ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-120/2021 от 22.10.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-120/2021

(УИД 91OS0000-01-2021-000287-75)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2021 года г. Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И.,

при секретаре Медведевой А.М.,

при участии административного истца – Кубрак А.В., представителя административного истца – Охотской Л.П., прокурора отдела прокуратуры Республики Крым – Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кубрак Андрея Валерьевича к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица на стороне административного ответчика: Администрация города Ялта Республики Крым; глава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председатель Ялтинского городского совета Шимановский Константин Валентинович, о признании незаконным решения внеочередной 28 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 06.04.2021 года № 1 «О внесении изменений в решение 9-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.02.2020 № 20 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Индивидуальный предприниматель Кубрак Андрей Валерьевич обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, в котором, с учётом последующих уточнений (т.3 л.д. 113-114), просил признать незаконным решение внеочередной 28 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 06.04.2021 года № 1 «О внесении изменений в решение 9-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.02.2020 № 20 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части исключения семи торговых НТО типа мобильная связь, а именно: по адресу: <адрес>; по адресу: <адрес>; по адресу: <адрес>; по адресу: <адрес> по адресу: <адрес>; по адресу: <адрес>; по адресу: <адрес>, а также включить в схему размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта следующие объекты с видом реализуемых товаров «Мобильная связь»: № п/п , № на схеме 2020 года – , адрес: <адрес>, площадь – 3 кв.м.; № п/п , № на схеме 2020 года – , адрес: <адрес>, площадь – 3 кв.м.; № п/п , № на схеме 2020 года – , адрес: <адрес>, площадь – 3 кв.м.; № п/п № на схеме 2020 года – , адрес: <адрес>, площадь – 3 кв.м.; № п/п , № на схеме 2020 года – , адрес: <адрес>, площадь – 3 кв.м.; заменить объекты, указанные в схеме 2021 года: № п/п , № на схеме 2021 года – , адрес: <адрес>, площадь – 4 кв.м.; № п/п , № на схеме 2021 года – , адрес: <адрес>, площадь – 4 кв.м.; соответственно на объекты, расположенные по тем же адресам (в радиусе 15 м) согласно схемы 2016 года: № на схеме 2016 года – , адрес: <адрес> (, лот по схеме и конкурсу 2016 года), площадь – 2,3 кв.м.; № на схеме 2016 года – , адрес: <адрес> (, лот <адрес> по схеме и конкурсу 2016 года), площадь – 2,3 кв.м.

Исковые требования мотивированы тем, что административный истец с 2006 года осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию продажи услуг мобильной связи и сопутствующих товаров в нестационарных торговых объектах (далее – НТО) в городе Ялта Республики Крым. На основании Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта, утверждённой постановлениями Администрации города Ялта от 10 апреля 2015 года № 458-п и от 01 апреля 2016 года № 860-п, между ИП Кубрак А.В. и Администрацией города Ялта Республики Крым в 2015-2016 годы по результатам конкурентных процедур были заключены договоры на право размещения НТО для оказания мобильной связи. На основании решений Администрации города Ялта от 20.12.2018 года № 2582-п, 06 июня 2019 года № 1247-п договоры продлевались до 01 сентября 2019 года без проведения конкурентных процедур, а затем – на основании договоров о ярморочных мероприятиях. Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 12 февраля 2020 года № 20 утверждён муниципальный нормативный правовой акт в виде Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Ялта Республика Крым, в составе приложений №1 – графическая часть и № 2 - текстовая часть. В указанной Схеме было указано семь НТО для оказания услуг мобильной связи, расположенных по указанным истцом в иске адресам. Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 06 апреля 2021 года №1 внесены изменения в решение Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12 февраля 2020 года № 20 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» с изложением Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции - приложение №1, в котором объекты НТО типа мобильная связь сокращены на семь объектов, ранее эксплуатируемые истцом. Административный истец, являясь субъектом предпринимательской деятельности, считает принятое Ялтинским городским советом решение от 06.04.2021 №1 подлежащим признанию недействующим в указанной части, по причине его несоответствия нормативным актам Российской Федерации и Республики Крым, принятым с нарушением процедуры принятия муниципальных правовых актов в сфере предпринимательской деятельности, ограничивающим его право на ведение торговой деятельности посредством незаконного и произвольного исключения мест нестационарной торговли по сравнению с ранее принятой Схемой размещения НТО, которая носит бессрочный характер и может быть дополнена и изменена лишь в установленном законом порядке, предусматривая, при этом, возможность сохранения мест нестационарной торговли, нарушающим права и законные интересы истца на обсуждение проекта принятого нормативного акта на предмет оценки регулирующего воздействия на предпринимательскую среду, лишающим административного истца права на участие в конкурсе на право заключения договора на право размещения НТО на прежних местах, утверждённых ранее в установленном порядке на основании поданного им заявления.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 14 июля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена Администрация города Ялта Республики Крым.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 26 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечен глава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председатель Ялтинского городского совета Шимановский Константин Валентинович.

В судебном заседании административный истец Кубрак А.В. и его представитель – Охотская Л.П. административный иск поддержали, просили удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Ялтинский городской совет Республики Крым и Администрация города Ялта Республики Крым представили письменные возражения, в которых просят отказать в удовлетворении исковых требования, считая их необоснованными. Также в суд поступило ходатайство Ялтинского городского совета о прекращении производства по делу на основании п.1ч.1ст.194 КАС РФ, так как права административного истца обжалуемым решением не затрагиваются и не нарушаются.

