ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-120/2022 от 28.04.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-120/2022

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Григор А.Н.,

при участии представителей Акционерного общества «КРЫМТЕПЛОЭЛЕКТРОЦЕНТРАЛЬ» Шиловой Л.А. и Цырцан А.А., представителя Администрации города Саки и Республики Крым Рубан И.В., старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Акционерного общества «КРЫМТЕПЛОЭЛЕКТРОЦЕНТРАЛЬ» к Администрации города Саки Республики Крым, Сакскому городскому совету Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части, выслушав представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, позицию прокурора,

У С Т А Н О В И Л

Акционерное общество «КРЫМТЕПЛОЭЛЕКТРОЦЕНТРАЛЬ» обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с момента принятия Приложение к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утвержденного Решением Сакского городского совета внеочередной 47 сессии второго созыва №2-47/1 от 30.12.2021 года «О внесении изменений в Решение Сакского городского совета от 29.11.2019 №2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» в части установления размера ставки аренды в отношении земельных участков с видом разрешенного использования – Коммунальное обслуживание (строка 33 столбец 4 вышеуказанного Приложения к Порядку), Энергетика (строка 108 столбец 4 вышеуказанного Приложения к Порядку).

Определением от 29.03.2022 года указанное административное принято к производству Верховного Суда Республики Крым и возбуждено производство по делу.

Сакский городской совет Республики Крым (далее Совет) 12.04.2022 года направил в адрес Верховного Суда Республики Крым возражения на административное исковое заявление.

В судебном заседании, которое состоялось 13.04.2022 года представители Акционерного общества «КРЫМТЕПЛОЭЛЕКТРОЦЕНТРАЛЬ» (далее истец) настаивали на удовлетворении заявленных требований, по доводам изложенным в административном исковом заявлении, представитель Совета возражал, против признания недействующим в какой-либо части Приложения к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утвержденного Решением Сакского городского совета внеочередной 47 сессии второго созыва №2-47/1 от 30.12.2021 года «О внесении изменений в Решение Сакского городского совета от 29.11.2019 №2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», представитель Администрации города Саки Республики Крым ( далее Администрация) возражала против удовлетворения заявленных требований, указав на наличие обоснования, послужившего основанием для внесения изменений в Решение Сакского городского совета от 29.11.2019 №2-8/9, что опровергает утверждения истца о том, что указанный нормативный акт был принят без учета принципов, определенных в Постановлении Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009года.

Рассмотрение дела было отложено на 21.04.2022 года.

На электронный адрес Верховного Суда Республики Крым 15.04.2022 года поступило ходатайство Совета о приобщении пояснительной записки к проекту решения от 29.11.20219 года №2-8/9.

В судебном заседании 21.04.2022 года представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований, представитель Администрации предоставила отзыв на административное исковое заявление.

В судебном заседании 28.04.2022 года представители истца настаивали на удовлетворении административного искового заявления, представитель Администрации возражала против удовлетворения заявленных требований. Совет явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дне и времени его проведения был извещен надлежащим образом, ходатайство об его отложении не предоставил.

В соответствии с ч. 5 ст. 213 КАС РФ Верховный Суд Республики Крым, выслушав мнение представителей истца, Администрации, прокурора, принимая во внимание извещение всех участников процесса о дне и времени рассмотрения административного искового заявления, полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся в нем материалам.

Прокурор в судебном заседании 28.04.2022 года предоставил заключение, указав на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с тем, что в оспариваемой части Советом принято Решение №2-8/9 без учета положений п.4 ст. 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации, устанавливающих, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подп. 2 ст.49 Земельного Кодекса Российской Федерации, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также без соблюдения принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009года.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, возражения Совета, Администрации, выслушав заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Советом на внеочередной 47 сессии 2 созыва 30.12.2021 года принято решение №2-47/1 «О внесении изменений в Решение Сакского городского совета от 29.11.2019 года №2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» ( далее Решение № 2-47/1), которым внесены изменения в Решение Сакского городского совета от 29.11.2019 №2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» ( далее Решение № 2-8/9), утверждено в новой редакции Приложение к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым ( далее Приложение к Порядку), которым были определены ставки арендной платы, установленные в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида его разрешенного использования, в том числе, в размере 4% для земель с видом разрешенного использования «Коммунальное обслуживание» (код 3.1.), 4% для земель с видом разрешенного использования «Энергетика» (код 6.7.).

Согласно п. 5 и п. 6 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что в соответствии с Договорами аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными с Администрацией, ему на 49 лет предоставлены в аренду земельные участки соответственно общей площадью 52926 кв.м., кадастровый , общей площадью 344кв.м., кадастровый , общей площадью 299 кв.м., кадастровый , общей площадью 214 кв.м., кадастровый , общей площадью 115кв.м. кадастровый , общей площадью 165 кв.м., кадастровый , общей площадью 1393 кв.м., кадастровый , общей площадью 59 кв.м., кадастровый , общей площадью 1428 кв.м., кадастровый , с видами разрешенного использования соответственно первый-«Энергетика», остальные –«Коммунальное обслуживание» ( код 3.1).

