ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1213/2021 от 12.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-1213/2021

64RS0046-01-2021-002157-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2021 года г.Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Милованова А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абасовым Г.А., с участием заместителя прокурора Саратовского района Саратовской области Плюснина Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Саратовского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

установил:

Заместитель прокурора Саратовского района Саратовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что в ходе проведенной прокуратурой Саратовского района Саратовской области, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений закона, выявлены факты размещения в информационно-коммуникационной сети Интернет в свободном доступе неограниченного круга лиц на Интернет-сайтах: https://chekzachas.ru/saratov; https://goscheck.ru/; https://a.gostinichnye-checki.biz/city/cheki-saratov; размещена информация содержащая предложения по приобретению поддельных гостиничных чеков.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Информация, содержащаяся на Интернет-сайтах: https://chekzachas.ru/saratov; https://goscheck.ru/; https://a.gostinichnye-checki.biz/city/cheki-saratov; содержит информацию о возможности приобретения документов подтверждающих проживание и оплату в гостиницах.

Ссылаясь на изложенное, а также на нормы Федерального закона « Об информации, информационных технологиях и о защите информации», заместитель прокурора Саратовского района Саратовской области просит суд признать информацию, размещенную на Интернет-сайтах: https://chekzachas.ru/saratov; https://goscheck.ru/; https://a.gostinichnye-checki.biz/city/cheki-saratov; информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.

В судебном заседании прокурор поддержал требования в части информации размещенной на интернет-сайтах https://chekzachas.ru/saratov; https://goscheck.ru/; дал пояснения аналогичные указанным в административном иске, просил иск удовлетворить. Отказался от требований о признании запрещенной информации размещенной на сайтеhttps://a.gostinichnye-checki.biz/city/cheki-saratov; т.к. к моменту рассмотрения дела указанный интернет-сайт не доступен.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Распространение информации– это действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Положениями п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно главы 24 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель предоставляет гарантии при направлении работников в служебные командировки.

Статьей 168 ТК РФ приводит случаи возмещения расходов работнику, связанных со служебной деятельностью, одним из таких расходов. Является расход по найму жилого помещения.

Размещение сведений о производстве и продаже гостиничных чеков, создает условия при которых гражданами могут совершаться административные правонарушения и уголовные преступления.

Статьей 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность граждан за подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт.

В соответствии с ч.5 ст. 327 УК РФ предусмотрена ответственность граждан за приобретение, хранение, перевозку в целях использования заведомо подложенного документа.

Частью 4 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ определено, что информация, размещаемая ее обладателями в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

Согласно ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр), в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 (далее по тексту – Правила), Единый реестр создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено(далее – запрещенная информация).

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.

Часть 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ и п. 5 Правил определяют, что основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Саратовского района Саратовской области проведена проверка в сети Интернет.

В рамках указанной проверки установлено, что пользователи сети «Интернет» имеют неограниченный доступ к Интернет-сайтам: https://chekzachas.ru/saratov; https://goscheck.ru/; https://a.gostinichnye-checki.biz/city/cheki-saratov; размещена информация содержащая предложения по приобретению поддельных гостиничных чеков.

При проверки доступа к указанным сайтам установлено, что на момент рассмотрения дела судом имеется доступ к следующим интернет-сайтам: https://chekzachas.ru/saratov; https://goscheck.ru/.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы закона в их совокупности, суд приходит к выводу, что информация, распространяемая на Интернет-сайтах: https://chekzachas.ru/saratov; https://goscheck.ru/; содержит предложения по приобретению документов подтверждающих проживание и оплату проживания в гостиницах, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В связи с чем, требования заместителя прокурора Саратовского района Саратовской области подлежат удовлетворению, а информация, размещенная в сети «Интернет» на Интернет-сайтах: https://chekzachas.ru/saratov; https://goscheck.ru/ подлежит признанию информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Саратовского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на страницах сайтов: https://chekzachas.ru/saratov; https://goscheck.ru/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения сетевых адресов: https://chekzachas.ru/saratov; https://goscheck.ru/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На решение Ленинского районного суда г. Саратова может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2021 года.

Судья: