Решение
Именем Российской Федерации
4 августа 2020 г. г. Симферополь
Крымский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Мамедова В.В., при помощнике судьи Саенко А.С., с участием представителя административного истца Карпушенко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-120/2020 по административному исковому заявлению <данные изъяты> Кошель Анны Викторовны об оспаривании решения начальника федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» 1 отдел (г. Севастополь) (далее – жилищный орган,
1 отдел), связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Кошель обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение начальника жилищного органа
от 6 марта 2020 г. № 34/сев об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и возложить обязанность отменить указанное решение, а также повторно рассмотреть данный вопрос.
В судебном заседании административный истец Кошель, извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суде не присутствовала, направила своего представителя, который административные исковые требования поддержал. Представитель Карпушенко дополнительно указал, что выезд Кошель из жилого помещения носил вынужденный характер по требованию собственника жилого помещения в связи с продажей квартиры.
Административный ответчик начальник 1 отдела, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл. Представитель направила в суд возражения, в которых с иском не согласилась, поскольку выезд Кошель из ранее занимаемого жилого помещения, в котором она проживала как член семьи собственника жилого помещения, в комнату общей площадью менее учетной нормы на одного человека, принадлежащую лицу, не состоящему в родственных отношениях с административным истцом, на условиях найма, относится к действиям намеренного ухудшения жилищных условий и в силу ст. 53 ЖК РФ препятствует постановке административного истца на жилищный учет.
Начальник федерального государственного казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу», надлежащим образом извещенный через представителя Швачко о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Кошель, с 30 августа 1999 г. проходившая военную службу по контракту в войсковой части №
<адрес> 18 марта 2020 г. уволена с военной службы
по истечении срока контракта о прохождении военной службы и с 25 марта 2020 г. исключена из списков личного состава воинской части.
Кроме того, установлено, что Кошель, обратившейся 4 марта 2020 г. с заявлением о принятии её и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, решением жилищного органа от 6 марта 2020 г. № 34/сев отказано в принятии на такой учет в связи с действиями намеренного ухудшения жилищных условий, выразившихся в переезде 25 февраля 2020 г. из жилого помещения, в котором административный истец проживала в качестве члена семьи собственника жилого помещения, в комнату общей площадью 18 кв.м. по договору найма с лицом, не состоящим в родственных отношениях.
Также в суде установлено, что собственником, ранее занимаемого административным истцом жилого помещения, совершены действия по продаже квартиры, в связи с чем Кошель с семьей освободила ранее занимаемую квартиру.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
- копией послужного списка военнослужащей Кошель, из которого следует, что на военную службу она призвана 30 августа 1999 г.;
- выпиской из приказа командира войсковой части от 25 марта 2020 г.
№ 81, согласно которой Кошель приказом командира этой же воинской части по личному составу от 18 марта 2020 г. № 2 уволена с военной службы и исключена из списков личного состава воинской части с 25 марта 2020 г.;
- копией заявления от 4 марта 2020 г. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма с приложениями;
- копией решения начальника 1 отдела об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- копией договора найма жилого помещения от 25 февраля 2020 г.;
- справкой МБОУ «Кубанская школа» от 21 июля 2020 г. № 266/01-16, согласно которой 26 февраля 2020 г. внесены изменения в учетные данные ученицы 4 класса ФИО13 об изменении места жительства ребенка;
- рапортом участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Симферопольскому району от 3 августа 2020 г., и письменными объяснениями ФИО14., ФИО15 согласно которым Кошель примерно с 25 февраля 2020 г. проживает по адресу: <адрес>;
- агентским договором от 25 февраля 2020 г. № 2502/2020КВ с приложениями, согласно которому ФИО16 поручила индивидуальному предпринимателю ФИО17 за вознаграждение продать квартиру по адресу: <адрес>;
- просьбой о выселении от 20 февраля 2020 г., согласно которой ФИО16 просит Кошель освободить занимаемое жилое помещение по адресу: <адрес>.
- показаниями свидетеля ФИО16, из которых следует, что Кошель приходится ей дочерью, которой она временно предоставила квартиру. В связи с принятым решением о продаже квартиры, письменно предложила дочери освободить жилое помещение.
Оценивая законность оспариваемого решения начальника 1 отдела, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г.
№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения ст. 53 и ч. 8
ст. 57 ЖК РФ.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания граждан нуждающимися в жилом помещении является обеспечение их в качестве нанимателей жилого помещения по договору социального найма или членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственников жилого помещения или членов семьи собственника жилого помещения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом учету подлежат только те действия, которые были совершены военнослужащими-гражданами.
Наряду с этим пунктом 1 ст. 288 ГК РФ предусмотрено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Правила признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства.
При этом в пункте 3 Правил определен исчерпывающий перечень документов, которые военнослужащий обязан представить в уполномоченный орган при подаче заявления о признании нуждающимся в жилом помещении.
Как следует из форм заявления о принятии на учет и приложений к ним, введенных упомянутым выше постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г.№ 512, в данной форме указываются сведения о жилых помещениях, занимаемых военнослужащими или членами его семьи по договорам социального найма или находящихся в их собственности.
Одновременно пунктом 16 Правил федеральному органу предписано осуществлять проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.
Частью 8 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 данной статьи КАС РФ, в полном объеме.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», гарантированное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставление жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ).
В силу ч. 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что по общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ).В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
При этом, учитывая положения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (ст. 67 ГПК РФ).
В суде мать административного истца ФИО16 показала, что в 2010 г. предоставила жилое помещение для проживания своей дочери до продажи квартиры. Приняв решение по продаже квартиры, потребовала от Кошель выселится из занимаемого помещения и заключила агентский договор на реализацию квартиры. Данные показания подтверждаются исследованными выше документами.
Принимая во внимание, что жилищные условия Кошель изменились, о чем она указала в заявление на постановку на учет, приложив соответствующие документы, а также то, что она 25 февраля 2020 г. освободила жилое помещение матери в связи с его продажей, общего хозяйства с последней не вела, поскольку проживала в другом, принадлежащем матери помещении, то при таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что по состоянию на 4 марта 2020 г. Кошель не могла быть отнесена к членам семьи собственника жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>
При этом Кошель не совершала намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий переселившись в жилое помещение обще площадью 18 кв.м., в результате чего общая площадь жилого помещения на одного человека стала приходится менее учетной нормы, поскольку выселение было обусловлено действиями собственника по продаже квартиры. Одновременно переселение в жилое помещение, по договору найма с лицом, не состоящим в близких родственных отношениях, применительно к ст. 51 ЖК РФ, не свидетельствует об обеспечении её жилым помещением, даже если бы общая площадь была более учетной нормы на одного человека.
Также суд учитывает, что жилищный орган, вопреки требованиям п. 16 Правил, не принял мер к выяснению причин выселения Кошель из ранее занимаемого жилого помещения, сославшись в своем решении лишь на констатацию факта добровольного выселения Кошель, при этом в настоящий момент административный истец утратила статус военнослужащего и лишена возможности повторно обратиться в жилищный орган для пересмотра принятого решения, в связи с чем административные исковые требования Кошель о признании решения жилищного органа от 6 марта 2020 г. № 34/сев незаконным и возложении обязанности на жилищный орган повторно рассмотреть её заявление подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая вопрос о пропуске Кошель срока на обращение с административным исковым заявлением, суд приходит к выводу, что данный срок истцом был пропущен по уважительным причинам, обусловленным действием пункта 11.2 Указа Главы Республики Крым от 17 марта 2020 г. № 63-У (в редакции с 1 апреля по 11 мая 2020 г.) «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым», согласно которому гражданам Республики Крым в период с 3 апреля по 31 мая 2020 г. запрещалось покидать места проживания (пребывания), за исключением специально оговоренных случаев, перечень которых не содержит необходимости обращения в суд. При этом административный истец обратилась в суд с административным иском в разумный срок после истечения срока установленных ограничений. В этой связи, оснований для отказа в удовлетворении требовании истца в рамках
ст. 219 КАС РФ у суда не имеется.
Учитывая, что административный иск удовлетворен, то в соответствии со ст. 111 КАС РФ суд присуждает Кошель судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей, которые подлежат взысканию в её пользу с довольствующего финансового органа - федерального государственного казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу».
Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Кошель Анны Викторовны удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» 1 отдел (г. Севастополь) от 6 марта 2020 г. № 34/сев об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Кошель Анне Викторовне и членам её семьи.
Обязать начальника федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения»
1 отдел (г. Севастополь) в течение месяца со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда отменить решение
от 6 марта 2020 г. № 34/сев об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Кошель Анне Викторовне и членам её семьи, а также повторно рассмотреть заявление Кошель Анны Викторовны о принятии её и членов семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма
от 4 апреля 2020 г., о чем в тот же срок сообщить суду и административному истцу.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» в пользу Кошель Анны Викторовны в счет возмещения понесенных ею судебных расходов связанных с уплатой государственной пошлины денежные средства в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через Крымский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 7 августа 2020 г.
Председательствующий В.В. Мамедов