Суд, с учётом положений пункта 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитал возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Выслушав административного истца и его представителя, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., считавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - Постановление № 50 от 25 декабря 2018 года).

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений части 1 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ, в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 года № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым», муниципальное образование город Ялта наделён статусом - городской округ Ялта.

Ялтинский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования, что предусмотрено частью 1 статьи 6 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22.09.2017 №1 (далее – Устав).

Статьёй 29 Устава установлено, к полномочиям Ялтинского городского совета Республики Крым относится, в том числе, принятие нормативных правовых актов, устанавливающих общеобязательные нормы, правила на территории городского округа Ялта с целью решения вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым (подпункт 1 пункта 2).

Решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа Ялта, а также вопросы назначения и освобождения от занимаемой должности Главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателя Ялтинского городского совета и его заместителя (заместителей) принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа городского округа Ялта, если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Республики Крым от 08.08.2014 №54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым».

Нормативный правовой акт, принятый Ялтинским городским советом Республики Крым, направляется Главе муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателю Ялтинского городского совета для подписания и обнародования в течение 10 дней (статья 31 Устава).

Частью 1 статьи 39 Устава установлено, что к полномочиям Главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателя Ялтинского городского совета как высшего должностного лица муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым относится: подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативных правовых актов, принятых Ялтинским городским советом Республики Крым.

Порядок опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым регламентирован статьёй 70 Устава.

Официальным опубликованием (обнародованием) считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в муниципальной газете «Ялтинские вести», являющейся официальным источником опубликования, и на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) (часть 2 статьи 70 Устава).

Решением Ялтинского городского Совета Республики Крым от 31 августа 2018 года №1 утверждён Регламент Ялтинского городского совета Республики Крым.

Согласно статье 54 Регламента, проекты муниципальных правовых актов могут вноситься, в том числе, главой Администрации города Ялта.

В соответствии со статьёй 71 Регламента, заседание Городского совета является правомочным, если в нем принимают участие более половины депутатов от общего состава Городского совета.

Городской совет принимает нормативные и иные акты в форме решений (статья 106 Регламента).

Из материалов административного дела следует, что решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12 февраля 2020 года № 20 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым: приложение №1 – графическая часть, приложение №2 – текстовая часть (пункт 1 решения).

Данное решение 21 февраля 2020 года опубликовано на сайте Правительства Республики Крым - http://rk.gov.ru в разделе муниципальное образование, подраздел - Ялта, в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

При этом, указанное решение в первоначальной редакции административным истцом не оспаривается.

В утверждённой этим решением Схеме указаны объекты НТО, вид реализуемых товаров - мобильная связь; тип НТО – лоток; вид собственности земельного участка, здания, сооружения, строения – земля муниципального образования; срок размещения НТО – круглогодично; порядок представления – конкурс:

- , адрес: <адрес>;

- , адрес: <адрес><адрес>;

- , адрес: <адрес>;

- , адрес: <адрес>

- , адрес: <адрес>;

- , адрес: <адрес>;

- , адрес: <адрес> (т. 2 л.д.1-85).

Одновременно в пункте 2 Решения указано: Администрации города Ялта Республики Крым в срок до 01 апреля 2020 года провести работу по анализу существующей потребности в дополнительном размещении НТО и обеспечить подготовку проекта о внесении изменений в Схему размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в том числе, в части размещения НТО на пляжных территориях.

Поручением Главы Республики Крым от 20 декабря 2019 года № 1/01-32/8927, было поручено «представить «дорожные карты» по оптимизации (сокращению) количества нестационарных торговых объектов (с учётом летнего периода) на территории городских округов в 2020, 2021 годах, согласованные с Главным архитектором Республики Крым и Министерством промышленной политики Республики Крым. Обеспечить выполнение мероприятий «дорожных карт» (пункт 75).

Поручением председателя Совета министров Республики Крым ФИО11 от 27.02.2020 года № 1/01-60/1159 установлено с целью приведения деятельности НТО в соответствие с установленными требованиями разработать и внести на утверждение уполномоченным органам местного самоуправления изменения в схемы размещения НТО и объектов по предоставлению услуг, предусматривающие исключение из схем размещения НТО мест, договора на размещение НТО по которым не заключены (за исключением мест для товаропроизводителей, а также мест по реализации фруктов и овощей и печатной продукции) (пункт 1).

Во исполнение пункта 2 решения Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12 февраля 2020 года № 20 проведён анализ потребности в размещении НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и подготовлен проект решения «О внесении изменений в решение сессии Ялтинского городского совета второго созыва от 12 февраля 2020 года № 20 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», в том числе, в части соответствия размещения НТО на территории городского округа Ялта градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным нормам, правилам и нормативам, требованиям по охране окружающей среды, охраны историко-культурного наследия, земельно-хозяйственного устройства, с учётом необходимости обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса жителей и гостей города и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 24.01.2017 № 18 «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения Республики Крым площадью торговых объектов».

Проект оспариваемого решения доводился до сведения населения путём размещения на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru).

Как следует из Заключения начальника отдела подготовки нормативных, правовых актов и проведения антикоррупционных экспертиз управления подготовки правовых актов и проведения правовых экспертиз юридического департамента Администрации города Ялта Республики Крым от 01 апреля 2021 года в представленном проекте решения Ялтинского городского совета Республики Крым «О внесении изменений в решение Ялтинского городского совета Республики Крым от 12.02.2020 № 20 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта республики Крым», коррупциогенные факторы и нарушения федерального законодательства не выявлены (т. 1 л.д. 68).

