ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-120/20 от 20.02.2020 Избербашского городского суда (Республика Дагестан)

Административное производство № 2 «а»-120/2020

УИД: 05RS0017-01-2019-001052-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2020 года г. Избербаш

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Нурбагандова Н.М.,

при секретаре судебногозаседания Абзаевой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алиева Магомеда Курбановича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Дагестан (далее по тексту МРИ ФНС РФ № 6 по РД) о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по страховым взносам и пени за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года,

УСТАНОВИЛ:

Алиев М.К. обратился в Избербашский городской суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к МРИ ФНС № 6 по РД о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по страховым взносам и пени за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года, в обоснование которого указал, что он с 16.06.2004 г. по 16.10.2012 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно Справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам за ним числится задолженность по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 г в размере 41808,65 руб. и пени в сумме 24668,85 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ от 03.07.2016 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Ч. 3 ст. 4 ФЗ от 03.07.2016 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», предусмотрено, что в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Россййской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2017 года (пункт 1 статьи 5 243-ФЗ).

Ч. 1 ст. 2 ФЗ от 19.12.2016 г. № 416-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета Пенсионного фонда России согласно Приложению 1 к данному Закону.

Из Приложения 1 следует, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба России.

Поскольку указанная выше задолженность образована в предыдущие годы, к ней до 1 января 2017 года применялся порядок взыскания, предусмотренный Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», включающий следующие этапы администрирования.

В силу ч. 3 ст. 18 ФЗ № 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст. 19 и 20 Федерального закона, за исключением случаев, указанных в ч. 4 ст. 18 Федерального закона. Положениями ст. 19 ФЗ № 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ.

Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В силу ч. 14 ст. 19 ФЗ № 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со ст. 20 ФЗ № 212- ФЗ.

Принудительное взыскание производится только после истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате страховых взносов, а также после установления факта отсутствия денежных средств на расчетных счетах или их недостаточности.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 212-ФЗ.

Заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.

Решение о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества заявителя органом контроля за уплатой страховых взносов не принималось (подтверждается сведениями с официального сайта ФССП по РД), что, учитывая время образования задолженности, положения части 1 статьи 47 НК РФ (решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога; обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования), и пропуск предельных сроков означает утрату налоговым органом возможности ее взыскания и является основанием для признания данной задолженности безнадежной к взысканию в соответствии со статьей 59 НК РФ.

Положения статей 46, 47 НК РФ применяются также при взыскании пеней (пункт 9 статьи 46, пункт 8 статьи 47, пункт 6 статьи 75 НК РФ).

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 № 334-0-0, недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными, если их уплата и (или) взыскание оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 года № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в пенсионный фонд российской федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям» установлен перечень случаев, при которых задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам признается безнадежной к взысканию и списывается, в том числе принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Без установления судом факта пропуска налоговым органом сроков взыскания недоимки, пени и штрафов, числящихся на лицевом счете налогоплательщика, невозможно списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, поскольку иного порядка списания или других действий с такой задолженностью не установленр.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ инициировать соответствующее разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

На основании вышеизложенного просит признать МРИ ФНС России № 6 по РД утратившей возможность взыскания с него задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017г. в размере 41808,65 руб. и пени в сумме 24668,85 рублей; обязать МРИ ФНС России № 6 по РД списать задолженность по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017г в размере 41808,65 руб. и пени в сумме 24668,85 руб. и исключив сведения о задолженности из его лицевого счета.

Административный истец Алиев М.К. в судебном заседании поддержал свои административные исковые требования в полном объеме и просил удовлетворить их по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика МРИ ФНС РФ № 6 по РД в лице начальника Инспекции Каидова З.Г., будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя МРИ ФНС РФ № 6 по РД, представив возражения на административное исковое заявление Алиева М.К., из которых следует, что Алиев Магомед Курбанович с 16.06.2004 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, а 16.10.2012г. его индивидуальная предпринимательская деятельность была прекращена.

Заявленные требования Алиева М.К. МРИ ФНС РФ № 6 по РД признает частично по следующим основаниям:

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего в спорный период, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии со ст. 7 ФЗ № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

В силу п. 1 ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

При этом из п. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ следует, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов обязан ежеквартально представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст. 19 и 20 ФЗ, за исключением случаев, указанных в ч. 4 ст. 18 ФЗ. Положениями ст. 19 ФЗ № 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя в банках.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов (ПФР) вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 Федерального закона № 212-ФЗ.

В соответствии с положениями ФЗ от 03.07.2016 № 243-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017г. возложены на налоговые органы.

