Дело № 2а-144/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Светлогорск 29 сентября 2021 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Аниськова М.В.
при секретаре Никоненко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Промплощадка» к Правительству Калининградской области, Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области о понуждении к возложению обязанности внести изменения в генеральный план муниципального образования «Светлогорский городской округ»,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец - ООО «Промплощадка» обратился в Калининградский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Калининградской области, Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области. В исковом заявлении и в заявлении об уточнении иска (т. 2 л.д. 13) указывается, что ООО «Промплощадка» является арендатором земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты>, расположенного по адресу: <Адрес>, площадью 1,8 га, с разрешенным использованием «проектирование и строительство гостинично-представительского комплекса». Право аренды земельного участка по договору от 24 июля 2001 года <№> на передачу в аренду городских земель и соглашению от 02 июля 2004 года <№> о продлении договора на передачу городских земель (с учетом соглашения от 29 июля 2006 года <№> о внесении изменений в договор на передачу в аренду городских земель от 24 июля 2001 года <№> приобретено ООО «Промплощадка» по результатам открытых торгов по продаже арестованного имущества согласно протоколу от 12 мая 2006 года <№> и акту приема-передачи от 16 мая 2006 года. Срок аренды земельного участка установлен до 24 июля 2050 года. Указанными протоколом от 12 мая 2006 года <№> и актом приема-передачи от 16 мая 2006 года ООО «Промплощадка» приобрела в собственность комплекс объектов недвижимости:
неоконченная строительством гостиница котеджного типа, выстроенная на 21%, кадастровый <№> (запись регистрации в ЕГРП <№> от 23 мая 2006 года);
неоконченная строительством гостиница котеджного типа, выстроенная на 58%, кадастровый <№> (запись регистрации в ЕГРП <№> от 23 мая 2006 года);
неоконченный строительством многоквартирный жилой дом, выстроенный на 30% с кадастровым номером <Данные изъяты> (запись регистрации в ЕГРП <№> от 23 мая 2006 года);
неоконченный строительством многоквартирный жилой дом, выстроенный на 25% с кадастровым номером <Данные изъяты> (запись регистрации в ЕГРП <№> от 23 мая 2006 года).
С целью реализации права собственности на незавершенные строительством объекты недвижимости и права аренды земельного участка ООО «Промплощадка» разработало проектную документацию по завершению строительства объекта «Гостинично-представительский комплекс» и получило разрешение на строительство от 15 августа 2006 года <№>, которым разрешено построить на земельном участке гостиничный комплекс на 60 мест; спальный корпус гостиницы на 18 мест; спальный корпус гостиницы на 17 мест; жилой 14-ти квартирный дом для обслуживающего персонала и 5 многоквартирных жилых домов. С целью корректировки проектной документации ООО «Промплощадка» в 2015 году обратилось в администрацию муниципального образования «Светлогорский городской округ» с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. 07.09.2015 года администрацией был утвержден и выдан ООО «Промплощадка» ГПЗУ, согласно которому земельный участок был отнесен к территориальной зоне рекреационного использования «Р». Решениями арбитражных судов Калининградской области от 06 марта 2017 года по делу <№>, от 11 декабря 2017 года <№> были признаны незаконными бездействия администрации, выразившиеся в нерассмотрении заявления ООО «Промплощадка» о внесении изменений в ГПЗУ, и об обязании администрации внести изменения в ГПЗУ с учетом ранее выданных разрешений на строительство объектов недвижимости. Постановлением администрации от 03 июля 2018 года <№> «О внесении изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты>»установлено назначение объектов капитального строительства - «согласно перечню видов разрешенного использования с учетом ранее выданного разрешения на строительство». Земельный участок с кадастровым номером <Данные изъяты> относился к функциональной зоне «Общественно-деловая», предназначенной для размещения гостиниц и гостиничных комплексов. Согласно экспликации основных объектов недвижимости под номером <Данные изъяты> на карте функционального зонирования генерального плана муниципального образования «Городское поселение «Город Светлогорск» числились «гостинично-представительский корпус» незаконченных строительством гостиниц коттеджного типа, принадлежащих ООО «Промплощадка» на праве собственности. ООО «Промплощадка» вправе осуществлять на данном земельном участке завершение строительства гостиниц коттеджного типа и многоквартирных жилых домов, приобретенных в собственность по итогам открытых