ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-120/2022 от 21.06.2022 Парабельского районного суда (Томская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Парабель 21 июня 2022 года

Парабельский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Ряпусова А.В.,

при секретаре Кудрявцевой Н.А.,

с участием административного истца Епанчинцевой Ю.А.,

представителя административного ответчика Новомлинской Е.Б., действующей на основании доверенности,

заинтересованного лица Кукушкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Епанчинцевой Ю.А. к МКУ Администрации Парабельского сельского поселения о признании незаконным действия и бездействия Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования «Парабельское сельское поселения», возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Епанчинцева Ю.А. обратилась в Парабельский районный суд с административным исковым заявлением к Администрации Парабельского сельского поселения о признании незаконным решения Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования Парабельское сельское поселение "номер скрыт" от "дата скрыта" об отказе в рекомендации по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Парабельского сельского поселения в части изменения территориальной зоны земельного участка, расположенного по адресу: "адрес скрыт"; признании незаконным бездействия Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования Парабельское сельское поселение, что выразилось в уклонении от подготовки рекомендаций Главе Парабельского сельского поселения; возложении на Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования Парабельское сельское поселение обязанность по совершению определенных действий в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца: рассмотреть заявление административного истца от 14.02.2022 в установленном порядке и принять решение о рекомендации внести изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Парабельское сельское поселение» в соответствии с предложениями административного истца.

В обоснование административного иска указала, что ею 14.02.2022 в Совет Парабельского сельского поселения было подано заявление о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Парабельское сельское поселение в части изменения границ территориальных зон. А именно предлагалось изменить зону СХ1 (зона сельскохозяйственного использования) на Ж1с (зона существующей застройки индивидуальными жилыми домами) в границах земельного участка, расположенного по адресу: "адрес скрыт", площадью 1416 кв.м. в целях использования данного участка для строительства жилого дома.

Заявление обоснованно тем, что в настоящее время участок используется неэффективно, снижается его стоимость, отсутствует возможность строительства жилого дома.

Администрацией Парабельского сельского поселения представлен отзыв, согласно которому Администрация исковые требования не признала, указав, что заявление Епанчинцевой Ю.А. было рассмотрено 10.03.2022 Комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования Парабельское сельское поселение. В ходе рассмотрения было установлено, что в 2016 году территориальная зона данного участка на основании заявления предыдущего собственника была изменена с Ж1с на СХ1, в связи с чем, решением Совета Парабельского сельского поселения от "дата скрыта""номер скрыт" были внесены изменения в Градостроительный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Парабельское сельское поселение. Данное решение было принято в связи со сложностью доступа на участок. В ходе рассмотрения заявления Епанчинцевой специалистами Администрации Парабельского сельского поселения совместно с Главой поселения был осуществлен выезд на участок для рассмотрения вариантов расширения проезда. В ходе выезда было установлено, что подъезд к вышеуказанному участку в среднем составляет 4 метра шириной, а в некоторых местах сужается до 3 метров 30 сантиметров и расширение участка не представляется возможным. Указанная шина не соответствует параметрам дорог в соответствии с СП 243.1326000.2015 Свод правил. Проектирование и строительство дорог с низкой интенсивностью движения.

Также указано, что истцом приобретен данный участок с разрешенным использованием: для ведения садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества. Следовательно, в результате принятия решения Комиссии каким-либо образом права административного истца нарушены не будут.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Определением Парабельского районного суда от 27.05.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены С., У., Л., Д., К., Б. как владельцы смежных земельных участков.

В судебном заседании административный истец Епанчинцева Ю.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика Новомлинская Е.Б., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве. Дополнительно указала, что провести дорогу в соответствии с установленными нормами к участку невозможно, следовательно, невозможно обеспечить нормальный доступ и обслуживание дороги к участку.

Заинтересованное лицо Д. в судебном заседании возражала на удовлетворении требований Епанчинцевой. Указала, что ширина дороги со стороны ее участка незначительна. Расширить ее не представляется возможным, так как необходимо будет отчуждать часть участка ее или кого-либо другого, чей участок примыкает к данной дороге.

Заинтересованные лица С., Б. в ранее проведенном заседании также возражали на удовлетворении административных исковых требованиях по тем же основаниям, что и Д.

Заинтересованные лица У., Л., К. в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.

Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ определен принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану сельского поселения как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития.

Согласно пунктам 2, 4, 6 части 1 статьи 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения, сложившейся планировки территории и существующего землепользования, предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Статьей 32 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ.

В силу пункта 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в числе прочего физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 ГрК РФ).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение двадцати пяти дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 ГрК РФ).

Судом установлено, что Епанчинцевой Ю.А. в Совет Парабельского сельского поселения 14.02.2022 подано заявление о внесении изменений в Генеральный план Парабельского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Парабельского сельского поселения в части изменения территориальной зоны СХ1 на Ж1с в границах земельного участка, расположенного по адресу: "адрес скрыт"

По данному заявлению была созвана Комиссия по землепользованию и застройке муниципального образования Парабельское сельское поселение, образованная на основании постановления Администрации Парабельского сельского поселения от "дата скрыта""номер скрыт" (л.д. 40-42).

10.03.2022 было рассмотрено указанное заявление и вынесено решение не рекомендовать внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Парабельского сельского поселения в части изменения территориальной зоны СХ1 на Ж1с в границах земельного участка, расположенного по адресу: "адрес скрыт", о чем свидетельствует протокол "номер скрыт" от 10.03.2022 (л.д. 43-44).

Основанием для принятия данного решения стало то, что комиссией было установлено, что подъезд к вышеуказанному земельному участку составляет 4 метра шириной и расширение данного подъезда не представляется возможным. Учитывая, что если на земельном участке появится объект капитального строительства, Администрация Парабельского сельского поселения, ответственная за организацию проездов (подъездов) к земельным участкам, не сможет обеспечить в должной мере организацию доступа к нему специальной техники, обслуживающей дороги. В связи с этим у правообладателей могут возникнуть сложности с использованием данного земельного участка и объекта капитального строительства (л.д. 43-44). Однако каких-либо схем, протоколов замера к данному протоколу не приложено.

Данный вывод, по мнению суда, является необоснованным по следующим основаниям.

В ходе проведенного выездного судебного заседания было установлено, что проезд к спорному земельному участку имеется. Ширина данного проезда со стороны земельного участка, расположенного по адресу: "адрес скрыт" составляет 430 см. Однако в дальнейшем ширина проезда расширяется и в самой широкой части составляет 850 см. Также было установлено, что данный проезд является сквозным, начиная от земельного участка, расположенного по адресу: "адрес скрыт" заканчивая у вышеупомянутого участка по адресу: "адрес скрыт". При этом ширина проезда у участка по адресу: "адрес скрыт" составляет 600 см.

В соответствии с ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет, утвержденного Приказом Росстандарта от 15.04.2020 № 165-ст, ширина полосы движения для дорог категории VБ (с интенсивностью движения менее 50 автомобилей в сутки) с одной полосой движения, составляет 4,50 м. Кроме этого, полная ширина обочины при отсутствии дорожных ограждений для данной категории дорог 1,50 м. (таблица 4).

Таким образом, суд полагает, что Комиссией сделан преждевременный необоснованный вывод о невозможности организации проезда (подъезда), так как из проведенных судом замеров следует, что ширина проезда не соответствует выводам Комиссии.

Учитывая изложенное, суд признает решение Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования Парабельское сельское поселение от "дата скрыта""номер скрыт" незаконным и необоснованным, следовательно, подлежащим отмене.

При этом какого-либо бездействия в действиях Комиссии судом установлено не было. Решение было принято в установленные сроки. Свою обязанность Комиссия выполнила.

В части требования о возложении на Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования Парабельское сельское поселение обязанности по принятию решения о рекомендации внести соответствующие изменения в соответствии с предложением административного истца, суд исходит из того, что суд не вправе принимать решение о возложении на данную Комиссию обязанности по принятию какого-либо решения, поскольку данная обязанность относится к исключительной компетенции данной Комиссии в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства, и суд не может подменять административный орган.

Однако, учитывая, что решение Комиссии от "дата скрыта""номер скрыт" признано незаконным, суд полагает возможным возложить на Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования Парабельское сельское поселение обязанность повторно рассмотреть заявление Епанчинцевой Ю.А. от 14.02.2022 о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Парабельское сельское поселение.

При таких обстоятельствах, суд частично удовлетворяет административные исковые требования Епанчинцевой Ю.А. к Администрации Парабельского сельского поселения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 179 – 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Епанчинцевой Ю.А. к МКУ Администрации Парабельского сельского поселения о признании незаконным действия и бездействия Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования «Парабельское сельское поселения», возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования Парабельское сельское поселение "номер скрыт" от 10.03.2020 об отказе в рекомендации по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Парабельского сельского поселения в части изменения территориальной зоны.

Обязать Администрацию Парабельского сельского поселения в составе Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования Парабельское сельское поселение повторно рассмотреть заявление Епанчинцевой Ю.А. об изменении территориальной зоны земельного участка, расположенного по адресу: "адрес скрыт".

В удовлетворении остальной части административных исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Томского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Парабельский районный суд Томской области.

Судья (подписано) А.В. Ряпусов

Мотивированное решение суда изготовлено 27.06.2022.

Судья А.В. Ряпусов