ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-120/20 от 19.05.2020 Солнцевского районного суда (Курская область)

Изготовлено в совещательной комнате Дело № 2а-120/2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Солнцево Курской области 19 мая 2020 года

Солнцевский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Костюковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Авакян Е.С.,

с участием административного истца - заместителя прокурора Солнцевского района Курской области Михеевой Е.Н.,

представителя административного ответчика Кудинова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Солнцевского района Курской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Солнцевского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Солнцевского района Курской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Солнцевского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозного недвижимого имущества - лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Солнцевского района Курской области проведена проверка исполнения требований законодательства о лесопользовании и о пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории Солнцевского района Курской области, которая показала, что администрацией Солнцевского района Курской области учёт площади лесных насаждений не вёлся. 18 марта 2019 года прокуратурой района было внесено представление в администрацию Солнцевского района об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере лесопользования, которое рассмотрено и удовлетворено. В ходе устранения выявленных нарушений администрацией Солнцевского района были приняты меры в части истребования сведений из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по форме 22-2 «Сведения о наличии земель по категориям и угодьям». Вместе с тем, до настоящего времени согласно представленной Администрацией Солнцевского района информации мероприятия по межеванию лесных участков, не входящих в государственный лесной фонд, с последующей постановкой их на кадастровый учет и государственной регистрацией прав, в границах которых расположены занятые лесами земельные участки, собственность на которые не разграничена, не проводились. Таким образом, до настоящего времени лесные участки, расположенные в муниципальном районе, остаются бесхозяйными.

В судебном заседании заместитель прокурора Солнцевского района Курской области Михеева Е.Н. поддержала административное исковое заявление по вышеизложенным основаниям, и просила суд признать незаконным бездействие администрации Солнцевского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - лесных участков, не относящихся к лесному фонду. Обязать администрацию Солнцевского района Курской области произвести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков с указанием наименования и площади бесхозяйных лесных участков с последующей постановкой их на кадастровый учет в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика - администрации Солнцевского района Курской области Кудинов В.А. с требованиями прокурора согласился, поскольку администрацией Солнцевского района Курской области до настоящего времени инвентаризация бесхозяйных лесных участков не проведена, они не состоят на кадастровом учёте и не оформлены в муниципальную собственность.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Статьей 8 Лесного кодекса РФ определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Положениями п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно п. 29 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района отнесено осуществление муниципального лесного контроля.

Частью 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ установлено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

В силу ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу ст.ст. 1, 32 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Указанное свидетельствуют о том, что именно орган местного самоуправления, в границах которого расположены занятые лесами земельные участки, собственность на которые не разграничена, правомочен на распоряжение такими земельными участками, в том числе на принятие мер по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности в отношении них.

Как установлено в судебном заседании, площадь лесных насаждений на территории Солнцевского района Курской области, не входящих в лесной фонд, составляет 295 га. Однако, мероприятия по межеванию лесных участков, не входящих в лесной фонд с последующей постановкой их на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией прав, в границах которых расположены занятые лесами земельные участки, собственность которых не разграничена, не проводились.

В результате бездействия Администрации Солнцевского района Курской области по принятию на свой баланс бесхозяйных лесов, до настоящего времени не определен их собственник, ответственный за противопожарное состояние. С учетом того, что большинство пожаров происходит в бесхозяйных лесах, зачастую примыкающих к населенным пунктам, либо расположенных в черте самих населенных пунктов, в первую очередь ставится под угрозу жизнь и здоровье населения, а также подвергается опасности государственный лесной фонд, граничащий с указанными лесами.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Солнцевского района Курской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Солнцевского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - лесных участков, не относящихся к лесному фонду.

Возложить обязанность на администрацию Солнцевского района Курской области произвести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков с указанием наименования и площади бесхозяйных лесных участков с последующей постановкой их на кадастровый учет в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда через Солнцевский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 19 мая 2020 года.

Председательствующий судья Н.С. Костюкова