Дело № 2а-1211/2019
26RS0002-01-2018-007959-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2019 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Суржа Н.В.,
при секретаре Агаджанян М.О.,
с участием заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление министерства имущественных отношений Ставропольского края к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИО ИП УФССП России по Ставропольскому краю ФИО2, УФССП России по Ставропольскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
министерство имущественных отношений Ставропольского края обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИО ИП УФССП России по СК ФИО2, УФССП России по СК, в котором просит освободить его от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата обезличена><номер обезличен>.
В обоснование заявленных требований указано, что министерство имущественных отношений Ставропольского края является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от <дата обезличена><номер обезличен>, на основании исполнительного листа № <номер обезличен> от <дата обезличена> выданного Ленинским районным судом города Ставрополя по делу <номер обезличен>.
Предметом исполнения в указанном производстве выступает предоставление благоустроенных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пользу взыскателя ФИО1.
<дата обезличена> судебным приставом-исполнителем МОСП по ИО ИП УФССП России по СК ФИО2 было вынесено постановление о взыскании с министерства имущественных отношений Ставропольского края исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 № 240-п, специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 2 Порядка, безвозмездно и однократно при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края.
Являясь государственным заказчиком, министерство не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом.
Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений исходя из объема средств, предусмотренных в текущем финансовом году на эти цели в бюджете Ставропольского края (пункт 2 Порядка).
В настоящее время заключены контракты на сумму 474,4 млн. рублей, что составило 94,8 % от предусмотренного финансирования на 2018 год.
Министерством имущественных отношений Ставропольского края внесены изменения в план график закупок на приобретение жилых помещений на сумму 23,3 млн. рублей, расположенных на территории <адрес обезличен>.
ФИО1 выразила согласие на предоставление жилого помещения в <адрес обезличен>.
По итогам проведения аукциона в электронной форме, <дата обезличена> между министерством имущественных отношений Ставропольского края и ООО «ТЕРОС», заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирных домов по адресу: <адрес обезличен> (23 жилых помещения). Срок передачи объектов долевого строительства по акту приема-передачи - не позднее <дата обезличена>.
Кроме того, между министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и ООО «БАЗИС-СТРОЙ» заключено 24 государственных контракта от <дата обезличена> на приобретение 47 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен>. В <дата обезличена> произошла перемена заказчика по государственным контрактам на министерство имущественных отношений Ставропольского края.
По условиям указанных контрактов срок передачи квартир министерству имущественных отношений Ставропольского края <дата обезличена>.
В связи с невыполнением ООО «БАЗИС-СТРОЙ» договорных обязательств министерством имущественных отношений Ставропольского края, начиная с <дата обезличена>, предпринимаются все меры, предусмотренные законодательством РФ, для понуждения застройщика исполнить обязательства по передаче жилых помещений, соответствующих условиям государственных контрактов.
В <дата обезличена> решениями Арбитражного суда Ставропольского края министерству имущественных отношений Ставропольского края отказано в удовлетворении требований обязать ООО «БАЗИС-СТРОЙ» передать жилые помещения, расположенные в указанном многоквартирном доме, в связи с тем, что многоквартирный жилой дом еще не введен в эксплуатацию. Постановлениями Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда решения Арбитражного суда Ставропольского края оставлены без изменения, апелляционные жалобы министерства имущественных отношений Ставропольского края без удовлетворения.
Министерством имущественных отношений Ставропольского края совместно с главой <адрес обезличен>, прокурором <адрес обезличен> и начальником управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, с начала 2018 года неоднократно проводились рабочие совещания по вопросу установления срока завершения строительства многоквартирного дома на земельном участке, расположенном по <адрес обезличен> в <адрес обезличен>.
Однако в процессе мониторинга, осуществляемого министерством имущественных отношений Ставропольского края совместно с администрацией <адрес обезличен>, выявилось систематическое несоблюдение графиков завершения строительства объекта.
В связи с чем, <дата обезличена> указанные выше лица посетили объект, чтобы лично оценить темпы и качество работ. Согласно информации начальника управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору степень готовности объекта по состоянию на <дата обезличена> составляет 80%, не выполнены работы по внутреннему газоснабжению, дымоудалению, пожарной сигнализации, по устройству покрытия кровли (мембрана), по благоустройству, по монтажу лифтов, не установлены котлы, радиаторы, приборы учета, противопожарные муфты на канализационных стояках.
По результатам обследования объекта, застройщику даны поручения предоставить в администрацию <адрес обезличен> сметный расчет стоимости строительных работ, необходимых для окончания строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а также актуализированный план-график строительных работ, рассчитанный на завершение строительства в срок до ноября 2018 года.
Инженерным службам города дано поручение в максимально короткие сроки рассмотреть вопрос подключения многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения.
Министерство имущественных отношений Ставропольского края продолжает осуществлять контроль за ходом строительства объекта, и на первую декаду сентября текущего года запланировано проведение совещания по вопросу завершения строительства объекта.
Исполнение требования судебного пристава-исполнителя в установленные сроки, зависит от обстоятельств, указанных в пункте 6 Порядка и возможно только после передачи благоустроенных жилых помещений в собственность Ставропольского края.
Таким образом, не предоставление жилого помещения ФИО1 вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля министерства, при этом министерством принимаются все необходимые меры для обеспечения ФИО1 благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством.
