УИД 58RS0028-01-2022-002352-02
№ 2а-1212/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пенза 15 сентября 2022 г.
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Е.Ю.,
при секретаре Серебряковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Пензенского района Пензенской области к администрации Ленинского сельсовета Пензенского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по разработке правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пензенского района обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что прокуратурой Пензенского района в мае 2022 г. проведена проверка исполнения администрацией Ленинского сельсовета земельного законодательства, законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг. При этом, как показала проверка, должным образом органом местного самоуправления предусмотренные законом обязанности в полной мере реализованы не были. Как установлено проверкой, администрацией сельсовета не разработан и не принят административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу статьи 53 ЗК РФ, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестр муниципальных услуг муниципального образования не включены. Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к заявителям, возможность нарушения порядка оказания муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности. С целью устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой района в адрес главы администрации внесено представление от 11.05.2022, однако до настоящего времени администрацией Ленинского сельсовета меры по разработке вышеуказанного регламента не приняты, сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования отсутствуют, что свидетельствует о том, что нарушения до настоящего времени не устранены.
Просил признать незаконным бездействие администрации Ленинского сельсовета Пензенского района, выразившееся в непринятии мер по разработке правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу статьи 53 ЗК РФ, невключении указанной муниципальной услуги в реестр муниципальных услуг.
Обязать администрацию Ленинского сельсовета Пензенского района принять меры по разработке правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу статьи 53 ЗК РФ, и включению указанной муниципальной услуги в реестр муниципальных услуг, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца – заместитель прокурора Пензенского района Соболева Е.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика – администрации Ленинского сельсовета Пензенского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. На основании письменного заявления и.о. главы администрации Сухорукова Е.Ю. просила о рассмотрении дела в их отсутствие.
Cуд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, по имеющимся доказательствам, которые судом признаны достаточными для рассмотрения иска по существу и вынесения решения.
Заслушав представителя административного истца - заместителя прокурора Пензенского района Соболеву Е.А., исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 3 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно статье 51 закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регламентированы Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ).
Согласно положениям статьи 2 указанного закона муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом №131-ФЗ и уставами муниципальных образований.
Исходя из положений пункта 3 указанной статьи заявителем может выступать как физическое, так и юридическое лицо, а также их законные представители. Согласно статье 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно (ч. 2 ст. 39.9 ЗК РФ):
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (статья 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Так, согласно пункту 3 статьи 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ.
Таким образом, функция по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельном участке при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок должна реализовываться посредством предоставления муниципальной услуги.
В силу статьи 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестр муниципальных услуг.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона №210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Пензенского района в мае 2022 проведена проверка исполнения администрацией Ленинского сельсовета земельного законодательства, законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг. Как установлено проверкой, администрацией сельсовета не разработан и не принят административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельном участке при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу статьи 53 ЗК РФ, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестр муниципальных услуг муниципального образования не включены. С целью устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой района в адрес главы администрации внесено представление от 11.05.2022.
Согласно ответу и.о. главы администрации Ленинского сельсовета Пензенского района Пензенской области от 15.06.2022 на представление прокурора Пензенского района административный регламент не принят, но в рамках устранения нарушений требований законодательства РФ разрабатывается проект административного регламента. С ответственными должностными лицами, допустившими нарушения закона, а также причин и условий способствующих их совершению, проведена беседа на тему усиления ответственности в вопросах нарушения закона, указано на необходимость активизации этой работы и принятия необходимых мер для устранения допущенных нарушений.
Таким образом, до настоящего времени администрацией Ленинского сельсовета меры по разработке вышеуказанного регламента не приняты, сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования отсутствуют, что свидетельствует о том, что нарушения до настоящего времени не устранены.
При указанных обстоятельствах администрацией допущено незаконное
бездействие, выразившееся в неприятии на протяжении длительного периода мер по разработке административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельном участке при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, размещению сведений о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг и на официальном сайте администрации в сети «Интернет», которое не прекращено на момент обращения прокуратуры в суд.
Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к заявителям, возможность нарушения порядка оказания муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.
По этим основаниям суд находит административный иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Пензенского района Пензенской области к администрации Ленинского сельсовета Пензенского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по разработке правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ленинского сельсовета Пензенского района, выразившееся в непринятии мер по разработке правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу статьи 53 ЗК РФ, невключении указанной муниципальной услуги в реестр муниципальных услуг.
Обязать администрацию Ленинского сельсовета Пензенского района принять меры по разработке правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу статьи 53 ЗК РФ, и включению указанной муниципальной услуги в реестр муниципальных услуг, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение месяца.
Председательствующий: Е.Ю. Иванова
В окончательной форме решение принято 19 сентября 2022 года
Судья: