Дело № 2а-1216/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 15 августа 2019 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием помощника Можгинского межрайонного прокурора Котышевой А.А.,
представителя административного истца Кучумова А.Г., действующего на основании доверенности от 07.08.2019 г.,
административного ответчика Гурьянова С.И.,
представителя административного ответчика Кротова В.И., действующего на основании устного ходатайства,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Территориальной избирательной комиссии Вавожского района Удмуртской Республики к кандидату в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Вавожское» шестого созыва по Большеволковскому одномандатному избирательному округу № 10 Гурьянову Сергею Ильичу о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата,
у с т а н о в и л:
Территориальная избирательная комиссия Вавожского района Удмуртской Республики в лице председателя Иноземцевой Т.В. обратилась в суд с административным иском к кандидату в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Вавожское» шестого созыва по Большеволковскому одномандатному избирательному округу № 10 Гурьянову Сергею Ильичу об отмене решения о регистрации кандидата.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что постановлением территориальной избирательной комиссии Вавожского района Удмуртской Республики от 17.06.2019 г. № 106.1 на 08.09.2019 г. назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Вавожский район» шестого созыва по Мирному одномандатному избирательному округу № 3 и Большеволковскому одномандатному избирательному округу № 10.
Постановлением комиссии от 29.07.2019 г. № 111.2 Гурьянов Сергей Ильич, 26.02.1971 года рождения, зарегистрирован кандидатом в депутаты по Большеволковскому одномандатному избирательному округу № 10 на дополнительных выборах депутатов Совета депутатов МО «Вавожский район» шестого созыва.
Регистрация Гурьянова С.И. кандидатом в депутаты осуществлена с нарушением требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» и подлежит отмене по следующим основаниям.
1. Гурьянов С.И. выдвинут кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Совета депутатов МО «Вавожский район» по Большеволковскому одномандатному избирательному округу № 10 Пленумом ЦК политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» 08.07.2019 г. При этом решение избирательного объединения о выдвижении кандидата, оформленное протоколом, в территориальную избирательную комиссию Вавожского района представлено не было, что является нарушением частей 2, 10, 16 статьи 27 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике». Представленная в комиссию выписка из протокола требованиям допустимости не отвечает.
2. Представленное в территориальную избирательную комиссию Вавожского района Приложение № 1 к протоколу пленума ЦК политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» «Список кандидатов в депутаты» содержит дату 06 июля 2019 г., в то время как Решение избирательного объединения о выдвижении Гурьянова С.И. кандидатом в депутаты принято 08.07.2019 г., то есть двумя днями позже. Имеющиеся разночтения в документах избирательной комиссии свидетельствуют о нарушении порядка принятия решения о выдвижении кандидата.
3. Форма списка кандидатов по одномандатным избирательным округам утверждена постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 21.06.2016 г. № 159.1-5. Представленный в территориальную избирательную комиссию Вавожского района список кандидатов по одномандатным избирательным округам на дополнительных выборах депутатов Совета депутатов МО «Вавожский район» утвержденной форме не соответствует, что является нарушением ч. 19 ст. 27 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике». Кроме того, он содержит наименование территориальной группы по единому пропорциональному избирательному округу, что может свидетельствовать о выдвижении кандидата Гурьянова С.И. не по одномандатному избирательному округу, а в составе муниципального списка кандидатов по муниципальному избирательному округу.
Представленный список кандидатов печатью избирательного объединения не заверен.
4. В соответствии со ст. 28, частями 1, 5 статьи 29 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» необходимым условием регистрации кандидата является поддержка выдвижения кандидата избирателями. При выдвижении кандидата Гурьянова С.И. указанным выше избирательным объединением такая поддержка должна быть подтверждена необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
Представленные Гурьяновым С.И. в территориальную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей установленной приложением 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форме не соответствуют.
На основании ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), подпунктов «в, в.1» пункта 24 статьи 38, пункта 6 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», административный истец просит отменить решение территориальной избирательной комиссии Вавожского района Удмуртской Республики от 29.07.2019 г. № 111.2 «О регистрации Гурьянова Сергея Ильича кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Вавожский район» шестого созыва по Большеволковскому одномандатному избирательному округу № 10».