Постановлением Администрации города Ялта от 27.01.2021г. №126 – п утвержден состав рабочей группы по разработке и внесению изменений в Схему НТО и нормативных правовых актов, в состав которой входят, в том числе субъекты хозяйствования (инициативная группа, представляющая интересы предпринимателей территории МОГО Ялта), депутаты Ялтинского городского совета.

Поступившие заявления с предложениями и замечаниями рассматривались на заседаниях Рабочей группы по осуществлению и координации деятельности по разработке и внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов и нормативных правовых актов, определяющих процедуру получения субъектами хозяйствования права на размещение указанных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, решение принималось по итогам голосования.

На основании письма главы Администрации города Ялта Республики Крым от 05 апреля 2021 года принято решение о созыве внеочередной 28 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым с целью рассмотрения проекта решения о внесении изменений в решение Ялтинского городского совета Республики Крым от 12 февраля 2020 года № 20 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым».

Данный вопрос являлся предметом рассмотрения Ялтинского городского совета Республики Крым 06 апреля 2021 года под №1 в повестке дня, за рассматриваемый проект решения проголосовано единогласно: 22 присутствовавшими депутатами из общего количества 28 (т.1 л.д. 70-73).

Таким образом, решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 06 апреля 2021 года №1 внесены изменения в решение 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12 февраля 2020 года № 20 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» с изложением Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции - приложение №1.

В приложении приведен Перечень мест, исключаемых НТО из Схемы и Информация о корректировках в Схеме НТО (т.2 л.д. 89-97, 98-108 соответственно).

В Перечне мест, исключаемых НТО из Схемы указано:

- за номером - № НТО – , адрес - <адрес>; вид реализуемых товаров – мобильная связь; тип НТО – лоток; вид собственности земельного участка, здания, сооружения, строения – земля муниципального образования; срок размещения НТО – круглогодично; порядок представления – конкурс;

- за номером - № НТО – , адрес - <адрес>; вид реализуемых товаров – мобильная связь; тип НТО – лоток; вид собственности земельного участка, здания, сооружения, строения – земля муниципального образования; срок размещения НТО – круглогодично; порядок представления – конкурс;

- за номером № НТО – , адрес - <адрес>а; вид реализуемых товаров – мобильная связь; тип НТО – лоток; вид собственности земельного участка, здания, сооружения, строения – земля муниципального образования; срок размещения НТО – круглогодично; порядок представления – конкурс;

- за номером № НТО – , адрес - <адрес>; вид реализуемых товаров – мобильная связь; тип НТО – лоток; вид собственности земельного участка, здания, сооружения, строения – земля муниципального образования; срок размещения НТО – круглогодично; порядок представления – конкурс;

- за номером - № НТО – , адрес - <адрес>; вид реализуемых товаров – мобильная связь; тип НТО – лоток; вид собственности земельного участка, здания, сооружения, строения – земля муниципального образования; срок размещения НТО – круглогодично; порядок представления – конкурс.

В Информации о корректировках в Схеме НТО указано:

- за номером - № НТО – , адрес - <адрес>; вид реализуемых товаров – мобильная связь; тип НТО – лоток; вид собственности земельного участка, здания, сооружения, строения – земля муниципального образования; срок размещения НТО – круглогодично; порядок представления – конкурс; примечание – изменить тип и площадь НТО;

- за номером - № НТО – , адрес - <адрес>; вид реализуемых товаров – мобильная связь; тип НТО – лоток; вид собственности земельного участка, здания, сооружения, строения – земля муниципального образования; срок размещения НТО – круглогодично; порядок представления – конкурс; примечание – изменить тип и площадь НТО.

Текст документа 08 апреля 2021 года размещён на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта на портале Правительства Республики Крым (https://yalta.rk.gov.ru) (т.1 л.д.69) и 10 апреля 2021 года опубликован в газете «Ялтинские вести» №14 (314) (т. 1 л.д. 96-117).

На основании вышеизложенного, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что Ялтинским городским советом Республики Крым оспариваемое решение принято полномочным представительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, к форме и порядку его принятия.

Доводы стороны административного истца о нарушении административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого акта, таким образом, суд считает несостоятельными.

Судом отклоняется и довод административного истца о несоблюдении стороной административного ответчика требований законодательства о проведении оценки регулирующего воздействия проекта оспариваемого решения, учитывая, что такая оценка проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов, однако оспариваемый акт каких-либо запретов и ограничений для ведения административным истцом предпринимательской деятельности не содержит, поскольку не лишает права осуществлять законную предпринимательскую деятельность в иных местах.

Проверкой оспариваемого акта на соответствие законодательству Российской Федерации, установлено следующее.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который также регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ).

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ установлено, что целями настоящего Федерального закона являются: обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения; разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области (часть 1 пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ).

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.

Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ).

Статьёй 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 №225-О, осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Закона №381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности решать вопросы размещения нестационарных торговых объектов в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 17 указанного федерального закона, органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Частью 4 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ предусмотрено, что утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.

В свою очередь, основы государственной политики регулирования торговой деятельности на территории Республики Крым определены Законом Республики Крым от 05.05.2015 года № 92-ЗРК/2015 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым», который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 года № 402 утверждён Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым».

Нестационарный торговый объект (далее - НТО) - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно пункту 1 раздела II Порядка, размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее - соответственно государственная и муниципальная собственность), осуществляется в соответствии со Схемой, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.

