ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1213/2021 от 26.11.2021 Киришского городского суда (Ленинградская область)

47RS0008-01-2021-002077-12

Дело № 2а-1213/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2021 год г. Кириши

Ленинградская область

Киришский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Голубевой А.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Киришского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Пчевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия, выразившегося невыполнении обязанности по регистрации права собственности на земельные участки под автомобильными дорогами в границах населенного пункта, незаконным, обязании зарегистрировать право собственности на земельные участки, на которых расположены автомобильные дороги,

установил:

Киришский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Пчевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия, выразившегося невыполнении обязанности по регистрации права собственности на земельные участки под автомобильными дорогами в границах населенного пункта, незаконным, обязании зарегистрировать право собственности на земельные участки, на которых расположены автомобильные дороги, указывая на то, что Киришской городской прокуратурой в порядке контроля, во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Пчевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области законодательства, регулирующего порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в ходе проведения которой, установлено, что в силу ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В силу положений ст. 39.9, 39.10 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются органам местного самоуправления исключительно в постоянное (бессрочное) пользование. В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка. На основании п. 5ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 №48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» к вопросам местного значения городских и сельских поседений отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая, помимо прочего, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дородной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п.. 1ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Исходя из анализа указанных правовых норм, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, а также земельные участки под ними, позволяющие реализовывать вопросы местного значения поселения в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, что предполагает наличие имущества, предназначенного для этих целей и обеспечение его надлежащего содержания. Вместе с тем, проверкой установлено, что вышеуказанные полномочия администрацией муниципального образования Пчевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в полной мере не исполняются. По состоянию на текущую дату в нарушение требований названного законодательства не зарегистрировано право собственности на 3 земельных участка, на которых расположены автомобильные дороги в пределах населенных пунктов Пчевского поселения: под автомобильной дорогой по ул. Советская в дер. Пчева, ул. Героев в дер. Пчева, ул. Набережная в дер. Пчева. На основании изложенного, истец просит признать бездействие, выразившееся в невыполнении обязанности по регистрации права собственности на земельные участки под автомобильными дорогами в границах населенного пункта, незаконным, обязать зарегистрировать право собственности на земельные участки, на которых расположены автомобильные дороги.

Административный истец извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.

Административный ответчик извещен о времени и месте рассмотрения дела, представитель в суд не явился, согласно письменному отзыву на иск, просит рассмотреть дела в порядке упрощенного производства.

В соответствии со ст. 150, 291 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие сторон без проведения устного разбирательства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Исходя из положений статей 3, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.

Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

При этом, согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый номер - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.

Как указано в приказе Минтранса России от 20.05.2009 N 80 "О Едином государственном реестре автомобильных дорог" в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.

Из материалов дела следует, что Киришской городской прокуратурой в порядке контроля, во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Пчевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области законодательства, регулирующего порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

По состоянию на текущую дату в нарушение требований названного законодательства не зарегистрировано право собственности на 3 земельных участка, на которых расположены автомобильные дороги в пределах населенных пунктов Пчевского поселения: под автомобильной дорогой по ул. Советская в дер. Пчева, ул. Героев в дер. Пчева, ул. Набережная в дер. Пчева.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также отсутствует информация о зарегистрированных правах земельные участки, занимаемые указанными автомобильными дорогами.

На основании изложенного, учитывая, что администрацией муниципального образования Пчевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области не выполнены обязанность по регистрации права собственности на земельные участки под автомобильными дорогами, расположенными в пределах населённого пункта, которая прямо предусмотрена законом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

решил:

административный иск администрации муниципального образования Пчевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия, выразившегося невыполнении обязанности по регистрации права собственности на земельные участки под автомобильными дорогами в границах населенного пункта, незаконным, обязании зарегистрировать право собственности на земельные участки, на которых расположены автомобильные дороги, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие, выразившееся в невыполнении обязанности по регистрации права собственности на земельные участки под автомобильными дорогами в границах населенного пункта.

Обязать администрацию муниципального образования Пчевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области совершить предусмотренные законом действия по оформлению права собственности на земельные участки, занятые автомобильными дорогами: автомобильная дорога улица Советская дер. Пчева, автомобильная дорога улица Героев дер. Пчева, автомобильная дорога улица Набережная дер. Пчева.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Киришский городской суд Ленинградской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья