Дело № 2а-1212/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2021 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Ребус А.В.,
помощника судьи Величкиной А.А.,
с участием административного истца Баженова А.С.,
представителя административного истца Ананьева А.И., действующей на основании доверенности ** от 07.07.2021,
представителя административного ответчика Администрации ЗАТО Северск Францевой И.Е., действующей на основании доверенности № 19 от 15.01.2021,
представителя административного ответчика Администрации ЗАТО Северск Гервальд О.В., действующей на основании доверенности № 20 от 15.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баженова А.С. к Администрации ЗАТО Северск о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
Баженов А.С. обратился в суд с административным иском к Администрации ЗАТО Северск, в котором просит признать незаконным и отменить отказ Администрации ЗАТО Северск в заключении договора купли-продажи от 01.04.2021 № 694-21, возложить обязанность на Администрацию ЗАТО Северск заключить с ним (Баженовым А.С.) договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером **, расположенный по [адрес].
В обоснование заявленных требований указал, что ему (Баженову А.С.) на праве собственности принадлежит нежилое здание, с кадастровым номером **, расположенное по [адрес]. 13.04.2000 вместе с нежилым помещением для его эксплуатации ему был выделен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. 12.03.2021 им было направлено на имя ответчика заявление о предоставлении проекта договора для признания собственности на земельный участок на основании пп. 2. п.1 ст. 39.1 ЗК РФ. 01.04.2021 ему было отказано на основании п. 4 и п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Данный отказ считает необоснованным. В силу п.1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Некоторые земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте (п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Подпунктом 6 п. 5 ст. 27 ЗК РФ вводятся ограничения «не указанные в п. 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований» и имеют расширительное толкование. Пунктом 4 ст. 6 ФЗ «О закрытом административно-территориальном образовании» предусмотрено установление особого режима использования земель по решению Правительства Российской Федерации. Согласно выписке из ЕГРН от 23.06.2021 какие-либо ограничения, обременения на спорном земельном участке отсутствуют, из чего следует, что не все земельные участки в границах ЗАТО имеют ограничения. Истцу были предоставлены в собственность два земельных участка. В соответствии с п.п. 5 ст.1 ЗК РФ все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков. Согласно п. 1, 2 ст. 36 ЗК РФ граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении здания, строения сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане – собственники зданий, строений, сооружений.
Административный истец Баженов А.С., его представитель Ананьев А.И., действующий на основании доверенности ** от 07.07.2021, в судебном заседании заявленные требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске. Баженов А.С. пояснил, что земельный участок не является ограниченным в обороте, не используется в ядерной промышленности, не является ядерным объектом. В выписке из ЕГРН не указано ограничение. Если бы были ограничения, то он не платил бы налог.
Представители административного ответчики Францева И.Е., действующая на основании доверенности № 19 от 15.01.2021, Гервальд О.В., действующая на основании доверенности № 20 от 15.01.2021 в судебном заседании административные исковые требования не признали. В письменных пояснениях и возражениях Францева И.Е. указала, что Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 508 «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов» г. Северск Томской области включен в перечень закрытых административно – территориальных образований Томской области. В соответствии с подпунктом 6 пункта 5 ст.27 ЗК РФ земли в границах закрытых административно-территориальных образований относятся к землям, ограниченным в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Все земельные участки, на территории закрытого административно-территориального образования, являются или изъятыми из оборота или ограниченными в обороте, при этом и та и другая категория не может предоставляться в частную собственность. Спорный земельный участок, расположенный в границах города Северск, который является закрытым административно-территориальным образованием, относится к землям, ограниченным в обороте, не может быть предоставлен в частную собственность, только на праве аренды. На территории ЗАТО Северск предоставление земельных участков в частную собственность граждан осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством» на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области», утвержденным постановлением Администрации ЗАТО Северск от 28.05.20218 № 945. В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 Административного регламента земельные участки для целей, не вязанных со строительством, предоставляются в собственность (за плату, бесплатно) – гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, для объектов гаражного назначения (индивидуальных гаражных боксов, гаражных боксов в составе гаражно-строительных потребительских обществ). В связи с этим спорный земельный участок может быть предоставлен только в аренду.
Изучив письменные материалы административного дела, заслушав пояснения административного истца Баженова А.С., представителя административного истца Ананьева А.И., представителя административного ответчика Администрации ЗАТО Северск Францевой И.Е., представителя административного ответчика Администрации ЗАТО Северск Гервальд О.В., суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подпункта 6 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах закрытых административно-территориальных образований, и не указанные в пункте 4 настоящей статьи, ограничены в обороте. При этом в пункте 4 статьи 27 указан перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, изъятых из оборота.
Таким образом, все земельные участки, на территории закрытого административно-территориального образования, являются или изъятыми из оборота или ограниченными в обороте, при этом и та и другая категория не может предоставляться в частную собственность (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 93 ЗК РФ в закрытом административно- территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 508 город Северск является закрытым административно-территориальным образованием.
Правовой статус закрытого административно-территориального образования и особенности местного самоуправления такого образования определены Законом РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (далее Закон РФ № 3297-1).
В соответствии с пунктом 1, 2.1 статьи 8 Закона РФ № 3297-1 сделки по приобретению в собственность недвижимого имущества, находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, либо иные сделки с таким имуществом могут совершаться только гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими или получившими разрешение на постоянное проживание на территории закрытого административно-территориального образования, гражданами Российской Федерации, работающими на данной территории на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок с организациями, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование, и юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на территории закрытого административно-территориального образования.
