ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-120/2022 от 22.02.2022 Островского районного суда (Костромская область)

№ 2а-120/2022

44RS0014-01-2022-000098-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 февраля 2022 года

Островский районный суд (<адрес> в составе:

председательствующего судьи Гурова А.В.,

при секретаре Ячменевой Ю.С.,

с участием помощника прокурора <адрес> Чепасова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Из искового заявления следует, что в рамках проверки прокуратурой района проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на страницах сайтов в сети «Интернет», на которых размещена информация с предложением к неограниченному кругу лиц о приобретении справок об отсутствии судимости, в том числе при трудоустройстве на работу, которая, в том, числе может быть связана с работой с детьми, например в образовательные организации, в спортивные школы, что нарушает права несовершеннолетних граждан.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 5 ст. 15 ФЗ №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 статьи 327 УК РФ предусмотрена ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются Трудовым Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом №273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ №273-ФЗ) и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.28 Федерального законом № 273-ФЗ к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

В соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В силу положений ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты и т.п.

В ст. 65 указанного закона перечислены документы, которые лицо, поступающее на работу, при заключении трудового договора предъявляет работодателю.

Среди перечисленных документов, которые необходимо лицу предоставить при трудоустройстве, является справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Вместе с тем, в положениях ст.ст. 331, 351.1 ТК РФ содержится запрет на занятие трудовой деятельностью лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

К трудовой деятельности в силу требований ст. 351.1 ТК РФ в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за указанные выше преступления.

Если работа предполагает взаимодействие с несовершеннолетними - например, в школе, спортивном клубе, игровом центре, летнем лагере или детском санатории, то трудовой договор не может быть заключен до тех пор, пока будущий сотрудник не представит справку об отсутствии судимости по установленной форме.

Исходя из положений законодательства, в отношении каждого работника у работодателя должна быть справка об отсутствии судимости при осуществлении деятельности, где осуществляется работа с детьми, в том числе при осуществлении деятельности в спортивных организациях.

Проведенным прокуратурой района мониторингом информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в нарушение требований указанного законодательства на страницах сайтах в сети «Интернет»: https://www.7771000.ru/services/spravki-na-zakaz/, https://medicalls-proffesionals-centrall.com/spravka-ob-otsutstvii-sudimosti/sankt-peterburg.html, размещена информация с предложением к неограниченному кругу лиц о приобретении справок об отсутствии судимости, которые могут, в том числе использоваться при трудоустройстве на работу, связанной с работой с детьми, к которым можно отнести и спортивные организации, без направления соответствующего запроса в правоохранительные органы.

Наличие в свободном доступе на указанном сайте подобного рода предложений по получении за денежные средства справок об отсутствии судимости нарушает права несовершеннолетних на получение основного образования, дополнительного образования, в том числе в сфере спорта.

В ходе проверки установить владельцев сайтов https://www.7771000.ru/services/spravki-na-zakaz/, https://medicalls-proffesionals-centrall.com/spravka-ob-otsutstvii-sudimosti/sankt-peterburg.html не представилось возможным.

Вход на сайты свободный, информация на указанных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

Указанные нарушения подтверждаются справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами.

Таким образом, в целях недопущения нарушения требований законодательства доступ к указателям страниц сайтов: https://www.7771000.ru/services/spravki-na-zakaz/, https://medicalls-proffesionals-centrall.com/spravka-ob-otsutstvii-sudimosti/sankt-peterburg.html следует ограничить.

В силу ст. 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ «О связи», услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа, точек доступа относятся к универсальным услугам связи.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 вышеприведенного закона, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).

Согласно пунктам 2, 3 Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.

Распространение в общедоступном доступе, а именно в сети Интернет, информационных материалов, направленных на оказание услуг неопределенному кругу граждан по продаже справок об отсутствии судимости, которые могут быть предъявлены для трудоустройство, в том числе в образовательные организации, спортивные школы и т.п., означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статьей 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга, а поскольку право на образование гарантировано государством, также в интересах Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 19, 39, 124-125, 262 КАС РФ, ч.4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на указателях страниц сайтов https://www.7771000.ru/services/spravki-na-zakaz/, https://medicalls-proffesionals-centrall.com/spravka-ob-otsutstvii-sudimosti/sankt-peterburg.html запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

2. Направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> (мкр. Паново, 36, <адрес>, 156010) решение для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании представитель административного истца -помощник прокурора <адрес> Чепасов Д.А., исковые требования поддержал и уточнил, согласно представленному отзыву Роскомнадзора, просит признать информацию запрещенной к распространению в Российской Федерации, размещенную в информационной - телекоммуникационной сети на интернет - сайте: https://www.7771000.ru. Решение обратить к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения этого решения в силу незаконности содержащейся на сайтах информации, может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам.

Представитель заинтересованного лица - Управление Роскомнадзора по <адрес>, в судебное заседание не явился,просит суд рассмотреть дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации о признании информации запрещенной, без участия представителя Управления.

