ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1219/19 от 17.09.2019 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело №2а-1219/2019

Поступило в суд 05.07.2019 г.

УИД 54RS0013-01-2019-002076-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2019 года г. Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Мельчинского С.Н.

при секретаре Затонских Е.В.

с участием прокурора Стулиной О.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Бердска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Бердска о признании противоречащими и недействующими отдельных положений административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию»,

установил:

Административный истец прокурор г. Бердска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации города Бердска о признании противоречащими и недействующими отдельных положений административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию».

В обоснование исковых требований указал, что 05.09.2014г. администрацией г. Бердска принято постановление № 3166 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию». Нормативный правовой акт опубликован 17.09.2014 в газете «Бердские новости» № 37. Отдельные положения нормативного правового акта противоречат требованиям федерального законодательства и содержат коррупциогенные факторы.

Пунктом 9 раздела I Регламента предусмотрено, что при консультировании в письменной форме, в том числе электронной, ответ на обращение заявителя направляется на указанный им адрес (по письменному обращению заявителей на почтовый адрес или адрес электронной почты, указанный в обращении) в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты поступления обращения (регистрации) в администрацию. С 08.12.2017 вступил в силу Федеральный закон от 27.11.2017 № 355-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которому ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» изложена в новой редакции: «Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме». Таким образом, с 08.12.2017 исключена возможность направления ответа в письменной форме на обращение, поступившее в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в электронной форме.

Согласно п. 6 раздела II Регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется в течение десяти дней со дня поступления в администрацию заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Однако, в силу ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ орган, выдавший разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, предусмотренный п. 9 раздела II Регламента, приложением № 1 к Регламенту, не соответствует перечню, который установлен в ч. 3 ст. 55 ГрК РФ. Так, п. 9 раздела II Регламента предусмотрено, что к документам, необходимым для получения решения на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе относятся: - правоустанавливающие документы на земельные участки, права на которые зарегистрированы (не зарегистрированы) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.п. 2, 3). 01.09.2018г. вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», которым п. 1 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ дополнен словами «, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута». В подпунктах 2, 3 п. 9 раздела II Регламента указанное дополнение не учтено.

- Градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (п.п. 4). Федеральным законом от 03.08.2018г. № 341-ФЗ п. 2 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ дополнен словами «, проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка». В п.п. 4 п. 9 раздела II Регламента указанное дополнение не учтено.

- Документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство (п.п. 7). С 04.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым п. 5 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, предусматривающий необходимость предоставления указанного документа, утратил силу. Таким образом, п.п. 7 п. 9 раздела II Регламента, приложение № 1 к Регламенту содержат коррупциогенный фактор, предусмотренный п.п. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика), так как устанавливают обременительные требования для заявителей и в дальнейшем, в случае непредоставления требуемого документа, лишают их права на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

- Документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора) (п.п. 8). Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ в п. 6 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ слово «документ» заменено словом «акт».

- Заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (п.п. 11). С 04.08.2018г. на основании Федеральных законов от 03.08.2018 № 340-ФЗ, № 342-ФЗ п. 9 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ изложен в следующей редакции: «9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса».

- Технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (п.п. 13). В соответствии с п.п. «а» п. 3 ст. 17 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в п. 12 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ слова «Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» заменены словами «Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Таким образом, п.п. 13 п. 9 раздела II Регламента содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный п.п. «а» п. 3 Методики, так как существует неопределенность в применении закона.

Предусмотренные п. 17 раздела II Регламента основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не соответствуют основаниям, предусмотренным ч. 6 ст. 55 ГрК РФ. Так, Регламент не содержит такого основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию как несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию (п. 5 ч. 6 ст. 55 ГрК РФ). Таким образом, п. 17 раздела II Регламента содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный п.п. «ж» п. 3 Методики, так как существует неполнота административных процедур при принятии администрацией г. Бердска решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно п. 17 раздела II Регламента основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Однако, Градостроительным кодексом РФ такого основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусмотрено. Таким образом, п. 17 раздела II Регламента содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный п.п. «д» п. 3 Методики, так как указанное основание для отказа принято администрацией г. Бердска с нарушением компетенции.

