ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1217/20 от 10.09.2020 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

10 сентября 2020 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания: Даниловой Т.И.

рассмотрев в судебном заседании административное дело №2а-1217/2020 по административному иску ФИО1 к судебным приставам-исполнителям ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО ФИО2, ФИО3, ФИО4; ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО; УФССП России по ЯНАО о признании незаконными бездействия и решения судебного пристава-исполнителя

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к судебным приставам-исполнителям ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО ФИО2, ФИО3, ФИО4; ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО; УФССП России по ЯНАО о признании незаконными бездействия и решения судебного пристава-исполнителя.

В обоснование требований административного иска административный истец указал, что на исполнении в ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО находиться исполнительное производство -ИП, возбужденного 11.03.2019 на основании исполнительного листа , выданного 06.03.2019 Салехардским городским судом об обеспечении иска в отношении должника НТСН «Север». В соответствии с положениями ст.ст.24,26,28 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" он неоднократно письменно уведомлял ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО как о перемене своего места нахождения и проживания, так и своем адресе электронной почты, по которому неоднократно просил направлять как сведения о ходе исполнительного производства, так и иные извещения. Однако сведения о ходе исполнительного производства и иные извещения (копии постановлений судебного пристава-исполнителя, в том числе вынесенных по результатам рассмотрения его ходатайств) ему по указанному им адресу электронной почты ни разу не направлялись.

Только 03.08.2020, он через личный кабинет стороны исполнительного производства в сети Интернет получил уведомление по находящемуся на исполнении исполнительному производству, из которое узнал что оно ведется судебными приставами-исполнителями ФИО2 и ФИО3 В соответствии с положениями ст.50 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ он имеет право знакомиться с материалами исполнительного производства, но только из указанного выше уведомления он узнал, что судебный пристав-исполнитель ФИО3 01.04.2019 отказа ему в удовлетворении его ходатайства об ознакомлении с материалами исполнительного производства, а потому считает данное постановление незаконным, нарушающим его приведенное выше право как стороны исполнительного производства.

30.10.219 года он обратился в ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО с ходатайством: организовать и осуществить проведение проверки, в том числе проверки финансовых документов по исполнению исполнительного документа, на сновании которого было возбуждено исполнительное производство; сообщить в установленном порядке о принятом по данному ходатайству решении, результатах проведенной проверки. Как следует из указанного выше уведомление данное ходатайство вообще не рассматривалось, по тому считает указанное бездействие судебных приставов-исполнителей незаконным.

Аналогичным считает незаконными бездействия судебных приставов-исполнителей в не совершении надлежащего объема исполнительных действий по принудительному исполнению требований исполнительного документа, предусмотренных ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ; не рассмотрении и не разрешении его заявлений и ходатайств, в установленном порядке поданных в ходе исполнительного производства. В частности судебные приставы-исполнители не совершают следующие действия: не запрашивают необходимые сведения у должника, не получают от него объяснений, справок; не проводят проверку, в том числе проверку финансовых документов по исполнению исполнительного документа (его ходатайство от 30.10.2019); не дают должнику какие-либо поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе; не рассматривают его заявления от 25.06.2019 и ходатайство от 30.10.2019; не совершают иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа (его ходатайство от 30.10.2019).

В связи с изложенным просил: признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО ФИО2 и ФИО3 по принудительному исполнению требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства -ИП; признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО ФИО3 от <дата> об отказе в удовлетворении его ходатайства; обязать начальника ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО – старшего судебного пристава устранить нарушения его прав и законных интересов, для чего организовать в установленном порядке полное и своевременное принудительное исполнение требований исполнительного документа по исполнительному производству -ИП; обратить решение к немедленному исполнению.

Административный истец, принимавший участие в судебном заседании по средством видеоконференцсвязи с Матвеев-Курганским районным судом Ростовской области, на удовлетворении требований административного иска настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также указал, что всю информацию о ходе исполнительного производства он получает в личном кабинете через сайт Госуслуг, но указанное не предусмотрено Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ и в нем отражена не вся информация по исполнительному производству.