Согласно п.3.1 указанных договоров был установлен размер арендной платы по каждому земельному участку. П. 3.3 каждого договора предусмотрено права Администрации изменять в одностороннем порядке размер арендной платы в связи инфляцией и индексацией цен, изменением кадастровой стоимости земельных участков, при пересмотре ставок арендной платы и(или ) ставок земельного налога на соответствующий финансовый год.

Администрация в январе-феврале 2022 года направила в адрес истца уведомления об изменении размера арендной платы по указанным выше договорам аренды.

Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждение тот факт, что принятие Советом Решения Решение затрагивает интересы истца.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в пунктах 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Как установлено ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).

П. 3 ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 7 Закона №131-ФЗ установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относится к вопросам местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

П. 5 ч.10 ст. 35 Закона №131-ФЗ определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования, к которой относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Как следует из подпункта 3 п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Материалы дела свидетельствуют о том, что проект решения № 2-47/1, согласованный в порядке, установленном Регламентом Сакского городского совета, внесен на рассмотрение Совета главой Администрации.

По итогам предварительного рассмотрения постоянной комиссией Совета по жилищно-коммунальному хозяйству, связи, вопросам градостроительства, экологии и землепользования этот проект рекомендован к внесению на рассмотрение сессии.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что 30.12.2021 года состоялась внеочередная 47 сессия Совета 2 созыва, на которой присутствовало 16 депутата из общего количества 22 избранных депутатов.

Решение № 2-47/1 принято большинством голосов от установленной численности депутатов ( за его принятие проголосовало 14 депутатов, 2 депутата воздержались).

Решение № 2-47/1 размещено на сайте Совета (https:// saki.rk.gov.ru) и опубликовано в газете «Слово города» №1 от 08.01.2022 года.

Изучив указанные обстоятельства, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что Решение № 2-47/1 принято полномочным представительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Саки Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением процедур его принятия, официального опубликования, что не ставится под сомнение истцом.

В п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что на восьмой сессии второго созыва Советом 29.11.2019 года принято решение №2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» ( далее Решение №2-8/9 ), которым утвержден Порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым ( далее Порядок).

В п.2 Порядка определены способы расчета размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Саки, к которым относится способ расчета размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно п.п.2.2 п.2 Порядка, утвержденного Решением №2-8/9, размер арендной платы на основании кадастровой стоимости рассчитывается по формуле

АП = КС *БС *КИ, где:

АП –размер арендной платы;

КС – кадастровая стоимость земельного участка;

БС – базовая ставка арендной платы %;

КИ –коэффициент инфляции.

Базовая ставка (БС) арендной платы устанавливается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Приложением к настоящему Порядку.

Как указано выше, Решением № 2-47/1 внесены изменения в Решение № 2-8/9, утверждено в новой редакции Приложение к Порядку, которым были определены ставки арендной платы, установленные в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида его разрешенного использования земельного участка, в том числе, в размере 4% для земель с видом разрешенного использования «Коммунальное обслуживание» (код 3.1.), 4% для земель с видом разрешенного использования «Энергетика» (код 6.7.).

П.4 ст. 2 ЗК РФ установлено, что на основании и во исполнение данного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Согласно п.п. 3 п.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (п.1 ст. 39.7 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009года (далее Постановление №582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Данное постановление в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

К числу основных принципов, установленных Постановлением №582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из указанного принципа, соответствующий орган местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Соблюдением указанного принципа является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11.05.2004 года № 209-О и от 28.02.2017года № 424-О, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога (арендной платы) не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.

Ставки арендной платы должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта, устанавливающего величины ставок арендной платы, должны производиться оценка местоположения и градостроительной ценности земельных участков, а также анализ и изучение экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

В силу изложенного соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы должно быть доказано путем представления со стороны Совета и Администрации соответствующих расчетов, показывающих изучения вопроса доходности земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земель.

Советом в адрес Верховного Суда Республики Крым 15.04.2022 года направлена копия пояснительной записки к проекту Решения № 2-47/1, оформленной начальником отдела земельных отношений, а также копия Экономического обоснования увеличения размера ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, оформленного заместителем главы Администрации - начальником финансового управления Администрации.

Представителем Администрации в судебном заседании 21.04.2022 года предоставлен отзыв на административной исковое заявление, к которому также приложено Экономическое обоснование увеличения размера ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, оформленное заместителем главы Администрации - начальником финансового управления Администрации.

В судебном заседании, которое состоялось 28.04.2022 года, были представлены расчетные показатели ставок арендной платы за земельные участки МО ГО Саки к финансово-экономическому обоснованию увеличения размера ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым.

Верховный Суд Республики Крым, изучив отзывы Совета и Администрации, исследовав предоставленные ими документы, пришел к выводу, что материалы дела не содержат доказательств установления ставки арендной платы, определенной в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, в размере 4% для земель с видом разрешенного использования «Коммунальное обслуживание» (код 3.1.), 4% для земель с видом разрешенного использования «Энергетика» (код 6.7.) в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, с принятием во внимание коммерческой привлекательности земельных участков, потребительского спроса на землю.

Предоставленные документы свидетельствуют о том, что указанные ставки арендной платы, определенные в процентах от кадастровой стоимости земельного участка для земель с видом разрешенного использования «Коммунальное обслуживание» (код 3.1.), «Энергетика» (код 6.7.), были установлены исключительно для обеспечения максимального поступления в бюджет арендных платеже с целью выполнения стратегии социально-экономического развития указанного муниципального образования, при математическом определении их размера исходя в основном из сравнительного анализа ставок арендной платы, установленных в других муниципальных образованиях Республики Крым, а также с учетом базовой ставки арендной платы, сложившейся в Республике Крым.

В материалы дела не предоставлены доказательства того, что определение ставок арендной платы для земель с видом разрешенного использования Коммунальное обслуживание» (код 3.1.), «Энергетика» (код 6.7.), находящихся на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, установленные в Приложению к Порядку, утвержденному Решением № 2-47/1, было осуществлено в соблюдением принципов, установленных Постановлением № 582, в результате осуществления экономической оценки территории, основанной на анализе экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности той или иной категории земель.

Предоставленные Советом и Администрацией доказательства не являются документами, подтверждающими осуществление расчета, основанного на изучении доходности земельных участков, и не содержат сведений о проведении многофакторного анализа характеристик земельных участков, вследствие чего не свидетельствуют о соблюдении принципа экономической обоснованности при определении ставок арендной платы для земель с видом разрешенного использования видом Коммунальное обслуживание» (код 3.1.), «Энергетика» (код 6.7.), находящимися на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым.

П. 4 ст. 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпупктом 2 ст.49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

К объектам, предусмотренным подпупктом 2 ст. 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.

В соответствии с подпунктом 1 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением№ 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 года № 347 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.

Согласно п. 1 этого Приказа ставка арендной платы для указанных земельных участков установлена в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Материалы дела свидетельствуют о том, что земельные участки, предоставленные истцу в аренды сроком на 49 лет в соответствии с заключенными с Администрацией договорами аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, используются исключительно для размещения объектов системы теплоснабжения, обслуживающих их сооружений, следовательно, арендная плата за использование таких земельных участков, в соответствии с подпунктом 2 ст.49 ЗК РФ, не может превышать размера ставки арендной платы, установленного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Правильность таких выводов подтверждена существующей судебной практикой, в том числе, апелляционными определениями Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-АПА19-42, от ДД.ММ.ГГГГ-ЭС19-14556, от ДД.ММ.ГГГГ-АПГ17-25, от ДД.ММ.ГГГГ-АПГ18-2, от ДД.ММ.ГГГГ-АПГ18-1, Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2018) (утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).

Верховным Судом Республики Крым установлено, что Решением размер ставки арендной платы земель с видом разрешенного использования «Коммунальное обслуживание» (код 3.1.), «Энергетика» (код 6.7.), переданных в аренду истцу для размещения объектов системы теплоснабжения, обслуживающих их сооружений, был увеличен с 0,8% до 4 %, что не соответствует указанным выше положениям ст. 39.7 ЗК РФ, Постановления , Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.

С учетом положений п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, согласно которым по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, и разъяснений, содержащихся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», учитывая применение после принятия Решения оспариваемых положений Приложения к Порядку, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что в указанной части оно подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в силу.

Руководствуясь статьями 175-180,215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

Р Е Ш И Л

Административное исковое заявление Акционерного общества «КРЫМТЕПЛОЭЛЕКТРОЦЕНТРАЛЬ» к Администрации города Саки Республики Крым, Сакскому городскому совету Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу Приложение к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утвержденное решением Сакского городского совета №2-8/9 от 29.11.2019года, в редакции решения внеочередной 47 сессии второго созыва Сакского городского совета Республики Крым №2-47/1 от 30.12.2021 года, в части определения ставки арендной платы, установленной в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, в размере 4% для земель с видом разрешенного использования «Коммунальное обслуживание» (код 3.1.), 4% для земель с видом разрешенного использования «Энергетика» (код 6.7.).

Обязать Сакский городского совета Республики Крым опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии в газете «Слово города» и на официальном сайте Сакского городского совета Республики Крым(https:// saki.rk.gov.ru).

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>