В судебном заседании представитель административного истца Кучумов А.Г. дополнил административные исковые требования указанием на признание незаконным решения территориальной избирательной комиссии Вавожского района Удмуртской Республики от 29.07.2019 г. № 111.2, а также дополнительно пояснил, что Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 21.06.2016 г. определена форма документов, представляемых избирательными объединениями в территориальные избирательные комиссии. Список по приложению № 4 уполномоченным представителем избирательского объединения в ТИК не был представлен. В документах имеется заполненный Список по приложению 3а, которое предусмотрено для заполнения кандидатов в депутаты в составе муниципального списка по муниципальному избирательному округу. В пункте 2 Списка кандидатов в депутаты уполномоченным лицом указано наименование территориальной группы как для кандидата, выдвинутого в составе одной из территориальных групп списка кандидатов по единому пропорциональному избирательному округу, тогда как выборы назначены по одномандатному избирательному округу. Кроме того, представленный Список печатью избирательного объединения не заверен, что прямо предусмотрено частью 19 ст. 27 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике». При принятии решения избирательной комиссией не дана оценка подписным листам, форма которых утверждена Приложением 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно установленной форме, нижеподписавшиеся лица поддерживают выдвижение от избирательного объединения кандидата в депутаты, тогда как в подписных листах указано на «выдвижение избирательным объединением … кандидатом в депутаты».
Административный ответчик Гурьянов С.И. с иском не согласился, суду пояснил, что избирательная комиссия использует госресурсы на воспрепятствование его праву избирать и быть избранным. Все основания, представленные истцом, носят надуманный характер и противоречат итоговому протоколу и постановлению избирательной комиссии о его регистрации кандидатом в депутаты. Истец пытается придумать недоработки избирательной комиссии и представить их как аргументы для отказа в регистрации, несмотря на полное выполнение всех процедур выдвижения. Претензии на отсутствие протокола ничтожны – представлена выписка из общего протокола Пленума ЦК партии Рот Фронт, обсуждавшего не только вопрос выдвижения Гурьянова. Приложение в виде Списка кандидатов имеет все признаки юридического документа, о чем при приеме отметила комиссия. Опечатка в дате при оформлении документов не может являться основанием для снятия, т.к. допущена во вспомогательном документе и легко устранима административным ответчиком, как уполномоченным избирательного объединения. Кроме того, имеется итоговый протокол проверки подписных листов, в котором комиссионно принято решение о признании всех подписей действительными, а замечания к форме самого подписного листа отсутствуют.
Представитель административного ответчика Кротов В.И. с административным иском не согласился, суду пояснил, что Список кандидатов в депутаты представлен по установленной форме 3а, которая рекомендована ЦИК УР. Заседание Пленума ЦК политической партии имело место 08.07.2019 г., приложение к протоколу Пленума датировано 06.07.2019 г., т.к. Список был составлен 6-го числа, а утвержден 8-го числа. Составление Списка ранее заседания Пленума логично и допустимо. Словосочетание в подписных листах «избирательным объединением» или «от избирательного объединения» сути документа не меняет и является опиской. Заверять документы печатью избирательного объединения не требуется.
Заслушав участников процесса, заключение помощника прокурора, полагавшего об удовлетворении административного иска, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
17.06.2019 г. постановлением территориальной избирательной комиссии Вавожского района Удмуртской Республики № 106.1 назначены дополнительные выборы депутатов муниципального образования «Вавожский район» шестого созыва по Мирному одномандатному избирательному округу № 3 и Большеволковскому одномандатному избирательному округу № 10 на 08 сентября 2019 г.
29.07.2019 г. постановлением территориальной избирательной комиссии Вавожского района Удмуртской Республики № 111.2 зарегистрирован Гурьянов Сергей Ильич кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Вавожский район» шестого созыва по Большеволковскому одномандатному избирательному округу № 10.
Полагая, что территориальной избирательной комиссией Вавожского района Удмуртской Республики решение о регистрации кандидата было принято с нарушением требований, предусмотренных подпунктами «в, в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», административный истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском.
В соответствии с ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
В силу ч. 5 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
Дополнительные выборы депутатов муниципального образования «Вавожский район» шестого созыва назначены на 08 сентября 2019 г., административное исковое заявление подано в суд 13 августа 2019 г. Следовательно, срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдум предусмотрены статьей 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ в качестве оснований для отказа в регистрации кандидата предусмотрены:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1").
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу предусмотрены пунктом 23 ст. 30 Закона УР от 16.05.2016 N 33-РЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике".
Частью 11 ст. 27 Закона УР от 16.05.2016 N 33-РЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике" установлено, что протокол о выдвижении муниципального списка кандидатов и (или) списка кандидатов по одномандатным избирательным округам заверяется подписью руководителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
В соответствии с частью 10 ст. 27 Закона УР от 16.05.2016 N 33-РЗ решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения о выдвижении муниципального списка кандидатов и (или) кандидатов по одномандатным избирательным округам оформляется протоколом, в котором должны быть указаны:
1) число зарегистрированных участников съезда (конференции, собрания);
2) число делегатов, участников съезда (конференции, собрания), необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения;
3) решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением муниципального списка кандидатов и (или) списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, с указанием номера округа, по которому выдвигается каждый кандидат);
4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и (или) о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей;
5) дата принятия решения.
Частью 16 ст. 27 Закона УР от 16.05.2016 N 33-РЗ установлено, что при выдвижении избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным избирательным округам уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, предусмотренным частью 2 статьи 24 настоящего Закона, представляет в избирательную комиссию муниципального образования следующие документы:
1) список кандидатов по одномандатным избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;
2) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения с указанием сведений о нем, перечисленных в части 22 настоящей статьи;
3) копию документа, заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, - решение о его создании;
4) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
5) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком;
6) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Таким образом, по смыслу части 10, 11, пункта 5 части 16 ст. 27 Закона УР от 16.05.2016 N 33-РЗ решение съезда избирательного объединения должно быть оформлено протоколом, содержащим предусмотренные Законом требования, и представлено с приложением списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в избирательную комиссию муниципального образования. Поскольку приложение Списка депутатов является приложением к протоколу решения съезда избирательного объединения, постольку и даты принятия данных документов должны совпадать.
Как следует из представленных в территориальную избирательную комиссию Вавожского района УР документов, уполномоченным представителем избирательного объединения была представлена выписка из протокола пленума ЦК политической партии «Российской Объединенный Трудовой Фронт» от 08.07.2019 г. с приложением Списка кандидатов в депутаты.
Поскольку уполномоченным представителем избирательного объединения была представлена выписка из протокола пленума ЦК политической партии, а не протокол, оформленный в соответствии с требованиями ч. 10, 11 ст. 27 Закона УР от 16.05.2016 N 33-РЗ, соответственно, решение пленума политической партии было оформлено и представлено в избирательную комиссию с нарушением данной нормы.
Как следует из буквального текста Списка кандидатов в депутаты, он является приложением к протоколу пленума ЦК политической партии от 06.07.2019 г.
Протокол пленума ЦК политической партии от 06.07.2019 г., содержащий решение о выдвижении кандидатов в ТИК Вавожского района не предоставлялся.
Достоверно утверждать, что дата 06.07.2019 г., указанная в Списке кандидатов в депутаты, является технической опечаткой, не представляется возможным, т.к. и в других представленных документах указана данная дата. Так, в уведомительном письме указано: «Настоящим уведомляем, что решением пленума Центрального Комитета политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» от «06» июля 2019 года выдвинут список кандидатов…». В пункте 28.2 Списка кандидатов в депутаты, составленном по приложению № 3а к Постановлению ЦИК УР № 159.1-5 от 21.06.2016 г., дата проведения пленума ЦК, на котором выдвинут список кандидатов по Большеволковскому одномандатному избирательному округу № 10, также указана - 06.07.2019 г.
Согласно извещению о проведении пленума ЦК политической партии РОТ ФРОНТ от 03.07.2019 г., заседание пленума по вопросу выдвижения кандидатов (списка кандидатов) в депутаты Совета депутатов Вавожского района Большеволковского одномандатного избирательного округа № 10 было назначено на 08.07.2019 г. Выписка из протокола заседания пленума ЦК политической партии также свидетельствует о его проведении 08.07.2019 г., поэтому Список кандидатов в депутаты при отсутствии соответствующего решения не мог быть сформирован на два дня ранее самого заседания избирательного объединения.
Приложение к протоколу пленума и сам протокол пленума не могут быть составлены разными датами, т.к. протокол ведется и приложения к нему изготавливаются во время заседания пленума ЦК политической партии.
Частью 19 ст. 27 Закона УР от 16.05.2016 N 33-РЗ установлено, что муниципальный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляются в избирательную комиссию муниципального образования на бумажном носителе по форме, утверждаемой избирательной комиссией муниципального образования. Муниципальный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Постановлением Центральной избирательной комиссией Удмуртской Республики № 159.1-5 от 21.06.2016 г. одобрен перечень и формы документов, представляемых избирательными объединениями в территориальные избирательные комиссии, на которые возложены полномочия избирательных комиссий муниципальных образований, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных районов шестого созыва.
