ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-120/2021 от 25.06.2021 Лакского районного суда (Республика Дагестан)

АД №2а- 120/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2021 г. с. Кумух

Судья Лакского районного суда Республики Дагестан Абдурахманов А. В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Лакского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к главе администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>ФИО2 о признании незаконным бездействия главы МО «<адрес>» <адрес> РД по исполнению законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции,

У С Т А Н О В И Л:

Лакский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к главе администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>ФИО2 о признании незаконным бездействия главы МО «<адрес>» <адрес> РД по исполнению законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции.

Исковые требования мотивированы тем, что Лакской межрайонной прокуратурой во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/Ип22521-10 проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в части обоснованности и полноты включения отдельных категорий должностей, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе обязательствах имущественного характера.

В ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции законодательства о муниципальной службе установлено, что администрацией МО «<адрес>» <адрес> не реализуются полномочия в сфере противодействию коррупции, предоставленные федеральным законодательством.

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о противодействия коррупции в деятельности администрации МО «<адрес>» <адрес>.

Установлено, что администрацией сельского поселения не разработаны и не утверждены нормативно-правовые акты, устанавливающие:

перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

положение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами претендующими на замещение указанных должностей;

- положение о проверке соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанности и соблюдения требований к служебному поведению.

Отсутствие указанных правовых актов идет в разрез с проводимой, Российской Федерации антикоррупционной политиков в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции.

Кроме того отсутствие указанных нормативных правовых актов нарушает интересы неопределенного круга лиц, которых данные проблемы коррупции в органах власти затрагивают непосредственным образом.

Принятие именно указанных положений в расширенном варианте, позволит полностью исключить коррупционные проявления, предоставить гражданам равные возможности в реализации своих прав, исключить превышение, злоупотребление своих полномочий должностными лицами.

Непринятие указанных нормативно правовых актов препятствует надлежащему правоприменению названных требований антикоррупционного законодательства.

Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции» мерами по профилактике коррупции являются, в том, числе предъявление в установленном порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей и должностей государственной и муниципальной службы, также проверка в установленном порядке сведений, представленных указанными гражданами, установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с требованиями ст. 8 Закона -Ф3 гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в соответствии с которыми органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться при разработке положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Пунктом 3 данного Указа органам местного самоуправления рекомендовано до ДД.ММ.ГГГГ определить должности, при назначении на которые граждане, и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга), несовершеннолетних детей.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими и соблюдение федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

В соответствии с п. 6 Указа органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими, а также о проверке соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требовании к служебному поведению, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актам.

ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой в связи с выявленными нарушениями в адрес главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» внесено представление об устранении нарушений закона.

В течение 30 дней данное представление главой муниципального образования «<адрес>» <адрес>ФИО2 не рассмотрено.

Бездействие администрации в этом вопросе нарушает интересы Российской Федерации, государственная политика которой, как правового государства, направлена на противодействие коррупции, а его антикоррупционная политика - на конкретные результаты деятельности по противодействию коррупции, в том числе органов местного самоуправления.

По изложенным основаниям просить суд признать бездействие главы МО «<адрес>» <адрес>ФИО2 по исполнению законодательства и муниципальной службе и противодействии коррупции незаконным, выразившееся в непринятии нормативно-правовых актов.

Административный истец в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, представил в суд в отзыв, в котором исковые требования Лакского межрайонного прокурора признал полностью, против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства не возражал, просил рассмотреть дело без его участия. На основании ст. 291, 292 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив доводы истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции» мерами по профилактике коррупции являются, в том, числе предъявление в установленном порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей и должностей государственной и муниципальной службы, также проверка в установленном порядке сведений, представленных указанными гражданами, установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с требованиями ст. 8 Закона -Ф3 гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в соответствии с которыми органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться при разработке положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Пунктом 3 данного Указа органам местного самоуправления рекомендовано до ДД.ММ.ГГГГ, определить должности, при назначении на которые граждане, и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга), несовершеннолетних детей.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими и соблюдение федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

В соответствии с п. 6 Указа органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими, а также о проверке соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требовании к служебному поведению, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актам.

Из материалов административного дела следует, что в нарушении указанных выше требований законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции главой МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО2 не разработаны и не утверждены нормативно-правовые акты, а именно устанавливающие:

перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

положение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами претендующими на замещение указанных должностей;

- положение о проверке соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанности и соблюдения требований к служебному поведению, которые не размещены на сайте администрации МО «<адрес>» <адрес> и не представлены на согласование в Минюсте РД.

Изложенные подтверждается, представлением и.о. Лакского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции.

Таким образом, судом установлено, что незаконное бездействие административного ответчика выразившееся в непринятии вышеуказанных нормативных актов по исполнению законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции.

Отсутствие указанных нормативных правовых актов нарушает интересы неопределенного круга лиц, которых данные проблемы коррупции в органах власти затрагивают непосредственным образом.

Принятие именно указанных положений в расширенном варианте, позволит полностью исключить коррупционные проявления, предоставить гражданам равные возможности в реализации своих прав, исключить превышение, злоупотребление своих полномочий должностными лицами.

Непринятие указанных нормативно правовых актов препятствует надлежащему правоприменению названных требований антикоррупционного законодательства.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения законодательно предусмотренной обязанности ответственность несёт именно орган местного самоуправления.

В связи с изложенным, у суда имеются все основания для удовлетворения требований, заявленных прокурором в рамках полномочий, представленных ст. 39 КАС РФ, а также ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, о признании незаконным бездействия главы администрации МО «<адрес>» <адрес> в части несоблюдения требований законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции и о возложении обязанности принять нормативно-правые акты в этом направлении.

На основании изложенного, 175-180, 227, 292-293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Лакского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать бездействие главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД ФИО2, выразившееся в непринятии нормативно-правовых актов, а именно:

перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которых граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруги) и несовершеннолетних детей;

положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений с доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

положение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, of имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемы? гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей;

положение о проверке соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанности и соблюдения требований к служебному поведению.

Обязать главу администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД ФИО2 исполнить требование законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции.

Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья

Лакского районного суда Абдурахманов А. В.