ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1207/2022 от 30.03.2022 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

Дело (номер обезличен)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2022 года город Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Колясовой К.А., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кстовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в РФ,

УСТАНОВИЛ:

Кстовский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу о признании информации, содержащейся в сети Интернет на сайте: https://woodresource.ru/browse/buy/les-na-kornyu/ запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Кстовской городской прокуратурой с использованием служебного компьютера «HP 1740», находящегося в кабинете №4 Кстовской городской прокуратуры по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, г.Кстово, ул.Чванова, д.1, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведена проверка соблюдения законодательства в сфере лесопользования.

Проверка и поиск Интернет-ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера «Yandex Browser» путем введения в строке поиска ключевых тегов ресурсов «Продадим или купим лес на корню или готовые делянки», отобразился список интернет-групп, в том числе группа с сетевым адресом: https://woodresource.ru/browse/buy/les-na-kornyu/.

Статьей 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины. Вместе с тем, проведенной городской прокуратурой проверкой установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-странице по адресу: https://woodresource.ru/browse/buy/les-na-kornyu/ размещена информация с предложением продать и купить древесину в нарушение действующих требований лесного законодательства.

В частности размещена информация следующего содержания: «Продажа леса на корню».

Доступ к данной интернет-странице является свободным для неопределенного круга лиц, то есть не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться с содержанием ресурса, и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.

Размещенные на странице указанного сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц, размещены в целях осуществления деятельности по продаже товаров, свободная реализация которых запрещена, в обход установленным законодательством требованиям.

Административный истец просит признать информацию, размещённую в сети Интернет на сайте https://woodresource.ru/browse/buy/les-na-kornyu/ запрещенной к распространению в Российской Федерации, а также обратить решение к немедленному исполнению путем направления копии решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебное заседание представители административного истца и административных ответчиков не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд не признал явку лиц, участвующих в деле, в судебное заседание обязательной и считает, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем находит возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В силу ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются в частности соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) 1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".

Частями 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 1 ст. 15.1 названного Федерального закона, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"

В силу п.п. 2 п. 5 ст. 15.1 данного Федерального закона, Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

В п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 101 «О Единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно–телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено), указано, что формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В силу системного толкования действующего законодательства (ст.ст. 6,8 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 7,101 Земельного кодекса РФ) и позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Постановлении от 09.01.1998 г. № 1-П, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.

В силу ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Лесное законодательство допускает заготовку древесины и с иными целями:

- для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 1,2 ст. 29.1 ЛК РФ),

-при проведении мероприятий по охране, защите и восстановлению лесов (ч. 3 ст. 29.1 ЛК РФ),

-в качестве средства поддержки малого и среднего предпринимательства (ч. 4 ст. 29.1 ЛК РФ),

-для собственных нужд граждан (ст. 30 ЛК РФ).

Согласно ч. 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии ос ст. 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно ч. 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом 60 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.

Приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. № 474 утверждены правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации.

Заготовка древесины может осуществляться по общему правилу - только организациями и индивидуальными предпринимателями, что следует из ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса; как исключение – при заготовке гражданами древесины для собственных нужд (ст. 309 Лесного кодекса РФ). Участвовать в аукционах могут согласно ст. 79 Лесного кодекса РФ и разделу 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 г. № 406, только организации и индивидуальные предприниматели.

Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд по результатам аукциона законодательством не предусмотрено.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 99 ЛК РФ).

Ответственность за нарушения в сфере лесопользования предусмотрена главой 13 Лесного кодекса РФ.

В случае неисполнения гражданами своих обязанностей при заготовке древесины они могут быть привлечены к административной ответственности.

Так, статьей 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины. Уголовная ответственность в сфере лесопользования предусмотрена ст. 260- 261 УК РФ.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о способах совершения уголовно- наказуемого деяния и административного проступка.

Как установлено судом, Кстовской городской прокуратурой с использованием служебного компьютера «HP 1740», находящегося в кабинете №4 Кстовской городской прокуратуры по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, г.Кстово, ул.Чванова, д.1, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведена проверка соблюдения законодательства в сфере лесопользования.

Проверка и поиск Интернет-ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера «Yandex Browser» путем введения в строке поиска ключевых тегов ресурсов «Продадим или купим лес на корню или готовые делянки», отобразился список интернет-групп, в том числе группа с сетевым адресом: https://woodresource.ru/browse/buy/les-na-kornyu/.

Проведенной городской прокуратурой проверкой установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-странице по адресу: https://woodresource.ru/browse/buy/les-na-kornyu/ размещена информация с предложением продать и купить древесину в нарушение действующих требований лесного законодательства.

В частности размещена информация следующего содержания: «Продажа леса на корню».

Доступ к данной интернет-странице является свободным для неопределенного круга лиц, то есть не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться с содержанием ресурса, и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.

Исследуя представленные материалы, суд находит законными и обоснованными доводы административного истца о том, что распространение на данной Интернет-странице указанной информации противоречит действующему законодательству, так как содержит информацию с предложением продать и купить древесину в нарушение действующих требований лесного законодательства, таким образом информация на странице указанного сайта размещена в целях осуществления деятельности по продаже товаров, свободная реализация которых запрещена, в обход установленным законодательством требованиям.

При таких обстоятельствах суд находит требования административного истца о признании информации, размещенной в сет Интернет, запрещенной к распространению, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, суд находит, что Роскомнадзор, как орган, уполномоченный на ведение Реесстра, по делам о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации административным ответчиком по данному делу не является, поскольку не является лицом, участвующим в распространении указанной выше информации. В частности, не является владельцем сайта сети Интернет, на котором размещена запрещенная информация, ни хостинг-провайдером (при невозможности установить владельца сайта, то есть как в данном случае), в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований, предъявленных к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, надлежит отказать.

В соответствии с положениями ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случаях обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

На основании Федерального закона от 28.11.2018 г. № 451 ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской федерации» Кодекс административного судопроизводства РФ дополнен главой 27.1 «Производство по административным делам о признании информации, размещенной в информационно- телекоммуникационных сетях, в том числе в мети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено», которая регулирует, в частности, вопросы исполнения судебного решения по делам о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со вступившими в законную силу положениями, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ).

Принимая во внимание то обстоятельство, что замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб правам и законным интересам неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в соответствии с приведенными нормами Кодекса, решение по настоящему административному делу подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,188, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Кстовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, отказать.

Административные исковые требования Кстовского городского прокурора Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, содержащейся в сети Интернет на сайте https://woodresource.ru/browse/buy/les-na-kornyu/ запрещенной к распространению в Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в сети Интернет на сайтах с сетевым адресом: https://woodresource.ru/browse/buy/les-na-kornyu/, в свободном для неопределенного круга граждан доступе, информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, расположенному по адресу: 603951, г. Нижний Новгород, Зеленский съезд, д.4, Бокс №5, копию вступившего в законную силу решения суда, которое является основанием для включения указателя страницы сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Кстовский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ К.А. Колясова

Копия верна. Судья:

Секретарь: