Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 693. Решением Совета директоров ОАО «СХК» от 24.07.2012 генеральным директором ОАО «СХК» с 25.07. 2012 назначен Т., который согласно пункту 14.2 Устава ОАО «СХК» действует от имени общества без доверенности, представляет интересы общества как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Решением Думы ЗАТО Северск от 21.10.2010 № 1/2 Мэром ЗАТО Северск был избран ФИО4 Согласно ст. 37 Устава городского округа ЗАТО Северск Мэр ЗАТО Северск является главой городского округа, его высшим должностным лицом. В соответствии с п. 36.6 Общего положения о соединении и воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 15.11.2003 № 884, командир воинской части представляет ее интересы в организациях и государственных органах. ФИО7 в установленном порядке назначен командиром войсковой части 3478 внутренних войск МВД России. На основании вышеуказанного, Инструкция принята уполномоченными лицами.
В силу пункта пунктов 2.2, 2.3 Инструкции для обеспечения особого режима безопасного функционирования ОАО «СХК» генеральным директором ОАО «СХК» установлены контролируемые зоны ЗАТО Северск. Контролируемые зоны ЗАТО Северск состоят из контролируемой зоны категории «А» (охраняемая территория закрытого образования) и контролируемой зоны категории «Б» (по границе территории закрытого образования, исключая территорию контролируемой зоны категории «А»). Границы контролируемых зон ЗАТО Северск устанавливаются в целях ограничения доступа физических лиц и обозначаются на местности хорошо видимыми знаками, надписями и оборудуются инженерно-техническими средствами. Пропускной режим является составной частью мер обеспечения особого режима безопасного функционирования ОАО «СХК» ГК «Росатом», расположенного на территории ЗАТО Северск. Пропускной режим, установленный в контролируемых зонах ЗАТО Северск, предназначен для обеспечения порядка пропуска через КПП физических лиц, транспортных и материальных средств и исключения возможности несанкционированного прохода (проезда) на охраняемую территорию посторонних лиц.
Согласно пункту 2.5 Инструкции данный правовой акт определяет порядок входа (выхода), въезда (выезда) физических лиц и транспортных средств на территорию ЗАТО Северск, порядок вноса (выноса) и ввоза (вывоза) грузов, специальных грузов, документов и материальных ценностей на территорию ЗАТО Северск, ответственность за нарушения пропускного режима в контролируемых зонах ЗАТО Северск.
Пунктом 5.3 Инструкции (с учетом изменений) предусмотрено, что досмотр грузовых рефрижераторов, большегрузных тентованных фургонов, везущих груз навалом (мясо, капуста, арбузы, дыни, коробки с газированной водой, спиртными напитками, дрова и т.п.) осуществляется с перегрузкой груза за пределами КПП, а остаточный груз должен давать возможность часовому КПП досмотреть автотранспорт на предмет отсутствия в нем посторонних лиц. Досмотр такого транспорта проводится часовыми КПП в присутствии коменданта (ДПК) КПП.
Досмотр транспортного средства и грузов в досмотровом коридоре КПП производится в целях обеспечения безопасного функционирования объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, и исключения возможности проникновения на охраняемую территорию посторонних лиц, что не противоречит действующему законодательству.
Пункт 5.5 Инструкции отсутствует в Выписке из Инструкции, не затрагивает права административного истца, поэтому его права не нарушает.
Пунктом 6.19 Инструкции владельцу пропуска запрещается: оставлять пропуск в одежде или вещах при сдаче их в гардероб или камеру хранения; разглашать сведения о пропускном режиме на контролируемой зоне категории «А» ЗАТО Северск.
Указанные запреты обусловлены необходимостью защиты сведений в области системы и способов охраны контролируемой зоны ЗАТО Северск. Реализация определяемой государством системы мер, в том числе и организационных, направленных на безопасность контролируемой зоны, не исключает введение таких запретов. Положения данного пункта Инструкции, предусматривающие для владельцев пропусков ряд запретов, не противоречат федеральному законодательству. Таким образом, действия граждан, в том числе по въезду на территорию ЗАТО, могут быть ограничены в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, что не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права административного истца.