Отношения землепользования регулируются статьей 6 Закона РФ № 3297-1, которая устанавливает особый режим землепользования в закрытом административно-территориальном образовании и не предусматривает возможность предоставления в частную собственность земельных участков, расположенных в границах закрытого административно-территориальном образования.
На территории ЗАТО Северск предоставление земельных участков в частную собственность граждан осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством» на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области», утвержденным постановлением Администрации ЗАТО Северск от 28.05.2018 № 945.
В соответствии с пп. 2 п. 6 Административного регламента земельные участки на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области предоставляются в собственность граждан для следующих целей: для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта; для садоводства; для объектов гаражного назначения (индивидуальных гаражных боксов, гаражных боксов в составе гаражно-строительных потребительских обществ).
В судебном заседании установлено, что Баженову А.С. на праве собственности принадлежит нежилое здание, с кадастровым номером **, расположенное по [адрес]. 13.04.2000 вместе с нежилым помещением для его эксплуатации ему был выделен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании, и подтверждаются Выпиской из ЕГРН от 23.06.2021 № **, свидетельством о государственной регистрации права Серии ** от 13.04.2000, договором купли-продажи от 31.01.2000 № 5.
12.03.2021 Баженов А.С. обратился с заявлением на имя Мэра ЗАТО Северск Томской области с просьбой предоставить проект договора купли-продажи земельного участка, кадастровый номер **.
Согласно ответу Мэра ЗАТО Северск от 01.04.2021 № 694-21, на основании того, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером ** находится в собственности городского округа ЗАТО Северск Томской области, в предоставлении в собственность спорного земельного участка Баженову А.С. отказано, с указанием на то, что данный участок может быть предоставлен только в аренду.
Не согласившись с указанным отказом, истец просит суд признать его незаконным и отменить, с возложением на Администрацию ЗАТО Северск обязанности заключить с ним (Баженовым А.С.) договора купли-продажи земельного участка.
В подтверждение своих доводов Баженов А.С. указывает, что на основании Постановления Главы Администрации ЗАТО Северск от 13.10.2010 № 2776 безвозмездно в собственность был передан земельный участок, для эксплуатации гаража, расположенного по [адрес]; на основании Постановления Главы Администрации ЗАТО Северск от 21.07.2015 № 1616 за плату в собственность предоставлен земельный участок для садоводства, кадастровый номер **, расположенный по [адрес], площадью 578 кв.м., что свидетельствует о том, что не все участки, находящиеся на территории ЗАТО Северск, ограничены в обороте и изъяты из оборота. Данный довод не может быть принят во внимание поскольку, выделение данных земельных участков не относится к предмету данного спора.
В настоящее время выделение земельных участков в собственность производится в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством» на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области», утвержденным постановлением Администрации ЗАТО Северск от 28.05.2018 № 945. Ранее, до утверждения Административного регламента, предоставление земельных участков регламентировалось нормами действующего законодательства. Истец ранее не обращался с заявлениями о передаче спорного земельного участка в собственность.
Уплата земельного налога не свидетельствует о возможности передачи спорного земельного участка в собственность и отсутствии ограничений в его обороте, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Спорный земельный участок предоставлен истцу 13.04.2000 на праве постоянного (бессрочного пользования), что подтверждается выпиской из Единого реестра недвижимости то 23.06.2023, договор аренды не заключался, в связи с чем, данный земельный участок является объектом налогообложения. Представленное в ходе рассмотрения дела налоговое уведомление № 5430112 от 03.08.2020 свидетельствует лишь об уплате налоговых платежей.
Довод истца о том, что нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности истцу, является складом, не относится к объектам, используемым в ядерной промышленности, в связи с чем он не является ограниченным в обороте, поскольку не соответствует целям образования ЗАТО, суд считает основанном на неверном толковании норм права. В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что данный земельный участок расположен на территории городского округа ЗАТО Северск, которая является закрытым административно-территориальным образованием, где установлен особый режим использования земель, в соответствии с пунктом 4 статьи 93 ЗК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 508. В связи с тем, что данный участок находится на указанной территории с определенным статусом, не имеет значение его целевое назначение, за исключением использования для конкретных указанных в регламенте случаев, куда эксплуатация помещения в качестве складского помещения не входит.
Истец полагал, что поскольку в выписке из Единого государственного реестра недвижимости отсутствует информация о каких-либо ограничениях на данный земельный участок, данный участок не является ограниченном в обороте. Данные доводы не могут быть приняты во внимание. Статус территории, где расположен спорный земельный участок определен Федеральными законами и Постановлением Правительства от 05.07.2001 № 508. Порядок ведения Единого государственного реестра установлен Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» (далее Порядок ведения Единого государственного реестра). Согласно указанному Порядку ведения Единого государственного реестра внесения сведений об ограничениях, установленных Федеральными законами и иными нормативными актами не предусмотрено. Согласно действующему законодательству наличие в собственности зданий и сооружений не является основанием для передачи земельного участка, на котором они расположены, в собственность.
Исходя из того, что в силу подп. 6 п. 5 ст. 27 ЗК РФ спорный земельный участок, расположенный в границах города Северска, который согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 508 является закрытым административно-территориальным образованием, относится к землям, ограниченным в обороте, не может быть предоставлен в частную собственность, суд приходит к выводу, что договор купли-продажи земельного участка не может быть заключен между сторонами по делу, а как следствие отказ Администрации ЗАТО Северск является правомерным, в связи с чем, административное исковое заявление Баженова А.С. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 279 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Баженова А.С. к Администрации ЗАТО Северск о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий судья А.В. Ребус
УИД 70RS0009-01-2021-002190-15