ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1215/18 от 29.11.2018 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2018 года г.Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Ткаченко И.С.,

при секретаре Ивановой Н.В.,

с участием представителя административного истца Киреевского межрайонного прокурора Тульской области – помощника Киреевского межрайонного прокурора Сергеевой Н.С.,

представителя административного ответчика администрации МО Киреевский район по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1215/18 по административному исковому заявлению Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Киреевский район о признании бездействия органа местного самоуправления,

установил:

Киреевский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО Киреевский район о признании бездействия органа местного самоуправления, указывая в обоснование заявленных требований на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения администрацией МО Киреевский район законодательства о собственности в части осуществления контроля за использованием объектов муниципального имущества и законодательства о теплоснабжении в части подготовки объектов к отопительному сезону 2018-2019 г.г. Проверкой установлено, что тепловые сети, котельные г. Липки Киреевского района находятся в собственности муниципального образования Киреевский район. 29.08.2017 г. зарегистрировано право собственности на котельную в пос. Шварцевский Киреевского района (адрес объекта: <...>) и тепловые сети в пос. Шварцевский Киреевского района. 22.08.2017 г. между администрацией МО Киреевский район и ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» заключен договор хранения, в соответствии с которым ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» осуществляет эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства: котельные, тепловые сети, оборудование котельных, газопроводы. Таким образом, МО Киреевский район является собственником вышеуказанных котельных Киреевского района, эксплуатируемых ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» по договору хранения. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ответчиком не обеспечиваются требования энергетической безопасности по ремонту, модернизации и реконструкции тепловых установок, а именно тепловых сетей в г. Липки. Кроме того, не обеспечиваются требования промышленной и энергетической безопасности по проведению экспертизы промышленной безопасности технического устройства, а именно: БМК-12 от октября 2002 г. зав., эксплуатируемой ООО «Теплотехник», состоящего на балансе МО Киреевский район, по истечению установленного безопасного срока эксплуатации (15 лет) завода изготовителя ЗАО «Этон-энергетик». По фактам выявленных нарушений закона 05.07.2018 г. на имя главы администрации МО Киреевский район межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено. Однако меры к устранению нарушений не приняты. По мнению истца, неисполнение требований промышленной безопасности может привести к несвоевременному пуску указанных котельных в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, т.е. неопределенного круга лиц. На основании изложенного, с учетом уточнения заявленных требований, просит признать бездействие администрации МО Киреевский район, выразившееся в невыполнении обязанности по замене ветхих тепловых сетей в г.Липки и проведению экспертизы промышленной безопасности технического устройства – котельной БМК-12 (п.Шварцевский), незаконным; обязать администрацию МО Киреевский район заменить ветхие сети теплоснабжения в г.Липки Киреевского района, посредством которых осуществляется подача теплоносителя от котельной № 2 – от ТК 52 до д.1 по ул.Пионерская, от здания котельной до д.15 по ул.Советской, от ТК 15 до ТК 3 по ул.Советской, от ТК 53 до ТК 56 по ул.Пионерской, от ТК 2 до ТК 21 (ул.Советская д.2), от д.2 до д.6 по ул.Л.Толстого; от котельной №4 – от ТК 1 до д.11 по ул.Лермонтова, от д.13 до д.15 по ул.Лермонтова, в срок до 01.07.2019 г.; обязать администрацию МО Киреевский район провести экспертизу промышленной безопасности технического устройства – котельной БМК-12, расположенной по адресу: <...> в срок до 15.12.2018 г.

Представитель административного истца Киреевского межрайонного прокурора Тульской области – помощник Киреевского межрайонного прокурора Сергеева Н.С. заявленные административные исковые требования в уточненной редакции поддержала, подтвердив вышеизложенное, просила их удовлетворить, считая законными и обоснованными.

Представитель административного ответчика администрации МО Киреевский район по доверенности ФИО1 просила вынести решение на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалось.

Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца Киреевского межрайонного прокурора Тульской области – помощника Киреевского межрайонного прокурора Сергеевой Н.С., представителя административного ответчика администрации МО Киреевский район по доверенности ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 2 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. п. 3, 6 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, содержание муниципального жилищного фонда относятся к вопросам местного значения.

В соответствии с преамбулой ФЗ РФ от 21.07.1997 г. № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» его положения распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 1 указанного Закона, промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).

Согласно ч. 1 ст. 8 данного Закона техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 г. № 115 утверждены «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (далее – Правила).

Согласно п.6.2.33 Правил на каждый вновь вводимый в работу участок теплосети (независимо от параметров теплоносителя и диаметра трубопроводов) составляется паспорт установленной формы (Приложение № 5). В паспорте ведется учет продолжительности эксплуатации трубопроводов и конструкций теплосети, делаются записи о результатах всех видов испытаний (кроме ежегодных на прочность и герметичность по окончании отопительного сезона), заносятся сведения о ремонтах, реконструкциях и технических освидетельствованиях.

В силу п.2.2.1 Правил руководитель организации обеспечивает: содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок; разработку должностных и эксплуатационных инструкций для персонала; обучение персонала и проверку знаний правил эксплуатации, техники безопасности, должностных и эксплуатационных инструкций; поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок; соблюдение требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих взаимоотношения производителей и потребителей тепловой энергии и теплоносителя; предотвращение использования технологий и методов работы, оказывающих отрицательное влияние на людей и окружающую среду; учет и анализ нарушений в работе тепловых энергоустановок, несчастных случаев и принятие мер по предупреждению аварийности и травматизма; беспрепятственный доступ к энергоустановкам представителей органов государственного надзора с целью проверки их технического состояния, безопасной эксплуатации и рационального использования энергоресурсов; выполнение предписаний органов государственного надзора в установленные сроки.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что тепловые сети, котельные г. Липки Киреевского района находятся в собственности муниципального образования Киреевский район.

29.08.2017 г. зарегистрировано право собственности на котельную в пос. Шварцевский Киреевского района (адрес объекта: <...>) и тепловые сети в пос. Шварцевский Киреевского района.

22.08.2017 г. между администрацией МО Киреевский район и ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» заключен договор хранения, в соответствии с которым ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» осуществляет эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства: котельные, тепловые сети, оборудование котельных, газопроводы.

Установленные обстоятельства подтверждаются выписками из реестра муниципальной собственности муниципального образования Киреевский район от 29.08.2018 г., выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29.08.2017 г., 09.10.2018 г. договором хранения (с правом использования имущества по назначению) от 22.08.2017 г.,

Таким образом, муниципальное образование Киреевский район является собственником вышеуказанных котельных Киреевского района, эксплуатируемых ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» по договору хранения.

Как следует из объяснений представителя истца и не оспаривается представителем ответчика, в нарушение требований действующего законодательства ответчиком не обеспечиваются требования энергетической безопасности по ремонту, модернизации и реконструкции тепловых установок, а именно тепловых сетей в г. Липки. Кроме того, не обеспечиваются требования промышленной и энергетической безопасности по проведению экспертизы промышленной безопасности технического устройства, а именно: БМК-12 от октября 2002 г. зав., эксплуатируемой ООО «Теплотехник», состоящего на балансе МО Киреевский район, по истечению установленного безопасного срока эксплуатации (15 лет) завода изготовителя ЗАО «Этон-энергетик».

По фактам выявленных нарушений закона 05.07.2018 г. на имя главы администрации МО Киреевский район межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено. Однако меры к устранению нарушений не приняты.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 02.07.2018 г., представлением Киреевского межрайонного прокурора от 05.07.2018 г., сообщением главы администрации МО Киреевский район от 03.08.2018 г. по рассмотрению вышеуказанного представления.

Таким образом, неисполнение требований промышленной безопасности может привести к несвоевременному пуску указанных котельных в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, т.е. неопределенного круга лиц.

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, оценив их относимость, допустимость и достоверность, суд приходит к выводу о том административные исковые требования Киреевского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Киреевский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Киреевский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО Киреевский район, выразившееся в невыполнении обязанности по замене ветхих тепловых сетей в г.Липки и проведению экспертизы промышленной безопасности технического устройства – котельной БМК-12 (п.Шварцевский), незаконным.

Обязать администрацию МО Киреевский район заменить ветхие сети теплоснабжения в г.Липки Киреевского района, посредством которых осуществляется подача теплоносителя от котельной № 2 – от ТК 52 до д.1 по ул.Пионерская, от здания котельной до д.15 по ул.Советской, от ТК 15 до ТК 3 по ул.Советской, от ТК 53 до ТК 56 по ул.Пионерской, от ТК 2 до ТК 21 (ул.Советская д.2), от д.2 до д.6 по ул.Л.Толстого; от котельной №4 – от ТК 1 до д.11 по ул.Лермонтова, от д.13 до д.15 по ул.Лермонтова, в срок до 01.07.2019 г.

Обязать администрацию МО Киреевский район провести экспертизу промышленной безопасности технического устройства – котельной БМК-12, расположенной по адресу: <...> в срок до 15.12.2018 г.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий