Дело № 2а-1208 /2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Березники 22 апреля 2016 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Петровой Е.А.
при секретаре судебного заседания Гладковой О.В.,
с участием прокурора Высоцкой О.В.,
представителя административного ответчика администрации г. Березники – Вылегжаниной Л.Н., действующей на основании доверенности № от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Березники в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Березники о признании нормативно-правового акта противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Березники обратился в суд с административным исковым заявлением о признании подпункта 1.1.2.3, 1.1.2.4 пункта 1.1.2 подраздела 1.1 раздела 1, пункт 4 раздела 1 Приложения 1, пункта 2.9.1 подраздела 2.9 раздела 11, подпункта 1.1.11 пункта 1.1 раздела 1 Приложения 1, подпункта 1.2.4 пункта 1.2 подраздела 1 Приложения 1, подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 раздела 1 Приложения 1, подпунктов 3.1.1, 3.1.2, 3.1.2.1 пункта 3 раздела 1 Приложения 1 постановления администрации города Березники № 2541 от 19 октября 2015 года «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капительного строительства» недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование требований прокурор указал, что прекращение действия разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, переоформление разрешения на строительство не является муниципальной услугой, предоставляющей органом местного самоуправления. Пункт 4 раздела 1 Приложения 1 к Административному регламенту подлежит исключению ввиду того, что услуга по прекращению действия разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, переоформление разрешения на строительство не является муниципальной услугой, осуществляемой органом местного самоуправления. Согласно пункту 2.9.1. подраздела 2.9 раздела 11 Административного регламента оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что противоречит п. 3 ч. 11 ст. 51 ГК РФ. Кроме того, п.п. 3.4.3.6.2, 3.4.3.6.2.1, 3.4.3.6.2.1.1 и 3.4.3.6.2.2 пункта 3.4 подраздела 3.4.3 раздела III Административного регламента предусматривает основания для принятия решения об отказе в выдаче разрешения с указанием причин отказа. Подпункт 1.1.11 пункта 1.1 раздела 1 Приложения 1 к Административному регламенту противоречит ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Подпункт 1.2.4 пункта 1.2 подраздела 1 Приложения 1 к Административному регламенту противоречит ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Подпункты 2.1 и 2.2 пункта 2 раздела 1 Приложения 1, подпункты 3.1.1, 3.1.2., 3.1.2.1 пункта 3 раздела 1 Приложения 1 к Административному регламенту возлагают на заявителя обязанность по предоставлению документов и осуществление действий, не предусмотренных ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Таким образом, истребование документов, не предусмотренных Федеральным законом, для оказания муниципальной услуги, содержащейся в приложении 1 Административного регламента, образуют коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «а» ч. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, а именно - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, т.е. установление трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
В судебном заседании помощник прокурора г. Березники Высоцкая О.В. административные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика администрации г. Березники - Вылегжанина Л.Н. против удовлетворения административного иска возражала, указав, что переоформление, в том числе в связи со сменой правообладателя незавершенного строительством объекта капитального строительства или в связи с отсутствием возможности внесения испрашиваемых изменений в первоначальный оригинал разрешения, не выделено отдельной подуслугой, а является дополнительной информацией, облегчающей застройщику понимание сути подуслуги по внесению изменений в разрешение на строительство, поясняя заявителю, в каких случаях внесение изменений произойдёт в виде переоформления, то есть, в виде отдельного разрешения на строительство со встроенной испрашиваемой информацией по внесению изменения. Согласно изменениям типовой формы разрешение на строительство состоит из нескольких прошитых и скрепленных печатью листов. В связи с чем, в случаях, когда вручную все изменения невозможно уместить на листах, предусмотрено переоформление взамен ранее выданного разрешения на строительство. Старый оригинал разрешения при этом изымается и аннулируется. На прекращение действия разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, также как и на другие подуслуги, связанные с разрешением на строительство, уполномочен орган местного самоуправления. По пунктам 1.1.11 и 1.2.4 приложения 1 к Административному регламенту требования прокурора считает необоснованным, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ к градостроительным отношениям применяется иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Законом «О недрах» установлены условия застройки и землепользования на площадях залегания полезных ископаемых. В связи с этим в соответствии со ст. 25 данного Закона проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. В случае расположения земельного участка планируемого строительства в зоне залегания полезных ископаемых (Н-3) (ст. 43 части III Правил землепользования и застройки в г. Березники) данная зона указывается в градостроительном плане земельного участка, соответственно, застройщики обязаны получать разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых в уполномоченном органе согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.03.2010 № 59 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений». По пункту 2.9.1. подраздела 2.9 раздела II и подпунктам 3.4.3.6.2, 3.4.3.6.2.1, 3.4.3.6.2.1.1 и 3.4.3.6.2.2 пункта 3.4.3 подраздела 3.4 раздела III Административного регламента указала, что оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено.
Выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ)..
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Постановлением администрации города Березники Пермского края от 19.10.2015 № 2541 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капительного строительства» (далее – Административный регламент). Нормативный правовой акт был опубликован в печатном издании «Березниковский рабочий» за № 155.
