Дело №2а-1212/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2021 года г.Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Богзыковой Е.В.
при секретаре судебного заседания Бочуновой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Правительства Республики Калмыкия к начальнику отделения – старшему судебному приставу Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия о признании незаконным постановления,
у с т а н о в и л :
Представитель Правительства Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Административный истец является должником по исполнительному производству №1801/21/08015-ИП от 26 января 2021 года, возбужденному на основании исполнительного документа исполнительного листа серии ФС №<данные изъяты> от 13 января 2021 года, выданного на основании решения Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия по делу №2а-255/2020 от 30 декабря 2020 года, согласно которому на Правительство Республики Калмыкия возложена обязанность нормативно-правового, финансового обеспечения организации проведения мероприятий по приведению в соответствие с п.5.1-5.10, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил от 4 декабря 1995 года №13-7-2/469 биотермических ям (скотомогильников), расположенных: в Тундутовском СМО РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,3 км от ориентира по направлению на юго-запад от с.Тундутово, площадью 625 кв.м; в Ханатинском СМО РК примерно в 6 км от ориентира по направлению на северо-восток от п.Зурган с географическими координатами 47.608559 - широта, 45.032282 - долгота, на земельном участке площадью 350 кв.м; в Хончнуровском СМО РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,2 км от ориентира по направлению на север от с.Хонч-Нур, площадью 600 кв.м; на Правительство Республики Калмыкия возложена обязанность нормативно-правового, финансового обеспечения организации проведения мероприятий по консервации биотермической ямы (скотомогильника), расположенного в Ханатинском СМО РК примерно в 1,5 км от ориентира по направлению на юг от п.Ханата с географическими координатами 47.677891 - широта, 44.882225 - долгота, на земельном участке площадью 360 кв.м.
11 марта 2021 года по исполнительному производству №1801/21/08015-ИП от 26 января 2021 года начальником отделения - старшим судебным приставом МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия принято постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Указанное постановление административного ответчика от 11 марта 2021 года принято с нарушением норм действующего законодательства и является незаконным.
В соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства от 26 января 2021 года и оспариваемым постановлением от 11 марта 2021 года предмет исполнения является исчерпывающим и состоит из следующих положений:
признать незаконным бездействие Правительства Республики Калмыкия и Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности и приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил биотермических ям (скотомогильников), расположенных:
в Тундутовском СМО РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,3 км от ориентира по направлению на юго-запад от с.Тундутово, площадью 625 кв.м;
Ханатинском СМО РК примерно в 1,5 км от ориентира по направлению на юг от п. Ханата с географическими координатами 47.677891 - широта, 44.882225 - долгота, на земельном участке площадью 360 кв.м;
в Ханатинском СМО РК примерно в 6 км от ориентира по направлению на северо-восток от п.Зурган с географическими координатами 47.608559 - широта, 45.032282 - долгота, на земельном участке площадью 350 кв.м;
в Хончнуровском СМО РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,2 км от ориентира по направлению на север от с.Хонч-Нур, площадью 600 кв.м;
возложить на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия обязанность принять меры по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности биотермических ям (скотомогильников), расположенных:
в Тундутовском СМО РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,3 км от ориентира по направлению на юго-запад от с.Тундутово, площадью 625 кв.м;
в Ханатинском СМО РК примерно в 1,5 км от ориентира по направлению на юг от п. Ханата с географическими координатами 47.677891 - широта, 45.882225 - долгота, на земельном участке площадью 360 кв.м;
в Ханатинском СМО РК примерно в 6 км от ориентира по направлению на северо-восток от п.Зурган с географическими координатами 47.608559 - широта, 45.032282 - долгота, на земельном участке площадью 350 кв.м;
в Хончнуровском СМО РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,2 км от ориентира по направлению на север от с.Хонч-Нур, площадью 600 кв.м.
