ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-120/2016 от 09.03.2016 Комаричского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-120/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 марта 2016 года п. Комаричи Брянской области

Комаричский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Цуканова Д.А.

при секретаре Стадник Т.А.

рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к Бузыкину В.П. о взыскании задолженности и пени по транспортному и земельному налогам,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился с указанным административным иском, ссылаясь на то, что Бузыкин В.П. состоит на налоговом учете и является плательщиком транспортного и земельного налогов.

Бузыкин В.П. является собственником транспортного средства - трактора <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты>

Также Бузыкин В. П. является собственником и владельцем:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно п.п.1 п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В нарушение п.п.1 п.1 ст.23, п.1 ст.45, ст.363 НК РФ административный ответчик не исполнил обязанность по уплате недоимки по транспортному и земельному налогам в установленный законом срок.

Сумма задолженности по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 400 руб. 00 коп., сумма пени – 168 руб. 62 коп.

Сумма задолженности по уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 330 руб. 72 коп., сумма пени – 223 руб. 40 коп.

Налогоплательщику Бузыкину В.П. направлялись:

- требование № <данные изъяты> об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в том числе земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 887 руб. 72 коп., пени по земельному налогу в сумме 176 руб. 73 коп., транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1200 руб. 00 коп. и пени по транспортному налогу в сумме 125 руб. 45 коп.,

- требование № <данные изъяты> об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в том числе земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1443 руб. 00 коп., пени по земельному налогу в сумме 46 руб. 67 коп., транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1200 руб. 00 коп. и пени по транспортному налогу в сумме 43 руб. 17 коп.

На основании ст.ст.31, 48, 59 НК РФ, ст. ст. 286, 287 КАС РФ административный истец просит восстановить срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций и взыскать с административного ответчика Бузыкина В.П. задолженность в сумме 5122 руб. 74 коп., в том числе задолженность по уплате транспортного налога в размере 2400 руб. 00 коп. и пени в сумме 168 руб. 62 коп., задолженность по уплате земельного налога в размере 2330 руб. 72 коп. и пени в размере 223 руб. 40 коп.

В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области и административный ответчик Бузыкин В.П. не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд в соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика Бузыкина В.П.

Административный ответчик Бузыкин В.П. представил возражение против восстановления срока подачи административного иска.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Брянской области не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 57 Конституции РФ и п.1 ч.1 ст.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п.п.9 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены Налоговым кодексом РФ.

Часть 1 статьи 44 НК РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В силу части 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст.14 НК РФ одним из региональных налогов является транспортный налог.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу части 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии с частью 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Статья 360 НК РФ устанавливает, что налоговым периодом применительно к транспортному налогу признается календарный год.

В соответствии с частью 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по транспортному налогу установлены в ст. 363 НК РФ.

Судом установлено, что Бузыкин В.П. является владельцем транспортного средства – трактора <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>

Бузыкину В.П. был начислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ на транспортное средство трактор <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, в сумме 1 200 руб. 00 коп., который ему было предложено уплатить до ДД.ММ.ГГГГ.

Также Бузыкину В.П. был начислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ на транспортное средство трактор <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, в сумме 1 200 руб. 00 коп., который ему было предложено уплатить до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст.15 НК РФ одним из местных налогов является земельный налог.

В соответствии с ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу части 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налоговая база определяется в соответствии со ст. 391 НК РФ. Согласно части 4 для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с частью 2 ст. 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ.

Статья 393 НК РФ устанавливает, что налоговым периодом применительно к земельному налогу признается календарный год.

В соответствии с частью 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по земельному налогу установлены в ст. 397 НК РФ.

Судом установлено, что Бузыкину В.П. принадлежит на праве собственности: <данные изъяты> доли в земельном участке площадью <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>; <данные изъяты> доли в земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>; а также принадлежала доля в земельном участке общей площадью <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес> территория Быховского сельского поселения.

Бузыкину В.П. был начислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, в сумме 0 руб. 65 коп., на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, в сумме 887 руб. 72 коп., который ему было предложено уплатить до ДД.ММ.ГГГГ.

Также Бузыкину В. П. был начислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, в сумме 570 руб. 00 коп., на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, в сумме 888 руб. 00 коп., который ему было предложено уплатить до ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ч.3 ст. 52 НК РФ).

Частью 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч.2 ст.69 НК РФ).

Частью 2 ст.45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что административным истцом административному ответчику Бузыкину В.П. направлялись: требование № <данные изъяты> об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе недоимки по транспортному налогу в сумме 1200 руб. 00 коп. и пени в сумме 125 руб. 45 коп., недоимки по земельному налогу в сумме 887 руб. 72 коп. и пени в сумме 176 руб. 73 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ; требование № <данные изъяты> об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе недоимки по транспортному налогу в сумме 1200 руб. 00 коп., пени в сумме 43 руб. 17 коп., и недоимки по земельному налогу в сумме 1 443 руб. 00 коп. и пени в сумме 46 руб. 67 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требования административным ответчиком Бузыкиным В.П. до настоящего времени не исполнены.

Административное исковое заявление о взыскании с Бузыкина В.П. задолженности и пени по транспортному и земельному налогам в размере 5 122 руб. 74 коп. подано Межрайонной инспекцией ФНС №5 по Брянской области в Комаричский районный суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока, предусмотрено п. 2 ст. 48 НК РФ.

Межрайонной инспекцией ФНС №5 по Брянской области заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, со ссылкой на реорганизацию налоговых органов в форме присоединения четырех инспекций, администрирующих 117 муниципальных образований.

Суд считает, что ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Доводы административного истца о пропуске срока подачи административного иска по причине реорганизации налоговых органов суд находит несостоятельными, не отвечающими критериям уважительности пропуска данного срока, поскольку реорганизация налоговых органов не является обстоятельством, объективно исключающим возможность подачи административного иска в установленный срок, в том числе, с учетом продолжительности периода, когда обстоятельства неуплаты задолженности имели место.

Реорганизация налоговых органов Брянской области осуществлялась в ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Реорганизация проведена в целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры налоговых органов в Брянской области.

Межрайонная инспекция ФНС России №5 по Брянской области располагала достаточным временем для подготовки и направления в суд иска о взыскании с Бузыкина В.П. задолженности по налогам и пени в сумме 5122 руб. 74 коп. за ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ

Принимая во внимание, что подача настоящего административного иска имела место, спустя более трех лет после начала реорганизации налоговых органов, данное обстоятельство нельзя признать уважительной причиной пропуска срока подачи этого иска.

Иных причин, свидетельствующих об уважительности пропуска срока подачи административного искового заявления, Межрайонной инспекцией ФНС №5 по Брянской области не приведено, соответствующих доказательств в суд не представлено.

Таким образом, оснований для восстановления Межрайонной инспекции ФНС №5 по Брянской области пропущенного срока подачи административного искового заявления о взыскании с Бузыкина В.П. задолженности и пени по транспортному и земельному налогам не имеется.

В силу ч.5 ст.138 КАС РФ пропуск административным истцом срока обращения в суд с административным иском является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении искового заявления.

С учетом этого суд приходит к выводу, что административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области не подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области о восстановлении срока подачи административного искового заявления о взыскании с Бузыкина В.П. задолженности и пени по транспортному и земельному налогам отказать.

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к Бузыкину В.П. о взыскании задолженности и пени по транспортному и земель ному налогам отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.

Председательствующий судья Д.А. Цуканов