Разделом V Регламента предусмотрен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих. По тексту указанного раздела Регламента и в п.п. 3 п. 26 раздела II Регламента обжалование решения, действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, не предусмотрено, что не соответствует требованиям главы 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ).

Статьей 11.1 Закона № 210-ФЗ предусмотрен перечень случаев, при которых заявитель может обратиться с жалобой на решение и действия (бездействие) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего. Перечень указанных случаев, предусмотренных п. 3 раздела V Регламента, не соответствует перечню, предусмотренному ст. 11.1 Закона № 210-ФЗ. Так, Регламентом не предусмотрены такие случаи обращения с жалобой как: нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги; приостановление предоставления муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (п.п. 8, 9 ст. 11.1 Закона № 210-ФЗ).

08.10.2018г. прокурором г. Бердска на постановление администрации города Бердска от 05.09.2014 № 3166 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию» принесен протест, одним из требований которого являлось приведение в соответствие муниципального правового акта федеральному законодательству. Согласно ответам заместителя главы администрации (по строительству и городскому хозяйству) от 07.11.2018 № 2546-05/01-18, от 09.01.2019 № 6-05/01-18 администрацией г. Бердска выполнены работы по внесению изменений в постановление администрации города Бердска от 05.09.2014 № 3166 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию», в настоящий момент административный регламент проходит процедуру согласования в структурных подразделениях администрации города Бердска. После завершения процедуры согласования административный регламент будет направлен в прокуратуру города Бердска. До настоящего времени администрацией г. Бердска постановление администрации города Бердска от 05.09.2014 № 3166 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию» не приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства. Административный регламент в прокуратуру города Бердска не направлен.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Указанные выше несоответствия Регламента федеральному законодательству нарушают права субъектов градостроительной деятельности на получение муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию надлежащего качества и в установленный законом срок, а также на обжалование решений, действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу.

По указанным основаниям прокурор г. Бердска в интересах неопределенного круга лиц просит: 1) признать противоречащими и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 9 раздела I Регламента - части 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пункт 6 раздела II Регламента – части 5 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, подпункты 2,3,4,7,8,11,13 пункта 9 раздела II Регламента, приложение № 1 Регламента – части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, пункт 17 раздела II Регламента – части 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, раздел V и подпункт 3 пункта 26 раздела II Регламента (в части обжалования решения, действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу) - главе 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пункта 3 раздела V Регламента – пунктам 8, 9 ст. 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; 2) опубликовать решение суда в течение месяца после вступления его в законную силу в газете «Бердские новости».

В судебном заседании прокурор Стулина О.Ж. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации города Бердска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил в суд отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что администрацией города Бердска выполнены работы по внесению изменений в постановление администрации города Бердска от 05.09.2014г. №3166 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию». В настоящий момент административные регламенты проходят процедуру согласования в структурных подразделениях администрации города Бердска. После завершения процедуры согласования административный регламент будет направлен в прокуратуру г. Бердска.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 5 сентября 2014г. администрацией города Бердска принято постановление №3166 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию».

Указанное постановление было опубликовано 17.09.2014 г. в газете «Бердские новости» № 37, что является официальным опубликованием нормативно-правого акта.

Помимо этого указанное постановление размещено на официальном сайте администрации города Бердска.

Пунктом 1 постановления администрации города Бердска от 5 сентября 2014г. № 3166 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов капительного строительства в эксплуатацию».

Административный регламент устанавливает стандарт предоставления муниципальной услуги, а также состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, формы контроля исполнения административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также муниципальных служащих, должностных лиц.

Согласно п. 9 раздела I данного административного регламента при консультировании в письменной форме, в том числе электронной, ответ на обращение заявителя направляется на указанный им адрес (по письменному обращению заявителей на почтовый адрес или адрес электронной почты, указанный в обращении) в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты поступления обращения (регистрации) в администрацию.