Исходя из предмета исполнения оспариваемого постановления какие-либо обязанности на должника – Правительство Республики Калмыкия не возлагаются.
В связи с этим взыскание с Правительства Республики Калмыкия исполнительского сбора при одновременном отсутствии у должника установленных исполнительным документом обязанностей незаконно.
Постановлением определен тип должника: юридическое лицо Правительство Республики Калмыкия, ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес должника: 358009, Россия, <...>.
Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Правительство Республики Калмыкия не обладает установленными гражданским законодательством признаками юридического лица, не имеет самостоятельный баланс и (или) смету. Указанные в постановления ИНН, ОРГН должника не соответствуют действительности, поскольку не принадлежат Правительству Республики Калмыкия. Кроме того, сведения о Правительстве Республике Калмыкия в Едином государственном реестре юридических лиц не содержатся.
Исполнение должником обязанности нормативно-правового, финансового обеспечения организации проведения мероприятий по консервации биотермической ямы (скотомогильника), расположенной на территории Малодербетовского района Республики Калмыкия, требует значительного времени.
В соответствии с п. 5.9 СП 289.1325800.2017 утилизация трупов павших животных и птицы путем возведения скотомогильников в соответствии с ВСП 1995 не допускается. Все скотомогильники, находящиеся на территории Российской Федерации, подлежат консервации. Сооружения консервации скотомогильников рассматривают в п.6.9.
Согласно п.6.9 «Сооружения консервации скотомогильников»: для осуществления ветеринарной защиты животноводческих предприятий большое значение имеют меры по консервации недействующих скотомогильников (6.9.1); участок консервируемого скотомогильника должен иметь тройное ограждение, аналогичное по конструкции ограждению биотермических ям. Могильные холмы должны располагаться на расстоянии 1 м от канавы третьего (внутреннего) ограждения (6.9.2); размеры могил следует принимать длиной 3 м и шириной 2 м для всех видов животных (крупных и мелких), между рядами могил и между могилами в ряду следует соблюдать расстояние в 50 см (6.9.3); при консервации осевшие насыпи старых могильных холмов подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана над могилой после восстановления должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли (6.9.4); при подготовке к консервации территорию скотомогильника в пределах третьей (внутренней) стены ограждения окантовывают траншеей глубиной не менее 2 м. Вынутую при рытье траншеи землю размещают на территории скотомогильника между могильными холмами, затем всю территорию скотомогильника разравнивают и прикатывают. Траншею и всю территорию скотомогильника бетонируют. При бетонировании толщина бетонного слоя на территории скотомогильника и над траншеей должна быть не менее 0,4 м (6.9.5).
Учитывая требования к сооружениям консервации скотомогильников исполнение решения в указанной части потребует выделения дополнительных средств из республиканского бюджета.
В соответствии с бюджетным законодательством бюджеты субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
Порядок внесения изменений в закон о республиканском бюджете определен Законом Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 года №394-III-3 «О бюджетном процессе Республики Калмыкия».
В соответствии со статьей 34 Закона Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 года №394-III-3 «О бюджетном процессе Республики Калмыкия» Правительство Республики Калмыкия разрабатывает для представления Главой Республики Калмыкия в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия проекты законов Республики Калмыкия о внесении изменений в закон о республиканском бюджете по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования закона о республиканском бюджете.
Одновременно с проектом указанного Закона Республики Калмыкия Правительством Республики Калмыкия представляются следующие документы и материалы:
ожидаемые итоги социально-экономического развития Республики Калмыкия в текущем финансовом году и уточненный прогноз социально- экономического развития Республики Калмыкия в плановом периоде;
сведения об исполнении, республиканского бюджета за истекший отчетный период текущего финансового года;
оценка ожидаемого исполнения республиканского бюджета в текущем финансовом году;
пояснительная записка с обоснованием предлагаемых изменений; закон Республики Калмыкия о республиканском бюджете.
