ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1209/2021 от 13.09.2021 Зерноградского районного суда (Ростовская область)

УИД: 61RS0033-01-2021-001953-67

Дело №2а-1209/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

13 сентября 2021 года ст. Кагальницкая Ростовской области

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе судьи Полякова Н.В., единолично, при секретаре Асланян К.А., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, заинтересованному лицу – Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Родина», о признании незаконным приостановления государственной регистрации права на недвижимое имущество, обязании провести государственную регистрацию права,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с данным административным исковым заявлением, в котором указали следующее. 23.06.2021 ФИО1, ФИО3 в лице опекуна ФИО2 и ФИО2 от своего имени подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с образованием земельного участка. 09.07.2021 ФИО1, ФИО3 в лице опекуна ФИО2 и ФИО2 получили уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Ростовской области) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с тем, что выдел земельного участка из общей долевой собственности невозможен в силу п.5 ч.1 ст.26 218-ФЗ, так как в нарушение п.4 ст.112 Земельного кодекса РФ в представленном административными истцами пакете документов отсутствуют в письменной форме согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходного земельного участка с кадастровым номером , который по сведениям ЕГРН находится в аренде у СПК «Родина». ФИО1, ФИО3, ФИО2 считают незаконным приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав долевой собственности на земельный участок, образуемый путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером в результате совместного выдела ФИО1, ФИО3 и ФИО2.

ФИО1, ФИО3 в лице опекуна ФИО2 и ФИО2 просили: 1) признать незаконным решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета) , , от 09.07.2021, принятого государственным регистратором Межмуниципального отдела по Егорлыкскому, Зерноградскому, Кагальницкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете, о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав; 2) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок на основании заявления от 23.06.2021 .

В судебное заседание административные истцы не явились, извещены о рассмотрении дела, в порядке ст.ст.150, 226 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

В судебном заседании представители административных истцов – ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенностей, административный иск поддержали в полном объеме, подтвердили доводы административного иска, просили административный иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика – ФИО6, действующая на основании доверенности, административный иск не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать. ФИО6 пояснила, что согласно сведениям ЕГРН 23.06.2021 в Управление Росреестра обратились ФИО1, ФИО3, в лице опекуна ФИО2, и ФИО2 с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и государственной регистрации прав. В рамках проведения правовой экспертизы документов, представленных с заявлением, государственным регистратором прав 09.07.2021 было принято решение о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий. В ходе проведения правовой экспертизы документов государственным регистратором было выявлено, что в составе заявления не были представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а именно согласие арендатора СПК «Родина» на выдел земельного участка в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером .

Представлены письменные возражения административного ответчика на заявленный административный иск (том 1 л.д.34-38).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – СПК «Родина» ФИО7, действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении административного иска отказать. ФИО7 пояснил, что СПК «Родина» является арендатором спорного земельного участка с кадастровым номером , из которого истцы намерены выделить в натуре свои земельные доли и образовать новый земельный участок. СПК «Родина» не давало своего письменного согласия на образование земельного участка в тех характеристиках, за регистрацией которого истцы обратились в Управление Росреестра по Ростовской области. Решение Управления Росреестра по Ростовской области о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета является правомерным. ФИО7 просил в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) допускает обращение в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту- Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Частью 2 указанной статьи предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которыми являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:

1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);

2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Положениями ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В пункте 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ одним из оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ является несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации.

К таким документам пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ относит межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (пункт 1 части 2 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ).

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от дата утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования), согласно пункту 48 которых в реквизите 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" последовательно включаются сведения о каждом образуемом в результате перераспределения земельном участке. В графах 2 и 3 реквизита 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" указываются сведения об источниках образования земельного участка соответственно: кадастровые номера исходных земельных участков и их площадь, номер кадастрового квартала, в границах которого располагается территория, включаемая в состав таких образуемых земельных участков при образовании земельного участка путем перераспределения земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Также в реквизите 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" и на чертеже указываются: обозначение частей исходных земельных участков, включаемых в состав земельных участков, образуемых в результате перераспределения таких земельных участков, либо обозначение территорий, включаемых в состав земельных участков, образуемых в результате перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного Кодекса РФ).

Согласно пункту 2 статьи 11.2. Земельного Кодекса РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного Кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (пункт 4 статьи 11.2 Земельного Кодекса РФ).

В судебном заседании установлено следующее.

23.06.2021 в Управление Росреестра по Ростовской области через МФЦ Кагальницкого района обратились ФИО1, ФИО3 в лице опекуна ФИО2, и ФИО2 с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и государственной регистрации прав, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг (том 1 л.д.21-23).

09.07.2021 ФИО1, ФИО3, в лице опекуна ФИО2, и ФИО2 получили уведомления Управления Росреестра по Ростовской области о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с тем, что выдел земельного участка из общедолевой собственности невозможен в силу п.5 ч.1 ст.26 218-ФЗ, так как в нарушение п.4 ст.112 Земельного Кодекса РФ в представленном административными истцами пакете документов отсутствуют в письменной форме согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходного земельного участка с кадастровым номером , который по сведениям ЕГРН находится в аренде у СПК «Родина» (том 1 л.д.24-26).

ФИО1 обратился к кадастровому инженеру ФИО8 с целью проведения кадастровых работ по выделу земельных участков в счет земельных долей. После проведения кадастровых работ, кадастровым инженером ФИО8 22.05.2021 и 23.06.2021 изготовлены проекты межевания выделяемых земельных участков (том 1 л.д.182-232, том 2 л.д.1-37).

В газете «Наше Время» от 09.04.2021 ФИО1 было опубликовано извещение о согласовании местоположения границ и размеров выделяемых земельных участков, ознакомлении с проектом межевания земельных участков из участка с кадастровым номером (том 1 л.д.88, 140).

07.05.2021 СПК «Родина» в орган кадастрового учета и кадастровому инженеру ФИО8 были поданы возражения относительно согласования размера и местоположения границ по проекту межевания земельного участка, извещение о котором было опубликовано ФИО1 в газете «Наше Время» от 09.04.2021 (том 1 л.д.84-87, 89-93).

В газете «Наше Время» от 19.02.2021 ФИО1 было опубликовано извещение о согласовании местоположения границ и размеров выделяемых земельных участков, ознакомлении с проектом межевания земельных участков из участка с кадастровым номером (том 1 л.д.113).

10.03.2021 СПК «Родина» в орган кадастрового учета и кадастровому инженеру ФИО9 были поданы возражения относительно согласования размера и местоположения границ по проекту межевания земельного участка, извещение о котором было опубликовано ФИО1 в газете «Наше Время» от 19.02.2021 (том 1 л.д.103-112).

В газете «Кагальницкие вести» (938) от 19.02.2021 ФИО1 было опубликовано извещение о согласовании местоположения границ и размеров выделяемых земельных участков, ознакомлении с проектом межевания земельных участков из участка с кадастровым номером (том 1 л.д.127).

10.03.2021 СПК «Родина» в Управление Росреестра по Ростовской области и кадастровому инженеру ФИО9 были поданы возражения относительно согласования размера и местоположения границ по проекту межевания земельного участка, извещение о котором было опубликовано ФИО1 в газете «Кагальницкие вести» (938) от 19.02.2021 (том 1 л.д.115-126).

Материалами дела подтверждается, не оспаривается сторонами и подтверждено в судебном заседании представителями сторон, что СПК «Родина» является арендатором земельного участка с кадастровым номером , из которого административные истцы намерены выделить принадлежащие им земельные доли и образовать новый земельный участок.

Принимая решение о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий Управление Росреестра по Ростовской области исходило из того, что заявителями (административными истцами по настоящему делу) не представлено письменное согласие, совершенное в письменной форме, от СПК «Родина»- арендатора земельного участка с кадастровым номером , из которого происходит выделение и образование нового земельного участка.