торгов. Однако, на основании приказа Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее - Агентство) от 25 октября 2018 года <№> «О подготовке проекта Генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» применительно к муниципальному образованию «Светлогорский городской округ» разработан проект генерального плана. Администрацией в период с 18 июля по 12 сентября 2019 года проводились общественные обсуждения по проекту генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ». В соответствии с материалами, представленными на общественные обсуждения, земельный участок с кадастровым номером <Данные изъяты> был отнесен к многофункциональной общественно-деловой зоне. В рамках общественных обсуждений ООО «Промплощадка» направило в адрес Агентства и администрации заявление об установлении Генеральным планом в отношении земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> функциональную зону «Зона смешанной и общественно-деловой застройки». Вместо рассмотрения предложения ООО «Промплощадка» об отнесении указанного земельного участка к функциональной зоне «Зона смешанной и общественно-деловой застройки» Правительством Калининградской области принято постановление от 11 февраля 2020 года <№> «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области», в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером <Данные изъяты> необоснованно, без каких-либо законных оснований отнесен к функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)». ООО «Промплощадка» считает карту функциональных зон муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области в части установления применительно к земельному участку с кадастровым номером <Данные изъяты> функциональной зоны «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)», утвержденную постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года <№> «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» незаконной, нарушающей права и охраняемые законом интересы и подлежащей отмене. При разработке и утверждении Генерального плана муниципального образования были нарушены требования закона, в том числе по порядку принятия такого нормативного акта. Приобретая объекты недвижимости и право аренды земельного участка на публичных торгах с разрешенным использованием «для проектирования и строительства гостинично-представительского комплекса» ООО «Промплощадка» понесла существенные расходы, связанные с выкупом права аренды земельного участка и приобретением незавершенных строительством объектов недвижимости, проектированием и строительством объектов капитального строительства, а также своевременной уплате арендных платежей и налогов на недвижимое имущество. Не установив фактическое использование указанного земельного участка «для проектирования и строительства гостинично-представительского комплекса», Правительством Калининградской области незаконно фактически отменены ранее принятые органами местного самоуправления «Светлогорский муниципальный район» и городского поселения «Город Светлогорск» планы и стратегии по развитию территории в целях размещения объектов гостиничного и жилого назначения. Установление в отношении земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> функциональной зоны «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)» не подразумевает изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем, является нарушением разумного и справедливого баланса частных и публичных прав и интересов.
Истец просил признать недействующим генеральный план муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области», утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года <№> «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» в части установления применительно к земельному участку с кадастровым номером <Данные изъяты> функциональной зоны «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городское леса)»; обязать Правительство Калининградской области внести изменения в генеральный план муниципального образования «Светлогорский городской округ» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> к функциональной зоне «Зона смешанной и общественно-деловой застройки».
Определением Калининградского областного суда от 07 августа 2020 года требование ООО «Промплощадка» о понуждении Правительства Калининградской области внести изменения в генеральный план муниципального образования «Светлогорский городской округ», утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года <№>, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> к функциональной зоне «Зона смешанной и общественно-деловой застройки» выделено в отдельное производство и направлено для рассмотрения по подсудности в Светлогорский городской суд Калининградской области.
Светлогорским городским судом Калининградской области к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Светлогорский городской округ».