<дата обезличена> в связи с отсутствием свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края на территории городов <адрес обезличен> и <адрес обезличен> министерством имущественных отношений Ставропольского края в Ленинский районный суд города Ставрополя направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу <номер обезличен>.
Представитель административного истца министерства имущественных отношений Ставропольского края, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ИО ИП УФССП России по СК ФИО2, представитель административного ответчика УФССП России по СК, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились, сведений о причинах неявки суду не представили.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Выслушав заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу, судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 11 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона № 229).
В соответствии со ст. 105 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Положениями ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что министерство имущественных отношений Ставропольского края является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от <дата обезличена><номер обезличен>, на основании исполнительного листа № <номер обезличен> от <дата обезличена> выданного Ленинским районным судом города Ставрополя по делу <номер обезличен>.
Предметом исполнения в указанном производстве выступает предоставление благоустроенного жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей взыскателю ФИО1
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
<дата обезличена> постановлением <номер обезличен> судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по СК ФИО2 с должника министерства имущественных отношений Ставропольского края установлен исполнительный сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа.
<дата обезличена> указанное постановление вручено должнику.
<дата обезличена> в связи с отсутствием свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края на территории городов <адрес обезличен> и <адрес обезличен> министерством имущественных отношений <адрес обезличен> в Ленинский районный суд города Ставрополя направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу <номер обезличен>.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Являясь государственным заказчиком, министерство имущественных отношений Ставропольского края не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом.
Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений исходя из объема средств, предусмотренных в текущем финансовом году на эти цели в бюджете Ставропольского края (пункт 2 Порядка).
В настоящее время заключены контракты на сумму 474,4 млн. рублей, что составило 94,8 % от предусмотренного финансирования на 2018 год.
Министерством имущественных отношений Ставропольского края внесены изменения в план график закупок на приобретение жилых помещений на сумму 23,3 млн. рублей, расположенных на территории <адрес обезличен>.
ФИО1 выразила согласие на предоставление жилого помещения в <адрес обезличен>.
По итогам проведения аукциона в электронной форме, <дата обезличена> между министерством имущественных отношений Ставропольского края и ООО «ТЕРОС», заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирных домов по адресу: <адрес обезличен> (23 жилых помещения). Срок передачи объектов долевого строительства по акту приема-передачи - не позднее <дата обезличена>.
Кроме того, между министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и ООО «БАЗИС-СТРОЙ» заключено 24 государственных контракта от <дата обезличена> на приобретение 47 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен>. В <дата обезличена> произошла перемена заказчика по государственным контрактам на министерство имущественных отношений Ставропольского края.
По условиям указанных контрактов срок передачи квартир министерству имущественных отношений Ставропольского края <дата обезличена>.
В связи с невыполнением ООО «БАЗИС-СТРОЙ» договорных обязательств министерством имущественных отношений Ставропольского края, начиная с <дата обезличена>, предпринимаются все меры, предусмотренные законодательством РФ, для понуждения застройщика исполнить обязательства по передаче жилых помещений, соответствующих условиям государственных контрактов.
В <дата обезличена> решениями Арбитражного суда Ставропольского края министерству имущественных отношений Ставропольского края отказано в удовлетворении требований обязать ООО «БАЗИС-СТРОЙ» передать жилые помещения, расположенные в указанном многоквартирном доме, в связи с тем, что многоквартирный жилой дом еще не введен в эксплуатацию. Постановлениями Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда решения Арбитражного суда Ставропольского края оставлены без изменения, апелляционные жалобы министерства имущественных отношений Ставропольского края без удовлетворения.
Согласно информации начальника управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору степень готовности объекта по состоянию на <дата обезличена> составляет 80%, не выполнены работы по внутреннему газоснабжению, дымоудалению, пожарной сигнализации, по устройству покрытия кровли (мембрана), по благоустройству, по монтажу лифтов, не установлены котлы, радиаторы, приборы учета, противопожарные муфты на канализационных стояках.
По результатам обследования объекта, застройщику даны поручения предоставить в администрацию <адрес обезличен> сметный расчет стоимости строительных работ, необходимых для окончания строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а также актуализированный план-график строительных забот, рассчитанный на завершение строительства в срок до ноября <дата обезличена>.
Инженерным службам города дано поручение в максимально короткие сроки рассмотреть вопрос подключения многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения.
Исполнение требования судебного пристава-исполнителя в установленные сроки, зависит от обстоятельств, указанных в пункте 6 Порядка и возможно только после передачи благоустроенных жилых помещений в собственность Ставропольского края.
Проанализировав изложенное, суд считает, что не предоставление жилого помещения ФИО1 вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля министерства имущественных отношений Ставропольского края, при этом министерством принимаются все необходимые меры для обеспечения ФИО1 благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что министерство имущественных отношений Ставропольского края в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Суд приходит к выводу об отсутствии вины министерства имущественных отношений Ставропольского края в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок ввиду невозможности исполнения по объективным причинам.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования министерства имущественных отношений Ставропольского края – удовлетворить.
Освободить министерство имущественных отношений Ставропольского края от взыскания исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Ставропольскому краю ФИО2<номер обезличен> от <дата обезличена>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.
Судья Н.В. Суржа