ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1208/16 от 19.08.2016 Славянского городского суда (Краснодарский край)

к делу № 2а-1208/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Славянск-на-Кубани 19 августа 2016 года

Славянский городской суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Радионова А.А.,

при секретаре Нечаевой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий администрации Славянского городского поселения Славянского района,

УСТАНОВИЛ:

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействий администрации Славянского городского поселения Славянского района, выразившихся в неприведении в полном объеме Правил землепользования и застройки Славянского городского поселения в соответствие с требованиями Генерального плана Славянского городского поселения, мотивируя требования тем, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и градостроительного законодательства при обеспечении сохранности зеленных зон общего пользования, по результатам которой в деятельности администрации Славянского городского поселения Славянского района выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере. Так, на территории Славянского городского поселения Славянского района действующими являются генеральный план, правила землепользования и застройки городского поселения, утвержденные решениями Совета Славянского городского поселения Славянского района от 31.007.2008 №4 (в редакции от 14.06.2014), от 28.12.2015 № 1. Природоохранной прокуратурой совместно с департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края проведена проверка соответствия графических материалов (карты градостроительного зонирования) правил землепользования и застройки городского поселения (далее по тексту - Правила) документам территориального планирования (схема функционального зонирования) генерального плана городского поселения (далее по тексту - генеральный план), по результатам которой установлено, что территориальные зоны правил землепользования и застройки не соответствуют градостроительному зонированию генерального плана Славянского городского поселения в части установленных им зеленных зон. Так, согласно правилам землепользования и застройки парк «Детский» расположен в рекреационной зоне мест отдыха общего пользования (Р3), несмотря на зону рекреационного назначения - территория зеленых насаждений общего пользования и общественно-деловой зоне установленной генеральным планом. Сквер «Пчелка» в правилах находится в зоне жилой застройки средней этажности (2ЖЗ), что противоречит зоне рекреационного назначения территория зеленых насаждений общего пользования определенной генеральным планом. В границах территории парка «Северный» сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:48:0102012:1253 с видом разрешенного использования «под храм», территориальная зона которого не соответствует функциональной зоне, определенной схемой функционального зонирования генерального плана.

Кроме того, границы парков «Детский», «Северный», сквера им. Суворова, расположенного на пересечении ул. Коммунистической и ул. Зеленского, на государственный кадастровый учет не поставлены. В нарушение ст.ст. 10, 15 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр" недвижимости сведения о зонах зеленых насаждений общего пользования, установленных правилами землепользования и застройки Славянского городского поселения, не внесены. В результате незаконного бездействия администрации Славянского городского поселения Славянского района по неприведению действующей документации территориального планирования и градостроительного зонирования Славянского городского поселения в соответствие требованиям градостроительного законодательства, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе и на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие администрации Славянского городского поселения Славянского района, выразившееся в неприведении в полном объеме Правил землепользования и застройки Славянского городского поселения, утвержденных решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 28.12.2015 №1, в соответствие с требованиями Генерального плана Славянского городского поселения, утверждённого решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 31.07.2008 № 4. Обязать администрацию Славянского городского поселения принять исчерпывающие меры, направленные на приведение Правил землепользования и застройки на территории Славянского городского поселения, утвержденных решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 28.12.2015 №1, в соответствие с требованиями Генерального плана Славянского городского поселения, утверждённого решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 31.07.2008 № 4, в порядке и сроки, установленные ст.ст. 30, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Обязать администрацию Славянского городского поселения принять исчерпывающие меры, направленные на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах зеленых насаждений общего пользования, установленных правилами землепользования и застройки Славянского городского поселения, в порядке и сроки, установленные ст.ст. 10, 15 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

02.08.2016 в суд поступили уточненные административные исковые требования, в которых административный истец просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления администрации Славянского городского поселения Славянского района, выразившееся в неприведении в полном объеме Правил землепользования и застройки Славянского городского поселения, утвержденных решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 28.l2.2015 №1, в соответствие с требованиями Генерального плана Славянского городского поселения, утверждённого решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 31.07.2008 №4; обязать администрацию муниципального образования Славянский район принять исчерпывающие меры, направленные на приведение Правил землепользования и застройки на территории Славянского городского поселения решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 28.12.2015 №1, в соответствие с требованиями Генерального плана Славянского городского поселения, утверждённого решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 31.07.2008 № 4, в порядке и сроки, установленные ст.ст. 30, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, относительно территорий парка «Детский» площадью 7752 кв.м., парк «40 лет Победы» площадью 8391 кв.м с кадастровым номером 23:48:0203020:12, парк «им. Г. Понамаренко» (парк «Ветеран») площадью 7943 кв.м. с кадастровым номером (...), сквер на пересечении ул. Красной и ул. Победы площадью 6500 кв.м., сквера «Пчелка», части территории площадью 64389 кв.м., ограниченной ул. Запорожской, ул. Отдельской и ул. Казачьей планировочного-квартала номер 151, земельного участка с кадастровым номером (...) площадью 3192 кв.м; обязать администрацию Славянского городского поселения Славянского района, администрацию муниципального образования Славянский район принять исчерпывающие меры, направленные на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах территорий рекреационного назначения - зоны зеленых насаждений общего пользования (парк «Детский» сквер площадью 6500 кв.м. на пересечении ул. Красной и ул. Победы, сквер площадью 1200 кв.м на пересечении ул. Коммунистической и ул. Зеленского, часть территории площадью 64389 кв.м ограниченной ул. Запорожской, ул.Отдельской и ул. Казачьей планировочного квартала номер 151), установленных правилами землепользования и застройки Славянского городского поселения Славянского района, в порядке и сроки, установленные ст.ст. 10, 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Помощник Славянского межрайонного прокурора Шевелева Е.В. в судебном заседании просила удовлетворить уточненные административные исковые требования.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Славянского городского поселения Славянского района Карпусенко О.В. заявленные требования не признала, пояснила, что со стороны администрации Славянского городского поселения бездействия не усматривается. Полагает, что Генеральный план не должен соответствовать Правилам землепользования и застройки, так как генеральный план - это будущее планирование территории поселения. Сведения о территориальных зонах переданы в государственный кадастр недвижимости в электронном виде, подтверждением тому служат факты кадастрового учета земельных участков с присвоением им соответствующих видов разрешенного использования.

Представитель административного ответчика администрации МО Славянский район Носань В.Е. в судебном заседании требования прокурора не признал, полагает ошибочным мнение административного истца о том, что границы функциональных зон должны в точности совпадать с границами территориальных зон. Рассматривая вопрос так называемого «Парка детский», необходимо учесть, что в соответствии с ПЗЗ городского поселения территория с расположенными на ней земельными участкам под аттракционы, ТИР, кафе, земельными участками занятыми зелеными насаждениями выделена и обозначена как «рекреационная зона мест отдыха общего пользования Р3». Данная зона включает в себя, в том числе, и «зону зеленых насаждений общего пользования», обозначенную на Генеральном плане поселения, что согласуется с положениями ч.11 ст.35 ГрК РФ. В части рассмотрения вопроса о соответствии зонам так называемого «Парка Север­ный», пояснил, что в границах «Зоны зеленых насаждений общего пользования» обозначенной на карте Генерального плана, в соответствии с ПЗЗ отражены две территориальные зоны «рекреационная зона мест отдыха общего пользования Р3» и «общественно-деловая зона культурно-досугового назначения 5 ОДЗ». Наличие двух терри­ториальных зон в одной функциональной не противоречит законодательству. На момент рассмотрения и последующего утверждения ПЗЗ Славянского городского поселения, в границах «Зоны зеленых насаждений общего пользования» обозначенной на карте Генерального плана, уже существовал сформированный и поставленный на государ­ственный кадастровый учет земельный участок, с разрешенным использованием «под храм», который в последующем предоставлен религиозной организации в пользование. С учетом прав пользователя земельного участка была установлена соответствующая территориальная зона «общественно-деловая зона культурно-досугового назначения 5 ОДЗ» с соответствую­щим градостроительным регламентом. Территория так называемого «сквера им. Суворова» по сведениям генерального плана отнесена к «Зоне объектов делового, общественного и коммерческого назначе­ния», а в соответствии с ПЗЗ отнесена к «общественно-деловой зоне культурно-досугового назначения 5 ОДЗ». Наименование «сквер им. Суворова» является вымышленным. По факту на спорной территории установлен памятник Суворову и выполнено благоустройство прилегающей территории, которая расположена вблизи торгового центра. Но и кроме этого, ч.12 ст.85 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность включения земельных участков общего пользования, занятых скверами, в состав различных территориальных зон. Аналогичная правовая позиция обстоит и со «Сквером Пчелка». По мнению заявителя, отраженная на генеральном плане как «Зона зеленых насаждений общего пользования» тер­ритория «сквера Пчелка» обозначена на ПЗЗ как «зона жилой застройки средней этажности 2ЖЗ». Часть 12 ст.85 ЗК РФ позволяет именно земельные участки занятые скверами отно­сить в состав различных территориальных, а не функциональных зон). Учитывая, что «сквер Пчелка» создан на придомовой территории многоквартирного жилого дома, дан­ный факт был учтен при подготовке ПЗЗ и сквер был отнесен к указанной выше территори­альной зоне, что так же не является нарушением. Кроме того пояснил, что органом местного самоуправления после утверждения ПЗЗ были выполнены все требования Федерального закона №221 и Постановления Правительства РФ от 03.02.2014 №71 путем направления необходимых документов в электронном виде. Администрацией МО Славянский район утвержденные ПЗЗ были направлены в электронном виде в краевой департамент. Доказательств внесения администрацией МО Славянский район в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах территорий рекреационного назначения не имеет.