Согласно п. 6 раздела II административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется в течение десяти дней со дня поступления в администрацию заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Пунктом 9 раздела II административного регламента предусмотрено, что к документам, необходимым для предоставления муниципальной услуги, в том числе относятся:

2) правоустанавливающие документы на земельный участок, право на который зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

3) правоустанавливающие документы на земельный участок, право на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

7) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

8) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

11) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации

13) технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно п. 17 раздела II административного регламента основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: отсутствие документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя; несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 3 раздела V административного регламента заявитель, права и законные интересы которого нарушены, имеет право обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги;

нарушение срока предоставления муниципальной услуги;

требования у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новосибирской области, нормативными правовыми актами администрации города Бердска;

отказа в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новосибирской области, нормативными правовыми актами администрации города Бердска для предоставления муниципальной услуги, у заявителя;

отказа в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новосибирской области, нормативными правовыми актами администрации города Бердска;

затребования с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной действующим законодательством;

отказа должностного лица администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушения установленного срока таких исправлений.

П.п. 3 п. 26 раздела II административного регламента предусмотрено, что показателем качества муниципальной услуги является отсутствие обоснованных жалоб заявителей на качество предоставления муниципальной услуги, действия (бездействие) должностных лиц и решений, принимаемых (осуществляемых) ими в ходе предоставления муниципальной услуги.

Полагая вышеуказанные пункты принятого нормативного правового акта противоречащими требованиям федерального законодательства и содержащими коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения исключения из общих правил, прокурор г. Бердска обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию отнесена к вопросам местного значения.

Действия по рассмотрению заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются административной процедурой и муниципальной услугой.

В соответствии с п. 2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ " Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга ), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги ), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ " Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

Проверяя соответствие содержания административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию» нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

В соответствии с ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ орган, выдавший разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

5) утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ;

6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

(п. 10 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 226-ФЗ)

11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

(п. 11 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

(п. 12 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 252-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

13) утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 143-ФЗ)

1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 198-ФЗ)

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

(п. 5 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

1) нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, запроса, указанного в статье 15.1 настоящего Федерального закона;

2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;

4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;

5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;

6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, работника многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, или их работников в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;

8) нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги;

9) приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;

10) требование у заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, пункт 9 раздела I, пункт 6 раздела II, подпункты 2,3,4,7,8,11,13 пункта 9 раздела II, приложение № 1, пункт 17 раздела II, раздел V и подпункт 3 пункта 26 раздела II, пункт 3 раздела V административного регламента противоречат действующему законодательству в части формы направления ответа на обращение, сроков, перечня документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, перечня случаев, при которых заявитель может обратиться с жалобой на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц и муниципальных служащих.

На данный правовой акт 08 октября 2018 года прокурором г. Бердска принесен протест (л.д. 31-36).

Как следует из писем администрации города Бердска от 07.11.2018 N 3546-05/01-18, от 09.01.2019 №6-05/01-18 администрацией города Бердска выполнены работы по внесению изменений в постановление администрации города Бердска от 05.09.2014 №3166 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию», в настоящий момент административный регламент проходит процедуру согласования в структурных подразделениях администрации города Бердска (л.д. 37,38).

Однако, до настоящего времени административный регламент применяется в редакции, противоречащей действующему федеральному законодательству.

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом всех установленных при настоящем рассмотрении дела обстоятельств, принимая во внимание, что положения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию», утвержденного постановлением администрации города Бердска от 05 сентября 2014 г. №366, противоречат федеральному законодательству, суд находит заявленные прокурором города Бердска требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Бердска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать противоречащими и недействующими пункт 9 раздела I административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию», утвержденного постановлением администрации города Бердска от 05 сентября 2014 г. №366, - части 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пункт 6 раздела II административного регламента – части 5 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, подпункты 2,3,4,7,8,11,13 пункта 9 раздела II административного регламента, приложение № 1 административного регламента – части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, пункт 17 раздела II административного регламента – части 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, раздел V и подпункт 3 пункта 26 раздела II административного регламента (в части обжалования решения, действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу) - главе 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пункта 3 раздела V административного регламента – пунктам 8, 9 ст. 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с момента вступления решения суда в законную силу.

Опубликовать решение суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Бердские новости».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда составлено 20 сентября 2019г.

Председательствующий С.Н. Мельчинский