ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-121/18 от 22.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-121/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 января 2018 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи Тураевой Т.Е.,

при секретаре Акимовой О.А.,

с участием прокурора Сергунина А.Е.,

представителя административного истца Ануфриева К.Г.,

представителя административного ответчика Золотаревой Ю.И.,

представителя заинтересованного лица Карасева А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шеремета Алексея Юрьевича к администрации города Ульяновска об оспаривании нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

Шеремет А.Ю. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. Просит признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца Постановление Администрации города Ульяновска от 17.04.2017 № 948 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463» в части исключения строки 108 (предусматривающей размещение нестационарного торгового объекта <данные изъяты> по Генплану) из раздела «<данные изъяты>» Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «<данные изъяты>», утвержденной Постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город <данные изъяты>» и обязать администрацию города Ульяновска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Шеремета А.Ю.

В обоснование требований указал следующее.

Постановлением администрации города Ульяновска от 17.04.2017 № 948 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463» из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город <данные изъяты>» были исключены 8 киосков и 1 павильон, в том числе, принадлежащий Шеремету А.Ю. на праве собственности киоск <данные изъяты> (участок № 3 по генплану).

Полагает указанное постановление в оспариваемой части незаконным, поскольку оно принято с нарушением Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, утвержденного Приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 № 6, нормативного акта, принятого на уровне субъекта федерации, определяющего общие принципы порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «город <данные изъяты>».

Кроме того, нарушены права и законные интересы Шеремета А.Ю. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

18.08.2017 Шеремет А.Ю. обратился в <данные изъяты> с аналогичным заявлением. Определением <данные изъяты> 27.10.2017 судебное разбирательство по делу прекращено, поскольку к моменту подачи заявления Шеремет А.Ю. прекратил свою деятельность в <данные изъяты>.

Административный истец в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного истца Ануфриев К.Г. в судебном заседании просил иск удовлетворить, привел доводы, аналогичные изложенным в иске и дополнительных пояснениях. Пояснил, что факт нарушения требований пожарной безопасности в действиях Шеремета А.Ю. не подтвержден, поскольку в установленном законом порядке он к административной ответственности за это не привлекался. Предписания в его адрес не выносились. Соответствующее решение (протокол) уполномоченными органами не составлялось.

Размещение торговых павильонов и киосков площадью менее 20 кв. м нормативными актами не регламентировано. Проведение сотрудниками Главного управления МЧС России по Ульяновской области проверки, в ходе которой якобы были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, проведено с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ст.ст. 8.2, 8.3 Закона), в связи с чем полученные в ходе проверки сведения не могут являться основаниями для принятия решения об исключении принадлежащего Шеремету А.Ю. торгового киоска из схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Полагал необоснованными доводы ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд, поскольку действующее законодательство не налагает на граждан обязанность по систематическому мониторингу постановлений, принимаемых Администрацией города Ульяновска. Датой, когда Шеремет А.Ю. должен был узнать о существовании нормативного правового акта, затрагивающего его права, следует считать дату получения им соответствующего уведомления от Администрации города Ульяновска. Сведений о вручении ему такого уведомления административным ответчиком не представлено.

Представитель административного ответчика в судебном заседании административный иск не признала. Привела доводы, изложенные в отзыве на иск, суть которых сводится к следующему.

Постановление администрации города Ульяновска от 17.04.2017 № 948 опубликовано в газете 18.04.2017, соответственно, вступило в силу в этот же день.

В Администрацию города Ульяновска поступило обращение Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 11.04.2017, в котором указано, что нестационарные торговые объекты, расположенные по адресу: <данные изъяты> эксплуатируются с нарушением требований пожарной безопасности.

По итогам рассмотрения письма <данные изъяты> на заседании рабочей группы по принятию решений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город <данные изъяты>» был вынесен вопрос об исключении мест размещения нестационарных торговых объектов по вышеуказанным адресам из схемы размещения нестационарных торговых объектов.

В связи с выявленным <данные изъяты> нарушением пожарных норм и правил 14.04.2017 рабочей группой администрации города Ульяновска в соответствии с пунктом 2.20 Приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области №6 от 22.01.2016 принято решение о подготовке проекта постановления администрации города Ульяновска о внесении изменений в схему размещения НТО на территории муниципального образования «город <данные изъяты>» в части исключения строки 108 из раздела «<данные изъяты>».

17.04.2017 Администрация города Ульяновска приняла постановление №948 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновск от 29.04.2016 № 1463», которым признана утратившим силу строка № <данные изъяты>» схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «<данные изъяты>», утвержденной постановлением администрации города Ульяновск от 29.04.2016 № 1463 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования <данные изъяты>

Кроме того, полагает, что административным истцом пропущен установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд с данным административным иском.

Представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Ульяновской области в судебном заседании оставил решение на усмотрение суда. Пояснил, что в марте 2017 года на имя начальника ГУ МЧС России по Ульяновской области поступило письменное обращение Главы Администрации г. Ульяновска о признаках нарушения требований пожарной безопасности, выявленных в результате внешнего осмотра торговых объектов в районе дома <адрес>, проведенного Администрацией города. В письменном обращении и акте осмотра указывалось, что киоски, в том числе киоск ИП Шеремета А.Ю., расположенный <адрес> (участок № 3 по генплану), эксплуатируются с нарушением требований пожарной безопасности, а именно: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в киосках и киоски размещены без соблюдения противопожарных расстояний от зданий жилых домов.

По результатам рассмотрения обращения и акта осмотра был подготовлен письменный ответ с разъяснением требований пожарной безопасности, который был направлен в Администрацию города Ульяновска для принятия объективного решения в рамках имеющихся полномочий.

Выход сотрудников отдела надзорной деятельности на места размещения киосков, указанных в обращении, не осуществлялся. Письменный ответ был подготовлен на основании информации, представленной Администрацией города Ульяновска.

Заслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, надзорное производство, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).

В соответствии с частями 1 - 3 и 5 - 6 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Приказом Минприроды Ульяновской области от 22.01.2016 № 6 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области.

Пунктом 2.17 Порядка установлено, что внесение изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов состоит из нескольких этапов.

Для принятия решения о внесении изменений (отказе во внесении изменений) в Схему органом местного самоуправления создается рабочая группа с обязательным участием в ее работе представителей предпринимательского сообщества муниципального образования Ульяновской области, общественных представителей Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области (далее - Рабочая группа).

Инициатором внесения изменений в Схему могут выступать юридические лица независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, индивидуальные предприниматели (далее - Заявитель).

Для внесения изменений в Схему Заявитель направляет в орган местного самоуправления заявление о внесении изменения в Схему (далее - Заявление), с указанием сведений не более чем по одному адресу размещения НТО, определенных пунктом 2.3 настоящего Порядка.

Поступившие в орган местного самоуправления Заявления проверяются на наличие в них сведений, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Порядка.

По результатам проверки органы местного самоуправления: принимают решение о рассмотрении Заявления либо об отказе в его рассмотрении; делают запись в журнале регистрации о рассмотрении Заявления либо об отказе в его рассмотрении; направляют Заявителю уведомление о рассмотрении Заявления либо об отказе в его рассмотрении, с указанием оснований отказа, почтовым отправлением или передают соответствующее уведомление Заявителю либо его представителю лично.

В соответствии с утвержденной Схемой органы местного самоуправления заключают договоры на размещение НТО с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность (п. 2.18. Порядка).

Утверждение Схемы не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы. Такие места размещения НТО включаются в Схему как действующие (п. 2.19 Порядка).

Судом установлено, что согласно договору купли-продажи от 15.09.2007 истцом приобретен торговый киоск, расположенный по адресу: <адрес>

Между истцом Шереметом А.Ю. и Комитетом по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска 30.03.2015 заключен договор аренды земельного участка площадью .м, расположенный <адрес>), для размещения киоска, срок аренды установлен с 07.11.2014 г. до 31.10.2024 г.

Договор аренды на день рассмотрения дела не расторгнут.

Постановлением Администрации города Ульяновска № 1463 от 29.04.2016 была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск", согласно которой (строка 108 Приложения) под размещение киоска предоставлен земельный участок площадью <адрес>

Материалами дела подтверждается, и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что постановление N 1463 принято администрацией города Ульяновска в пределах компетенции и обнародовано с соблюдением установленного порядка.

Постановлением администрации города Ульяновска от 17.04.2017 № 948 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463» из раздела «Ленинский район» схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «<данные изъяты>» исключена строка 108, предусматривающая размещение принадлежащего истцу нестационарного торгового объекта юго-западнее жилого дома <адрес>

Указанным Постановлением установлено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования в газете «Ульяновск сегодня». Постановление опубликовано в газете 18.04.2017, соответственно, вступило в силу 18.04.2017.

