ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1213/2023 от 19.01.2024 Мариинского городского суда (Кемеровская область)

Дело №2а-50/2024

УИД 42RS0012-01-2023-002171-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тураевой Н.Р.,

при секретаре Тарасенко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи в городе Мариинске Кемеровской области

19 января 2024 года

административное дело по административному иску Кемеровской таможни к Жигачеву Алексею Александровичу о взыскании утилизированного сбора, а также пени за неуплату утилизированного сбора,

УСТАНОВИЛ:

Кемеровская таможня обратилась в суд с иском к Жигачеву А.А. о взыскании утилизированного сбора, а также пени за неуплату утилизированного сбора.

Требования мотивированны тем, на основании статьи 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Кемеровской таможней в отношении Жигачева Алексея Александровича (далее также Жигачев А.А.) проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств в части соблюдения иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательствами государств-членов, в части полноты уплаты утилизационного сбора.

В ходе проведения проверки установлен факт приобретения Жигачевым А.А. на территории Республики Армения и ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств с целью последующей продажи, что исключает применение коэффициентов, предусмотренных для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования.

По результатам проверки Кемеровской таможней составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 11.05.2023 <...>. Сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате Жигачевым А.А., составляет 1478600 рублей.

В ходе проверки установлено, что гражданин Российской Федерации Жигачев Алексей Александрович в период с 25.05.2022 по 02.11.2022 обратился на Кузбасский таможенный пост Кемеровской таможни с целью уплаты утилизационного сбора за три транспортных средства, ввезенные из Республики Армения:

<...>

<...>

<...>

Согласно обращению Жигачева А.А. цель ввоза транспортных средств - для личного пользования. На транспортные средства Жигачевым А.А. были представлены расчеты сумм утилизационного сбора - 5200,00 рублей за каждое транспортное средство (коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя - 0,26).

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ), за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Плательщиками утилизационного сбора в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ признаются, в том числе, лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Пунктом 4 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ установлено, что порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период ввоза транспортных средств) утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), а также Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).

Согласно пункту 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ, а именно лица, осуществившие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Согласно пункту 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

На основании представленных в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил документов таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора.

Учитывая вышеизложенное, таможенный орган обязан осуществлять проверку обоснованности применения коэффициентов при расчете суммы утилизационного сбора.

При подаче заявлений на уплату утилизационного сбора в качестве цели ввоза Жигачевым А.А. указана информация о ввозе транспортных средств для личного пользования. Расчет суммы утилизационного сбора за каждый ввезенный автомобиль произведен Жигачевым А.А. с применением коэффициентов, установленных в отношении транспортных средств для личного пользования.

Ввоз транспортного средства на территорию Российской Федерации физическим лицом не свидетельствует о его ввозе для личного пользования, так как транспортное средство может быть предназначено для иных целей. В этой связи заявителю необходимо обосновать применение коэффициента расчета суммы утилизационного сбора, установленного для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования (пункт 3 раздела I Перечня).

Действующим законодательством не установлено ограничений по количеству транспортных средств, которое физическое лицо может ввозить на территорию Российской Федерации для личного пользования. Учитывая это, определение предназначения транспортного средства производится исходя из обстоятельств его ввоза в Российскую Федерацию, заявления лица, ввозящего транспортное средство на территорию Российской Федерации, и иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении сведения.

В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Согласно пункту 4 статьи 256 ТК ЕАЭС отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется исходя из: 1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; 2)характера и количества товаров; 3) частоты пересечения физическим лицом; таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.

Согласно разъяснениям пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 №49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.

В ходе проведенной проверки установлено, что Жигачев А.А. в течение 2022 года три раза обращался на Кузбасский таможенный пост Кемеровской таможни с заявлениями об уплате утилизационного сбора на следующие транспортные средства, приобретенные им в целях личного использования:

<...> ввезенный из Республики Армения, дата ввоза в Российскую Федерацию, исходя из заявления об уплате утилизационного сбора -13.05.2022;

<...> ввезенный из Республики Армения, дата ввоза в Российскую Федерацию, исходя из заявления об уплате утилизационного сбора -19.07.2022;

<...> ввезенный из Республики Армения, дата ввоза в Российскую Федерацию, исходя из заявления об уплате утилизационного сбора - 17.10.2022.

Цель ввоза транспортных средств, указанная Жигачевым А.А. в заявлениях об уплате утилизационного сбора, - для личного пользования.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.

Письмом от 19.01.2023 <...> ГУ МВД России по Кемеровской области в Кемеровскую таможню представлены сведения о том, что Жигачевым А. А. действия по регистрации (постановке на учет) в отношении ввезенных автомобилей: <...>, не совершались, после уплаты утилизационного сбора в короткий срок были проданы.

