Дело № 2а-1213/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2016 года г. Дивногорск
Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Поповой Ю.А.,
при секретаре Половневой В.В.,
с участием прокурора – помощника прокурора г. Дивногорска Араповой М.Н.,
представителя административного ответчика - администрации г. Дивногорска ФИО1, действующей на основании доверенности №пр от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия, обязании разработать и принять нормативные правовые акты,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Дивногорска в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействие администрации г. Дивногорска, выразившееся в длительном уклонении от разработки и принятия нормативных правовых актов - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; правового акта, устанавливающего размер платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; правового акта, устанавливающего методику расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; правового акта, устанавливающего стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; правового акта, устанавливающего нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативные правовые акты - административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; правовой акт, устанавливающий размер платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; правовой акт, устанавливающий методику расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; правовой акт, устанавливающий стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; правовой акт, устанавливающий нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Дивногорска на основании задания прокуратуры Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ проведен мониторинг законодательства в сфере безопасности дорожного движения, по результатам которого выявлены пробелы в правовом регулировании на муниципальном уровне и факты длительного бездействия органа местного самоуправления в разработке и утверждении нормативных правовых актов.
Проверкой установлено, что до настоящего времени органом местного самоуправления не разработаны и не утверждены следующие нормативные правовые акты:
- административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
- порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
- правовой акт, устанавливающий размер платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
- правовой акт, устанавливающий методику расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
- правовой акт, устанавливающий стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
- правовой акт, устанавливающий нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Длительное бездействие органа местного самоуправления в части непринятия необходимого правового регулирования дорожной деятельности на местном уровне приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования к неполучению бюджетных средств.
Несмотря на длительное действие федерального законодательства, регулирующего полномочия органа местного самоуправления в сфере дорожной деятельности, меры на разработку и принятие правовой базы администрацией г. Дивногорска не приняты.
Помощник прокурора г. Дивногорска Арапова М.Н. в судебном заседании поддержала иск по основаниям, аналогичным изложенным в нем.
Представитель административного ответчика – администрации г. Дивногорска ФИО1, в судебном заседании исковые требования признала в части возложения обязанности разработать и утвердить указанные нормативные правовые акты, в части признания бездействия незаконным просила отказать, мотивируя тем, что работа по разработке и принятию нормативных правовых актов ведется, в настоящее время разработаны проекты нормативных правовых актов, которые проходят согласование.
Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также с п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования город Дивногорск Красноярского края (принят местным референдумом 17.12.1995 года), к вопросам местного значения города относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в частности, к таким полномочиям отнесены: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (п. 1), принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования (п. 3.1), установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения (п. 3.2), установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения (п. 3.3), определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения (п. 4), установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения (п. 8), утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п. 11).
Согласно ч. 9 ст. 22 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения рассчитывается исходя из установленных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к соответствующей автомобильной дороге.
В соответствии ч. 3 ст. 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Дивногорска в адрес главы города Дивногорска Красноярского края ФИО2 были направлены предложения о принятии нормативных правовых актов в сфере безопасности дорожного движения, а также отмечено, что до настоящее времени на территории муниципального образования г. Дивногорск не утвержден административный регламент осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; не установлена стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; не принят нормативно-правовой акт, определяющий нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора г. Дивногорска Прохоренко Н.И. в адрес главы города Дивногорска внесено представление об устранении нарушений федерального, краевого законодательства.
Из указанного представления следует, что, несмотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Дивногорска администрация проинформирована о необходимости правового регулирования правоотношений в сфере безопасности дорожного движения, до настоящего времени указанные нормативно-правовые акты не приняты.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Дивногорска представлена информация прокурору г. Дивногорска о том, что ведутся работы по разработке проектов нормативных правовых актов:
- административного регламента осуществления муниципального контракта за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
- устанавливающих стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
- определяющих нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
- определяющих порядок проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам;
- определяющих порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
- определяющих порядок допуска перевозчиков к пассажирским перевозкам по регулярным маршрутам.
С учетом вышеизложенного и установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о законности требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации г. Дивногорска, выразившееся в длительном уклонении от разработки и принятия нормативных правовых актов и возложении обязании разработать и принять указанные нормативные правовые акты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора города Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия, обязании разработать и принять нормативные правовые акты удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Дивногорска, выразившееся в длительном уклонении от разработки и принятия нормативных правовых актов - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; правового акта, устанавливающего размер платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; правового акта, устанавливающего методику расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; правового акта, устанавливающего стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; правового акта, устанавливающего нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Возложить обязанность на администрацию г. Дивногорска разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативные правовые акты - административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; правовой акт, устанавливающий размер платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; правовой акт, устанавливающий методику расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; правовой акт, устанавливающий стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; правовой акт, устанавливающий нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.А. Попова
«Согласовано» ____________________________________судья Ю.А. Попова