Как следует из пояснений представителя ответчика, внесение изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов произведено на основании обращения <данные изъяты> от 11.04.2017 об эксплуатации киосков с нарушением требований пожарной безопасности в соответствии с п. 2.20 Порядка в редакции, действующей на момент вынесения постановления, согласно которому органы местного самоуправления вправе внести изменения в Схему в порядке, предусмотренном пунктом 2.17 настоящего раздела, исключив из нее место расположения НТО в случае размещения НТО с нарушением архитектурных, градостроительных, строительных и пожарных норм и правил (пп. «д»).

Между тем, доказательств, подтверждающих размещение принадлежащего истцу нестационарного торгового объекта на участке <адрес> с нарушением пожарных норм и правил, суду не представлено. Письмо, представленное в материалы дела, направленное <данные изъяты> в адрес администрации в ответ на обращение Главы администрации, носит разъяснительный характер. При этом проверку соответствия расположения НТО пожарным нормам и правилам в соответствии со ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <данные изъяты> не проводило.

Согласно Акту осмотра нестационарных торговых объектов, расположенных <адрес>, подготовленному комиссией из числа должностных лиц УМС администрации г.Ульяновска, выявлены лишь признаки нарушения, в частности, что киоск ИП Шеремета А.Ю. расположен на местности вне границ предоставленного участка, в охранной зоне кабелей линии электропередач, нарушены противопожарные расстояния.

Между тем, указанный акт не может быть признан судом в качестве доказательства расположения НТО с нарушением пожарных норм, поскольку составлен не уполномоченными в данной сфере лицами. Законодательством РФ (в том числе, Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре») исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами.

Более того, как было указано выше, в соответствии с п. 2.19 Порядка утверждение Схемы не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы. Такие места размещения НТО включаются в Схему как действующие.

Согласно п. 2.5. Порядка Схема носит бессрочный характер. С момента принятия решения о разработке и утверждении Схемы или решения о внесении изменений в Схему до утверждения Схемы размещения новых НТО, а также снос (демонтаж, ликвидация) существующих НТО не допускаются, за исключением демонтажа и ликвидации НТО в связи с окончанием срока размещения объекта либо по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность.

Согласно п. 2.10 Порядка в Схему подлежат обязательному включению все НТО, функционирующие не менее одного года по состоянию на 1 января 2015 года, не допускается исключение из мест размещения НТО по соображениям нецелесообразности их функционирования. Схема, а также изменения в неё подлежат публичному обсуждению с участием предпринимательского сообщества, а также населения муниципального образования Ульяновской области. Утверждение Схемы не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы. Такие места размещения НТО включаются в Схему как действующие.

Также следует отметить, что суду не представлено доказательств опубликования Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, утвержденного Приказом Минприроды Ульяновской области от 22.01.2016 № 6, в редакции, содержащей п.2.20, на который ссылается административный ответчик.

Исходя из изложенного, ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлено суду доказательств наличия предусмотренных законом оснований для внесения изменений в Схему расположения нестационарного торгового объекта.

Между тем в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Анализируя представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что пункт 1 постановления Администрации города Ульяновска от 17.04.2017 № 948 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463» в части исключения строки 108 (предусматривающей размещение нестационарного торгового объекта юго-западнее <данные изъяты> схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «<данные изъяты>», утвержденной постановлением администрации город Ульяновска от 29.04.2016 № 1463 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «<данные изъяты> соответствует Порядку разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, утвержденному Приказом Минприроды Ульяновской области от 22.01.2016 № 6, и существенным образом нарушает права административного истца, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в связи с чем следует признать его не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом, само по себе признание оспариваемого акта недействующим с момента вступления решения в законную силу приведет к восстановлению прав административного Шеремета А.Ю., в связи с чем оснований для принятия дополнительного решения о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца в данном случае не требуется.

В соответствии с частью 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемый нормативный правовой акт на момент рассмотрения дела свое действие не прекратил, поэтому при обращении в суд с настоящим иском истец не пропустил срок, установленный законом для его оспаривания.

Трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ, в случае оспаривания нормативного акта органа местного самоуправления применению не подлежит. Следовательно, доводы административного ответчика о пропуске истцом установленного ст. 196 КАС РФ срока обращения в суд с исковым заявлением являются несостоятельными.

Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению

На основании п.2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Шеремета Алексея Юрьевича удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1 постановления Администрации города Ульяновска от 17.04.2017 № 948 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463» в части исключения строки 108 (предусматривающей размещение нестационарного торгового объекта юго-западнее <данные изъяты> схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «<данные изъяты>», утвержденной постановлением администрации город Ульяновска от 29.04.2016 № 1463 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории <данные изъяты>».

Опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Ульяновск сегодня».

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Т.Е.Тураева