Так, автомобиль <...>, 11.06.2022 автомобиль был продан Жигачевым А.А. физическому лицу К. 06.08.2022 продан и зарегистрирован на имя М.. (дата подачи Жигачевым А.А. заявления об уплате утилизационного сбора 25.05.2022 (период владения автомобилем менее 17 дней)).

Автомобиль <...> зарегистрирован на имя М. (дата подачи Жигачевым А.А. заявления об уплате утилизационного сбора 02.11.2022 (период владения автомобилем менее 4 дней)).

В свою очередь, автомобиль <...>, 25.08.2022 был поставлен на учет супругой Жигачева А.А. - Ж. Однако по истечении 64 дней, а именно 27.10.2022 перерегистрирован в связи со сменой владельца Б. (дата подачи Жигачевым А.А. заявления об уплате утилизационного сбора 16.08.2022).

По информации, предоставленной органом ЗАГС <...>, физические лица М.К.М.Б. с Жигачевым А.А. в близком родстве не состоят.

Таким образом, из совокупности полученных в ходе проверки данных следует, что Жигачев А.А. приобрел на территории Республики Армения и ввез на территорию Российской Федерации три транспортных, средства для последующей перепродажи, что свидетельствует о невозможности отнесения данных автомобилей к категории транспортных средств, ввезенных для личного пользования.

Разделом I Перечня предусмотрен порядок расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категории M1, в том числе повышенной проходимости категорий G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории.

Согласно примечанию 3 к Перечню, размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

Коэффициент расчета размера утилизационного сбора для транспортных средств, ввезенных для личного пользования, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, установлен пунктом 3 раздела I Перечня и равен 0,26.

В случае ввоза транспортного средства не для личного пользования, с даты выпуска которых прошло больше 3 лет, Перечнем установлен коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя и составляет от 15.69 до 35.01.

В соответствии с примечанием 5 к Перечню, базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 20000 рублей.

Так как материалами проверки подтверждено, что транспортные средства были ввезены Жигачевым А.А. в Российскую Федерацию не для личного пользования, оснований для применения установленного для таких случаев коэффициента расчета суммы утилизационного сбора в размере 0,26 не имелось.

Исходя из сведений, заявленных Жигачевым А.А. о годе выпуска и физических характеристиках транспортных средств, следует, что общая сумма утилизационного сбора, подлежащая доплате, составляет 1478600 рублей.

Марка

а/м/год

выпуска

VIN

Объем двигателя куб.см.

Базовая ставка

(руб.)

Коэффициент

расчета

суммы УС

Сумма УС уплаченная

ранее

(руб.)

Сумма УС

причитающаяся

к доплате

(руб.)

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

20000

15.69

5200

308600

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

20000

35.01

5200

695000

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

20000

24.01

5200

475000

Итого: 1478600 руб.

В соответствии с пунктом 15(1) Правил в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

В соответствии с положениями постановления Правительства №1291 Кемеровская таможня уведомила Жигачева А.А. о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении указанных транспортных средств заказным письмом от 15.05.2023 <...>

Согласно абзацу 4 пункта 11(2) Правил непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

На основании абзаца 4 пункта 11(2) Правил пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.

Руководствуясь изложенным, Кемеровской таможней произведено (начисление пени за неуплату утилизационного сбора по состоянию на 05.12.2023 в отношении ввезенных на территорию Российской Федерации из Республики Армения автомобилей:

<...> за период с 29.05.2022 по 05.12.2023 в размере 51633,93 руб.;

<...> за период с 04.08.2022 по 05.12.2023 в размере 101331,0 руб.;

<...> за период с 02.11.2022 по 05.12.2023 в размере 58203,33 руб. Всего в размере 211168,26 руб.

На дату подачи административного искового заявления информация об уплате утилизационного сбора Жигачевым А.А. в Кемеровскую таможню не поступала, действия, направленные на уплату утилизационного сбора, им не осуществлялись.

Согласно статье 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации таможенные платежи и утилизационный сбор относятся к неналоговым доходам федерального бюджета и в соответствии с Федерального закона №89-ФЗ и Постановлением №1291 являются обязательными платежами.

Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пунктом 3 статьи 22 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по адресу организации, если иное не установлено КАС РФ.

При этом с учетом содержания статей 286 и 287 КАС РФ до обращения с административным исковым заявлением в районный суд необходимо соблюсти предусмотренный главой 11.1 КАС РФ порядок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа.

В связи с чем, 27.09.2023 Кемеровская таможня обратилась к мировому судье судебного участка №1 Мариинского городского судебного района Кемеровской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание в доход федерального бюджета с Жигачева А.А. обязательного платежа в виде утилизационного сбора, а также пени за неуплату утилизационного сбора в отношении ввезенных на территорию Российской Федерации из Республики Армения автомобилей: <...>

09.10.2023 мировым судьей судебного участка №1 Мариинского городского судебного района Кемеровской области вынесен судебный приказ о взыскании в доход федерального бюджета в пользу Кемеровской таможни с Жигачева А.А. обязательного платежа в виде утилизационного сбора, а также пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора в отношении ввезенных на территорию Российской Федерации из Республики Армения автомобилей: <...>

Определением мирового судьи судебного участка №1 Мариинского городского судебного района Кемеровской области от 07.11.2023 по делу <...> судебный приказ отменен.