В подпункте 1.1.2 пункта 1.1 раздела 1 Административного регламента установлен Перечень подуслуг, оказываемых в рамках предоставления муниципальной услуги:
внесение изменений в разрешение на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, переоформление, в том числе в связи со сменой правообладателя незавершенного строительством объекта капитального строительства или в связи с отсутствием возможности внесения испрашиваемых изменений в первоначальный оригинал разрешения (1.1.2.3.);
прекращение действия разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (1.1.2.4.).
В пункте 4 раздела 1 Приложения 1 содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по подпункту 1.1.2.4 пункта 1.1.2 подраздела 1.1 раздела I Административного регламента: прекращение действия разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Согласно подпункту 4.1. указанного пункта в случае подачи заявителем заявления о прекращении действия разрешения на строительство к заявлению прилагаются: оригинал разрешения на строительство; документы, подтверждающие необходимость прекращения действия разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 2.9.1 подраздела 2.9 раздела 11 Административного регламента оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Пунктом 1.1 Приложения 1 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Подпунктом 1.1.11 пункта 1.1, подпунктом 1.2.4 пункта 1.2 раздела 1 Приложения 1 Административного регламента установлено, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, строительство индивидуального жилого дома заявитель обязан предоставить разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых.
Согласно подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 раздела 1 Приложения 1 Административного регламента к заявлению о продлении срока действия разрешения на строительство прилагаются: оригинал разрешения на строительство и документы, подтверждающие необходимость продления срока действия разрешения на строительство (откорректированный раздел проектной документации).
Подпунктами 3.1.1, 3.1.2, 3.1.2.1 пункта 3 раздела 1 Приложения 1 Административного регламента предусмотрено, что к заявлению о внесении изменений в разрешение на строительство прилагаются: оригинал разрешения на строительство; документы, подтверждающие необходимость внесения изменений в разрешение на строительство: откорректированные разделы проектной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагает следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 данного Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 названного Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 данного Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 названного Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 данного Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 указанной части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 названной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Исходя из того, что частью 7 и частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, суд приходит к выводу о том, что подпункт 1.1.11 пункта 1.1 раздела 1 Приложения 1 и подпункт 1.2.4 пункта 1.2 подраздела 1 Приложения 1 Административного регламента противоречат приведенной норме закона, которая имеет большую юридическую силу.
С учетом изложенного, возражения администрации г. Березники, относительно заявленных прокурором требований, подлежат отклонению как несостоятельные.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.
Перечень процедур в сфере градостроительной деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства».
В разделе 3 указанного Постановления предусмотрены процедуры, связанные с осуществлением строительства, реконструкции, в том числе предоставление разрешения на строительство, продление срока действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство.
Довод прокурора о том, что прекращение действия разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, внесение изменений в разрешение на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, переоформление разрешения на строительство не являются муниципальной услугой, осуществляемой органом местного самоуправления, не влекут необходимость удовлетворения административного иска в указанной части, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на оказание органом местного самоуправления указанных услуг.
Согласно п. 3 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство … орган местного самоуправления… в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Ссылка прокурора на то, что пункт 2.9.1 подраздела 2.9 раздела 11 противоречит п. 3 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, является несостоятельной, поскольку данный пункт содержит указание лишь на то, что оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
На основании изложенного, исходя из системного толкования действующего законодательства, суд приходит к выводу, что подпункты 1.1.2.3, 1.1.2.4 пункта 1.1.2 подраздела 1.1 раздела 1, пункт 4 раздела 1 Приложения 1, пункт 2.9.1 подраздела 2.9 раздела 11, подпункты 2.1 и 2.2 пункта 2 раздела 1 Приложения 1, подпункты 3.1.1, 3.1.2, 3.1.2.1 пункта 3 раздела 1 Приложения 1 постановления администрации г. Березники № 2541 от 19.10.2015 не противоречат федеральному законодательству, в связи с чем оснований для признания их не действующими не имеется.
В соответствии с абз. 2, 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку Административный регламент применялся на протяжении длительного времени, на основании акта были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать его недействующим в части подпункта 1.1.11 пункта 1.1 раздела 1 Приложения 1 и подпункта 1.2.4 пункта 1.2 подраздела 1 Приложения 1 со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
Признать подпункт 1.1.11 пункта 1.1 раздела 1 Приложения 1 и подпункт 1.2.4 пункта 1.2 подраздела 1 Приложения 1 постановления администрации города Березники № 2541 от 19 октября 2015 года «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» не действующими со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении заявленных требований в части признания не действующими и противоречащими федеральному законодательству подпункта 1.1.2.3, 1.1.2.4 пункта 1.1.2 подраздела 1.1 раздела 1, пункта 4 раздела 1 Приложения 1, пункта 2.9.1 подраздела 2.9 раздела 11, подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 раздела 1 Приложения 1, подпунктов 3.1.1, 3.1.2, 3.1.2.1 пункта 3 раздела 1 Приложения 1 постановления администрации города Березники № 2541 от 19 октября 2015 года «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (<дата>).
Судья (подпись) Е.А. Петрова
Копия верна. Судья