Проект закона о внесении изменений в закон о республиканском бюджете рассматривается Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия во внеочередном порядке в течение 20 дней.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Калмыкия от 2 ноября 1998 г. № 1-II-3 «О Правительстве Республики Калмыкия» Правительство Республики Калмыкия является коллегиальным органом, входит в систему органов исполнительной власти Республики Калмыкия и обеспечивает их согласованную деятельность. В состав Правительства Республики Калмыкия входят Председатель Правительства Республики Калмыкия, заместители Председателя Правительства Республики Калмыкия, министры Республики Калмыкия, руководители других органов исполнительной власти Республики Калмыкия.
Правила организации деятельности Правительства Республики Калмыкия по реализации его полномочий в соответствии со Степным Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия, Законом Республики Калмыкия «О Правительстве Республики Калмыкия», иными законами Республики Калмыкия и указами Главы Республики Калмыкия устанавливаются Регламентом Правительства Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 22 декабря 2005 г. № 402. Согласно пункту 27 Регламента Правительства Республики Калмыкия проекты законов Республики Калмыкия, актов Главы Республики Калмыкия и Правительства Республики Калмыкия, другие документы вносятся в Правительство Республики Калмыкия и подготавливаются к рассмотрению в порядке, определяемом разделом IV «Порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов».
Проекты актов и другие документы согласно пункту 7 Регламента могут вноситься на рассмотрение в Правительство Республики Калмыкия только руководителями органов исполнительной власти Республики Калмыкия, руководство деятельностью которых осуществляет Глава Республики Калмыкия или Правительство Республики Калмыкия, или лицами, исполняющими их обязанности. При этом проекты актов, оказывающих влияние на доходы или расходы республиканского бюджета, вносятся в Правительство Республики Калмыкия с финансово-экономическим обоснованием решений, предлагаемых к принятию проектом акта.
Следовательно, решение суда в части возложения на Правительство Республики Калмыкия обязанности нормативно-правового обеспечения организации проведения соответствующих мероприятий будет реализовано с соблюдением установленной процедуры принятия нормативных правовых актов, как правило, после разработки и внесения их на рассмотрение в Правительство Республики Калмыкия уполномоченным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии, - Управлением ветеринарии Республики Калмыкия, в том числе на основании предложений иных заинтересованных органов исполнительной власти Республики Калмыкия.
Выделение финансовых средств на реализацию мероприятий в отношении биотермических ям (скотомогильников) возможно только после постановки последних на кадастровый учет и регистрации права собственности Республики Калмыкия на указанные объекты.
В этой связи исполнение в 5-дневный срок решения суда, учитывая необходимость значительного времени для подготовки необходимых документов и решения финансового обеспечения не представляется возможным.
Административный истец полагает необходимым прекратить исполнительное производство №1801/21/08015-ИП от 26 января 2021 года, возбужденное на основании исполнительного документа исполнительный лист (1) серии ФС №<данные изъяты> от 13 января 2021 года, выданного на основании решения Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия по делу №2а-255/2020 от 30 декабря 2020 года в части возложения на Правительство Республики Калмыкия обязанности нормативно-правового, финансового обеспечения организации проведения мероприятий по приведению в соответствие с п.п.5.1-5.10, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил от 4 декабря 1995 года №13-7-2/469 биотермических ям (скотомогильников), расположенных:
в Тундутовском СМО РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,3 км от ориентира по направлению на юго-запад от с.Тундутово, площадью 625 кв.м;
в Ханатинском СМО РК примерно в 6 км от ориентира по направлению на северо-восток от п.Зурган с географическими координатами 47.608559 - широта, 45.032282 - долгота, на земельном участке площадью 350 кв.м;
в Хончнуровском СМО РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,2 км от ориентира по направлению на север от с.Хонч-Нур, площадью 600 кв.м.
Вопросы размещения и строительства спорных скотомогильников (биотермических ям), их эксплуатации в зависимости от времени начала их фактической эксплуатации регламентировались разными нормативными актами.