Просит взыскать в доход федерального бюджета с Жигачева Алексея Александровича <...>

- утилизационный сбор в размере 1478600 руб. в отношении ввезенных на территорию Российской Федерации из Республики Армения автомобилей: <...>

- пени за неуплату утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации из Республики Армения автомобиля <...>), за период с 29.05.2022 по 05.12.2023 в размере 51633,93 руб.;

- пени за неуплату утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации из Республики Армения автомобиля <...> за период с 04.08.2022 по 05.12.2023 в размере 101331,00 руб.;

- пени за неуплату утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации из Республики Армения автомобиля <...>, за период с 02.11.2022 по 05.12.2023 в размере 58203,33 руб., всего в общей сумме 1689768,26 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Галимова Ю.А. поддержала административные исковые требования в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании административный ответчик Жигачев А.А. с административными исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что автомобили <...> приобрел для личного пользования, оплатил положенный утилизационный сбор. В ходе эксплуатации автомобилей они получили повреждения. В связи с отсутствием возможности личными силами отремонтировать автомобили, они были проданы. Автомобиль <...> им был приобретен для супруги - Ж. данный автомобиль был поврежден вследствие падения на него дерева, в связи с чем, автомобиль также был продан. Прибыли от продажи автомобилей он не получил, наоборот, понес убытки.

В судебном заседании представитель административного ответчика Фролов М.С. с административными исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, просил отказать в удовлетворении требований.

В судебном заседании представитель административного ответчика Генрих Н.С. с административными исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении.

Свидетель К. суду пояснил, что входил в состав комиссии, которая проводила проверку таможенных и иных документов, сведений в отношении Жигачева А.А. По результатам проверки был составлен акт, было установлено, что Жигачевым А.А. было ввезено на территорию РФ три транспортных средства, им были поданы заявления об уплате утилизационного сбора за три транспортных средства, приобретенных для личного использования. На транспортные средства Жигачевым А.А. были представлены расчеты сумм утилизационного сбора. Комиссией были изучены: заявление о уплате утилизационного сбора, поданные Жигачевым А.А. на Кузбасском таможенном посту, проводилась запросная работа, были направлены запросы в ГИБДД по Кемеровской области-Кузбассу, ЗАГС, а также была собрана информация в виде объяснений данных Жигачевым А.А. на Кузбасском таможенным посту и различные приложенные к заявлению об уплате утилизационного сбора справки, заявления, документы, также были изучены документы, поступившие с республики Армения. Было установлено, что <...> был поставлен на учет Ж. через 64 дня автомобиль был перерегистрирован в связи со сменой владельца Б. Период владения Жигачевым А.А. автомобилем <...> составил 4 дня. Период владения Жигачевым А.А. автомобилем <...> составил 17 дней. Были опрошены лица, приобретшие автомобили у Жигачева А.А. В ходе проведения проверки был установлен факт нарушения требований, установленных международными договорами и актами, в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов при ввозе в РФ транспортного средства не для личного пользования. Жигачеву А.А. был доначислен утилизационный сбор, начислена пени.

В судебном заседании свидетель М.. пояснил, что с Жигачевым А.А. познакомился при осмотре автомобиля марки <...>. Автомобиль на момент осмотра был разбит, съехал с трассы, левый бок автомобиля был поврежден. Они оценили стоимость ремонта автомобиля, после чего он (свидетель) предложил Жигачеву А.А. продать ему данный автомобиль. Жигачев А.А. согласился. За какую цену М.. приобрел данный автомобиль, не помнит, но не дороже 250000 рублей. Дату, когда он приобрел автомобиль, не помнит, автомобиль был им отремонтирован.

В судебном заседании свидетель Ж. пояснила, что Жигачев А.А. - её супруг. Он в 2022 году приобретал для личных целей три автомобиля: <...> В ходе эксплуатации автомобиля <...> произошла его поломка, сгорел двигатель автомобиля, в связи с чем, Жигачев А.А. продал автомобиль. Автомобилем <...> пользовалась она, автомобиль был поврежден, на него упало дерево, в связи с чем, было решено автомобиль продать. Управляя автомобилем <...> Жигачев А.А. «слетел» с трассы, автомобиль получил повреждения, в связи с чем, Жигачев А.А. продал автомобиль.

Рассмотрев дело, заслушав представителя административного истца, административного ответчика, представителей административного ответчика, свидетелей, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечении таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно ч.1 ст.24.1 Закона №89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.24.1 Закона №89-ФЗ).

Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию (ч.3 ст.24.1 Закона №89-ФЗ).