Представитель административного ответчика Войсковой части № 3478 ФСВНГ РФ ФИО1, в судебном заседании полагал, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным в письменном отзыве, где указали, что в соответствии с п.3 ст.1 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам, в том числе обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка, и обеспечения пожарной безопасности. Пунктом 2 ст.3 Закона определено, что решение об установлении особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании принимается Правительством Российской Федерации. Порядок обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и или) объектов в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливается Правительством Российской Федерации отдельно для каждого федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Согласно п.1 ст.3 Закона Особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает: установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании; обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка, и обеспечения пожарной безопасности. Решения по указанным вопросам принимаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Во исполнение Закона Российской Федерации «О закрытом административно- территориальном образовании» было принято Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 № 693 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытой административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Постановление), пункт 2 которого определяет, что особый режим безопасного функционирования объектов, расположенных на территории закрытого образования, включает: установление контролируемых зон и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории закрытого образования, включая установление перечня оснований для отказа во въезде и (или) в постоянном проживании.
Согласно п.3 Постановления установлены цели особого режима безопасного функционирования объектов. Согласно п.4. Постановления ответственность за организацию и обеспечение особого режима безопасного функционирования объекта возлагается на руководителя объекта. Должностные лица органа местного самоуправления закрытого образования в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за принятые ими решения, касающиеся особого режима в закрытом образовании. Согласно п. 13, 15 Постановления пропускной режим в контролируемых зонах устанавливается в соответствии с инструкцией, согласованной с территориальным органом федеральной службы безопасности и утверждаемой руководителем объекта, руководителем организации, осуществляющей охрану контролируемой зоны, и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования. Инструкция о пропускном режиме, в частности, определяет: порядок входа (выхода), въезда (выезда) физических лиц и транспортных средств на территорию закрытого образования и объектов; порядок вноса (выноса), ввоза (вывоза) грузов, специальных грузов, документов и материальных ценностей; перечень должностных лиц, имеющих право выдачи разрешений на соответствующий вид пропуска; порядок контроля за обоснованностью выдачи пропусков, своевременностью их изъятия и погашения. Согласно п.17 Постановления Въезд и постоянное проживание граждан на территории закрытого образования ограничиваются в соответствии с условиями особого режима безопасного функционирования объектов. Таким образом, Инструкция издана в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Изучив материалы дела, исследовав совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пунктами «и» и «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации установлено, что ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.
Часть 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации предусматривает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт – это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Правовой режим закрытого административно-территориального образования (далее ЗАТО) и особенности организации местного самоуправления в ЗАТО определены Законом РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».
Пунктом 1 ст. 1 данного Закона установлено, что закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
В силу п. 3 ст. 1 названного Закона ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросу обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка. Решения по указанному вопросу принимаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» передаются права и обязанности, предусмотренные настоящим Законом для федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
В силу ст. 3 указанного Закона особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает в числе прочего установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории. Обеспечение особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытых административно-территориальных образованиях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 4 данного Закона органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования участвуют совместно с руководителями организаций и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 508 «Об утверждении Перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на территориях населенных пунктов» г. Северск Томской области является закрытым административно-территориальным образованием.
Распоряжением Правительства РФ от 14.09.2009 № 1311-р утвержден перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, в число которых включено открытое акционерное общество «Сибирский химический комбинат», г. Северск, Томская область (п. 8).
Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 693 утверждено Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
Действие вышеуказанного Положения распространено на ЗАТО Северск Томской области постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 № 1493.
В соответствии с п. 2 Положения от 11.06.1996 № 693 особый режим безопасного функционирования объектов, расположенных на территории закрытого образования, включает: установление контролируемых зон и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории закрытого образования, включая установление перечня оснований для отказа во въезде и (или) в постоянном проживании; ограничения на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд на территорию закрытого образования и (или) постоянное проживание физических лиц на указанной территории; ограничения на создание и деятельность на территории закрытого образования организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями; организацию разработки и осуществление мер по предупреждению терроризма, предотвращению техногенных катастроф, обеспечению пожарной безопасности и охране общественного порядка.
Как указано в п. 3 Положения, особый режим безопасного функционирования объектов устанавливается в целях: обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты сведений о ядерном оружии, ядерных вооружениях, других видах вооружений и военной техники, составляющих государственную тайну,
пресечения террористических, диверсионных и иных противоправных действий, обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан.
Согласно п. 7 Положения для обеспечения особого режима безопасного функционирования объектов руководителем объекта устанавливаются контролируемые зоны и запретные зоны (режимные территории объектов). Контролируемые зоны состоят из контролируемой зоны категории «А» (охраняемая территория закрытого образования) и контролируемой зоны категории «Б» (по границе территории закрытого образования, исключая территорию контролируемой зоны категории «А»), которая устанавливается в случае, если территория контролируемой зоны категории «А» не совпадает с территорией закрытого образования. Контролируемые зоны и запретные зоны являются составной частью единой системы мер обеспечения особого режима безопасного функционирования объектов.
Пунктом 8 Положения определено, что границы контролируемых и запретных зон на территории закрытого образования устанавливаются в целях: ограничения доступа физических лиц в контролируемые зоны, исключения доступа физических лиц в запретную зону без производственной необходимости. Для осуществления санкционированного прохода граждан и проезда транспорта через контролируемую зону категории «А» и запретные зоны оборудуются контрольно-пропускные пункты (далее КПП).
Пунктом 13 Положения установлено, что пропускной режим в контролируемых зонах устанавливается в соответствии с инструкцией, согласованной с территориальным органом федеральной службы безопасности и утверждаемой руководителем объекта, руководителем организации, осуществляющей охрану контролируемой зоны, и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования.
Согласно п. 15 Положения инструкция о пропускном режиме, в частности, определяет: порядок входа (выхода), въезда (выезда) физических лиц и транспортных средств на территорию закрытого образования и объектов, порядок вноса (выноса), ввоза (вывоза) грузов, специальных грузов, документов и материальных ценностей, перечень должностных лиц, имеющих право выдачи разрешений на соответствующий вид пропуска, порядок контроля за обоснованностью выдачи пропусков, своевременностью их изъятия и погашения.
В ЗАТО Северск в соответствии с вышеуказанными требованиями Положения от 11.06.1996 № 693 принята Инструкция о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 № 16-02/373дсп.
Поскольку ФИО3, проживает в ЗАТО Северск, он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, который является обязательным для исполнения на территории муниципального образования городского округа ЗАТО Северск, утвержденным в том числе руководителем органа местного самоуправления во исполнение переданных отдельных государственных полномочий, устанавливает общеобязательные правила, рассчитан на неоднократное применение. Административный истец полагает, что этим актом нарушены его права, свободы и законные интересы, поэтому вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Оспариваемая Инструкция от 27.08.2013 № 16-02/373дсп была принята должностными лицами ОАО «СХК», войсковой части 3478 и Администрации ЗАТО Северск, согласована с начальником УФСБ России по Томской области Н. 30.09.2013 Инструкция была утверждена генеральным директором ОАО «СХК» Т., командиром войсковой части 3478 З., Мэром ЗАТО Северск ФИО4 (т. 1 л.д. 247-248).
На момент утверждения инструкции все указанные лица обладали соответствующими полномочиями.
Решением Думы ЗАТО Северск от 21.10.2010 № 1/2 Мэром ЗАТО Северск был избран ФИО4 Согласно ст. 37 Устава городского округа ЗАТО Северск Мэр ЗАТО Северск является главой городского округа, его высшим должностным лицом.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), установлены полномочия органов местного самоуправления, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, которые являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления. Статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ определен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Частью 2 ст. 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 10.1 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области содержит аналогичные положения.
Статья 25 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области (в редакции, действовавшей на момент утверждения инструкции) определяет структуру органов местного самоуправления ЗАТО Северск, куда входили представительный орган городского округа ЗАТО Северск - Дума ЗАТО Северск; глава городского округа ЗАТО Северск – Мэр ЗАТО Северск; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) городского округа ЗАТО Северск - Администрация ЗАТО Северск и ее органы, наделенные правами юридического лица; контрольно-счетный орган городского округа ЗАТО Северск – Счетная палата ЗАТО, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.
На основании ст. 37 Устава ЗАТО Северск Мэр ЗАТО Северск – глава городского округа ЗАТО Северск является высшим должностным лицом, к полномочиям которого относится обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО Северск федеральными законами и законами Томской области.
Учитывая вышеизложенное, довод ФИО3 об отсутствии полномочий Мэра ЗАТО Северск на утверждение оспариваемой инструкции основан на неверном толковании норм права. Инструкция о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск № 16-02/373дсп от 27.08.2013 принята в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Так же не состоятельным является довод административного истца о противоречии пункта 13 Постановления № 693, где установлено, что пропускной режим устанавливается в соответствии с Инструкцией по пропускному режиму, согласованной с территориальным органом ФСБ и утверждается руководителем объекта, и руководителем организации, осуществляющей охрану объекта и руководителем органа местного самоуправления, Федеральному закону № 131-ФЗ, где определено, что орган местного самоуправления участвует в организации пропускного режима совместно с руководителем объекта и органами ФСБ в порядке установленном Постановлением правительства. Федеральным законом № 131-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления, что не исключает участие иных лиц при определении пропускного режима. Участие организации осуществляющей охрану контролируемой зоны, предусмотрено иным правовым актом.