Данный вывод Управления Росреестра по Ростовской области является правильным и соответствующим положениям пункта 4 статьи 11.2 Земельного Кодекса РФ.

Доводы административных истцов о том, что представителем СПК «Родина» - главным агрономом ФИО10 подписаны акты-приема передачи земельного участка от 28.04.2021 (т.1 л.д.158-160), не могут служить основанием для удовлетворения иска.

По смыслу пункта 4 статьи 11.2 Земельного Кодекса РФ письменное согласие арендатора - СПК «Родина» на образование земельных участков должно содержать уникальные характеристики (местоположение, площадь, координаты) образуемого земельного участка.

Указанные акты-приема передачи земельного участка от 28.04.2021 таких уникальных характеристик (местоположение, площадь, координаты) образуемого земельного участка не содержат.

Кроме того, суд учитывает, что указанные акты-приема передачи земельного участка от 28.04.2021 подписаны лицом, не имеющим полномочий на их подписание. В суд не представлено доверенности, выданной председателем СПК «Родина» на имя главного агронома ФИО10, на право подписания указанных актов. В судебном заседании представителем заинтересованного лица – СПК «Родина» Вартаняном В,В. заявлено, что такой доверенности на имя главного агронома ФИО10 никогда не выдавалось.

В связи с этим, акты-приема передачи земельного участка от 28.04.2021 (т.1 л.д.158-160) не могут являться письменным согласием арендатора СПК «Родина» на образование земельного участка, за регистрацией которого истцы обратились в Управление Росреестра по Ростовской области.

Кроме того суд учитывает, что 10.03.2021 СПК «Родина» в орган кадастрового учета и кадастровому инженеру ФИО9 были поданы возражения относительно согласования размера и местоположения границ по проекту межевания земельного участка, извещение о котором было опубликовано ФИО1 в газете «Кагальницкие вести» (938) от 19.02.2021 (том 1 л.д.115-126).

07.05.2021 СПК «Родина» в орган кадастрового учета и кадастровому инженеру ФИО9 были поданы возражения относительно согласования размера и местоположения границ по проекту межевания земельного участка, извещение о котором было опубликовано ФИО1 в газете «Наше Время» от 09.04.2021(том 1 л.д.84-93), получены кадастровым инженером и Управлением Россреестра по Ростовской области 11.05.2021 (т.1 л.д.89-93).

Данное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии письменного согласия СПК «Родина» на образование выделяемого земельного участка.

Суд не соглашается с доводами представителей административных истцов о том, что возражения поданы за пределами установленного законом срока.

Суд учитывает, что указанные возражения поданы в срок, установленный кадастровым инженером в объявлении в газете «Кагальницкие вести» от 19.02.2021 (т.1 л.д.113) и в газете «Наше Время» от 09.04.2021(том 1 л.д.84-93) и получены и кадастровым инженером и Управлением Росреестра по Ростовской области 17.03.2021 (т.1 л.д.114, 118) и 11.05.2021 соответственно (т.1 л.д.89-93).

Суд также учитывает, что даже отсутствие возражений или наличие возражений, поданных за пределами установленного законом срока, не могут служить наличием письменного согласия СПК «Родина» на образование выделяемого земельного участка, как того требует закон - пункт 4 статьи 11.2 Земельного Кодекса РФ.

Понятия «письменное согласие на образование выделяемого земельного участка» и «отсутствие возражений на проект межевания земельного участка о размере и местоположении границ выделяемого земельного участка» различны по содержанию и порядку их оформления.

В связи с этим, указанный довод представителей административных истцов не может служить основанием для удовлетворения иска.

Давая оценку представленным сторонами доказательствам в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Действия Управления Росреестра по Ростовской области являются правомерными.

В рассматриваемом случае, административными истцами не доказан факт нарушения их прав, свобод и законных интересов.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 23 сентября 2021 года.

Судья Н.В.Поляков