Представитель заинтересованного лица департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Курбатова О.Г. в судебном заседании пояснила, что из публичной кадастровой карты следует, что действительно сведения о территориальных зонах территорий рекреационного назначения - зоны зеленых насаждений общего пользования (парк «Детский» сквер площадью 6500 кв.м. на пересечении ул. Красной и ул. Победы, сквер площадью 1200 кв.м на пересечении ул. Коммунистической и ул. Зеленского, часть территории площадью 64389 кв.м, ограниченной ул. Запорожской, ул.Отдельской и ул. Казачьей планировочного квартала номер 151) в нарушение статей 10,15 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости не внесены, в том числе о зоне зеленых насаждений общего пользования, установленных правилами землепользования и застройки Славянского городского поселения. Сведения об этих зонах должны были быть представлены в орган государственного кадастрового учета. Кроме того пояснила, что несоответствий Правилам землепользования и застройки Славянского городского поселения Генеральному плану в части территорий парка «Детский» площадью 7752 кв.м., парка «40 лет Победы» площадью 8391 кв.м с кадастровым номером (...), парк «им. Г. Понамаренко» (парк «Ветеран») площадью 7943 кв.м. с кадастровым номером 23:48:0203021:6, сквера на пересечении ул. Красной и ул. Победы площадью 6500 кв.м., части территории площадью 64389 кв.м. ограниченной ул. Запорожской, ул. Отдельской и ул. Казачьей планировочного -квартала номер 151, земельного участка с кадастровым номером (...) площадью 3192кв.м, не имеется. В отношении сквера «Пчелка» согласна с исковыми требованиями прокурора.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит уточненные административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) регламентировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу ст.61 Закона №7-ФЗ зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Из смысла положений ч.ч.1,3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов для обеспечения устойчивого развития территорий, обеспечения учета интересов граждан, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Указанные документы являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований разрабатываются правила землепользования и застройки, подготовка проекта которых осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования (п. 1 ч.1 ст.30, ч.3 ст.31 ГрК РФ).

Согласно п.11 раздела 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой Постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 №150 (применяемой в части, не противоречащей ГрК РФ), определенные в генеральном плане зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон являются основой для разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.

Обязанность органов местного самоуправления по проверке проекта правил землепользования и застройки, ее критерии и основания возврата проекта на доработку также свидетельствует о необходимости обязательного соответствия градостроительного зонирования правил землепользования и застройки функциональному зонированию генерального плана (ч.ч.9,10 ст. 31 ГрК РФ).

Как предусмотрено п.1 ч.2 ст.33 ГрК РФ, несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану, возникшее в результате внесения в него изменений, является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в документ градостроительного зонирования.

В соответствии с ч.1 ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, прежде всего, для создания условий для устойчивого развития территории муниципальных образований, то есть обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов.

Непринятие полных и своевременных мер в указанной сфере создает предпосылки к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих либо пребывающих на территории поселения, в том числе на благоприятную окружающую среду.

На территории Славянского городского поселения Славянского района действующими являются Генеральный план, утвержденный решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 31.07.2008 №4 (в редакции от 14.06.2014) и правила землепользования и застройки городского поселения, утвержденный решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 28.12.2015 № 1.

Природоохранной прокуратурой совместно с департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края проведена проверка соответствия графических материалов (карты градостроительного зонирования) правил землепользования и застройки городского поселения (далее по тексту - Правила) документам территориального планирования (схема функционального зонирования) генерального плана городского поселения (далее по тексту - генеральный план), по результатам которой установлено, что территориальные зоны правил землепользования и застройки в части установленных им зеленных зон не в полной мере соответствуют градостроительному зонированию генерального плана Славянского городского поселения.

Из показаний представителя Департамента по архитектуре и градостроительству следует, что несоответствий Правилам землепользования и застройки Славянского городского поселения Генеральному плану Славянского городского поселения в части территорий парка «Детский» площадью 7752 кв.м., парк «40 лет Победы» площадью 8391 кв.м с кадастровым номером (...), парк «им. Г. Понамаренко» (парк «Ветеран») площадью 7943 кв.м. с кадастровым номером (...), сквер на пересечении ул. Красной и ул. Победы площадью 6500 кв.м., части территории площадью 64389 кв.м. ограниченной ул. Запорожской, ул. Отдельской и ул. Казачьей планировочного -квартала номер 151, земельного участка с кадастровым номером (...) площадью 3192кв.м, не имеется, что также установлено в судебном заседании путем изучения специалистом Департамента графической части карты функционального зонирования и Генерального плана Славянского городского поселения, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска в этой части не имеется.

Однако, как установлено в судебном заседании и следует из показаний представителя Департамента по архитектуре и градостроительству КК, согласно генеральному плану земельный участок под так называемым сквером «Пчелка»: категория земель: земли населенных пунктов - под сквер площадью 585 кв.м с кадастровым номером (...), расположенный по адресу: (...), расположен в зоне рекреационного назначения-территория зеленых насаждений общего пользования, а согласно правилам землепользования и застройки - в зоне жилой застройки средней этажности 2ЖЗ.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

В нарушение ч.3.ст.31, п.2 ч.1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ территориальная зона, установленная Правилами землепользования и застройки Славянского городского поселения в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:480203040:47, расположенного по адресу: (...), не соответствует функциональной зоне, определенной схемой функционального зонирования генерального плана Славянского городского поселения.

Решением семнадцатой сессии Совета Славянского городского поселения Славянского района от 21.01.2016 полномочия Славянского городского поселения по осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности переданы администрации муниципального образования Славянский район.

Учитывая, что Генеральный план Славянского городского поселения был утвержден решением Совета Славянского городского поселения от 31.07.2008 (с изменениями, внесенными 14.06.2014), не соответствие ему Правил землепользования и застройки допущено администрацией Славянского городского поселения.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в настоящее время полномочиями по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, направленных на соответствие Генеральному плану с 21.01.2016 обладает администрация Муниципального образования Славянский район, суд считает обоснованным административный иск в части обязания администрации муниципального образования Славянский район принять меры, направленные на соответствие Правил землепользования и застройки на территории Славянского городского поселения Генеральному плану Славянского городского поселения.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что в нарушение ст.ст. 10, 15 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости не внесены сведения о территориальных зонах территорий рекреационного назначения - зоны зеленых насаждений общего пользования (парк «Детский», сквер площадью 6500 кв.м. на пересечении ул. Красной и ул. Победы, сквер площадью 1200 кв.м. на пересечении ул. Коммунистической и ул.Зеленского, часть территории площадью 64389 кв.м., ограниченной ул. Запорожской, ул.Отдельской и ул.Казачьей планировочного квартала номер 151), установленных правилами землепользования и застройки Славянского городского поселения Славянского района, в порядке и сроки, установленные ст.ст. 10, 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Суд не может согласиться с доводами представителей административных ответчиков о том, что указанные сведения были направлены в электронном виде в орган кадастрового учета, поскольку доказательств этому в судебное заседание не представлено.

Вместе с тем, учитывая распределение полномочий Славянского городского поселения по осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности в пользу администрации муниципального образования Славянский район, обязанность по выполнению требований ст. 10 и ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует возложить на администрацию МО Славянский район.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Славянского городского поселения Славянского района, выразившееся в неприведении в полном объеме Правил землепользования и застройки Славянского городского поселения, утвержденных решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 28.l2.2015 №1, в соответствие с требованиями Генерального плана Славянского городского поселения, утверждённого решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 31.07.2008 №4.

Обязать администрацию муниципального образования Славянский район принять исчерпывающие меры, направленные на приведение Правил землепользования и застройки на территории Славянского городского поселения решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 28.12.2015 №1, в соответствие с требованиями Генерального плана Славянского городского поселения, утверждённого решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 31.07.2008 № 4, в порядке и сроки, установленные ст.ст. 30, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, относительно территории земельного участка: категория земель: земли населенных пунктов - под сквер, площадью 585 кв.м с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...).

Обязать администрацию муниципального образования Славянский район принять исчерпывающие меры, направленные на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах территорий рекреационного назначения - зоны зеленых насаждений общего пользования (парк «Детский», сквер площадью 6500 кв.м. на пересечении ул. Красной и ул. Победы, сквер площадью 1200 кв.м на пересечении ул. Коммунистической и ул. Зеленского, часть территории площадью 64389 кв.м, ограниченной ул. Запорожской, ул.Отдельской и ул. Казачьей планировочного квартала номер 151), установленных правилами землепользования и застройки Славянского городского поселения Славянского района, в порядке и сроки, установленные ст.ст. 10, 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня вынесения.

Копия верна:

Согласовано: судья Радионов А.А.