Инспекция не имела возможности принять принудительные меры взыскания (определить периоды образования спорной недоимки и соответствующих им пеней и не располагала информацией - принимались ли ОПФ меры по администрированию спорной задолженности) и обратится в суд с соответствующим заявлением ввиду того, администрированием страховых взносов за спорный период занималось Отделение Пенсионного фонда РФ по РД.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 4 ФЗ от 03.07.2016 243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»», недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленные органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

В соответствии с пунктом 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Представитель заинтересованного лица ГУ ОПФР по РД Алиев К.Х., просил отказать в удовлетворении административных исковых требований Алиева М.К., пояснив, что с 01.01.2017 г. функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование переданы налоговому органу. До этого, административному истцу Алиеву М.К. Отделением Пенсионного фонда России по РД, в ведении которого ранее находилось взыскание страховых взносов, в установленном законом порядке и сроки были направлены требования о взыскании недоимок по страховым взносам и пени за 2010, 2011, 2012 расчетные периоды, что подтверждается представленными им суду: Справкой о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 07.02.2020 г., Требованиями об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2010, 2011, 2012 гг., Реестром № 407 от 14.08.2013 г. направленных требований по ИП за 2010, 2011, 2012 гг. и Уведомлением о вручении от 14.08.2013 г. Однако, несмотря на предпринятые Пенсионным фондом меры по принудительному взысканию имевшейся недоимки по страховым взносам на ОПС и ОМС Алиев К.Х. указанную задолженность по страховым взносам и пени по сегодняшний день не оплатил.

Исследовав материалы административного дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными также в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В соответствии с п.9 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2016), утвержденном Президиумом ВС РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Административный истец Алиев М.К., полагая, что налоговым органом пропущены сроки обращения за принудительным взысканием сумм недоимок и пени по страховым взносам на ОПС и ОМС, образовавшихся за период до 01.01.2017 г., обратился в суд с настоящим административным иском.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее по тексту ЕГРИП) от 23.12.2019 г. административный истец Алиев М.К. с 16.06.2004 г. по 16.10.2012 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (далее по тексту ИП) в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Махачкалы по РД. 16.10.2012 г. предпринимательская деятельность Алиева М.К. прекращена.

Согласно справке МРИ ФНС РФ № 6 по РД № 2917351 от 22.12.2019 г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также справке ГУ ОПФР по РД в г. Избербаш от 07.02.2020 г. о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, административный истец Алиев М.К. в период осуществления предпринимательской деятельности надлежащим образом не исполнял свои обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в бюджет Пенсионного фонда РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) в бюджет ФФОМС, ТФОМС, в результате чего за последним числится задолженность по страховым взносам в общей сумме 41808,65 рублей и пени в сумме 24668,85 рублей, итого, 66477,5 рублей.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 01.01.2017 года регулировались ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).

Согласно пп. «б» п.1 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, индивидуальные предприниматели являлись плательщиками страховых взносов.

В соответствии со ст. 14 ФЗ-212-ФЗ плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно п.п.1,2 ст.16 ФЗ от 24.07.2009 г. ФЗ-№212 расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в ч.1 ст.5 закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.14 закона.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае же прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (п. 8 ст. 16 ФЗ-212).

В соответствии с ч.1 ст.18 ФЗ от 24.07.2009 г. ФЗ-№212 плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст.19, 20 закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.

Так, в соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 19 ФЗ от 24.07.2009 г. ФЗ-№212, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках, по решению органа контроля за уплатой страховых взносов.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст.22 ФЗ от 24.07.2009 г. ФЗ-№212, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 настоящей статьи.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч.5 ст.22 ФЗ-№212).

Согласно п.1 ст. 19 ФЗ-212, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 19 ФЗ-212).

В силу п. 5 ст. 19 ФЗ-212, решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Положения ст. 15 ст.19 ФЗ-212 применялись и при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.

Из материалов дела, установить за какой период за административным истцом Алиевым М.К. образовалась указанная задолженность по оплате страховых взносов и пеней, не представляется возможным. Вместе с тем, согласно представленным в судебном заседании представителем заинтересованного лица ОПФР по РД Алиевым К.Х. требованиям об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов до 26.08.2013 г., 18.06.2012 г., 31.05.2011 г., соответственно; реестру № 407 от 14.08.2013 г. направленных требований по ИП за 2010, 2011, 2012 гг. и уведомлению о вручении от 14.08.2013 г., контролирующим органом, на тот момент, ОПФР по РД административному истцу Алиеву М.К. по месту его жительства было направлено Требование об уплате недоимки в сумме 23646,33 руб. и пени в сумме 4394,58 руб. по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2012 г. в срок до 26.08.2013 г., которое было вручено соседке Алиева М.К., для передачи последнему 14.08.2013 г.

Более каких-либо меры по принудительному взысканию задолженности за счет денежных средств плательщика страховых взносов, то есть, Алиева М.К. за 2010, 2011, 2012 гг., согласно материалам дела, ОПФР по РД не предпринимались, то есть, счета Алиева М.К. не устанавливались и инкассовое поручение на взыскание денежных средств на уплату страховых взносов, в банк не направлялось. Доказательств обратного ни административным ответчиком МРИ ФНС РФ № 6 по РД, ни заинтересованным лицом ОПФР по РД суду не представлено.

Согласно п. 14 ст. 19 ФЗ-212, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона

В соответствии с п.п. 2, 3, 3.1 ст. 20 ФЗ-212, решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принималось руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направлялось судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

При этом, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принималось в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, в отношении одного или нескольких требований одновременно.

Вместе с тем, учитывая, что административный истец Алиев М.К. прекратил свою предпринимательскую деятельность 16.10.2012 г., он в соответствии с п. 8 ст. 16 ФЗ-212, обязан был уплатить страховые взносы не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, включительно, то есть, не позднее 31.10.2012 г., однако, как следует из материалов дела, этого не сделал.

В силу чего, контролирующим органом, в соответствии с ч. 2 ст. 18, ст. 21 ФЗ-212, исходя из суммы недоимки по страховым взносам в сумме 41808,65 руб., должно было быть подано в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в суд общей юрисдикции заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества Алиева М.К., в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения.

Таким образом, основываясь на положениях ст.ст. 16, 18, 19, 20, 21 ФЗ-212 и исходя из сроков на направление, получение и исполнение требования об уплате недоимки, срока для обращения в суд и в службу судебных приставов-исполнителей, а также, принимая во внимание, что деятельность в качестве индивидуального предпринимателя Алиевым М.К. прекращена 16.10.2012 г., предельный срок для взыскания страховых взносов и пеней, по состоянию на 01.01.2017г. в общей сумме 54812,93 (41808,65+13004,28) руб. - истек, в том числе, и в отношении следующих пеней, начисленных по состоянию на 22.12.2020 г., составивших в общем 66477,50 (41808,65+24668,85) руб.

С 01.01.2017 г. в связи с принятием ФЗ от 03.07.2016 №250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", ФЗ-212 от 24.07.2009 г. утратил силу, и вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС регулируются гл. 34 НК РФ.

В силу ст.11 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» суммы задолженности по страховым взносам и пеням на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года, определяемые в соответствии с ч.11 ст.14 ФЗ №212 признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию налоговыми органами.

В соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ от 03.07.2016 №243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее по тексту ФЗ от 03.07.2016 №243-ФЗ), установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 4 ФЗ от 03.07.2016 №243-ФЗ, в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 НК РФ, если иное не установлено ч. 3.1 настоящей статьи, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

В силу п.4 ч.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам утвержден Приказом ФНС России от 19.08.2010 №ЯК-7-8/393@, которым в качестве документа, являющегося основанием для списания недоимки в случаях, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, предусмотрено представление копии вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, заверенного гербовой печатью соответствующего суда.

Соответственно, учитывая, что пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ и приказ ФНС России от от 19.08.2010 №ЯК-7-8/393@ требуют для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными ко взысканию и списанию обязательное наличие судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных ст. 59 НК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением установленных ст. ст. 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке.

Решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных ч.ч. 5 и 5.2 ст. 19 ФЗ от 24.07.2009 г. №212-ФЗ, считается недействительным и исполнению не подлежит (ч. 5.3 ст. 19 ФЗ от 24.07.2009 г. №212-ФЗ).

В ч.ч. 5.4, 5.5, 5.7 ст. 19 ФЗ от 24.07.2009 г. №212-ФЗ предусмотрено, что в случае пропуска сроков, установленных чч. 5 и 5.2 указанной статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, а пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с требованиями ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административным ответчиком МРИ ФНС РФ № 6 по РД не представлены доказательства своевременного направления административному истцу Алиеву М.К. требования об уплате задолженности по страховым взносам и пени, доказательства обращения в суд с иском о взыскании такой задолженности.
Соответственно, в настоящее время принудительное взыскание с административного истца Алиева М.К. недоимки по страховым взносам на ОПС и ОМС в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, невозможно в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Таким образом, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд признает административные исковые требования Алиева М.К. к МРИ ФНС РФ № 6 по РД о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по страховым взносам и пени за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.179-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Алиева Магомеда Курбановича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Дагестан о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по страховым взносам и пени за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года, удовлетворить.

Признать безнадежной к взысканию и подлежащей списанию задолженность Алиева Магомеда Курбановича, ИНН , по страховым взносам в сумме 41808 (сорок одна тысяча восемьсот восемь) рублей 65 (шестьдесят пять) копеек и пени в сумме 24668 (двадцать четыре тысячи шестьсот шестьдесят восемь) рублей 85 (восемьдесят пять) копеек за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения, путем подачи жалобы через Избербашский городской суд РД.

Судья Н.М. Нурбагандов

Мотивированное решение

составлено 25.02.2020г.

УИД: 05RS0017-01-2019-001052-39

Дело находилось в производстве Избербашского городского суда РД

Подлинник решения находится в материалах административного производства №2а-120/2020

Решение не вступило в законную силу.