Таким образом, оспариваемая Инструкция в строгом соответствии с п. 13 Положения от 11.06.1996 № 693 согласована с территориальным органом федеральной службы безопасности, утверждена руководителем объекта, руководителем организации, осуществляющей охрану контролируемой зоны, и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования, обладающими на момент принятия нормативного правого акта необходимыми полномочиями.
Инструкция введена в действие совместным приказом генерального директора ОАО «СХК», командира войсковой части 3478, Мэра ЗАТО Северск от 30.09.2013 №1648дсп/370дсп/7пм дсп.
В силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Как разъяснено в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке. В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.
В соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения. Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям, порядок снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения, организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.
Таким образом, право отнесения информации к информации с ограниченным распространением, содержащейся в Инструкции, и право на распространение изложенной в ней информации закреплено за руководством Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
Оспариваемая Инструкция имеет пометку «Для служебного пользования», то есть содержит в себе информацию ограниченного распространения.
Приказом от 30.09.2013 № 1648дсп/370дсп/7пм дсп о вводе в действие Инструкции было предусмотрено подготовить Выписку из Инструкции и организовать ее опубликование в городских средствах массовой информации и на официальном сайте администрации ЗАТО Северск.
В силу ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с п. 6 ст. 31 Устава ЗАТО Северск официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в средстве массовой информации, учрежденном органами местного самоуправления ЗАТО Северск (т. 1 л.д. 218).
Из материалов дела следует, что Выписка из Инструкции была опубликована в газете «Диалог» № 62 (1235) от 06.12.2013, что сторонами не оспаривалось. Также выписка была размещена на официальном сайте АО «СХК» в сети Интернет. Таким образом, с учетом специфики нормативного правового акта порядок его опубликования соблюден. Данные обстоятельства опровергают довод административного истца о применении к нему неопубликованного нормативного акта. Довод административного истца о том, что п. 6.19 владельцу пропуска запрещается разглашать сведения о пропускном режиме на контролируемой зоне категории «А» ЗАТО Северск нарушает его права, не может быть принят во внимание. Данный пункт не препятствует распространению общедоступной информации, которая содержится в выписке Инструкции. Запрет на распространение информации ограниченного распространения предусмотрен иными нормативными актами. Довод о нарушении прав истца запретом, предусмотренным п. 6.19 Инструкции, об оставлении пропуска в одежде или иных вещах при сдаче в гардероб или камеру хранения, не может служить основанием для признании данного пункта недействующим, поскольку пропуск является документом, свидетельствующим о наличии права прохода в определенные охранные зоны, при этом не является имуществом истца.
Ссылаясь на нарушение прав пунктами 5.3 и 5.5 Инструкции, истец указывает, что к нему применялись опубликованные, но отмененные пункты правил. Однако, доказательств, свидетельствующих о их применении в отношении истца не представлено, не представлено также доказательств, свидетельствующих о том, что они распространяли свое действие на административного истца, в настоящее время данные пункты отменены. Как следует из пояснений представителя АО «СХК», подтверждающимися сведениями, размещенными на официальном сайте АО «СХК», выписка из Инструкции публикуется в редакции в соответствии с внесенными изменениями. Довод о том, что административные ответчики при отнесении оспариваемой инструкции к служебной информации ограниченного распространения руководствовались несуществующими нормативными актами не нашел своего подтверждения. Приказ Госкорпорации «Росатом» от 29.05.2014 № 1/1504-П не относится к категории нормативных актов, которые подлежат в установленном порядке государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемыми положениями Инструкции права ФИО3 не нарушаются, а ограничиваются в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Поскольку оспариваемая ФИО3 Инструкция соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, его требование о признании Инструкции о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 № 16-02/373дсп недействующей полностью; пункты 6.19, 5.3, 5.5 Инструкции (Выписки) о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск недействующими удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3 к Мэру ЗАТО Северск, ОАО «Сибирский химический комбинат», Сибирскому региональному командованию внутренних войск МВД РФ войсковой части 3478 МВД РФ, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Томской области, Прокурору ЗАТО Северск об оспаривании нормативного правового акта оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий А.В. Ребус
УИД: 70RS0009-01-2021-002192-09