ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1217-18 от 19.03.2018 Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-1217-18РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кемерово 19 марта 2018 года

Заводский районный суд города Кемерово

в составе председательствующего Матвеевой Л.Н.,

С участием помощника прокурора Жумаевой Е.Ю.

при секретаре Фатьянове И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Участковой избирательной комиссии избирательного участка <адрес> к ФИО2 об удалении наблюдателя из помещения для голосования,

УСТАНОВИЛ:

Участковая избирательная комиссия избирательного участка <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО2 об удалении наблюдателя из помещения для голосования.

Свои требования мотивировала тем, что участковая избирательная комиссия обеспечивает проведение 18.03.2018г. голосования на выборах Президента РФ. В помещении для голосования находится ФИО2, предъявивший направление, выданное ФИО4 - доверенным лицом кандидата на должность Президента РФ ФИО5 Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16.03.2018г. регистрация и удостоверение ФИО6, как доверенного лица кандидата на должность Президента РФ ФИО5, аннулированы. Письмом избирательной комиссии <адрес> от 17.03.2018г. вышеуказанная информация доведена до сведения УИК. Документы, подписанные ФИО4, считаются недействительными. Согласно акту от 18.03.2018г. ФИО2 был ознакомлен с тем, что в нарушение п.8 ст.23 ФЗ РФ от 10.01.2003г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» находится на территории участковой избирательной комиссии избирательного участка при отсутствии полномочий. Добровольно покидать территорию участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО2 отказался.

На основании п.5 ст.239 КАС РФ просит удалить наблюдателя из помещения для голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО2 в связи с нарушением законодательства РФ о выборах и референдумах.

Представитель истца Участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО3, действующая на основании решения от 04.04.2013г., 02.08.2013г., 02.09.2016г., в судебном заседании поддержала заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом был извещен о дате и времени судебного заседания, что подтверждается телефонограммой от 18.03.2018г. просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, помощника прокурора Жумаеву Е.Ю., которая считала необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает административные исковые требования Участковой избирательной комиссии избирательного участка подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст.23 ФЗ РФ от 10.01.2003г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели.

В соответствии с п.14 ст.69 ФЗ РФ от 10.01.2003г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями в помещении для голосования, в помещении участковой избирательной комиссии вправе находиться наблюдатели.

В судебном заседании установлено, что участковая избирательная комиссия обеспечивает проведение 18.03.2018г. голосования на выборах Президента РФ в соответствии с требованиями ФЗ РФ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательного права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ФЗ РФ от 10.01.2003г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Установлено, что в помещении для голосования участковой избирательной комиссии находится ФИО2, предъявивший направление, выданное ФИО4 - доверенным лицом кандидата на должность Президента РФ ФИО5

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16.03.2018г. регистрация и удостоверение ФИО6, как доверенного лица кандидата на должность Президента РФ ФИО5, аннулированы.

Сторона административного истца указывает, что добровольно покидать территорию участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО2 отказался.

В судебном заседании допрошены свидетели со стороны истца.

Свидетель ФИО9, свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснили, что являются членами избирательной комиссии. Ответчик ранее был допущен в качестве наблюдателя на их участок. В 19:30 им стало известно, что полномочия доверенного лица ФИО6, направившего ответчика в качестве наблюдателя ФИО2, аннулированы 16.03.2018г., в связи с чем, ответчик незаконно находится на участке, ответчик отказывается покидать избирательный участок добровольно. В настоящий момент ответчик находится на избирательном участке.

Согласно п.п.6, 7 ст.43 ФЗ РФ от 10.01.2003г. №19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчиваются с утратой своего статуса назначившим их кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или кандидатом, выдвинутым политической партией, назначившей доверенных лиц, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации, а если по жалобам, поданным в связи с нарушением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, ведется судебное разбирательство, - не позднее дня вступления в законную силу решения суда. Регистрация доверенного лица аннулируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в случае приобретения им статуса, несовместимого со статусом доверенного лица. О принятом решении соответствующие кандидат, политическая партия уведомляются в трехдневный срок со дня принятия решения.

Письмом Избирательной комиссии <адрес> от 17.03.2018г. информация об отзыве доверенного лица, доведена до сведения УИК. Сообщено, что документы (направления, уведомления), подписанные ФИО4, считаются недействительными.

Согласно акту от 18.03.2018г. ФИО2 был ознакомлен с тем, что в нарушение п.8 ст.23 ФЗ РФ от 10.01.2003г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» находится на территории участковой избирательной комиссии избирательного участка при отсутствии полномочий.

Согласно ст.30 Федеральный закон от 12.06.2002г. №67-ФЗ (ред. от 05.02.2018г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст.30, полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. 7.1. Политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума - в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную предусмотренную законом комиссию, если иное не установлено федеральным законом. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. 8. Направление, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном пунктом 7.1 настоящей статьи, если иное не установлено федеральным законом. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

Направление наблюдателю для осуществления наблюдения при проведении выборов 18.03.2018г. выдано доверенным лицом, чьи полномочия аннулированы 16.03.2018г., т.е. на дату проведения выборов доверенное лицо ФИО11 не обладает статусом доверенного лица. Полномочия наблюдателя, направленного доверенным лицом, производны от соответствующих полномочий доверенного лица. Учитывая, что на дату проведения выборов ФИО11 статус доверенного лица утратил, полномочия наблюдателя ФИО2 иными доверенными лицами не подтверждены, то суд полагает, что ФИО2 при проведении выборов и подсчете голосов не подтвердил свой статус наблюдателя.

Согласно ст.64 ФЗ РФ от 12.06.2002г. №67-ФЗ (ред. от 05.02.2018г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» п.11.2 При проведении голосования, подсчете голосов избирателей, участников референдума и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой комиссии вправе находиться лица, указанные в п.3 ст.30 настоящего Федерального закона. Эти лица вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей, участников референдума. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составляется участковой комиссией на основе представленных данными лицами документов. 12. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.

Согласно п.15 ст. 69 ФЗ РФ от 10.01.2003г. №19-ФЗ (ред. от 05.12.2017г.) «О выборах Президента Российской Федерации» Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах Президента Российской Федерации. Решение об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой избирательной комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка.

Согласно ст.73 ФЗ от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О выборах Президента Российской Федерации" 1. Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Лицам, указанным в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

Учитывая, что ФИО2 с утратой статуса доверенного лица ФИО6 направившего ответчика в качестве наблюдателя, свои полномочия наблюдателя подтвердить не может, то ФИО1 не является наблюдателем либо иным лицом, указанным в п.5 ст.23 ФЗ участвующим в работе избирательной комиссии, либо имеющим право присутствовать при подсчете голосов, следовательно, не подлежит удалению в порядке, предусмотренном вышеуказанными нормами закона.

ФИО2 не подтвердил своих полномочий как наблюдатель, либо иное лицо, которое вправе участвовать в работе избирательной комиссии, либо имеющим право присутствовать при подсчете голосов, следовательно не является субъектом нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, однако отказывается добровольно покинуть помещение для голосования, то вопрос о его удалении из помещения избирательного участка подлежит рассмотрению по иному основанию в административном порядке.

Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд считает административные исковые требования об удалении ФИО2 из помещения для голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах – не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-182 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Участковой избирательной комиссии избирательного участка <адрес> к ФИО2 (место проживания: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>) об удалении ФИО2 как наблюдателя из помещения для голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка <адрес> в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 19.03.2018 года.

Председательствующий Л.Н. Матвеева

<данные изъяты>