В ходе рассмотрения дела ООО «Промплощадка» подано заявление об уточнении исковых требований (т. 2 л.д. 114-118). В заявлении указывается, что вступившим в законную силу решением Калининградского областного суда от 07 августа 2020 года в удовлетворении административного иска ООО «Промплощадка» об оспаривании в части Генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ», утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 11.02.2020 г. <№> отказано. Материалы дела свидетельствуют, что фактическое исполнение строительных работ на спорном земельном участке соответствовало ранее действовавшему Генеральному плану муниципального образования. Вступившим в законную силу судебным актом, ликвидируется спор и отношениям участников этого спора придается правовая определенность. Однако, исполнение приведенных выше решений арбитражных судов Калининградской области невозможно при существующем правовом регулировании функциональной зоны спорного земельного участка. Судом не учтены порядок, особенности функционировании данной курортной территории. Спорный земельный участок отнесен ко второй зоне округа горно-санитарной охраны и в границах данной зоны не запрещено ни строительство объектов гостиничного комплекса, ни жилых домов, за исключением домов, не имеющих централизованных систем водоснабжения и канализации, ни точечная рубка зеленых насаждений. Договор аренды, на основании которого спорный участок был предоставлен под застройку недействительным не признавался, не расторгнут и является действующим. Административный ответчик не представил доказательств обоснованности принятого им градостроительного решения. Вновь установленное зонирование является произвольным и не достигает публичных целей, поскольку территория спорного земельного участка в соответствии с ранее принятыми и не отмененными в установленном порядке решениями органов исполнительной власти представлена в установленном законом порядке под застройку, которая была начата и не является общедоступной, что подтверждено решениями арбитражного суда. Выводы Калининградского областного суда при рассмотрении основного административного иска о соответствии Генерального плана Правилам землепользования и застройки правового значения не имеют. Положениями Градостроительного кодекса РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования. Истец просит обязать Правительство Калининградской области принять в части земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> генеральный план муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области с отнесением его к функциональной зоне «Зона смешанной и общественно-деловой застройки».
В судебном заседании представитель административного истца- Винтайкина И.В., действующая на основании доверенности, поддержала административные исковые требования по изложенным в иске основаниям. Уточнила, что поскольку в настоящее время решение Калининградского областного суда от 07.08.2020 г. по делу <№> судом кассационной инстанции оставлено в силе, то административный истец в соответствии со своим первоначальным иском просит возложить на правительство Калининградской области обязанность внести изменения в генеральный план муниципального образования в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> к функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки. На этом земельном участке уже существуют объекты недвижимости, возведение которых было начато в соответствии с разрешением на строительство. И спустя годы администрация муниципального образования отменяет это разрешение. Но истец покупал право на участок с торгов и платит арендную плату за участок как под строительство. Теперь же участок относится к зоне общественного пользования и озеленения, что нарушает права истца как добросовестного арендатора и не позволяет использовать земельный участок по назначении.
Представитель административных ответчиков- Правительства Калининградской области и Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области» Жданова И.Ю., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска ООО «Промплощадка» по основаниям, изложенным в письменных возражениях административных ответчиков и дополнений к ним. Полагает, что оснований для понуждения Правительства Калининградской области к внесению изменений в генеральный план муниципального образования «Светлогорский городской округ» по доводам истца не имеется, а административный истец пытается преодолеть решение суда первой инстанции Калининградского областного суда от 07.08.2020 года.
Представитель заинтересованного лица- администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» Щербо М.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований ООО «Промплощадка» по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Прокурор Вишневская В.С. в судебном заседании просила административное исковое заявление ООО «Промплощадка» оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства и дав им оценку, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ООО «Промплощадка» являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.
Как установлено судом ООО «Промплощадка» является арендатором земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> площадью 1,8 га, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием «проектирование и строительство гостинично-представительского комплекса», на котором расположены находящиеся в его собственности четыре неоконченных строительством объекта (две гостиницы и два многоквартирных дома) по адресу: <Адрес>.
Так, 24 июля 2001 года между администрацией муниципального образования «Светлогорский городской округ» и ООО <Данные изъяты> был заключен договор <№> на передачу в аренду городских земель, согласно которого ООО <Данные изъяты> был предоставлен в аренду сроком по 29.07.2004 года вышеуказанный земельный участок для проектирования и строительства гостинично-представительского комплекса. Приложением к договору являлась схема расположения земельного участка. Соглашением <№> от 02 июля 2004 года срок действия договора <№> на передачу в аренду городских земель был продлен до 29 июля 2007 года (т. 1 л.д. 158-165, 171-174).
Право аренды земельного участка земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> по договору от 24.07.2001 года <№> на передачу в аренду городских земель и соглашению от 02.07.2004 года <№> о продлении договора на передачу городских земель городских земель было приобретено ООО «Промплощадка» по результатам открытых торгов по продаже арестованного имущества ООО <Данные изъяты>, состоявшихся 12 мая 2006 года на основании Протокола <№> о результатах торгов по продаже арестованного имущества от 12 мая 2006 года.