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (ч.4 ст.24.1 Закона №89-ФЗ).

Согласно пункту 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 №81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила взимания), взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце 2 пункта 3 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ, а именно лица, осуществившие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, производит Федеральная таможенная служба.

Пунктом 3 Правил взимания определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.

В соответствии с п.11 Правил взимания для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе и расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

Следовательно, уплата утилизационного сбора является обязательным условием при ввозе на территорию Российской Федерации каждого колесного транспортного средства (шасси), каждой самоходной машины, каждого прицепа к ним.

Согласно п.5 Правил взимания утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем. Таможенные органы в соответствии с п.13 Правил взимания осуществляют проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.

Судом установлено, что согласно договору купли-продажи автомобиля от 05.05.2022 Жигачев А.А., гражданин РФ, приобрел у Ц. гражданина Республики Армения, автомобиль <...>, регистрационный номер <...>, вид транспортного средства - легковой пассажирский, номер двигателя и номер шасси не указан, тип кузова - седан, цвет белый, мощность двигателя <...>. Цена продажи автомобиля по согласованию сторон составляет 2500000 драм (л.д.99-101).

Согласно справки <...> о снятии с гос. регистрации (учета) транспортного средства (л.д.98) транспортное средство <...>, транзитный номер <...> вид транспортного средства - легковой пассажирский, номер двигателя, номер кузова, номер шасси не указан, тип кузова - седан, цвет белый, мощность двигателя <...>, снято с учета согласно договора купли-продажи, зарегистрированного в реестре за <...> заверенного 05.05.2022, вследствие выезда в другое государство.

10.05.2022 Жигачевым А.А. оформлена пассажирская таможенная декларация (л.д.96-97), в п.5 «Сведения о транспортных средства» декларации указано: вывоз транспортного средства <...><...> регистрационный номер <...>, <...>, стоимость 2500000 АМD.

Согласно ответа начальника управления международного сотрудничества (л.д.93) по данным информационной базы таможенных деклараций Комитета государственных доходов Республики Армения автомобиль марки <...> с идентификационным номером <...> был задекларирован в Армении по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления» по товарной декларации <...>. Размер уплаченной таможенной пошлины составил 460416 АМD, НДС-468684 АМD, природоохранного налога - 37660 АМD. Вышеуказанное транспортное средство имеет статус товара Евразийского экономического союза.

Испытательной лабораторией ООО «Фаворит» было выдано свидетельство серия <...> о безопасности конструкции транспортного средства <...> с идентификационным номером <...> (л.д.90-92).

25.05.2022 Жигачевым А.А. подано заявление об уплате утилизированного сбора за ввезенное транспортное средство <...>. Страна вывоза Армения, транспортное средство приобретено с личной целью (л.д.84).

Согласно расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце 2 пункта 3 ст.24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 25.05.2022 года (л.д.85) за ввезенный автомобиль марки <...>, <...>, <...>., категория ТС: М1, подлежащего уплате составляет 5200 рублей.

Согласно квитанции от 25.05.2022 к ТПО <...>, выданной на имя Жигачева А.А. (л.д.86), утилизационный сбор подлежит оплате в размере 5200 рублей.

Согласно договору купли-продажи автомобиля от 30.06.2022 Жигачев А.А., гражданин РФ, приобрел у П. гражданина Республики Армения, автомобиль <...>, регистрационный номер <...> тип транспортного средства - легковой, тип кузова - универсал, цвет черный, мощность двигателя <...>. Автомобиль продан за 7349580 драмов (л.д.79-80).

18.07.2022 Жигачевым А.А. оформлена пассажирская таможенная декларация (л.д.81-83), в п.5 «Сведения о транспортных средства» декларации указано: вывоз транспортного средства <...> регистрационный номер <...>, дата изготовления - <...>, стоимость 7349580 АМD.

Согласно справки <...> о снятии транспортного средства с государственного учета (л.д.78) транспортное средство <...>, <...> транзитный номер <...> тип транспортного средства - легковой, номер двигателя, номер кузова, номер шасси не указан, тип кузова - универсал, цвет черный, мощность двигателя <...>, снято с учета согласно договора купли-продажи, заключенного 30.06.2022, за реестром <...>, в связи с выездом из Республики Армения в другую страну.

Согласно таможенному приходному ордеру, справочный номер <...> (л.д.77) Жигачеву А.А. начислена к уплате сумма утилизационного сбора за транспортное средство <...>, <...>, номер кузова отсутствует, категория ТС: М1, рабочий объем двигателя <...>., модель <...> номер <...>, тип двигателя: бензиновый двигатель внутреннего сгорания, технически допустимая максимальная масса: 2,79 т., в размере 5200 рублей.

Согласно квитанции от 16.08.2022 к ТПО <...>, выданной на имя Жигачева А.А. (л.д.74), утилизационный сбор подлежит оплате в размере 5200 рублей.