Ветеринарно-санитарные правила при утилизации, уборке и уничтожении трупов животных и отходов, Получаемых при переработке сырых животных продуктов (ВСП 1951), утвержденные Министерством сельского хозяйства СССР 6 апреля 1951 года и согласованные со Всесоюзной государственной санитарной инспекцией 14 марта 1951 года, принятые взамен Правил от 7 февраля 1940 года, предусматривающие в п.п. 24-32 вопросы размещения и строительства скотомогильников (биотермических ям), действовали до принятия Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом №13-7-2/469 от 4 декабря 1995 года Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации (далее - ВСП 1995), (регламентирующих данные вопросы в разделах 5 и 6).
С 1 января 2021 года ВСП 1995 утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 2020 года №1122 (п.4 Приложения №2).
В соответствии с п.24 приказа Минсельхоза России от 26 октября 2020 года №626 «Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов» (зарегистрирован в Минюсте России 29 октября 2020 года №60657, далее — Правила 2020), вступившего в силу с 1 января 2021 года, утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 года включительно.
В настоящее время требования к размещению и строительству скотомогильников, их эксплуатации содержатся в «СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 апреля 2017 года №721/пр (далее - СП 289.1325800.2017), который распространяется на проектирование вновь строящихся, реконструируемых и технически перевооружаемых сооружений животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий и определяет биотермическую яму как сооружение ветеринарного профиля, обеспечивающее обеззараживание трупов павших животных и их утилизацию, скотомогильник как сооружение для захоронения трупов животных, а сооружение консервации скотомогильника как конструкцию, обеспечивающую после окончания функционирования скотомогильника предотвращение проникновения людей к «могилам», а также отсутствие контакта с внешней средой в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (например, затопление).
В соответствии с п.5.9 СП 289.1325800.2017 утилизация трупов павших животных и птицы путем возведения скотомогильников в соответствии с ВСП 1995 не допускается. Все скотомогильники, находящиеся на территории Российской Федерации, подлежат консервации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Таким образом, признание утратившими силу ВСП 1995 с 1 января 2021 года препятствует исполнению решения суда в части нормативно-правового, финансового обеспечения организации проведения мероприятий по приведению в соответствие с п.п.5.1-5.10,6.2 ВСП 1995. Данное обстоятельство свидетельствует об утрате возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить указанные выше действия.
Просил суд признать незаконным и отменить постановление административного ответчика от 11 марта 2021 года о взыскании с административного истца исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №1801/21/08015-ИП от 26 января 2021 года; прекратить исполнительное производство №1801/21/08015-ИП от 26 января 2021 года в части возложения на Правительство Республики Калмыкия обязанности нормативно-правового, финансового обеспечения организации проведения мероприятий по приведению в соответствие с п.п.5.1-5.10,6.2 Ветеринарно-санитарных правил от 4 декабря 1995 года №13-7-2/469 биотермических ям (скотомогильников), расположенных:
в Тундутовском СМО РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,3 км от ориентира по направлению на юго-запад от с.Тундутово, площадью 625 кв.м;
в Ханатинском СМО РК примерно в 6 км от ориентира по направлению на северо-восток от п.Зурган с географическими координатами 47.608559 - широта, 45.032282 - долгота, на земельном участке площадью 350 кв.м;
в Хончнуровском СМО РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,2 км от ориентира по направлению на север от с.Хонч-Нур, площадью 600 кв.м.
В судебном заседании представители административного ответчика – Правительства Республики Калмыкия ФИО2 и ФИО3 административные исковые требования поддержали.
Административные ответчики - начальник отделения – старший судебный пристав Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия (далее МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия) ФИО1, представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия в судебное заседание не явились несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.
Представитель заинтересованного лица (взыскателя по исполнительному производству) прокурор прокуратуры города Элисты Чуб А.В. административные исковые требования не признал.
Прокурор Малодербетовского района Республики Калмыкия Муджиков Д.В. в судебное заседание не явился, представив письменные возражения, в которых просил в удовлетворении административных исковых требований Правительства Республики Калмыкия отказать, указав, что Правительство Республики Калмыкия обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, финансирование деятельности Правительства Республики Калмыкия и возглавляемых им органов осуществляется за счет республиканского бюджета, предусмотренных отдельной строкой. Для обеспечения деятельности Правительства Республики Калмыкия и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти Республики Калмыкия решений, принятых Правительством Республики Калмыкия, образуется Аппарат Правительства Республики Калмыкия. Согласно ч.1 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Сведений о том, что Правительством Республики Калмыкия приняты какие-либо меры по нормативно-правовому, финансовому обеспечению в целях исполнения решения Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 26 ноября 2020 года должником не представлено. При указанных обстоятельствах действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительного сбора являются законными и оснований для отмены постановления судебного пристава-исполнителя от 11 марта 2021 года не имеется. На момент вынесения решения Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 26 ноября 2020 года действовали Ветеринарно-санитарные правила от 4 декабря 1995 года, которыми устанавливались определенные требования к состоянию биотермических ям. В силу действующего правового регулирования обязанности по надлежащему содержанию и в необходимых случаях - по консервации спорных объектов, возложены на Правительство Республики Калмыкия как высший орган исполнительной власти Республики Калмыкия. В случае изменения действующего законодательства Правительство Республики Калмыкия в пределах своих полномочий может принять меры по организации мероприятий по консервации биотермических ям (скотомогильников). Кроме того, в целях исполнения должниками решения суда от 26 ноября 2020 года и принятия организационных мер по правовому и финансовому обеспечению определением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 22 марта 2021 года приостановлено производство №1801121 /08015- ИП от 26 января 2021 года сроком на 6 месяцев. В связи с этим основания для удовлетворения требований истца о прекращения исполнительного производства №1801/21/08015-ИП от 26 января 2021 года отсутствуют.
На основании ст.150 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрены задачи исполнительного производства - это правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В силу п.2 ст.4 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципе законности.
В соответствии с п.п.8,11,12 ч.1 ст.30 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. (ч.8) Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. (ч.11) Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. (ч.12)
Согласно ч.1 ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч.ч.2,3 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия по делу №2а-255/2020 от 30 декабря 2020 года, вступившим в законную силу 30 декабря 2020 года, административное исковое заявление прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Калмыкия, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия удовлетворено;
признано незаконным бездействие Правительства Республики Калмыкия, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившиеся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности и приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил биотермических ям (скотомогильников), расположенных в Тундутовском СМР РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,3 км от ориентира по направлению на юго-запад от с.Тундутово, площадью 625 кв.м; в Ханатинском СМО РК примерно в 1,5 км от ориентира по направлению на юг от п.Ханата с географическими координатами 47.677891 - широта, 44.882225 - долгота, на земельном участке площадью 360 кв.м; в Ханатинском СМО РК примерно в 6 км от ориентира по направлению на северо-восток от п.Зурган с географическими координатами 47.608559 - широта, 45.032282 - долгота, на земельном участке площадью 350 кв.м; в Хончнуровском СМО РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,2 км от ориентира по направлению на север от с.Хонч-Нур, площадью 600 кв.м;
на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия возложена обязанность принять меры по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности биотермических ям (скотомогильников), расположенных в Тундутовском СМР РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,3 км от ориентира по направлению на юго-запад от с.Тундутово, площадью 625 кв.м; в Ханатинском СМО РК примерно в 1,5 км от ориентира по направлению на юг от п.Ханата с географическими координатами 47.677891 - широта, 44.882225 - долгота, на земельном участке площадью 360 кв.м; в Ханатинском СМО РК примерно в 6 км от ориентира по направлению на северо-восток от п.Зурган с географическими координатами 47.608559 - широта, 45.032282 - долгота, на земельном участке площадью 350 кв.м; в Хончнуровском СМО РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,2 км от ориентира по направлению на север от с.Хонч-Нур, площадью 600 кв.м;
