ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-120/2022 от 30.05.2022 Ветлужского районного суда (Нижегородская область)

Дело №2а-120/2022

УИД 52RS0026-01-2022-000111-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ветлуга 30 мая 2022 года.

Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Потапенко В.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ветлужского района Нижегородской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, и обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативно правовых актов,

установил:

Прокурор Ветлужского района Нижегородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, и обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативно правовых актов.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ветлужского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза, действующих на территории Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района нормативно - правовых актов, проводится не в полном объеме. Так, администрацией Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области принято постановление от 12.11.2021 № 60 «Об утверждении среднесрочного финансового плана Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области на 2022-2024 годы».

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.

Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», определено - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

При этом, согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Статьей 7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» антикоррупционная экспертиза НПА (проектов НПА) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупционных факторов и их последующего устранения.

Решением Крутцовского сельского Совета от 17.06.2009 № 17 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Крутцовского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области и их проектов.

Согласно пункта 1.2 Порядка антикоррупционной экспертизе подлежат акты (проекты): регламентирующие контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия органов местного самоуправления Крутцовского сельсовета во взаимоотношениях с гражданами и негосударственными юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации этих полномочий; утверждающие административные регламенты оказания муниципальных услуг и выполнения отдельных государственных полномочий; связанные с распределением бюджетных средств; связанные с управлением муниципальной собственностью, связанные с размещением муниципального заказа; регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций.

Согласно п. 1.3 указанного Порядка антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий в деятельности муниципальных органов, создаваемых ими учреждений, а также в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства об антикоррупционной экспертизе антикоррупционная экспертиза постановления администрации Крутцовского сельсовета от 12.11.2021 № 60 «Об утверждении среднесрочного финансового плана Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области на 2022-2024 годы» не проведена.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 39, ч. 6 ст. 125 КАС РФ прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы постановления администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области от постановление от 12.11.2021 № 60 «Об утверждении среднесрочного финансового плана Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области на 2022-2024 года».

Обязать администрацию Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области от 12.11.2021 № 60 «Об утверждении среднесрочного финансового плана Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области на 2022-2024 года».

Установить 10-дневный срок для совершения указанных действий.

Прокурор Ветлужского района просил о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик - администрация Крутцовского сельсовета возражений на рассмотрение административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства не представила.

В соответствии с главой 41 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

При этом, согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Решением Крутцовского сельского Совета от 17.06.2009 № 17 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Крутцовского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области и их проектов.

Согласно пункта 1.2 Порядка антикоррупционной экспертизе подлежат акты (проекты): регламентирующие контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия органов местного самоуправления Крутцовского сельсовета во взаимоотношениях с гражданами и негосударственными юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации этих полномочий; утверждающие административные регламенты оказания муниципальных услуг и выполнения отдельных государственных полномочий; связанные с распределением бюджетных средств, связанные с управлением муниципальной собственностью, связанные с размещением муниципального заказа; регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций.

Согласно п. 1.3 указанного Порядка антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий в деятельности муниципальных органов, создаваемых ими учреждений, а также в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Судом установлено, что вопреки требованиям вышеуказанного законодательства не проведена антикоррупционная экспертиза решения постановления администрации Крутцовского сельсовета от 12.11.2021 № 60 «Об утверждении перечней главных администраторов доходов и источника финансирования дефицита бюджета поселения на 2022 год».

Суд полагает, что не проведение в органах местного самоуправления сельсовета антикоррупционной экспертизы названного акта создает возможность появления иного, отличного от установленного законом порядка, осуществления ими своих полномочий, что нарушает интересы Российской Федерации и Нижегородской области в указанной сфере.

Таким образом, суд находит, что имеются все основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь изложенным и ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Ветлужского района Нижегородской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, и обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативно правовых актов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы решения администрации Крутцовского сельсовета от 12.11.2021 № 60 «Об утверждении среднесрочного финансового плана Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области на 2022-2024 годы».

Обязать администрацию Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области от 12.11.2021 № 60 «Об утверждении среднесрочного финансового плана Крутцовского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области на 2022-2024 годы».

Установить администрации Крутцовского сельского совета Ветлужского муниципального района Нижегородской области 10-дневный срок для совершения указанных действий.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья

Ветлужского районного суда В.А. Потапенко