Согласно квитанции от 16.08.2022 к ТПО <...>, выданной на имя Жигачева А.А. (л.д.73), подлежит оплате пени за просрочку уплаты утилизац. сбора в размере 19,41 руб.

Согласно квитанции от 16.08.2022 к ТПО <...> выданной на имя Жигачева А.А. (л.д.72), подлежит оплате пени за просрочку уплаты утилизац. сбора в размере 19,41 руб.

Согласно таможенному приходному ордеру справочный номер <...> (л.д.71) Жигачеву А.А. начислена к уплате сумма пени за просрочку уплаты утилизац. сбора в размере 19,41 руб.

Согласно расчета суммы утилизированного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце 2 пункта 3 ст.24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 16.08.2022 (л.д.69) за ввезенный автомобиль <...>, <...>, категория ТС:М1, рабочий объем двигателя <...>., модель <...>, утилизационный сбор подлежит оплате в размере 5200 рублей.

11.08.2022 на транспортное средство марки <...> оформлен электронный паспорт транспортного средства <...> в котором отражены технические параметры автомобиля (л.д.67-68).

Согласно ответа начальника Управления международного сотрудничества (л.д.66) по данным информационной базы таможенных деклараций Комитета государственных доходов Республики Армения автомобиль марки <...> с идентификационным номером <...> был задекларирован в Армении 08.11.2013 по таможенному режиму «выпуск для свободного обращения» (номер регистрации <...> номер оценки <...>) с таможенной стоимостью 5485361 АМD. Размер уплаченной таможенной пошлины составил 548536 АМD, НДС-1206779 АМD, природоохранных платежей - 109707 АМD. Вышеуказанное транспортное средство имеет статус товара Евразийского экономического союза.

16.08.2022 Жигачевым А.А. подано заявление об уплате утилизационного сбора за ввезенное для личных целей транспортное средство <...>, страна вывоза Армения (л.д.65).

Согласно договору купли-продажи автомобиля от 11.10.2022 (л.д.61-64) Жигачев А.А., гражданин РФ, приобрел у Г. гражданина Республики Армения, автомобиль <...>, регистрационный номер <...>, тип транспортного средства - легковой пассажирский, тип кузова - седан, цвет белый жемчуг, мощность двигателя <...> номер шасси и номер двигателя не указан. Автомобиль продан за 4850000 драмов РА.

Согласно ответа начальника Управления международного сотрудничества (л.д.60) по данным информационной базы таможенных деклараций Комитета государственных доходов Республики Армения транспортное средство марки <...>, с идентификационным номером <...> было задекларировано в Армении по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления» по товарной декларации <...>. Размер уплаченной таможенной пошлины составил 572,439 АМD, НДС-806,926 АМD, природоохранного налога - 67,244 АМD. Вышеуказанное транспортное средство имеет статус товара Евразийского экономического союза.

Согласно справки <...> о снятии с государственной регистрации (учета) транспортного средства (л.д.58) транспортное средство марки <...>, год выпуска <...> транзитный номерной знак <...>цвет: белый жемчуг, номер двигателя, кузова и шасси не указан, мощность двигателя <...>, снято с регистрационного учета в результате выхода с регистрации (выезд в другое государство).

Жигачевым А.А. подана пассажирская таможенная декларация (л.д.54-55), в п.5 «Сведения о транспортных средства» декларации указано: вывоз транспортного средства <...>, регистрационный номер <...>, дата изготовления - <...>, стоимость 4850000 АМD.

Испытательной лабораторией ООО «Фаворит» было выдано свидетельство серия <...> о безопасности конструкции транспортного средства <...> с идентификационным номером <...> (л.д.51-53).

25.10.2022 на транспортное средство марки <...> оформлен электронный паспорт транспортного средства <...>, в котором отражены технические параметры автомобиля (л.д.48-50).

Согласно расчета суммы утилизированного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце 2 пункта 3 ст.24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 02.11.2022 (л.д.47) за ввезенный в РФ автомобиль марки <...>, дата выпуска <...> категория ТС:М1, рабочий объем двигателя <...> куб.см., утилизационный сбор подлежит оплате в размере 5200 рублей.

Согласно объяснения Жигачева А.А. от 02.11.2022 (л.д.46) автомобиль марки <...> был продан из-за поломки двигателя. Автомобиль <...> был пригнан жене - Ж. на учете автомобиль стоит на её фамилии, девичья фамилия С.

Согласно квитанции от 02.11.2022 к ТПО <...>, выданной на имя Жигачева А.А. (л.д.45), утилизационный сбор подлежит оплате в размере 5200 рублей, пени на утилизационный сбор в сумме 2,60 руб.

Согласно таможенному приходному ордеру справочный номер <...> (л.д.44) Жигачеву А.А. начислено к уплате сумма утилизационного сбора в размере 5200 рублей, пени за просрочку уплаты утилизац. сбора в размере 2,60 руб.