на Правительство Республики Калмыкия возложена обязанность нормативно-правового, финансового обеспечения организации проведения мероприятий по приведению биотермических ям (скотомогильников), расположенных в Тундутовском СМР РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,3 км от ориентира по направлению на юго-запад от с.Тундутово, площадью 625 кв.м; в Ханатинском СМО РК примерно в 6 км от ориентира по направлению на северо-восток от п.Зурган с географическими координатами 47.608559 - широта, 45.032282 - долгота, на земельном участке площадью 350 кв.м; в Хончнуровском СМО РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,2 км от ориентира по направлению на север от с.Хонч-Нур, площадью 600 кв.м, в соответствие с п.п.5.1-5.10, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил от 4 декабря 1995 года №13-7-2/469 биотермических ям (скотомогильников);
на Правительство Республики Калмыкия возложена обязанность нормативно-правового, финансового обеспечения организации проведения мероприятий по консервации биотермической ямы (скотомогильника), расположенного в в Ханатинском СМО РК примерно в 1,5 км от ориентира по направлению на юг от п.Ханата с географическими координатами 47.677891 - широта, 44.882225 - долгота, на земельном участке площадью 360 кв.м.
26 января 2021 года по исполнительному листу (1) серии ФС №<данные изъяты> от 13 января 2021 года, выданному на основании решения Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 года по делу №2а-255/2020, вступившего в законную силу 30 декабря 2020 года, заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия ФИО1 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №1801/21/08015-ИП в отношении Правительства Республики Калмыкия, в котором указано: «Предмет исполнения: Признать бездействие Правительства Республики Калмыкия, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившиеся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности и приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил биотермических ям (скотомогильников), расположенных в Тундутовском СМР РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,3 км от ориентира по направлению на юго-запад от с.Тундутово, площадью 625 кв.м; в Ханатинском СМО РК примерно в 1,5 км от ориентира по направлению на юг от п.Ханата с географическими координатами 47.677891 - широта, 44.882225 - долгота, на земельном участке площадью 360 кв.м; в Ханатинском СМО РК примерно в 6 км от ориентира по направлению на северо-восток от п.Зурган с географическими координатами 47.608559 - широта, 45.032282 - долгота, на земельном участке площадью 350 кв.м; в Хончнуровском СМО РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,2 км от ориентира по направлению на север от с.Хонч-Нур, площадью 600 кв.м. Возложить на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия возложена обязанность принять меры по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности биотермических ям (скотомогильников), расположенных в Тундутовском СМР РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,3 км от ориентира по направлению на юго-запад от с.Тундутово, площадью 625 кв.м; в Ханатинском СМО РК примерно в 1,5 км от ориентира по направлению на юг от п.Ханата с географическими координатами 47.677891 - широта, 44.882225 - долгота, на земельном участке площадью 360 кв.м; в Ханатинском СМО РК примерно в 6 км от ориентира по направлению на северо-восток от п.Зурган с географическими координатами 47.608559 - широта, 45.032282 - долгота, на земельном участке площадью 350 кв.м; в Хончнуровском СМО РК на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> примерно в 1,2 км от ор., в отношении должника: Правительство Республики Калмыкия, ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес должника: 358000, Россия, <...>, в пользу взыскателя: Прокуратура Малодербетовского района Республики Калмыкия».
Этим постановлением должнику – Правительству Республики Калмыкия установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
11 марта 2021 года по указанному исполнительному производству №1801/21/08015-ИП начальником отделения – старшим судебным приставом МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному документу неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, в соответствии с которым исполнительный документ должником – Правительством Республики Калмыкия в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен; с Правительства Республики Калмыкия взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.; должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 25 марта 2021 года.
Оспариваемое постановление от 11 марта 2021 года о взыскании исполнительского сбора является незаконным.
В соответствии с ч.2 ст.353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исполнительный лист выдается судом после вступления судебного акта в законную силу, а в случае, если судебный акт подлежит немедленному исполнению или обращен судом к немедленному исполнению, - после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению.
Исполнительный лист выдается взыскателю в целях принудительного исполнения судебного решения в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.13 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в исполнительном документе должны быть указаны резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В п.17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что исполнительные листы выдаются на основании судебных актов, возлагающих обязанность по передаче другим лицам денежных средств и иного имущества либо совершение в их пользу определенных действий или воздержание от совершения определенных действий, например, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 206 ГПК РФ (части 1 и 3 статьи 1 Закона об исполнительном производстве); исполнительные листы на основании судебных актов, не содержащих вышеуказанных предписаний, например, в случаях признания судом права на имущество, понуждения к заключению договора, определения порядка пользования имущества, судом не выдаются. Решение суда по требованиям, заявленным в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, главой 24 АПК РФ, о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обращается к исполнению судом в соответствии с частями 8 и 9 статьи 227 КАС РФ или частью 7 статьи 201 АПК РФ, что не исключает возможности его принудительного исполнения на основании выданного судом исполнительного листа, если решением суда на административного ответчика (орган, должностное лицо) возложена обязанность по совершению (воздержанию от совершения) определенных действий.
Как следует из постановления о возбуждении исполнительного производства от 26 января 2021 года и постановления о взыскании исполнительского сбора от 11 марта 2021 года, предметом исполнения являются действия, которые должен совершить иной должник – Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, а не Правительство Республики Калмыкия; постановлением о взыскании исполнительского сбора заместитель начальник отделения – заместитель старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия ФИО1 не обязывает Правительство Республики Калмыкия в 5-дневный срок совершить какие-либо действия или воздержаться от совершения определенных действий в пользу взыскателя, не возлагает на Правительство Республики Калмыкия обязанность по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества. Указание в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 26 января 2021 года само по себе не исключает возможности его принудительного исполнения на основании выданного судом исполнительного листа, так как решением суда от 30 декабря 2020 года на Правительство Республики Калмыкия возложены обязанности по совершению определенных действий. Между тем, в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 26 января 2021 года и в постановлении о взыскании исполнительского сбора от 11 марта 2021 года не указаны действия, которые своим решением от 30 декабря 2020 года суд обязал совершить Правительство Республики Калмыкия. В предмете исполнения, указанном в них, отсутствует элемент принудительности в отношении Правительства Республики Калмыкия.
В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями бездействием прав и законных интересов заявителя.
В п.78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Таким образом, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и (или) его взыскание с правопреемника должника-организации является допустимым применительно к правилам привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленным частями 3-8 ст.2.10. КоАП РФ.
В п.47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 года, разъяснено, что отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в виде взыскания исполнительского сбора.
Оспариваемое постановление от 11 марта 2021 года о взыскании исполнительского сбора с Правительства Республики Калмыкия не соответствует закону, так как с учётом предмета исполнения, указанного в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 26 января 2021 года и в постановлении о взыскании исполнительского сбора от 11 марта 2021 года, в действиях (бездействии) Правительства Республики Калмыкия отсутствует признак противоправности.
Оспариваемым постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия ФИО1 от 11 марта 2021 года о взыскании с Правительства Республики Калмыкия исполнительского сбора нарушены имущественные права административного истца.
При таких обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
Административные исковые требования Правительства Республики Калмыкия удовлетворить.
Признать незаконным постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия ФИО1 от 11 марта 2021 года о взыскании с Правительства Республики Калмыкия исполнительского сбора по исполнительному производству №1801/21/08015-ИП от 26 января 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Е.В. Богзыкова
Решение принято в окончательной форме 30 апреля 2021 года.