ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1210/2017 от 26.06.2017 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-1210/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2017 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Шнайдер О.А.,

при секретаре Чильчиновой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Михайлова С к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай о признании незаконным и отмене решения о предстоящем исключении из реестра юридических лиц, признании незаконным действий Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай о прекращении деятельности, аннулировании в Едином государственном реестре юридических лиц записи о прекращении деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Михайлов С.С. обратился в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, ссылаясь на то, что УФНС России по Республике Алтай 16.03.2017 года прекращена деятельность юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ. Данный факт стал известен истцу 24.05.2017 года. Истец указывает о незаконности указанной записи, поскольку из положений ФЗ от 08.08.2001 года №129-ФЗ не следует, что наличие совокупности признаков недействующего юридического лица императивно влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ. Нормы ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 года №129-ФЗ направлены на исключение из реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически, указанный вывод вытекает из системного толкования названной статьи, а также правовой позицией, выраженной Конституционным судом Российской федерации в постановлении от 06.12.2011 года №26-П. ПАРНАС в Республике Алтай свою деятельность не прекращал и фактически действует до сих пор. УФНС России по Республике Алтай не учтены цели деятельности регионального отделения партии, которые не направлены на извлечение прибыли. ПАРНАС в Республике Алтай фактически осуществляет свою уставную деятельность, активно участвует в общественной и политической жизни республики, за 2016 года Парламент Республики Алтай рассмотрел восемь ходатайств ПАРНАС в Республике Алтай по проведению референдума Республики Алтай, два депутата от партии ПАРНСА работают в Усть-Канском районной совете депутатов. По смыслу п. 3 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях» открытие счета в банке не является обязательным для некоммерческой организации. Следовательно, отсутствие открытых в банках счетов у некоммерческой организации ПАРНАС в Республике Алтай не является достаточным основанием для вывода о наличии одного из признаков недействующего юридического лица. В силу положений ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 года №129-ФЗ основанием для внесения записи об исключении юридического лица из реестра юридических лиц является решение регистрирующего органа, однако соответствующее решение об исключении юридического лица административным ответчиком не принималось, оспариваемая запись внесена только на основании решения от 11.11.2016 года №218 о предстоящем исключении ПАРНАС в Республике Алтай из ЕГРЮЛ. Из содержания выписки следует, что 16.02.2016 года от административного истца поступало заявление о прекращении процедуры исключения из реестра юридических лиц. На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным и отменить решения о предстоящем исключении из реестра юридических лиц № 218 от 11.11.2016 года; признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай по внесению в Единый государственный реестре юридических лиц сведений о прекращении деятельности ПАРНАС в Республике Алтай, как организации, фактически прекратившей деятельность; аннулировать в ЕГРЮЛ запись от 16.03.2017 года (ГРН ) о прекращении деятельности ПАРНАС в Республике Алтай в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 года № 129-ФЗ.

Административный истец Михайлов С.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Смирнов П.А. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика УФНС России по Республике Алтай Кундыев С.С., Меринова А.С. в судебном заседании полагали об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления.

Заинтересованные лица Кобелева М.В., Медведенко Н.М., Танзыков В.Р., Панюхин В.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (пункт 1); судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц (абзац 2 пункт 2).

Согласно статьей 142 НК РФ жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц.

При этом в силу п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Пунктом 3 ст. 49 ГК РФ также установлено, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, юридическое лицо обладает правоспособностью с момента государственной регистрации, считается созданным с момента его регистрации и приобретает гражданские права и обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом и учредительными документами.

В силу ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В судебном заседании установлено, что административный истец Михайлов С.С. являлся председателем некоммерческой организации – Региональное отделение в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС), зарегистрированной и поставленной на учет УФНС по Республике Алтай 19.11.2002 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Согласно справке от 07.11.2016 года №5488-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов у Регионального отделения в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) на дату составления справки отсутствуют открытые банковские счета.

Из справки от 07.11.2016 года № 5488-О о непредоставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах следует, что отчетность Региональным отделением в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) на дату составления справки в течение одного года, не предоставлялась.

11.11.2016 года Управление ФНС России по Республике Алтай на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принято решение № 218 о предстоящем исключении Регионального отделения в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Приказом Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 04 июля 2006 года, регистрационный N 8001) установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Судом установлено, что сведения о принятом решении, о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ данного юридического лица были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» (№ 45(608) от 16.11.2016 года.

В судебном заседании представитель административного истца подтвердил факт не предоставления Региональным отделением в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) налоговых деклараций с 2014 года.

Административный истец просит признать незаконными действия УФНС по Республике Алтай по исключению Регионального отделения в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) из Единого государственного реестра юридических лиц, вместе с этим действия должностных лиц налоговой службы соответствуют закону и порядку исключения данного юридического лица из ЕГРЮЛ.

Так, наличие права, предусмотренного пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в установленном порядке открывать некоммерческой организации счета в банках на территории Российской Федерации, не освобождает юридическое лицо от исполнения обязанностей, предусмотренных иными федеральными законами.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект, к которым отнесены некоммерческие организации, обязан вести бухгалтерский учет, отражающий деятельность юридического лица.

Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (пункт 2 статьи 289 НК РФ).

Таким образом, некоммерческие организации также должны представлять в установленном порядке в налоговые органы единую упрощенную налоговую декларацию.

Ссылка представителя административного истца на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 06 декабря 2011 года N 26-П, согласно которой непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, является необоснованной.

Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации являлись положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, поскольку они служат основанием для признания религиозной организации недействующей, обладающей особым публично-правовым статусом и осуществляющие предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, а именно для совместного исповедания и распространения веры.

Положения Закона N 129-ФЗ применяется с учетом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.

Не представляя отчетность, и не совершая операции по счету в банке, юридическое лицо должно исходить из той степени осмотрительности, которая бы позволила избежать негативных последствий, предусмотренных законодателем, в случае неисполнения возложенных законом обязанностей, а также воспользоваться правом направить заявление в связи с публикацией на сайте о предстоящем исключении юридического лица из реестра.

Доводы административного истца о том, что Регионального отделения в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) не имело расчетного счета в банке, не могут служить основанием для признания оспариваемых решений налогового органа незаконными, поскольку принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц должно было основываться на соответствующих сведениях, представленных налоговым органом по месту регистрации субъекта.

Такими сведениями являются справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов. Соответствующие указанным требованиям справки УФНС по Республике Алтай имеются в материалах дела.

В оспариваемом решении о предстоящем исключении указано, что в случаях, если оно затрагивает права и законные интересы заявителя, кредиторов или иных лиц, то в Управление не позднее трех месяцев со дня опубликования настоящего решения может быть направлено соответствующее заявление.

В течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в адрес Управления какие-либо заявления не поступали. Сведениями о том, что Региональное отделение в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) является фактически действующим юридическим лицом, управление также не располагало.

Таким образом, Региональное отделение в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) имело все признаки недействующего юридического лица, что является основанием для признания действий налогового органа правомерными.

Кроме того, Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не ограничивает субъектный состав юридических лиц, которые могут быть исключены из ЕГРЮЛ на том основании, что они являются недействующими.

Представитель административного истца ошибочно полагает, что налоговыми органами должно быть представлено само решение регистрирующего органа, на основании которого Региональное отделение в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) был исключено из ЕГРЮЛ, поскольку применительно к п. 7 ст. 22, п. 4 ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение из ЕГРЮЛ является формой принятия такого решения.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Предоставленные суду доказательства: сведения об инициировании ПАРНАС референдума Республики Алтай, об участии Регионального отделения в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) в проведении выборов, о выдвижении партией кандидатов в депутаты Государственной Думы Российской Федерации, не свидетельствуют о незаконности действий УФНС по Республике Алтай по исключению Регионального отделения в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) из ЕГРЮЛ, поскольку при рассмотрении дела установлено, что Региональное отделение в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) имело одновременно все признаки недействующего юридического лица, предусмотренные пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", налоговым органом представлены доказательства соблюдения административного порядка исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, следовательно, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

При рассмотрении дела представителем административного ответчика просил отказать в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска административным истцом трехмесячного срока обращения в суд без уважительных причин.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для применения последствия пропуска трехмесячного срока обращения в суд, поскольку в соответствии с положениями п. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Как указано выше, решение о предстоящем исключении Регионального отделения в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) из ЕГРЮЛ было опубликовано 16.11.2016 года, в суд за защитой нарушенного права истец обратился 26.05.2017 года, то есть в пределах установленного положениями п. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» годичного срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,186, 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Михайлова С к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай о признании незаконным и отмене решения о предстоящем исключении из реестра юридических лиц № 218 от 11.11.2016 года; признании незаконным действий Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай по внесению в Единый государственный реестре юридических лиц сведений о прекращении деятельности ПАРНАС в Республике Алтай, как организации, фактически прекратившей деятельность; аннулировании в ЕГРЮЛ записи от 16.03.2017 года (ГРН ) о прекращении деятельности ПАРНАС в Республике Алтай в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 года № 129-ФЗ, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Судья О.А. Шнайдер

Решение в окончательной форме принято 28 июня 2017 года