02.11.2022 Жигачевым А.А. подано заявление об уплате утилизационного сбора за ввезенное для личного пользования транспортное средство <...>, страна вывоза Армения (л.д.43).

На л.д.37-42 имеются сведения с интернет-ресурса о стоимости автомобилей: <...>

Согласно записи акта о рождении <...> от 05.05.1987 (л.д.36) Жигачев Алексей Александрович родился <...>, в графе отец указан - Ж. в графе мать - Ж.

Согласно записи акта о заключении брака <...> от 06.08.2016 (л.д.34) Жигачев Алексей Александрович, <...>, и С., <...>, заключили брак, после заключения брака С. присвоена фамилия Ж.

Согласно ответа заместителя начальника Управления Госавтоинспекции от 10.05.2023 <...> (л.д.32) согласно данным ФИС ГИБДД-М по состоянию на 04.05.2023 транспортные средства на имя Жигачева Алексея Александровича, <...>, не зарегистрированы.

Согласно договору купли-продажи автомобиля от 11.06.2022 (л.д.29) Жигачев А.А. продал автомобиль <...> с идентификационным номером <...>К. за 200000 рублей.

Согласно договору купли-продажи автомобиля от 29.06.2022 (л.д.30) К. продала автомобиль <...> с идентификационным номером <...>М. за 200000 рублей.

Согласно договору купли-продажи автомобиля от 03.11.2022 (л.д.28) Жигачев А.А. продал автомобиль <...> с идентификационным номером <...>М.. за 250000 рублей.

Согласно договору купли-продажи автомобиля от 25.08.2022 года (л.д.26) Жигачев А.А. продал автомобиль <...> с идентификационным номером <...>Ж.. за 200000 рублей.

Согласно договору купли-продажи автомобиля от 22.10.2022 (л.д.27) Ж. продала автомобиль <...> с идентификационным номером <...>Б. за 250000 рублей.

Согласно карточки учета транспортного средства (л.д.25) транспортное средство <...>, <...>, цвет белый, зарегистрирован на имя М., <...> - 05.11.2022.

Согласно карточки учета транспортного средства (л.д.24) транспортное средство <...> с идентификационным номером <...>, цвет белый, зарегистрирован на имя М., <...>, - 06.08.2022.

Согласно карточки учета транспортного средства (л.д.23) транспортное средство <...> с идентификационным номером <...>, цвет черный, зарегистрирован на имя Б., <...>, -27.10.2022.

Согласно акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств <...> от 11.05.2023 года (л.д.13-20) с 17.03.2023 в соответствии со ст.326 ТК ЕЭС проведена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая после выпуска товаров, в отношении физического лица Жигачева Алексея Александровича, <...>. В ходе проведения проверки у Жигачева А.А. установлен факт нарушения требований, установленных международными договорам и актами, в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов при ввозе в РФ транспортного средства не для личного пользования. За автомобили <...><...>, Жигачевым А.А. подлежит доплате утилизационный сбор в сумме 1478600 рублей. Основания для принятия решений в сфере таможенного дела, предусмотренные ТК ЕАЭС и (или) ст.218 ФЗ №289-ФЗ «О таможенном регулирование в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» отсутствуют.

Согласно расчета суммы пени по утилизационному сбору на 05.12.2033 (ТПО <...>. ТС, <...>, ввезено 13.05.2022) за период с 29.05.2022 по 05.12.2023 составила 51633 рубля 93 копейки (л.д.12).

Согласно расчета суммы пени по утилизационному сбору на 05.12.2033 (ТПО <...>. ТС, <...>, ввезено 19.07.2022) за период с 04.08.2022 по 05.12.2023 составила 101331 рубль 00 копеек (л.д.12).

Согласно расчета суммы пени по утилизационному сбору на 05.12.2033 (ТПО <...> ТС, <...>, ввезено 17.10.2022) за период с 02.11.2022 по 05.12.2023 составила 58203 рубля 33 копейки (л.д.12).

Определением мирового судьи судебного участка №1 Мариинского городского судебного района от 07.11.2023 (л.д.108) отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка №1 Мариинского городского судебного района Кемеровской области от 09.10.2023, вынесенный по заявлению Кемеровской таможни о выдаче судебного приказа о взыскании с Жигачева А.А. утилизационного сбора и пени.

Согласно данным отделения по вопросам миграции ОМВД России «Мариинский» (л.д.115) Жигачев Алексей Александрович, <...>, зарегистрирован <...> по адресу: <...> что подтверждается данными паспорта (л.д.127).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 №1764 (ред. от 02.12.2022) «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами (п.3). Регистрация транспортных средств производится любым регистрационным подразделением по месту обращения владельца транспортного средства вне зависимости от места регистрации физического лица, индивидуального предпринимателя или места нахождения юридического лица, являющихся владельцами транспортных средств (п.4). Регистрационные подразделения осуществляют регистрацию транспортных средств самостоятельно, а также во взаимодействии со специализированными организациями, соответствующими требованиям статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и включенными в реестр специализированных организаций (далее - специализированные организации) (п.5). Регистрационные действия совершаются на основании заявления владельца транспортного средства или его представителя о совершении регистрационных действий, а также в случаях, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - по инициативе регистрационного подразделения (п.6). Заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы подаются владельцем транспортного средства или его представителем лично в регистрационное подразделение в 10-дневный срок со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства или возникновения иных обстоятельств, требующих изменения регистрационных данных (п.7).

Согласно пункту 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.

В ходе проведенной проверки Таможенным органом установлено, что автомобили, ввезенные Жигачевым А.А., были проданы в короткий промежуток времени после приобретения автомобилей, что свидетельствует о невозможности отнесения данных автомобилей к категории транспортных средств, ввезенных для личного пользования и пользования членами его семьи, а для последующей реализации.

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 №289-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №289-ФЗ), за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно пункту 2 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

Плательщиками утилизационного сбора в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ признаются, в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Пунктом 4 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства №1291) утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), а также Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).

Согласно пункту 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ, а именно лица, осуществившие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Перечнем к Постановлению Правительства №1291 установлены виды и категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора.

Разделом 1 Перечня предусмотрен порядок расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категории М1, в том числе, повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора составляет 20000 рублей.

В соответствии с Перечнем в случае ввоза физическим лицом транспортного средства (с даты выпуска которого прошло более 3 лет) для личного пользования, применяется коэффициент расчета суммы утилизационного сбора 0,26 базовой ставки (размер утилизационного сбора в этом случае составляет 5200 рублей).

Как указано в Перечне, при ввозе транспортного средства (с даты выпуска которого прошло более 3 лет) не для личного пользования, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя составляет от 15,69 до 35,01 базовой ставки.

Согласно пункту 11 Правил взимания утилизационного сбора, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

Таможенный орган уполномочен на проведение проверок сведений, указанных в заявлении о выдаче паспорта и приложенных к нему документах, и (или) проверки подлинности приложенных к заявлению документов. В соответствии с пунктом 12 Правил взимания утилизационного сбора, на основании представленных документов таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора.

В связи с чем, при выдаче ПТС таможенный орган обязан осуществлять проверку обоснованности применения коэффициентов при расчете суммы утилизационного сбора.

Поскольку в ходе проверки установлено, что транспортные средства были ввезены Жигачевым А.А. в Российскую Федерацию не для личного пользования, административный орган пришел к выводу о том, что оснований для применения установленного для таких случаев коэффициента расчета суммы утилизационного сбора в размере 0,26 не имелось.

Исходя из сведений, заявленных Жигачевым А.А. о годе выпуска и физических характеристиках транспортных средств, подтвержденных результатами фактического таможенного контроля в форме таможенного осмотра, следует, что общая сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате, составила 1478600 рублей.

В силу положения п.15 (1) Правил взимания в случае, если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора плательщиком в срок, не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

В соответствии с положением постановления Правительства №1291 Кемеровская таможня уведомила Жигачева А.А. о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении вышеуказанных транспортных средств заказным письмом от 15.05.2023 <...>

В соответствии с п.1 ст.34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате таможенных платежей в судебном порядке регламентированы ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая вышеназванные положения правовых норм, суд приходит к выводу о том, что порядок и сроки взимания задолженности по утилизационному сбору истцом соблюдены.

Поскольку административный ответчик является лицом, осуществившем ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию не для личных целей, следовательно, является плательщиком утилизационного сбора в силу п.3 ст.24.1 Закона. Обязанность по уплате утилизационного сбора должна быть исполнена Жигачевым А.А. и не может перейти к другому плательщику в связи с реализацией транспортных средств.

Действительно, п.3 ст.24.1 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что плательщиками утилизационного сбора наряду с лицами, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, признаются лица, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Между тем, возникновение иного самостоятельного основания к уплате утилизационного сбора само по себе не свидетельствует о невозможности взыскания такого сбора с лица, осуществившего ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.

То обстоятельство, что Жигачев А.А. в нарушение действующего законодательства не произвел оплату утилизационного сбора за ввезенные им в Российскую Федерацию транспортные средства в соответствие с действующим законодательством, подтверждается совокупностью вышеприведенных доказательств.

Статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор, и действующим законодательством не предусмотрено освобождение лиц, ввозящих на территорию Российской Федерации транспортные средства, от уплаты утилизационного сбора по обстоятельствам, указанным административным ответчиком.

С учетом изложенного, у Жигачева А.А. возникла обязанность по уплате утилизационного сбора с момента ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации, оснований для освобождения от такой обязанности при рассмотрении дела не установлено.

При определении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортных средств, их масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (ч.5 ст.24.1 Закона №89-ФЗ).

Проверкой установлен факт неуплаты Жигачевым А.А. утилизационного сбора в отношении следующих транспортных средств:

- <...>. в сумме 308600 рублей (15,69 (коэффициент расчета суммы утилизационного сбора с учетом возраста автомобиля более трех лет) х 20000 рублей (базовая ставка) = 313800 рублей (сумма утилизационного сбора) - 5200 рублей (уплаченная сумма утилизационного сбора);

- <...> в сумме 475000 рублей (24,01 (коэффициент расчета суммы утилизационного сбора с учетом возраста автомобиля более трех лет) х 20000 рублей (базовая ставка) = 480200 рублей (сумма утилизационного сбора) - 5200 рублей (уплаченная сумма утилизационного сбора);

<...>. в сумме 69500 рублей (35,01 (коэффициент расчета суммы утилизационного сбора с учетом возраста автомобиля более трех лет) х 20000 рублей (базовая ставка) = 700200 рублей (сумма утилизационного сбора) - 5200 рублей (уплаченная сумма утилизационного сбора).

Таким образом, общая сумма утилизационного сбора, подлежащая доплате с учетом ранее оплаченных сумм, по обозначенным транспортным средствам составила 1478600 рублей.

С указанным расчетом, произведенным административным истцом, суд соглашается, признает его верным.

Доказательства надлежащей уплаты утилизационного сбора отсутствуют, следовательно, с Жигачева А.А. в доход федерального бюджета подлежит взысканию утилизационный сбор в размере 1478600 рублей.

Довод административного ответчика Жигачева А.А., и его представителей о том, что автомобили были приобретены Жигачевым А.А. для личного пользования суд считает несостоятельным, поскольку автомобиль <...> был продан Жигачевым А.А. 11.06.2022 К.. (дата подачи Жигачевым А.А. заявления об уплате утилизационного сбора 25.05.2022), тем самым период владения автомобилем составил 16 дней. Автомобиль <...> Жигачевым А.А. был продан М.. 03.11.2022 (дата подачи Жигачевым А.А. заявления об уплате утилизационного сбора 02.11.2022), период владения автомобилем составил 1 день. Автомобиль <...> 25.08.2022 был поставлен на учет супругой Жигачева А.А. - Ж. Однако по истечении 64 дней, а именно 27.10.2022 перерегистрирован в связи со сменой владельца Б. (дата подачи Жигачевым А.А. заявления об уплате утилизационного сбора 16.08.2022).

Согласно абзацу 4 пункта 11(2) Правил непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

На основании абзаца 4 пункта 11(2) Правил пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.

Административным истцом произведено начисление пени за неуплату утилизационного сбора по состоянию на 05.12.2023 в отношении ввезенных на территорию Российской Федерации из Республики Армения автомобилей:

<...> за период с 29.05.2022 по 05.12.2023 в размере 51633,93 руб.;

<...> за период с 04.08.2022 по 05.12.2023 в размере 101331,0 руб.;

<...> за период с 02.11.2022 по 05.12.2023 в размере 58203,33 руб.,

а всего в размере 211168,26 руб.

С указанным расчетом, произведенным административным истцом, суд соглашается, признает его верным.

В силу положений п.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В связи с чем, с административного ответчика в силу ст.114 КАС РФ в доход местного бюджета подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 16648 рублей 84 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Кемеровской таможни к Жигачеву Алексею Александровичу о взыскании утилизационного сбора, а также пени за неуплату утилизационного сбора, - удовлетворить.

Взыскать с Жигачева Алексея Александровича, <...>, в доход федерального бюджета:

- утилизационный сбор в размере 1478600 рублей в отношении ввезенных на территорию Российской Федерации из Республики Армения автомобилей: <...>);

- пени за неуплату утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации из Республики Армения автомобиля <...> за период с 29.05.2022 по 05.12.2023 в размере 51633 рубля 93 копейки;

- пени за неуплату утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации из Республики Армения автомобиля <...> за период с 04.08.2022 по 05.12.2023 в размере 101331 рубль 00 копеек;

- пени за неуплату утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации из Республики Армения автомобиля <...> за период с 02.11.2022 по 05.12.2023 в размере 58203 рубля 33 копейки, всего в общей сумме 1689768 рублей 26 копеек.

Взыскать с Жигачева Алексея Александровича, <...>, в доход бюджета Мариинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса государственную пошлину в размере 16648 рублей 84 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Мариинский городской суд Кемеровской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья - Н.Р. Тураева

Мотивированное решение изготовлено 26 января 2024 года

Судья - Н.Р. Тураева

Решение не вступило в законную силу.

Судья - Н.Р. Тураева

Секретарь - О.Н. Тарасенко

Подлинный документ подшит в материалах административного дела №2а-50/2024 Мариинского городского суда Кемеровской области

Секретарь - О.Н. Тарасенко