Представитель административного ответчика УФССП России по ЯНАО ФИО5, действующий на основании доверенности, являющийся также представителем административного ответчика ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО как врио начальника данного отдела, в судебном заседании требования административного иска не признал по основаниям, приведенным в представленных в адрес суда возражениях на административный иск.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО ФИО4 поддержал доводы представителя УФССП России по ЯНАО.

Представитель заинтересованного лица НТСН «Север» ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании считала доводы административного ответчика верными и требования административного иска не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав доводы участвующих в деле сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 227 КАС РФ).

В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»(далее Закон №229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона №229-ФЗ).

Согласно п.1 и 2 ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).

Согласно положений п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

06.03.2019 года Салехардским городским судом на основании определения о принятии мер по обеспечению иска выдан исполнительный лист ФС . Требования исполнительного документа: в целях обеспечения иска наложит арест на денежные средства, находящиеся в кассе НТСН «Север»; запретить НТСН «Север» каким-либо образом зачислять, переводить поступающие в кассу наличные деньги на какие-либо иные расчетные счета, за исключение расчетных счетов этого товарищества в кредитных организациях; запретить НТСН «Север» осуществлять какие-либо расчеты (платежи) наличными деньгами вопреки ч.1 ст.855 ГК РФ очередности; запретить НТСН «Север» выдавать или перечислять в том числе, работникам товарищества, денежные средства под отчет.

На основании заявления ФИО1 от 11.03.2019, предъявившего указанный исполнительный документ, 11.03.2019, судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО ФИО2 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП.

12.03.2019 должнику НТСН «Север» судебным приставом-исполнителем ФИО2 предъявлено требование, в соответствии с которым ему предписано немедленно ознакомиться с исполнительным производствам, предоставить доступ к счетам организации для описи и ареста денежных средств, со дня ознакомления с исполнительным производством еженедельно в пятницу в 14:00 по местному времени предоставлять отчет по поступлению денежных средств на счета организации и фактическом остатке с учетом поступивших денежных средств.

12.03.2019 должнику НТСН «Север» судебным приставом-исполнителем ФИО2 выдано предупреждение по ст.315 УК РФ.

12.03.2019 судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено постановление о наложении ареста на имущество должника НТСН «Север» и 12.03.2019 им составлен акт о наложении ареста (описи имущества) кассы должника.

12.03.2019 судебным приставом-исполнителем ФИО2 составлен акт о совершении исполнительных действий выход по месту нахождения должника.

Согласно положений ч.6 ст.36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, о применении мер предварительной защиты по административному иску, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, - не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава-исполнителя об обеспечительных мерах, в том числе поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, если самим постановлением не установлен иной порядок его исполнения.

Указанные действия судебным приставом-исполнителем в соответчики с ч.6 ст.36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ произведены в указанный в законе срок.

Согласно положений ч.5 и 7 ст.64.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно положений ч.1 ст.50 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

18.03.2019 года от взыскателя ФИО1 поступило ходатайство об ознакомлении с материалами исполнительного производства, по результатам рассмотрения которого 01.04.2019 судебным приставом-исполнителем ФИО3 было вынесено постановление об отказе в его удовлетворении от 01.04.2019, мотивированные тем, что содержащиеся в ходатайстве требования были исполнены ранее. Срок рассмотрения ходатайства, установленный ч.5 ст.64.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ был нарушен, также как и материалы исполнительного производства не содержат доказательств исполнения судебным приставом-исполнителем требований содержащихся в ч.7 ст.64.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ в части направления копии указанного постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд.

Вместе с тем согласно положений ст.10 ГК РФ не допускаются заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Так из материалов исполнительного производства, в частности в постановлении о возбуждении исполнительного производства имеется подпись ФИО1 с записью от 17.03.2019 о том, что он ознакомлен с материалами исполнительного производства на 17 листах. Указанное свидетельствует о злоупотреблении им своим правом путем подачи сразу после ознакомления с материалами исполнительного производства на следующий день повторного ходатайства об ознакомлении с ним, поэтому суд не признает обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя ФИО3 незаконным.

Согласно положений ч.4 ст.24 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе в письменной форме сообщить иной адрес (в том числе адрес электронной почты), по которому судебный пристав-исполнитель должен направлять извещения, либо указать иной способ уведомления и другие сведения, необходимые для своевременного информирования данного лица о ходе исполнительного производства.

Согласно положений ст.28 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ лицо, участвующее в исполнительном производстве, обязано сообщать в подразделение судебных приставов о перемене своего адреса во время ведения исполнительного производства. При отсутствии такого сообщения повестка, иное извещение посылаются по последнему известному адресу указанного лица и оно считается извещенным, хотя бы по этому адресу более не проживает или не находится.

25.06.2019 ФИО1 в адрес ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО направлено заявление о том, что он выезжает за пределы РФ, а потому просит все документы предназначенные ему направлять по указанному им адресу электронной почты. Данное заявление зарегистрировано 26.06.2019.

30.10.219 года он обратился в ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО с ходатайством: организовать и осуществить проведение проверки, в том числе проверки финансовых документов по исполнению исполнительного документа, на сновании которого было возбуждено исполнительное производство; сообщить в установленном порядке о принятом по данному ходатайству решении, результатах проведенной проверки. Данное ходатайство зарегистрировано 30.10.2019.

До настоящего времени ни указанное выше заявление, ни указанное выше ходатайство в установленном законом порядке, который приведен выше не разрешены, документы исполнительного производства, которые подлежат направления в адрес взыскателя – административного истца по настоящему делу по указанному им адресу электронной почты не направляются, а потому бездействия судебных приставов-исполнителей ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО ФИО2 (уволен с 31.12.2019 приказом УФССП России по ЯНАО от 20.12.2019 -к), ФИО3 (уволен с 03.04.2019 приказом УФССП России по ЯНАО от 30.03.2019 -к), у которых в производстве находилось исполнительное производство бездействия по которому обжалуются административным истцом, ФИО4, у которого с исполнительное производство находиться в производстве с 30.04.2019 по настоящее время по исполнительному производству -ИП, выраженные в не разрешении в установленный срок и в установленном порядке заявлений и ходатайств административного истца, являющегося взыскателем по исполнительному производству, признаются судом незаконными.

Доводы административного истца о том, что направление документов через личный кабинет стороны исполнительного производства не предусмотрены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ являются не состоятельными, поскольку в соответствии с положениями ч. 1.3. Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2020, информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения, направление лицу, являющемуся стороной исполнительного производства, постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов могут осуществляться через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Как следует из материалов дела, административный истец имеет доступ к личному кабинету стороны исполнительного производства, откуда он и узнал о нарушенных им правах, а потому его информирование может осуществляться указанным способом.

Из материалов исполнительного производства следует, что кроме еженедельного предоставления должником НТСН «Север» отчетов по поступлению денежных средств на счета организации и фактическом остатке с учетом поступивших денежных средств, какие либо исполнительные действия по принудительному исполнению требований исполнительного производства, предусмотренные ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ не производятся, а потому суд возлогает на начальника ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО – старшего судебного пристава обязанность устранить нарушения прав административного истца, являющегося взыскателем по исполнительному производству -ИП, указанные выше в части признания незаконными бездействий судебных приставов-исполнителей, организовать полное и своевременное принудительное исполнение требований исполнительного документа по данному исполнительному производству.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 227, 360 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного иска ФИО1 к судебным приставам-исполнителям ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО ФИО2, ФИО3, ФИО4; ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО; УФССП России по ЯНАО о признании незаконными бездействия и решения судебного пристава-исполнителя, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия и бездействия судебных приставов-исполнителей ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО ФИО2, ФИО3, ФИО4 по исполнительному производству -ИП, выраженные в не разрешении в установленный срок и в установленном порядке заявлений и ходатайств административного истца, являющегося взыскателем по исполнительному производству

В удовлетворении требований о признании незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО ФИО3 от 01.04.2020 об отказе в удовлетворении ходатайства административного истца по исполнительному производству -ИП, являющегося по нему взыскателем, отказать.

Возложить на начальника ОСП по г. Салехарду и Приуралькому району УФССП России по ЯНАО –старшего судебного пристава обязанность устранить нарушения прав административного истца, являющегося взыскателем по исполнительному производству -ИП, организовать полное и своевременное принудительное исполнение требований исполнительного документа по данному исполнительному производству.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий К.В. Лисиенков