Из представленного отзыва следует, чтов соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>, утвержденного приказом Роскомнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.

Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрены следующие основания включения сведений в Единый реестр:

1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»,

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На момент написания отзыва доступ на интернет - сайте https://www.7771000.ru/services/spravki-na-zakaz размещена информация о продаже различного рода документов. Данный интернет-сайт в Единый реестр не включен.

Доступ на интернет - сайт -https://medicalls-proffesionals-centrall.com/spravka-ob-otsutstvii-sudimosti/sankt-peterburg.html ограничен (см.скриншоты).

Исходя из вышеизложенного целесообразно уточнить исковые требования, а именно признать информацию запрещенной, размещенную в информационной -телекоммуникационной сети на интернет -сайте: https://www.7771000.ru.

Управление не обладает информацией о наименованиях и местах нахождения собственников (владельцев) сайтов. Такие данные могут предоставить регистраторы доменных имен. Информация о лице, предоставляющем услуги по регистрации доменного имени сайта в сети «Интернет», является общедоступной. Указанные сведения возможно получить с помощью сервиса ICANNWhois, обратившись к сайтам в сети «Интернет»: http://www.whois.com, https://www.2ip.ru/whois/ и другим сайтам, предоставляющим возможность использования общедоступных справочных Whois-сервисов.

Если указанные сведения скрыты регистратором домена (настройки приватности), зарегистрированы у иностранного регистратора домена или представленные данные не корректны, то необходимо проведение оперативно - розыскных мероприятий.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 144-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об оперативно-розыскной деятельности" и своего Положения Управление не наделено полномочиям на проведение оперативно - розыскных мероприятий.

Для обеспечения исполнения судебного решения и включения запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации в Единый реестр судебное решение должно содержать доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, а также описание выявленной запрещенной информации, в соответствии с подпунктами а) и б) пункта 9 Правил.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 5 ст. 15 ФЗ №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 статьи 327 УК РФ предусмотрена ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются Трудовым Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом №273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ №273-ФЗ) и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.28 Федерального законом № 273-ФЗ к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

В соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В силу положений ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты и т.п.

В ст. 65 указанного закона перечислены документы, которые лицо, поступающее на работу, при заключении трудового договора предъявляет работодателю.

Среди перечисленных документов, которые необходимо лицу предоставить при трудоустройстве, является справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Вместе с тем, в положениях ст.ст. 331, 351.1 ТК РФ содержится запрет на занятие трудовой деятельностью лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

К трудовой деятельности в силу требований ст. 351.1 ТК РФ в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за указанные выше преступления.

Если работа предполагает взаимодействие с несовершеннолетними - например, в школе, спортивном клубе, игровом центре, летнем лагере или детском санатории, то трудовой договор не может быть заключен до тех пор, пока будущий сотрудник не представит справку об отсутствии судимости по установленной форме.

Исходя из положений законодательства, в отношении каждого работника у работодателя должна быть справка об отсутствии судимости при осуществлении деятельности, где осуществляется работа с детьми, в том числе при осуществлении деятельности в спортивных организациях.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети «Интернет», в ходе которого установлено, что в нарушение требований указанного законодательства на страницах сайтах в сети «Интернет»: https://www.7771000.ru/services/spravki-na-zakaz/, https://medicalls-proffesionals-centrall.com/spravka-ob-otsutstvii-sudimosti/sankt-peterburg.html, размещена информация с предложением к неограниченному кругу лиц о приобретении справок об отсутствии судимости, которые могут, в том числе использоваться при трудоустройстве на работу, связанной с работой с детьми, к которым можно отнести и спортивные организации, без направления соответствующего запроса в правоохранительные органы.

Наличие в свободном доступе на указанном сайте подобного рода предложений по получении за денежные средства справок об отсутствии судимости нарушает права несовершеннолетних на получение основного образования, дополнительного образования, в том числе в сфере спорта.

В ходе проверки установить владельцев сайтов https://www.7771000.ru/services/spravki-na-zakaz/, https://medicalls-proffesionals-centrall.com/spravka-ob-otsutstvii-sudimosti/sankt-peterburg.html не представилось возможным.

Вход на сайты свободный, информация на указанных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

Указанные нарушения подтверждаются справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами.

Таким образом, в целях недопущения нарушения требований законодательства доступ к указателям страниц сайтов: https://www.7771000.ru, следует ограничить.

С учетом изложенного, административные исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

Административным истцом заявлено ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению, в обоснование указано, что замедление исполнения этого решения в силу незаконности содержащейся на сайтах информации, может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам.

Согласно ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

В связи с тем, что наличие на Интернет-страницах вышеуказанной информации и последующее предоставление технической возможности доступа к запрещенной законом информации и доступность данной информации неограниченному кругу лиц, порождает условия для нарушения законодательства с использованием ресурсов сети «Интернет», настоящее решение может быть обращено к немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 174-180,188 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационной - телекоммуникационной сети на интернет - сайте: https://www.7771000.ru., запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий А.В. Гуров