В частности, форма Списка кандидатов в депутаты предусмотрена приложением № 4, согласно которой должны быть указаны фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного избирательного округа, по которому выдвигается кандидат.
В данном случае Список кандидатов в депутаты (приложение к протоколу пленума ЦК политической партии от 06.07.2019 г.) указанной форме и требованиям п. 1 части 16 ст. 27 Закона УР не соответствует. В нем не указаны сведения о паспорте или документе, заменяющем паспорт кандидата.
Также уполномоченным представителем избирательного объединения в ТИК Вавожского района представлен Список кандидатов в депутаты по форме приложения № 3а, которая предусмотрена для муниципального списка кандидатов в депутаты, тогда как выдвижение кандидата Гурьянова С.Н. осуществлялось по одномандатному избирательному округу.
Согласно пункту 14.4 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Аналогичное требование содержит часть 19 ст. 27 Закона УР от 16.05.2016 N 33-РЗ.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии (подп. 2 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации, выданном 07.12.2012 г. Министерством юстиции Российской Федерации, политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» зарегистрирована в качестве некоммерческой организации, запись внесена в ЕГРЮЛ 05.12.2012 г. за основным государственным номером 1127799025221.
Следовательно, представленный в ТИК Вавожского района Список кандидатов в депутаты должен быть заверен печатью избирательного объединения. Отсутствие печати избирательного объединения свидетельствует о том, что Список кандидатов в депутаты оформлен с нарушением пункта 14.4 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и части 19 ст. 27 Закона УР от 16.05.2016 N 33-РЗ.
Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Иное оформление подписного листа не допускается и свидетельствует о нарушении его формы, а, следовательно, о недействительности всех подписей избирателей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 11.05.2012 г. № 658-О, от 21.12.2011 г. № 1858-О-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.
Приложение 8 к названному Федеральному закону предписывает оформление подписного листа следующим образом: «Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем самовыдвижение или выдвижение от избирательного объединения (указание наименования избирательного объединения) кандидата в депутаты по…».
В представленных подписных листах дословная формулировка отличается и указана следующим образом: «Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение избирательным объединением Политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» кандидатом в депутаты по…».
Поскольку Федеральным законом установлена обязательная форма подписного листа в целях единообразного применения норм законодательства участниками избирательного процесса, соответственно, даже её формальное несоблюдение является основанием для признания подписей избирателей в подписных листах недействительными. Указанные обстоятельства обусловлены публичным характером работы избирательных комиссий, установленными законом сроками проведения проверок документов, представленных на регистрацию кандидатами, принципом равенства всех кандидатов, а также возложенной на кандидатов обязанностью по надлежащему оформлению подписных листов.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что, исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Оценивая установленные обстоятельства дела в совокупности, суд приходит к выводу о наличии на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматривался вопрос о регистрации кандидата Гурьянова С.И., среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований пункта 14.4 ст. 35, пункта 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, ч. 10, п. 1, 5 ч. 16, ч. 19 ст. 27 Закона УР от 16.05.2016 N 33-РЗ, а также отсутствие документов, необходимых для регистрации кандидата. Учитывая данные нарушения, решение территориальной избирательной комиссии Вавожского района УР о регистрации кандидата было принято с нарушением требований, предусмотренных подп. «в, в.1» пункта 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Из положений ст. 244 КАС РФ следует, что суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, вышеприведенные нормы права, а также учитывая, что имелись основания для отказа в регистрации кандидата, предусмотренные подпунктами «в, в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд приходит к выводу о необходимости отмены решения (постановления) территориальной избирательной комиссии Вавожского района Удмуртской Республики от 29.07.2019 г. № 111.2 «О регистрации Гурьянова Сергея Ильича кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Вавожский район» шестого созыва по Большеволковскому одномандатному избирательному округу № 10» в порядке, предусмотренном пунктом 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Территориальной избирательной комиссии Вавожского района Удмуртской Республики к кандидату в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Вавожское» шестого созыва по Большеволковскому одномандатному избирательному округу № 10 Гурьянову Сергею Ильичу о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение (постановление) территориальной избирательной комиссии Вавожского района Удмуртской Республики от 29.07.2019 г. № 111.2 «О регистрации Гурьянова Сергея Ильича кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Вавожский район» шестого созыва по Большеволковскому одномандатному избирательному округу № 10».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение пяти дней со дня принятия судом решения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья- (подпись) Кожевникова Ю.А.
Копия верна: судья-