ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-120/2022 от 15.04.2022 Тисульского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2а–120/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Тисуль 15 апреля 2022 года

Тисульский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Соловьевой Н.М.,

при секретаре Дакторе С.В.,

с участием заместителя прокурора Тисульского района Нестеровой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тисульского района о блокировке страницы интернет-сайта с информацией, признанной запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец в лице прокурора Тисульского района обратился в суд с административным исковым заявлением о блокировке страницы интернет-сайта.

В обоснование административного иска указывает, что прокуратурой Тисульского района Кемеровской области в ходе проверки интернет- ресурсов при исполнении законодательства о противодействии терроризму и экстремизму был выявлен сайт в сети «Интернет» ... (интернет-магазин «COMBOOK.RU», который содержит предложение купить книгу ... под издательством «Книжный мир» ( на момент мониторинга книга в наличии отсутствует), которая включена в Федеральный список экстремистских материалов №1465 на основании решения Майкопского районного суда Республики Адыгея от 26.07.2012 года.

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон о противодействии экстремистской деятельности) установлено, что на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Статьями 20.3 и 20.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, а также производство или распространение экстремистских материалов.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 02.07.2013г. № 1053-О, признание тех или иных информационных материалов экстремистскими означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные антиэкстремистским законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации.

Приведенными выше правовыми нормами в их взаимосвязи закреплено, что в Российской Федерации запрещается распространение информационных материалов, признанных в установленном законом порядке экстремистскими.

Как следует из сайта Министерства Юстиции Российской Федерации, указанная книга решением Майкопского районного суда Республики Адыгея от 26.07.2012г. признана экстремистской и внесена в Федеральный список экстремистских материалов Министерства Юстиции Российской Федерации за номером 1465.

При таких обстоятельствах, указанные административным истцом сведения об отнесении книги ... под издательством «Книжный мир» к экстремистским материалам не подлежат оспариванию и доказыванию вновь.

Согласно скриншота интернет-сайта ... от 25.03.2022г. ..., содержит информацию о распространении-продаже экстремистского материала. Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и заказать книгу ... может любой интернет-пользователь.

Таким образом, в силу положений ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», информация, размещенная на интернет-сайте ... книги ... под издательством «Книжный мир» относится к запрещенной и включена в Федеральный список экстремистских материалов.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Реестр).

В соответствии с п. 3 и п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012г. № 1101, формирование и ведение Единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором связи (далее – Роскомнадзор).

Основанием для включения в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также – сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является, в том числе – вступившее в законную силу решение суда.

На момент проверки указанная страница сайта действует и не внесена в Единый реестр, в результате чего, запрещенная информация свободно распространяется, чем нарушаются интересы РФ и неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В соответствии со ст. 39 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ, прокурор обладает правом на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Просит суд блокировать страницу интернет-сайта ... с информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Обратить решение суда к незамедлительному исполнению, копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения адреса ... в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».

Административный истец -заместитель прокурора Тисульского района Нестеровой И.В. в судебном заседании поддержала требования иска в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - руководитель Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области Жаронкин В.Н. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления, предоставив суду письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр).

Посредством включения запрещенной информации в Единый реестр обеспечивается взаимодействие с владельцами сайтов в сети «Интернет» и провайдерами хостинга в целях удаления или ограничения доступа к запрещенной информации с их стороны.

В соответствии с требованиями к способам (методам) ограничения доступа к информационным ресурсам, утвержденными приказом Роскомнадзора от 14.12.2017 ;249 ( зарегистрирован Министерством юстиции РФ 15.03.2018 регистрационный №50374) оператор связи, получив выгрузку запрещенной информации, обеспечивает ограничение доступа к ней по указателям страницы сайта в сети «Интернет» или сетевому адресу.

Операторам связи рекомендовано в целях обеспечения гарантии прав граждан на свободный поиск информации и с учетом принципа соразмерности ограничивать доступ к запрещенной информации по указателю страницы сайта в сети «Интернет».

Роскомнадзор считает, что требование об ограничении доступа к запрещенной информации, заявленные в порядке административного судопроизводства должны идентифицировать запрещенную информацию также по указателю страницы сайта в сети «Интернет».

Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрены следующие основания включения сведений в Единый реестр:

1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, приняты е в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»;

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

3) постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство и распространение экстремистских материалов и руководствуясь ст. 37,45,47 КАС РФ, полагает возможным признание информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на сайте с URL-адресом: ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено и внесении данного ресурса в Единый реестр.

Суд, заслушав мнение представителя административного истца, изучив письменные пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяют свое действие на производство по административным делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которого на территории Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации праве обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон о противодействии экстремистской деятельности) установлено, что на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В соответствии со ст.2 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно - телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Как указано в п.1 ст.9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Согласно п.1 ст.10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу п.1, п.5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

При этом, пунктом 6 статьи 10 данного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигания национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст.20.29 КоАП РФ массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения влечет за собой административную ответственность.

Судом установлено, что прокуратурой Тисульского района Кемеровской области проведена проверка в сфере противодействия распространению запрещенной или ограниченной к распространению информации. В ходе проведения указанной проверки Интернет-ресурсов выявлен сайт, размещающий на своей странице информацию экстремистского характера, ... которая признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации на основании решения Майкопского районного суда Республики Адыгея от 26.07.2012г., однако, остается свободной к доступу любых пользователей сайта, так как до настоящего времени ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует, что создает условия для совершения распространения данной информации и, соответственно, совершение экстремистских правонарушений, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, сайт сети «Интернет» ... с вышеуказанной информацией, необходимо блокировать.

Исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что указанный в заявлении прокурора Интернет-сайт предоставляет неопределенному кругу лиц информацию экстремистского характера, что является нарушением установленных законом ограничений, основ конституционного строя, законных интересов неопределенного круга лиц и представляют собой угрозу разрушения общественной нравственности, угрозу психическому здоровью людей, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, поскольку рассматривается как «единый комплекс идеологического, пропагандистского назначения, направленный на поэтапную трансформацию личности читателя, изменение мировоззрения в соответствии с идеологией учения, формирования новых жизненных ценностей, убеждений, стереотипов поведения. Воздействие данного текста направлено на изменение субъективной реальности личности, ее системы ценностей и убеждений, взаимоотношений в обществе, при этом осуществляется попытка подсознательного воздействия на психику и воздействия на механизмы веры, то есть формирование осознаваемых ценностей и убеждений на иррациональной основе».

Просмотр вышеуказанного сайта свободен для всех граждан, без исключения, отсутствуют ограничения к их доступу по кругу лиц, в том числе, по возрасту, в связи с чем информация, размещенная на указанном сайте, обладает признаками информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Кроме того, как следует из сайта Министерства Юстиции Российской Федерации, книга ... признана экстремистской и внесена в Федеральный список экстремистских материалов Министерства Юстиции Российской Федерации за номером 1465.

Суд принимает в качестве доказательств скриншот страницы указанного первоисточника, он содержит название и адрес сайта, тем самым доказывает, что информация взята именно из этого официального источника.

При этом, согласно пункту 5 статьи 15 Закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система Единый реестр.

В Единый реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ).

Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в Единый реестр сведений также является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр в силу пункта 2 части 2 указанной нормы, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу п. 3 указанной статьи Закона, создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно пунктов 2 и 3 вышеуказанных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.

Целью обращения прокурора Тисульского района в суд с вышеуказанным заявлением является последующее включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», для ограничения доступа к указанной информации, как незаконной.

Признание тех или иных информационных материалов, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу здоровью неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно части 9 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети "Интернет" мер, указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт ... содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в Единый реестр.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил факт непринятия мер, указанных в частях 7 и 8 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ, а также не соблюдение административным органом процедуры ограничения доступа к сайту в сети "Интернет".

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о блокировке сайта подлежит немедленному исполнению.

В связи с чем, заявленные прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст., ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Тисульского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц, о блокировке страницы интернет-сайта, содержащего информацию, признанную запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, распространяемую посредством сети «Интернет», удовлетворить.

Блокировать страницу интернет-сайта ...

Настоящее решение является основанием для включения интернет-сайта с URL-адресом ... в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» информацию, признанную запрещенной к распространению на территории Российской Федерации/.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение по вступлении в законную силу направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: 650991, г. Кемерово, ул. Сарыгина, д. 7, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области для исполнения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Тисульский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Соловьева Н.М.