ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1210/2021 от 16.03.2021 Пушкинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

16 марта 2021 года

Пушкинский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи: Голубятниковой И.А.

при секретаре Логиновой С.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> о признании решения незаконным, обязании назначить ежемесячную денежную выплату,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с требованиями к ответчику, с учетом уточнения, о признании незаконным решения Пушкинского окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от <дата>, об обязании назначить ежемесячную денежную выплату за ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, которое полагалась ей как матери ФИО2, <дата> года рождения.

В обоснование требований истец указала, что обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в чем истцу было отказано, так как в отношении сына отсутствуют сведения о месте жительства в <адрес>, указанное решение нарушает права истца.

В судебном заседании истец требования и доводы, изложенные в иске, поддержала, пояснив, что её сын и она зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>, свидетельство о регистрации по месту пребывания она предоставляла ответчику.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ранее против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Изучив материалы дела суд находит требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в том числе в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

В силу статьи 26.3 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Подпунктом 24 пункта 2 данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей.

Указом Президента РФ от <дата> N 199 (ред. от <дата>) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" постановлено установить с <дата> ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемую нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Постановлением Правительства РФ от <дата> N 384 утверждены основные Требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении.

Согласно указанных Требований право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации. Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации (п.3,4).

В <адрес> отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, регулируются <адрес> от <дата> N 57/2020-ОЗ "О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей, в <адрес>" (принят постановлением Мособлдумы от <дата> N 7/114-П)

Настоящий Закон в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" регулирует отношения, связанные с предоставлением в <адрес> ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата).

Согласно положениям статьи 3 Закона N 57/2020-ОЗ право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и имеющий место жительства в <адрес>, на ребенка, который является гражданином Российской Федерации и имеет место жительства в <адрес>, при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в <адрес> на душу населения за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.

В соответствии со статьей 2 Закона МО N 1/2006-ОЗ действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>. Действие настоящего Закона не распространяется: на граждан Российской Федерации, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, либо дети которых находятся на полном государственном обеспечении; на детей, находящихся на полном государственном обеспечении, в том числе в семьях опекунов, приемных родителей. Для целей настоящего Закона понятие "место жительства" понимается в том же значении, в котором оно используется в Законе Российской Федерации от <дата> N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

В соответствии с <адрес> N 57/2020-ОЗ "О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей, в <адрес>" <адрес> утвердило Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. Данным Порядком установлено, что ЕДВ на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей или иному законному представителю ребенка, являющемуся гражданином Российской Федерации и имеющему место жительства в <адрес> (далее - заявитель), на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, который является гражданином Российской Федерации и имеет место жительства в <адрес>, при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в <адрес> на душу населения за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ЕДВ на ребенка. Для назначения и выплаты ЕДВ на ребенка заявителем представляются следующие документы: а) заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее соответственно - заявление, Постановление Правительства Российской Федерации N 384); б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) документ, подтверждающий факт рождения ребенка, - в случае регистрации рождения ребенка компетентными органами иностранного государства. Решение о назначении ЕДВ на ребенка либо об отказе в его назначении принимается руководителем территориального подразделения Министерства или уполномоченным им должностным лицом в течение 10 рабочих дней со дня обращения.

Материалами дела установлено:

ФИО1 является матерью ФИО2, <дата> года рождения (л.д.14-16).

<дата> истец обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (л.д.43-45).

Решением Пушкинского окружного УСЗН Министерства социального развития <адрес> от <дата> истцу отказано в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, по следующим основаниям: отсутствие у заявителя и (или) у ребенка, на которого назначается ЕДВ, места жительства в <адрес>. Иных оснований для отказа решение не содержит (л.д.58).

Истцом при подаче заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, предоставлялось свидетельство о регистрации по месту пребывания на неё и на ребенка ФИО2, <дата> года рождения по адресу: <адрес><дата> по <дата> (л.д.47-49).

Истец и несовершеннолетний ФИО2 являются гражданами РФ, проживают на территории Российской Федерации.

В силу статьи 1 Закон РФ от <дата> N 5242-1 (ред. от <дата>)

"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" - в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В статье 2 указанного Закона дано пояснение, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.

Кроме того, в ст. 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от <дата> N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая, что истец ФИО1 и её сын ФИО2, <дата> года рождения зарегистрированы с <дата> по <дата> по месту пребывания по адресу: <адрес>, данные свидетельства были представлены при подаче заявления на выплату ЕДВ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания решения незаконным, и об обязании назначить ежемесячную денежную выплату. При этом судом учитывается состав семьи истца – 4 человека, истец, ее супруг ФИО3, несовершеннолетние ФИО4 и ФИО2, истцом также представлена справка о доходе ее супруга, сама истец не работает.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> о признании решения незаконным, обязании назначить ежемесячную денежную выплату удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства социального развития <адрес> Пушкинское окружное управление от <дата>.

Обязать Министерство социального развития <адрес> назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка - ФИО2<дата> в соответствии с заявлением ФИО1 от <дата> № М40322167.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено <дата>.

Судья И.А. Голубятникова