Утвержденные Схемы носят бессрочный характер (пункт 2 раздела II Порядка).

Технические требования к размещению НТО (далее - Требования к размещению) утверждаются органами местного самоуправления. Требования к размещению должны включать: архитектурный тип НТО; стилевое оформление с использованием логотипа или символики региона, цветовое оформление НТО; типовой размер НТО в зависимости от вида реализуемых товаров; ограничения к месту размещения, в том числе НТО; должны размещаться таким образом, чтобы доступ к проездным путям и спускам к пляжам был свободным и обеспечивал беспрепятственный проезд транспорта аварийно-спасательных служб и машин скорой помощи, проход работников указанных служб; не могут быть расположены в пределах береговых полос водных объектов общего пользования, за исключением нестационарных объектов для оказания услуг в пунктах проката маломерных судов. Размещение нестационарных объектов для оказания услуг в пунктах проката маломерных судов осуществляется при условии выполнения требований, которые установлены пунктом 5.2 раздела 5 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Крым, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 31 марта 2015 года № 149; не могут находиться на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных); не могут размещаться на земельных участках, нормативно утвержденное целевое использование которых не допускает размещение НТО; не могут быть расположены тыльной стороной к проезжей части на территориях (улицах) населенных пунктов, перечень которых определяется органами местного самоуправления; другие требования, установленные органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления при разработке и утверждении Требований к размещению НТО должны исходить из удобства и функциональности осуществления торговой деятельности, возможности использования типового серийного торгового оборудования, имеющегося на рынке, широко распространенных материалов, минимизации расходов хозяйствующего субъекта и простоты оформления, возможности смены (модернизации) внешнего облика НТО не чаще чем один раз в три года без замены конструктивных элементов (только модернизация внешнего оформления) (пункт 3 раздела II Порядка).

Утверждение Требований к размещению и внесение в них изменений не могут повлечь пересмотр мест размещения уже функционирующих НТО, установленных на законных основаниях (пункт 4 раздела II Порядка).

Хозяйствующие субъекты, желающие осуществлять торговую деятельность через НТО, подают заявки на включение выбранных ими мест размещения в Схему исходя из Требований к размещению (пункт 5 раздела II Порядка).

НТО размещаются на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании договора на размещение НТО, приложениями к которому являются эскиз фасада НТО в цвете в масштабе 1:50, а также схема размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500 (в случае установления обязанности ее предоставления органом местного самоуправления) (пункт 6 раздела II Порядка).

Размещение НТО на территории муниципальных образований не должно мешать пешеходному движению, нарушать противопожарные требования, условия инсоляции территории и помещений, рядом с которыми они расположены, ухудшать визуальное восприятие среды населенного пункта, благоустройство территории и застройки.

Органы местного самоуправления, определенные в соответствии с уставом муниципального образования, с целью социально-экономического развития территорий, развития торгового предпринимательства и повышения обеспеченности территорий торговыми объектами, в том числе по результатам мониторинга состояния развития торговли, с учетом Требований к размещению, принимают решение о внесении изменений в Схему. Вопросы о необходимости внесения изменений в Схему рассматриваются органами местного самоуправления, определенными в соответствии с уставом муниципального образования, не менее одного раза в квартал (пункт 9 раздела II Порядка).

Основаниями для внесения изменений в Схему являются: новая застройка районов, микрорайонов, иных территорий населенных пунктов муниципальных образований, иных элементов, повлекшая изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных и/или нестационарных торговых объектов; прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшее снижение обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов; наличие запросов относительно внесения изменений в Схему для размещения НТО от хозяйствующих субъектов, организаций АПК, жителей муниципальных образований; строительство, ремонт или реконструкция объектов систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и территорий общего пользования; предложения органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования Республики Крым (пункт 10 раздела II Порядка).

Внесение изменений в Схему в части исключения мест размещения НТО не может повлечь за собой прекращение права на размещение НТО до предоставления компенсационного места, если иное не вытекает из договора на размещение НТО или если хозяйствующий субъект отказался от всех компенсационных мест, предложенных органом местного самоуправления, и не внес предложений относительно компенсационного места в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка (пункт 11 раздела II Порядка).

Об исключении места размещения НТО из Схемы хозяйствующий субъект уведомляется не менее чем за 6 месяцев с предложением подобрать компенсационные места в соответствии с Требованиями к размещению НТО, но не ранее шести месяцев после проведения конкурса, за исключением необходимости переноса НТО в случае необходимости ликвидации аварийных ситуаций. Порядок предоставления компенсационных мест определяется администрациями органов местного самоуправления (пункт 12 раздела II Порядка).

Компенсационные места субъекты торговли подбирают самостоятельно исходя из Требований к размещению НТО. Органы местного самоуправления также обязаны предложить субъекту торговли альтернативные варианты (пункт 13 раздела II Порядка).

Договоры и иные документы, оформленные на прежнее место размещения НТО, переоформляются органом местного самоуправления на компенсационное место в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о выделении компенсационного места (пункт 14 раздела II Порядка).

Не допускается невключение в Схему мест размещения НТО, а также исключение из Схемы существующих НТО на основании решения о нецелесообразности их функционирования (пункт 18 раздела II Порядка).

Владельцы НТО обязаны поддерживать надлежащее эксплуатационное состояние НТО и соответствующего технологического оборудования, которое используется вместе с НТО, следить за безопасностью НТО и исключать возможность причинения вреда (пункт 7 раздела III Порядка).

Без проведения конкурентных процедур места для размещения НТО предоставляются организациям АПК (кроме предоставления мест для реализации алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, жевательной резинки, пищевых добавок, биологически активных добавок), зарегистрированным и (или) поставленным на налоговый учет и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым, которые непосредственно осуществляют продажу (реализацию) собственной продукции, в случае поступления от них единственной заявки на соответствующее место размещения НТО при условии, что в этих НТО будут выполняться следующие условия, предусмотренные пунктом 2 раздела IV настоящего Порядка.

С целью обеспечения прозрачности при предоставлении хозяйствующим субъектам права на установку НТО проводятся торги в виде конкурса или открытого аукциона на право размещения НТО (далее - Конкурс). Органы местного самоуправления самостоятельно определяют форму проведения торгов (пункт 1 раздела V Порядка).

Для оформления договора на размещение НТО заказчик обращается в орган местного самоуправления с заявлением относительно оформления договора на размещение НТО с указанием вида деятельности, номера места размещения НТО в Схеме, к которому прилагает: заверенные хозяйствующим субъектом копии свидетельства о регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет; устава (для юридических лиц); схему размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500 (в случае если органом местного самоуправления прямо предусмотрено ее предоставление, в связи с невозможностью определения точного места размещения НТО на местности по данным Схемы); эскиз фасадов НТО в цвете в масштабе 1:50. При оформлении договора на размещение НТО запрещается требовать от заказчика дополнительные документы и получения им дополнительных согласований (пункт 1 раздела VI Порядка).

В случае предоставления компенсационного места для размещения НТО схема размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500 (при ее наличии) переоформляется органом местного самоуправления без проведения Конкурса на оставшийся срок действия предыдущего договора на размещение НТО (пункт 8 раздела VI Порядка).

В случае окончания срока действия (если договор не продлен), досрочного расторжения договора на размещение НТО, самовольного размещения НТО такой НТО подлежит демонтажу в течение семи календарных дней (пункт 13 раздела VI Порядка).

Сроки действия договоров на размещение НТО, заключенных в соответствии с решениями органов местного самоуправления, которые приняты после вступления в силу настоящего Порядка: для размещения торговых павильонов и киосков должны составлять не менее семи лет; для размещения торговых палаток - не менее трех лет; определяются решениями органов местного самоуправления для размещения сезонных торговых объектов (лотков, торгового оборудования для реализации мороженого, автолавок, автоцистерн, торговых тележек, бахчевых развалов, елочных базаров и др.). На меньший срок договоры на размещение НТО могут заключаться по заявлению заказчика (пункт 15 раздела VI Порядка).

Социально значимыми товарными специализациями в Республике Крым при осуществлении торговли с НТО считается розничная торговля продуктами питания, в том числе сельскохозяйственной продукцией, а также распространение печатной продукции (когда более 80% предлагаемых к продаже товаров (услуг) от их общего количества, представленных на витринах, прилавках, выставленных на продажу в визуально доступных для покупателя местах, составляют продукты питания, для торговли печатной продукцией - более 50%). Органы местного самоуправления вправе расширять данный перечень социально значимых (приоритетных) специализаций НТО, в том числе специализациями по реализации расширенного ассортимента продукции (пункт 1 раздела VII Порядка).

Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 26 декабря 2019 г. N 6 "Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" (8 сессия) утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее- Правила).

Правила устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и уборки территории в границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - городской округ Ялта) и направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, безопасности, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния городского округа Ялта, включая территории, прилегающие к границам земельных участков, к зданиям, строениям, сооружениям. Настоящие Правила обязательны для всех юридических и физических лиц, независимо от их организационно-правовой формы. Требования, предъявляемые к содержанию нестационарных объектов изложены в пункте 3.12 Правил.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 10.04.2015 года Администрацией города Ялта Республики Крым принято постановление № 458-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта», согласно пункту 1 которого постановлено утвердить схему размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта на период до 31 декабря 2018 года (Приложение1) (т.5 л.д.5).В

05.09.2016 года между Администрацией города Ялта Республики Крым и индивидуальным предпринимателем Кубрак А.В. заключен договор на размещение НТО, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта (далее – договор ), согласно пункту 1.1 которого Администрация предоставляет Кубрак А.В. право на размещение НТО (лоток) в соответствии со схемой размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта, утвержденной постановлением Администрации города Ялта от 01.04.2016 № 860-п «Об утверждении изменений и дополнений к схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденной постановлением Администрации города Ялта от 10.04.2015 № 458-п» по адресу: <адрес> общей площадью 1,0 кв.м. (лот ) далее – Объект – мобильная связь по результатам конкурса, на основании протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров на право размещения НТО, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта от 26 июля 2016 года № 7 и в соответствии со схемой размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта.

Согласно пункту 1.2 договора настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31 декабря 2018 года (т. 3 л.д. 9).

В соответствии с п. 2.4.8 договора Кубрак А.В. обязан своевременно демонтировать Объект с установленного места его расположения согласно схемы размещения нестационарных торговых объектов и привести прилегающую к Объекту территорию в первоначальное состояние в течение 5-ти дней с момента окончания срока действия Договора, а также в случае досрочного отказа в одностороннем порядке от исполнения настоящего Договора по инициативе «Администрации» в соответствии с разделом 5 настоящего договора (т. 3 л.д.10).

Кроме того, 05.09.2016 года между Администрацией города Ялта Республики Крым и индивидуальным предпринимателем Кубрак А.В. заключен договор на размещение НТО, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта (далее – договор ), согласно пункту 1.1 которого Администрация предоставляет Кубрак А.В. право на размещение НТО (лоток) в соответствии со схемой размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта, утвержденной постановлением Администрации города Ялта от 01.04.2016 № 860-п «Об утверждении изменений и дополнений к схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденной постановлением Администрации города Ялта от 10.04.2015 № 458-п» по адресу: <адрес>, общей площадью 1,0 кв.м. (лот ) далее – Объект – мобильная связь по результатам конкурса, на основании протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров на право размещения НТО, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта от 26 июля 2016 года № 7 и в соответствии со схемой размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта.

Согласно пункту 1.2 договора настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31 декабря 2018 года (т. 3 л.д. 13).

В соответствии с п. 2.4.8 договора Кубрак А.В. обязан своевременно демонтировать Объект с установленного места его расположения согласно схемы размещения нестационарных торговых объектов и привести прилегающую к Объекту территорию в первоначальное состояние в течение 5-ти дней с момента окончания срока действия Договора, а также в случае досрочного отказа в одностороннем порядке от исполнения настоящего Договора по инициативе «Администрации» в соответствии с разделом 5 настоящего договора (т. 3 л.д.14).

Постановлением Администрации города Ялта от 20.12.2018 года № 2582-п «О внесении изменений в некоторые постановления администрации города Ялта, регулирующие организацию торговой деятельности на нестационарных торговых объектах, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта» постановлено: внести изменения в п. 1 постановления Администрации города Ялта от 10 апреля 2015 года № 458-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта», изменив дату «31.12.2018» на дату «31.03.2019» (пункт 1); внести изменения в п. 3 приложения № 1 «Конкурсная документация на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта» к постановлению Администрации города Ялты от 24 апреля 2015 № 532-п «Об утверждении Конкурсной документации на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта» - в информационной карте конкурса на дату «31.12.2018» заменить на дату «31.03.2019» (пункт 2); действие данного постановления распространяется на нестационарные торговые объекты, включенные в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта по состоянию на момент принятия данного постановления (пункт 5); уведомить субъектов хозяйствования – правообладателей НТО, размещенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в соответствии с п. 3 данного постановления о продлении срока размещения НТО на территории муниципального образования на период до 31.03.2019, при условии выполнения или договорных отношений (пункт 6.2) (т.5 л.д.24-26).

24.12.2018 года между Администрацией города Ялта Республики Крым и ИП Кубрак А.В. заключены дополнительное соглашение (далее - Дополнительное соглашение ) к договору от 05.09.2016 года о праве размещения НТО, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта, а также дополнительное соглашение (далее - Дополнительное соглашение ) к договору от 05.09.2016 года о праве размещения НТО, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта, согласно пункту 1 которых, пункт 1.2 вышеуказанных договоров изложен в следующей редакции: «Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания и действует по 31.03.2019 года».

Пунктом 2 Дополнительных соглашений и установлено пункт 2.4.8 Договоров и дополнить: «Провести демонтаж Объекта и приведение прилегающей к Объекту территории в первоначальное состояние не позднее 05.04.2019» (т.3 л.д.53-54).

Постановлением Администрации города Ялта от 04.04.2019 года № 746-п отменено постановление администрации города Ялты от 10.04.2015 года № 458-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта» в редакции постановлений Администрации города Ялты от 28.03.2016 года № 764-п, от 01.04.2016 № 860-п, от 04.07.2016 № 2152-п, от 16.08.2016 № 2973-п, от 13.09.2016 № 3419-п, от 11.10.2016 № 3800-п, от 27.10.2016 № 3946-п, от 01.11.2016 № 4079-п, от 27.06.2017 № 6556-п, от 01.09.2017 № 3381-п, от 20.09.2017 № 541-п, от 12.07.2018 № 1173-п (пункт 1); постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (пункт 3).

Постановлением Администрации города Ялты от 31.05.2019 года №1191-п внесены изменения в постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 04 апреля 2019 № 746-п «Об отмене постановления администрации города Ялты от 10.04.2015 № 458-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта».

Пунктом 1 указанного постановления постановлено внести изменения в пункт 3 постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 04 апреля 2019 года № 746-п «Об отмене постановления администрации города Ялты от 10.04.2015 № 458-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта» изложив его в новой редакции:

«3. Настоящее постановление вступает в силу 01.09.2019.»

29.07.2019 года между Администрацией города Ялта Республики Крым и ИП Кубрак А.В. заключены дополнительное соглашение (далее - Дополнительное соглашение ) к договору от 05.09.2016 года о праве размещения НТО, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта, а также дополнительное соглашение (далее - Дополнительное соглашение ) к договору от 05.09.2016 года о праве размещения НТО, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта, согласно пункту 1 которых пункт 1.2 вышеуказанных договоров изменить и изложить в следующей редакции: «Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания и действует по 01.09.2019 года».

Пунктом 2 Дополнительных соглашений и установлено пункт 2.4.8 Договора и дополнить: «Провести демонтаж Объекта и приведение прилегающей к Объекту территории в первоначальное состояние не позднее 15.09.2019» (т.3 л.д.55-56).

Материалами дела подтверждается, что истец до истечения срока действия вышеуказанных договоров обращался в Администрации города Ялта Республики Крым с письмами о продлении вышеуказанных договоров или заключении новых на те же объекты НТО (письмо от 11.06.20219 исх №96, письмо от 30.08.2019г. №204).

В заявлении о включении незаконно исключенных объектов НТО в схему размещения НТО от 22.09.2019г. исх. № 210 на имя главы Администрации города Ялта Республики Крым, истец просит не исключать из схемы размещения НТО объекты указанные в Таблице 1 и включить в схему размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта объекты указанные в Таблице 1 и Таблице 2 по продаже товаров и услуг мобильной связи и сопутствующих товаров, площадью 3 кв.м.; предоставить ИП Кубрак А.В. реализовать законное право на участие в конкурсе и на право заключения договора на право размещения НТО по адресам, указанным в Таблице 1 и Таблице 2; по рассмотрению заявления Кубрак А.В. прислать письменный ответ с указанием сведений, указанных в заявлении (т.6 л.д.26-29).

В ответ на заявление истца от 30.08.2019г. №204 письмом от 02.10.2019г. Администрацией г. Симферополя истцу сообщено, что по вопросу заключения договоров о предоставлении торговых мест на ярморочных мероприятиях, по адресам: <адрес><адрес>, управлением потребительского рынка и услуг Администрации города Ялта подготовлены проекты договоров с ИП Курбак А.В. о предоставлении торговых мест на ярмарках на территории МОГО Ялта, на период до 31.10.2019г.

15.10.2019 года между Администрацией города Ялта (Организатор ярмарки) и Кубрак А.В. (Участник ярмарки) заключены договоры , а также о предоставлении торговых мест на ярмарке на территории муниципального образования городской округ Ялта, согласно пункту 1.1 которых Организатор ярмарки предоставляет Участнику ярмарки торговое место на ярмарке во время проведения универсальной ярмарки по следующим адресам соответственно:

- <адрес> (т.3 л.д.57);

- <адрес> (т.3 л.д.58);

- <адрес> (т.3 л.д.59);

- <адрес> (т.3 л.д.60;

- <адрес> (т.3 л.д.61);

- <адрес> (т.3 л.д.31).

Торговые места предоставлены Участнику ярмарки для осуществления деятельности: непродовольственные товары, по реализации мобильной связи и сопутствующих товаров, необходимая площадь торгового места 2,5 м2.

Согласно пункту 3.1 договоров от 15.10.2019 года договоры заключены на период с 15 октября 2019 года по 31 октября 2019 года.

04.06.2020 года между Администрацией города Ялта (Организатор ярмарки) и Кубрак А.В. (Участник ярмарки) заключены договоры и о предоставлении торговых мест на ярмарке на территории муниципального образования городской округ Ялта, согласно пункту 1.1 которых Организатор ярмарки предоставляет Участнику ярмарки торговые места на ярмарке во время проведения универсальной ярмарки по адресам: <адрес>, а также <адрес>, соответственно, для осуществления деятельности: розничная торговля, по реализации мобильной связи и сопутствующих товаров, необходимая площадь торгового места 2,5 м2.

Согласно пункту 3.1 договоров от 04.06.2020 года договоры заключены на период с 01 июня 2020 года по 30 июня 2020 года (т. 3 л.д. 32-33).

03.07.2020 года между Администрацией города Ялта (Организатор ярмарки) и Кубрак А.В. (Участник ярмарки) заключены договоры и о предоставлении торговых мест на ярмарке на территории муниципального образования городской округ Ялта, согласно пункту 1.1 которых Организатор ярмарки предоставляет Участнику ярмарки торговые места на ярмарке во время проведения универсальной ярмарки по адресам: <адрес>, а также <адрес>, соответственно, для осуществления деятельности: розничная торговля, по реализации мобильной связи и сопутствующих товаров, необходимая площадь торгового места 2,5 м2.

Согласно пункту 3.1 договоров от 03.07.2020 года договоры заключены на период с 01 июля 2020 года по 31 августа 2020 года (т. 3 л.д. 34-35).

01.09.2020 года между Администрацией города Ялта (Организатор ярмарки) и Кубрак А.В. (Участник ярмарки) заключены договоры и о предоставлении торговых мест на ярмарке на территории муниципального образования городской округ Ялта, согласно пункту 1.1 которых Организатор ярмарки предоставляет Участнику ярмарки торговые места на ярмарке во время проведения универсальной ярмарки по адресам: <адрес>, а также <адрес>, соответственно, для осуществления деятельности: розничная торговля, по реализации мобильной связи и сопутствующих товаров, необходимая площадь торгового места 2 м2.

Согласно пункту 3.1 договоров от 01.09.2020 года договоры заключены на период с 01 сентября 2020 года по 31 октября 2020 года (т. 3 л.д. 36, 39).

Согласно уведомлениям и о предоставлении торговых мест на ярмарке на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 01.09.2020 года ИП Кубрак А.В. сообщено о принятии решения о заключении договоров о предоставлении торговых мест на ярмарке на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, место расположения: <адрес>, а также <адрес>, соответственно (т. 3 л.д.37-38).

Решением 31 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 25.06.2021г. №9 внесены изменения в схему размещения НТО, утвержденную Решением от 06.04.2021г. №1, текстовая и графическая часть Схемы дополнена согласно Приложению №1, при этом спорные объекты НТО, указанные в иске в Приложение №1 не вошли.

Учитывая вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административным истцом были заключены договора на размещение НТО только по двум адресным ориентирам из семи, о которых идет речь в иске. Более того, срок действия вышеуказанных договоров на размещение НТО истек 01.09.2019г. По остальным 5-ти объектам истом договора на размещение НТО не заключались вообще.

Из вышеуказанного усматривается, что на момент утверждения ответчиком Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, так и на момент внесения изменений в указанную Схему, у административного истца отсутствовали договорные отношения на осуществление деятельности на НТО за , правоустанавливающие документы на ведение хозяйственной деятельности по указанным в Схеме, утвержденной 12.02.2020г., адресным ориентирам истцом не получены.

Ссылки административного истца на наличие договорных отношений по размещению НТО начиная с 01.09.2019г. опровергаются материалами дела. При этом, договор о предоставлении торгового места на ярмарке на территории муниципального образования городской округ Ялта не является договором по осуществлению торговой деятельности на объекте НТО, предусмотренного Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

ИП Кубрак А.В. законная эксплуатация НТО прекращена по истечении срока действия Договоров т.е. 01.09.2019. Доказательств, подтверждающих намерения истца продолжить правоотношения, связанные с эксплуатацией спорного НТО, в материалах дела не содержится.

Осуществление истцом в период с 01.08.2019 по 31.12.2020 деятельности на основании договоров о предоставлении торгового места на ярмарке, отказ администрации города в заключении договора о предоставлении торгового места на ярмарке на новый срок правового значения для дела не имеют, поскольку к правоотношениям по размещению НТО не относятся.

Вопреки доводам иска, оспариваемые положения части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ не противоречат, поскольку на момент их принятия законных оснований для размещения и эксплуатации истцом спорного НТО не имелось, срок действия ранее заключенных договоров на размещение НТО истек.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исключение из Схемы НТО объектов с номерами , а также внесение корректировок в Схему НТО относительно объектов с номерами и не являлось произвольным, осуществлено в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов размещения нестационарных торговых объектов, с учетом поручения Главы Республики Крым от 20.12.2019г., поручением председателя Совета министров Республики Крым от 27.02.2020 года № 1/01-60/1159 и с соблюдением баланса интересов бизнеса и общественных интересов, обеспечения условий и комфортности проживания граждан в городе Ялта.

Несоответствия оспариваемого положения решения Ялтинского городского совета Республики Крым нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом не установлено.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено, что права административного истца непосредственно оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены.

Часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ выражает лишь конституционный принцип правовой определенности, в силу которого субъекты предпринимательской деятельности, законно разместившие объекты, вправе без ограничений пользоваться объектом (объектами) до истечения срока размещения, определенного в договоре или административном акте.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством утверждение схемы размещения НТО не означает сохранение за арендатором вечного права пользоваться таким объектом.

При этом, судом принято во внимание, что статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗопределяет права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют, в том числе: вид торговли (оптовая и (или)розничная торговля); форму торговли (встационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе наярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли); способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов); типторгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или)нестационарный торговый объект).

Материалами дела подтверждается, что истец воспользовался своим правом на самостоятельный выбор формы торговли заключив договора о предоставлении торгового места на ярмарке на территории муниципального образования ГО Ялта.

Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения услуг) на них установлены статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ.

Организация ярмарок на территории муниципального образования городской округ Ялта и продажи товаров (выполнение работ, оказание услуг) на них осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 №532 «Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них на территории Республики Крым», который устанавливает требования к организации ярмарок на территории муниципального образования городской округ Ялта, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер.

Размещение ярмарок осуществляется в соответствии с перечнем мест организации ярмарок на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденным постановлением Администрации города Ялта от 20.12.2019 № 3077-п «Об утверждении перечня мест организации ярмарок на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на 2020 год» (с изменениями и дополнениями).

Переписка истца по вопросам, связанным со схемой размещения НТО не имеет правового значения для рассмотрения данного дела, так как истец воспользовался своим правом на заключение договора о предоставлении торгового места на ярмарке. Оспариваемое решение само по себе не препятствует осуществлению административным истцом торговой деятельности, а невключение спорных объектов в Схему размещения НТО не может расцениваться как нарушение прав истца на предпринимательскую деятельность.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Ялтинским городским советом Республики Крым в пределах дискреционных полномочий и в соответствии с его компетенцией, опубликован в установленном порядке, не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав административного истца, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения административного иска не установлено.

Поскольку требование истца овключении в схему размещения НТО на территории МОГО Ялта спорных объектов НТО, по указанным в иске адресным ориентирам, и требование о замене 2-х объектов, указанных в схеме 2021 года на объекты, расположенные по тем же адресам (в радиусе 15 м), согласно схемы 2016 года, были заявлены в качестве способа восстановления нарушенного права, следовательно, также указанные исковые требования также не подлежит удовлетворению.

Оснований для прекращения производства по настоящему административному делу, в том числе по изложенным в ходатайстве стороны административного ответчика обстоятельствам, судом также не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Кубрак Андрея Валерьевича к Ялтинскому городскому совету Республики Крым о признании недействующим решения внеочередной 28 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 06.04.2021 года № 1 «О внесении изменений в решение 9-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.02.2020 № 20 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части исключения семи торговых НТО типа мобильная связь, а именно: по адресу: <адрес>; по адресу: <адрес>; по адресу: <адрес>; по адресу: <адрес>; по адресу: <адрес>а; по адресу: <адрес>; по адресу: <адрес>, и возложении обязанности совершить определенные действия, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым Е.И. Холодная

Решение изготовлено в окончательной форме 05 ноября 2021 года.