РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2018 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Ахметова Р.М.,
при секретаре Кыневой Г.Г.,
с участием представителя административного истца ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1213/2018 по административному исковому заявлению ФИО3 к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, Администрации города Ханты-Мансийска, заинтересованное лицо Департамент строительства и архитектуры Администрации города Ханты-Мансийска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на плане территории, об обязании согласования и утверждения схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО3 обратился в Ханты – Мансийский районный суд ХМАО – Югры с требованием к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, Администрации г. Ханты-Мансийска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения на плане территории, об обязании утверждения схемы расположения земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был подготовлен отказ в утверждении схемы по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Основанием для отказа послужило то, что в соответствии с действующими правилами землепользования и застройки территории города Ханты-Мансийска, утвержденными решением Думы города Ханты-Мансийска от 26.09.2008 № 590, испрашиваемый земельный участок, согласно координат характерных точек границ, расположен в территориальной зоне объектов инженерной инфраструктуры ИЗ 400, где основные виды и параметры разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства «Объекты энергообеспечения, теплоснабжения, связи, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки стоков и другие объекты инженерной инфраструктуры городского значения», испрашиваемые цели использования земельных участков на данной территории не предусмотрены. Считает отказ ответчика незаконным.
Определением Ханты-Мансийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Администрация города Ханты-Мансийска.
Протокольным определением Ханты-Мансийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Ханты-Мансийска.
Административный истец ФИО3, представители административных ответчиков и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились. От Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска поступило ходатайство о рассмотрении иска без участия представителя, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
Исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 1 ст.1 Земельного кодекса РФ определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В обеспечение реализации указанного выше принципа п.1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что если не установлено настоящей статей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии п.1 ст. 39.14 ЗК РФ Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Уполномоченный орган власти решает вопрос о предоставлении земельного участка гражданину в порядке, предусмотренном ст. 39.14 ЗК РФ, в частности, принятие органом власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пп. 3 п. 1 ст. 39.14).
Исчерпывающий перечень оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
В силу п.п.1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
По правилам п.п.3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 2 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ).
В силу Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1). Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (пункты 1, 2, 3 части 2 и часть 4 статьи 30).
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Иное означало бы снижение уровня правовых гарантий прав и законных интересов правообладателя земельного участка по существующему и планируемому использованию земельного участка.
С целью приобретения права собственности на земельный участок, занимаемый данным гаражом ФИО3 обратился в Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
По результатам рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы, Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска отказал в удовлетворении заявления по причине того, что согласно действующих Правил землепользования и застройки территории города Ханты-Мансийска, утвержденных решением Думы города Ханты-Мансийска от 26.09.2008 № 590, испрашиваемый земельный участок, согласно координат характерных точек границ, расположен в территориальной зоне объектов инженерной инфраструктуры ИЗ 400, где основные виды и параметры разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства «Объекты энергообеспечения, теплоснабжения, связи, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки стоков и другие объекты инженерной инфраструктуры городского значения».
Таким образом, из представленных материалов дела усматривается, что гараж, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, был зарегистрирован в собственность на имя ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается регистрационным удостоверением Бюро технической инвентаризации и записано в реестровой книге под №, т.е. задолго до вступления в силу Правил землепользования и застройки территории <адрес>, утвержденных решением Думы города Ханты-Мансийска от 26.09.2008 № 590, а ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО3 получил по наследству, согласно свидетельства о праве на наследство по закону.
Отказывая ФИО3 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, Департаментом муниципальной собственности Администрации <адрес> не принято во внимание то обстоятельство что ФИО3 обратился в уполномоченный орган с целью образования и предварительного согласования предоставления земельного участка под уже существующим и принадлежащим ему на праве собственности гаражом (что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону и свидетельством о государственной регистрации права) как обладатель исключительного перед всеми другими лицами права на предоставление этого земельного участка в силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.
Как было указано выше, одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (подпункт 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
В силу ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В данном случае административными ответчиками не представлено доказательств запрета на использование гаража на испрашиваемом земельном участке, равно как и не представлено доказательств запрета на предоставление испрашиваемого земельного участка в частную собственность (отнесения данного земельного участка к землям, изъятым из оборота, либо к землям, ограниченным в обороте).
Отказ Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка (обязательного этапа установленный процедуры) противоречит пп.5 п. 1 ст. 1,, п. 4 ст.11.9, п.8 ст. 39.15, п.1 ст. 39.20, п.4 ст. 85 ЗК РФ, ч. 8 ст. 36 ГРК РФ и препятствует ФИО3 в реализации принадлежащего ему исключительного права на получение в собственность земельного участка под принадлежащим ей объектом капитального строительства (гаражом).
Факт принадлежности находящегося на испрашиваемом земельном участке объекта капитального строительства (гаража) ФИО3 подтверждается предоставленными документами и не оспаривался сторонами.
Доказательства нахождения на этом земельном участке других объектов капитального строительства отсутствуют.
В данном случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что гараж, принадлежащий административному истцу, который находится на испрашиваемом земельном участке, построен до введения в действие Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса и РФ.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих образованию испрашиваемого ФИО3 земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости (гаража), ответчиками не представлено.
В связи с изложенным подлежит признанию незаконным отказ Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска о предварительном согласовании ФИО3 предоставления земельного участка под объектом недвижимости – гаражом, расположенным по адресу: <адрес>.
Между тем, возложение на ответчиков обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка не может быть удовлетворено, так носит предрешающий характер, свидетельствует о подмене судом полномочий, как Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, так и Администрации города Ханты-Мансийска, поскольку исходя из смысла ч. 13 ст.11.10 ЗК РФ право утверждения схемы земельного участка относится к исключительной компетенции исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в связи с чем на Департамент муниципальной собственности Администрации <адрес> должна быть возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав ФИО3 путем повторного рассмотрения его заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы земельного участка под объектом недвижимости – гаражом, расположенным по адресу <адрес>.
Обязать Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска рассмотреть заявление ФИО3 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска направить письменное сообщение в Ханты-Мансийский районный суд в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, об его исполнении.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 03 апреля 2018 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись Р.М. Ахметов
Копия верна
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Р.М. Ахметов