Соглашения между органом местного самоуправления и ООО «Промплощадка» от 29.07.2006 года <№> о внесении изменений в договор на передачу в аренду городских земель от 24 июля 20091 года <№> срок аренды земельного участка установлен до 24 июля 2050 года (т. 1 л.д. 166-170).
Кроме того, по результатам открытых торгов по продаже арестованного имущества ООО «Промплощадка» приобрело в собственность четыре неоконченных строительством объекта (гостиницу коттеджного типа со степенью готовности 21%, гостиницу коттеджного типа со степенью готовности 58%; многоквартирный жилой дом со степенью готовности 30%; многоквартирный жилой дом со степенью готовности 25%), расположенных на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером <Данные изъяты> по адресу: <Адрес> (т.1 л.д. 152-157).
Право собственности ООО «Промплощадка» на указанные неоконченные строительством 4 объекта недвижимого имущества зарегистрированы в ЕГРН 23 мая 2006 года (л.д. 175-178).
15 августа 2006 года администрацией Светлогорского городского округа ООО «Промплощадка» было выдано разрешение на строительство <№>, которым на вышеуказанном земельном участке разрешено строительство девяти объектов недвижимости: гостиничного комплекса на 60 мест; спального корпуса гостиницы на 18 мест; спального корпуса гостиницы на 17 мест; жилого 14-квартирного дома для обслуживающего персонала; жилого 25- квартирного дома; жилого 11- квартирного дома; жилого 10- квартирного дома; жилого 58- квартирного дома; жилого 10- квартирного дома. Срок действия разрешения на строительства в нем не указан (т.1 л.д. 179).
Действовавшим на момент приобретения ООО «Промплощадка» права аренды указанного земельного участка Генеральным планом муниципального образования «Городское поселение «Город Светлогорск», утвержденным решением городского Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение «Город Светлогорск» от 27 сентября 2011 года <№> земельный участок с кадастровым номером <Данные изъяты> относился к общественно-деловой функциональной зоне, предназначенной, в том числе и для размещения гостиниц и гостиничных комплексов, но не многоквартирных жилых домов.
Между тем, до настоящего времени, то есть на протяжении более 15 лет, ООО «Промплощадка» не приступила к строительству 9 указанных в разрешении на строительство объектов, строительство 4 неоконченных объектов не было продолжено. Фактически, земельный участок все это время не использовался.
Доводы ООО «Промплощадка» о том, что земельный участок все прошедшее с момента приобретения права аренды не мог использоваться не по вине арендатора, суд считает не обоснованным.
Так, в соответствии с ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на день выдачи разрешения на строительство) разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Однако, проектная документация для определения срока строительства в соответствии с разрешением на строительство у ООО «Промплощадка» отсутствует.
Решением городского Совета депутатов МО городское поселение «Город Светлогорск» от 22.12.2012 года <№> были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск», в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером <Данные изъяты> расположен в территориальной зоне Р- зона рекреационного назначения.
07 сентября 2015 года главой администрации муниципального образования «Светлогорский район» (правопреемник МО «Светлогорский городской округ») впервые был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> площадью 1,8 га, с разрешенным использованием- зона рекреационного назначения (т. 1 л.д. 180-185).
ООО «Промплощадка» обратилось в администрацию МО «Светлогорский района» с заявлением о внесении изменений в указанный градостроительный план земельного участка от 07.09.2015 года, после чего оспорило бездействие органа местного самоуправления в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 06 марта 2017 года по делу <№> на администрацию муниципального образования «Светлогорский район» Калининградской области возложена обязанность рассмотреть заявление ООО «Промплощадка» о внесении изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> с учетом ранее выданных разрешений на строительство объектов недвижимости (т. 1 л.д. 191-197).
Данное решение Арбитражного суда Калининградской области было исполнено ответчиком- 03 июля 2018 года администрацией муниципального образования «Светлогорский район» издано постановление <№> «О внесении изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты>», согласно которого в пункт 2.2. ГПЗУ внесено изменение с указанием на размещение объектов капитального строительства с учетом ранее выданного разрешения на строительство (т. 1 л.д. 186-188).
Кроме того, 30.06.2017 г. ООО «Промплощадка» обратилось в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области с заявлением о внесении изменений в Правила застройки и землепользования муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» с целью исполнения решения Арбитражного суда Калининградской области по делу <№> от 06.03.2017 г., но данное заявление не было удовлетворено (т. 1 л.д. 189, 190).
Напротив, в 2018 году в соответствии с полномочиями Правительством Калининградской области была начата процедура подготовки и принятия нового генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ».
Постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года <№> утвержден Генеральный план муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области», который размещен на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 17 февраля 2020 года.
Вновь утвержденным и действующим в настоящее время Генеральным планом муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области» принадлежащий на праве аренды ООО «Промплощадка» земельный участок с кадастровым номером <Данные изъяты> отнесен к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарков, парков, садов, скверов, бульваров, городских лесов).
Согласно Генеральному плану, зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) предназначена для размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных, зоопарков, зеленых насаждений, предназначенных для благоустройства территории, объектов рекреационного назначения. Размещение планируемых объектов федерального и регионального значения в пределах данной зоны не предусмотрено. В пределах зоны озелененных территорий общего пользования размещаются объекты местного значения в сфере водоснабжения, водоотведения, сети дождевой канализации, озелененные территории общего пользования, объекты для защиты населения и территории округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (т.1 л.д. 50-51).
Считая, что новый Генеральный план муниципального образования в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> к зоне озелененных территорий общего пользования, нарушает права арендатора, ООО «Промплощадка» обратилось в Калининградский областной суд с иском к Правительству Калининградской области, Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области о признании недействующим в части Генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области», утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 11.02.2020 года <№>.
Решением Калининградского областного суда от 07 августа 2020 года по делу <№> в удовлетворении административного искового заявления ООО «Промплощадка» об оспаривании в части Генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2020 года решение Калининградского областного суда от 7 августа 2020 года отменено. Признан недействующим Генеральный план муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области», утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года <№> в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> к функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования».
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2020 года отменено. Оставлено в силе решение Калининградского областного суда от 7 августа 2020 года.
Таким образом, в настоящее время в части спорного земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> действует Генеральный план муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области», утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 11.02.2020 года <№>, которым земельный участок отнесен к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарков, парков, садов, скверов, бульваров, городских лесов), а доводы ООО «Промплощадка» о незаконности такого решения Правительства Калининградской области судом по ранее рассмотренному делу отвергнуты.
Суд полагает, что оснований для возложения на Правительство Калининградской области обязанности принять в части земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> генеральный план муниципального образования «Светлогорский городской округ» с отнесением его к функциональной зоне «Зона смешанной и общественно-деловой застройки» не имеется, а исковые требования ООО «Промплощадка» фактически направлены на преодоление решения Калининградского областного суда от 07 августа 2020 года по делу <№>.
Суд полагает обоснованными доводы административного ответчика о том, что выводы, содержащиеся в решении Калининградского областного суда от 07 августа 2020 года по делу <№> и в Кассационном определении судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2021 года о том, что отнесение в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Светлогорский городской округ» земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> к функциональной зоне «Зона озелененных территорий общего пользования» не нарушает права административного истца, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Доводы административного истца о нарушении прав ООО «Промплощадка» вновь принятым генеральным планом муниципального образования признаны необоснованными указанными судебными постановлениями, а доводы административного истца о наличии оснований для понуждения административного ответчика к изменению генерального плана не основаны на законе и обстоятельствах дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно ч. 1 ст. 18 ГрК РФ генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования.
Следовательно, генеральный план городского округа должен основываться на имеющейся на соответствующей территории совокупности факторов, включая социальные, экономические, экологические для обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из этого следует, что для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» (утверждены решением городского Совета депутатов от 22.12.2012 <№>) земельный участок с кадастровым номером <Данные изъяты> расположен в территориальной зоне Р - зона рекреационного назначения. Строительство многоквартирных жилых домов в данной территориальной зоне не предусмотрено ни среди основных, ни среди условно-разрешенных видов использования земельных участков.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что при разработке проекта Генерального плана муниципального образования «Светлогорский городской округ» было установлено, что земельный участок с кадастровым номером <Данные изъяты> расположен в лесопарковой зоне, покрыт многолетней высокоплотной растительностью.
