ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1217/2021 от 21.07.2021 Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область)

Копия

2а-/2021

УИД

Решение

именем Российской Федерации

21.07.2021г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,

при секретаре Петрика Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-/2021 по административному исковому заявлению МИФНС России № 22 по Самарской области к ФИО1 ФИО8 о взыскании недоимки по земельному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ИФНС России по Советскому району г. Самары обратился в Промышленный районный суд г. Самары суд с административным иском к административному ответчику ФИО1 ФИО9 о взыскании недоимки по налогу на общую сумму 542 113, 23 руб., из них недоимка по земельному налогу за 2017г. в размере 121 013 руб., пени 542,54 руб., недоимка по земельному налогу за 2018г. в размере 162 099 руб., пени 726,74 руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в размере 257 587 руб., пени 153,95 руб.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административного соистца привлечена ИФНС России по Промышленному району г. Самары.

В ходе судебного разбирательства судом произведена замена административных истцов ИФНС России по Советскому району г. Самары, ИФНС России по Промышленному району г. Самары на правопреемника МИФНС № 22 по Самарской области.

В судебное заседание от МИФНС 22 по Самарской области поступил уточненный административный иск, согласно которому налоговым органом произведен перерасчет налога на имущество в связи с состоявшимися решениями Самарского областного суда по административным делам: от 21.07.2020г. по делу №3a-/2020; от 22.07.2020г. по делу №3a-/2020; от 20.07.2020г. по делу №3a-/2020; от 28.01.2021г. по делу №3а-/2021; от 05.02.2021г. по делу №3а-/2021; от 12.05.2021г. по делу №3а-/2021; от 15.04.2021г. по делу №3а-/2021 об изменении кадастровой стоимости имущества физических лиц за налоговый период 2018г., предоставлена льгота по п. 3 ст. 346.11 НК РФ. После проведения расчетов сумма налога на имущество ФИО1 ФИО10 за 2018г. составила 00,0 руб.

С учетом уточнения налоговый орган просит взыскать с ФИО1 ФИО11 недоимку по земельному налогу в общей сумме 284 381,28 руб.. из них недоимка по земельному налогу за 2017г. в размере 121 013 руб., пени 542,54 руб., недоимка по земельному налогу за 2018г. в размере 162099 руб., пени 726,74 руб.

В судебном заседании представитель административного истца МИФНС 22 по Самарской области ФИО2 ФИО12 (на основании доверенности) уточненный административный иск поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО1 ФИО13 по доверенности ФИО3 ФИО14 в судебном заседании уточненные административные исковые требования не признал. Представил письменные возражения на административное исковое заявление. Дал суду пояснения аналогичные описательной части возражений на административное исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам, предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4 статьи 85 НК РФ)

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 НК РФ, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом, датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Согласно пп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст.75 НК РФ).

К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).

Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п.4 ст.85 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, указанном в абз.2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст.23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.

Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 4 ст. 52 НК РФ).

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. п. 1,2 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физически лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Из материалов дела следует, что ФИО1 ФИО15 в 2017,2018 гг. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Согласно представленному налоговым органом расчету за ответчиком числиться недоимка поземельному налогу в общей сумме 284 381,28 руб., из них недоимка по земельному налогу за 2017г. в размере 121 013 руб., пени 542,54 руб., недоимка по земельному налогу за 2018г. в размере 162099 руб., пени 726,74 руб.

Суд не соглашается с расчетом недоимки, представленным налоговым органом по следующим основаниям.

Земельным налогом облагаются земельные участки, которые находятся в собственности физического лица или принадлежат ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения (ст. ст. 388, 389 НК РФ).

Земельный налог является местным налогом, поэтому его ставки в существующих пределах, а также льготы по его уплате устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в г. г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - законами этих городов (п. 4 ст. 12, п. 1 ст. 15, ст. 387 НК РФ).

Земельный налог для физических лиц рассчитывает налоговая инспекция, которая направляет плательщику налоговое уведомление.

В нем указывается сумма налога и данные, на основе которых он был рассчитан, в частности год, за который рассчитан налог; размер налоговой базы (кадастровая стоимость участка); налоговая ставка; льготы (п. 3 ст. 396, п. 4 ст. 397 НК РФ).

Судом установлено, что вышеуказанный земельный участок принадлежал ФИО1 ФИО16. на основании договора купли-продажи № от 28.09.2017г., заключенного с Департаментом управления имуществом.

Земельный участок приобретался ответчиком по цене 6 109 001,01 руб., рассчитанной исхода из кадастровой стоимости земельного участка 12 218 002,02 руб., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 31.05.2017г. №, являющейся Приложением №1 к вышеуказанному договору, а также расчётом цены выкупа, являющемся неотъемлемым Приложением №2 к Договору купли-продажи № от 28.09.2017г.

Вместе с тем налоговым органом в соответствии с налоговым уведомлением № от 04.10.2019г. расчет производился за 2017г. исходя из кадастровой стоимости 54 727 360 руб., налоговый вычет 6 321 990 руб., по налоговой ставке 1,5% и составил сумму 121 013 руб.. За 2018г., исходя из кадастровой стоимости 12 218 002 руб., налоговый вычет 1 411 398 руб., по налоговой ставке 1,5% и составил общую сумму 162 099 руб.

Кроме того, суд отмечает, что на земельном участке расположено нежилое помещение (гараж, корпус авторемонтных мастерских) с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством серия от 16.09.2011г. и вступившими в законную силу решениями Самарского областного суда от 12.05.2021г. по делу №, от 05.02.2021г. по делу №3а-/2021.

Согласно сведениям Росреестра, земельный участок имеет разрешенное использование: «для размещения объектов, характерных для населенных пунктов».

В налоговом уведомлении № от 29.08.2018г. за 2017 год, нежилое помещение с кадастровым , расположенное на земельном участке с кадастровым номером также указано налоговым органом как гаражи и к нему применена налоговая ставка 0,3%, установленная Законом Самарской области №107-ГД от 10.11.2014г. для гаражей.

Согласно Постановлению Самарской Городской Думы «Об установлении земельного налога» №188 от 24.11.2005г., для земельных участков, занятых гаражами и автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта устанавливается налоговая ставка в размере 0,45%.

С учетом изложенного расчет земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 63:01:0929001:901 по адресу: г. Самара, Советский район, проезд Мальцева, 3, принадлежавший ФИО1 ФИО17., должен быть произведен следующим образом.

за 2017 год: 12 218 002 руб. (налоговый вычет 6 321 990 руб.) х 0,45% /12 мес. х 2 мес. = 4 442 руб.;

за 2018 год: 12 218 002 руб. (налоговый вычет 1 411 398 руб.) х 0,45% = 48 629,72 руб..

Общая сумма недоимки составляет 53 071 руб., данная сумма подлежит взысканию с ответчика ФИО1 ФИО18 в пользу налогового органа.

Поскольку в отношении земельного участка налоговом органом сумма недоимки начислена ФИО1 ФИО19 в завышенном размере, требования налогового органа в части взыскания пеней не подлежат удовлетворению судом.

Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что административный истец в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, а также то, что в ходе разбирательства по делу суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь статьей 175-178 КАС РФ суд,

РЕШЕНИЕ:

Административные исковые требования МИФНС России № 22 по Самарской области к ФИО1 ФИО20 о взыскании недоимки по земельному налогу – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 ФИО21 в пользу МИФНС России № 22 по Самарской области недоимку по земельному налогу в общей сумме 53 071 (Пятьдесят три тысячи семьдесят один) руб. 00 коп. (из них недоимка по земельному налогу за 2017г. в размере 4 442 руб. 00 коп., недоимка по земельному налогу за 2018г. в размере 48 629 руб. 72 коп.)

В остальной части административных исковых требований отказать.

Взыскать с ФИО1 ФИО22 государственную пошлину в доход государства в размере 400 (Четыреста) 00 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 27.07.2021г.

Председательствующий: Е.В. Щелкунова

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

Подлинный документ подшит в материалах административного дела №2а-/2021

(УИД ) Промышленного районного суда г. Самары