Данные обстоятельства подтверждаются и исследованными судом фотографиями земельного участка. Имеющиеся на земельном участке остатки плиточного покрытия и разрушенные остатки строений не опровергают доводы административного ответчика о том, что земельный участок располагается в лесопарковой зоне.
Исходя из этого, для эффективного и целевого использования земельного участка, осуществляемого с соблюдением публичных интересов, оздоровления и улучшения состояния окружающей природной среды, экологической устойчивости территории города Светлогорска, спорный земельный участок был обоснованно отнесен к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования.
При этом, Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит нормы, обязывающей органы местного самоуправления, органы власти субъектов федерации (при осуществлении соответствующих полномочий) определять функциональные зоны в генеральном плане городского округа в соответствии с фактическим использованием территории.
Доводы административного истца об обратном, о возможности понуждения административного ответчика к изменению документов территориального планирования и установлению функциональной зоны в отношении земельного участка только исходя из его фактического использования не основаны на законе.
В данном деле суд также учитывает, что несмотря на выданное 15.08.2006 года ООО «Промплощадка» разрешение на строительство гостинично-представительского комплекса на земельном участке фактически на протяжении всего этого времени ни какое строительство на земельном участке не велось, имевшиеся объекты неоконченного строительства разрушались, располагавшийся в лесопарковой зоне земельный участок покрывался новой растительностью. Учитывая длительность неиспользования земельного участка доводы административного истца о наличии уважительных причин для этого суд считает не обоснованными.
Сам по себе факт, что выданное в нарушение закона разрешение на строительство без указания срока его действия, не исключает вывод о фактическом неиспользовании истцом земельного участка по назначению.
Как указывалось выше в силу действовавшей части 19 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Такой проект административным истцом не разработан.
Кроме того, в настоящее время у ООО «Промплощадка» отсутствуют основания для осуществления строительства гостинично-представительского комплекса на земельном участке с кадастровым номером <Данные изъяты>.
Так по результатам рассмотрения представления Светлогорской межрайонной прокуратуры от 21.01.2021 года администрацией муниципального образования «Светлогорский городской округ» было издано постановление от 03 марта 2021 года <№>, которым отменено постановление администрации Светлогорского городского округа от 17.08.2004 г. <№> «О разрешении на строительство гостинично-представительского комплекса ООО <Данные изъяты> и отменено разрешение на строительство гостинично-представительского комплекса на земельном участке с кадастровым номером <Данные изъяты> от 15.08.2006 года, выданного ООО «Промплощадка» (т. 2 л.д. 151-154).
ООО «Промплощадка» воспользовалось правом оспорить названное постановление органа местного самоуправления в арбитражном суде, но до настоящего времени дело по существу не рассмотрено.
Независимо от этого обстоятельства, определение в Генеральном плане городского округа функциональной зоны, не соответствующей целевому назначению земельного участка, указанному в договоре на передачу в аренду городских земель, не противоречит ГрК РФ.
Как следует из положений ст. 2 ГрК РФ регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что функциональная зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) была установлена в Генеральном плане муниципального образования «Светлогорский городской округ» произвольно.
При разработке и утверждении генерального плана было учтено произрастание на принадлежащем истцу земельном участке зеленой многолетней высокоплотной растительности, расположение земельного участка в лесопарковой зоне курортного города федерального значения.
Основой экономики Светлогорского городского округа является туристско-рекреационный комплекс. Дальнейшее развитие городского округа планируется за счет расширения туристической инфраструктуры. При этом преследуется цель сохранения уникального архитектурно-ландшафтного облика города.
По состоянию на 10 апреля 2017 года согласно пересчетной ведомости зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером <Данные изъяты> произрастает 341 дерево.
Исходя из этого, доводы административного истца о том, что действующим генеральным планом городского округа в указанной части нарушается баланс общественных и частных интересов, суд считает необоснованными.
Оснований для удовлетворения административных исковых требований ООО «Промплощадка» суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью «Промплощадка» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 октября 2021 года.
Судья М.В. Аниськов