ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-121/19 от 15.08.2019 Мурманского гарнизонного военного суда (Мурманская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2019 года город Мурманск

Мурманский гарнизонный военный суд под председательством судьи Загорского В.Ю., при секретаре Федичевой О.Д., с участием представителя административного ответчика – командира войсковой части *****БАА, представителя заинтересованного лица – начальника федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Северрегионжильё» МО РФ) ДЛВ., рассмотрев административное дело по административным исковым заявлениям военнослужащего войсковой части *****ЗВАНИЕ ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части *****, связанных с отказом в регистрации истца и членов его семьи по адресу воинской части, а также бездействия указанного должностного лица и начальника филиала федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» (далее – ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС»), выразившегося в невозмещении суточных расходов за период нахождения в служебной командировке,

установил:

Завгородний обратился в суд с административными исковыми заявлениями, в которых просит:

- признать бездействие командира войсковой части *****, выразившееся в непринятии должных мер по выплате истцу суточных расходов, неправомерным;

- признать бездействие командира войсковой части *****, выразившееся в нерассмотрении рапорта истца от ДД.ММ.ГГГГ о выплате суточных расходов, неправомерным;

- обязать командира войсковой части ***** рассмотреть рапорт истца от ДД.ММ.ГГГГ в установленные законом сроки;

- обязать командира войсковой части ***** принять меры по восстановлению прав истца, связанных с возмещением суточных расходов;

- признать бездействие начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС», выразившееся в невыплате истцу суточных расходов, незаконным;

- взыскать с филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» суточные расходы в размере 9 000 руб.;

- признать неправомерными действия командира войсковой части *****, связанные с отказом в регистрации истца и членов его семьи по месту пребывания по адресу воинской части;

- обязать командира войсковой части ***** повторно рассмотреть рапорт истца от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации его и членов семьи по адресу воинской части;

- взыскать с филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» в пользу истца уплаченную государственную пошлину при обращении в суд.

Определением суда от 14 августа 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГКУ «Северрегионжильё» МО РФ.

В обоснование заявленных требований Завгородний указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в служебной командировке в войсковой части ***** (<адрес>), для согласования и уточнения служебных документов, при этом проживанием и питанием не обеспечивался. В связи с этим суточные расходы составили 9 000 руб. Выплата командировочных расходов военнослужащим войсковой части ***** осуществляется филиалом ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС», куда и был представлен авансовый отчёт для возмещения таковых. До настоящего времени вопрос о возмещении ему суточных расходов остался неразрешённым. ДД.ММ.ГГГГ в целях выяснения причин невозмещения суточных расходов истец обратился в адрес командовании воинской части с соответствующим рапортом. Однако рапорт остался без реализации. Бездействием командира войсковой части ***** и начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС», по мнению истца, нарушены положения Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил РФ, предусматривающие его право на возмещение командировочных расходов. Помимо изложенного, действия командира войсковой части *****, выразившиеся в отказе в регистрации истца и членов его семьи по месту прохождения военной службы (по месту пребывания) по адресу воинской части, также нарушают права последнего, предусмотренные ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В судебном заседании представитель командира войсковой части *****БАА требования истца не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, при этом пояснил, что командир воинской части отказался давать согласие на регистрацию Завгороднего и членов его семьи по адресу воинской части, так как последний обеспечен служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы. Кроме того, БАА, сославшись на положения ст. 219 КАС РФ, указал, что ДД.ММ.ГГГГ из филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» командиру войсковой части ***** возвращён авансовый отчёт с отметкой об отсутствии командировки истца в плане служебных командировок воинской части на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем финансовый орган не может принимать на себя обязательство по возмещению Завгороднему командировочных расходов. При этом о нарушении своих прав на компенсацию суточных расходов истец узнал в ДД.ММ.ГГГГ, когда ему делопроизводителем войсковой части ***** было доведено упомянутое сообщение начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС». Соответственно, истцом в данной части требований пропущен трёхмесячный срок на обращение в суд.

Представитель заинтересованного лица – начальника ФГКУ «Северрегионжильё» МО РФ ДЛВ оставляя вопрос о разрешении требования истца в части признания неправомерным отказа командира войсковой части ***** в регистрации последнего и членов семьи по адресу воинской части на усмотрение суда, показал, что решением жилищного органа от ДД.ММ.ГГГГ Завгороднему предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 46,8 кв.м, на состав семьи 3 человека. Запретов на регистрацию по адресу служебного жилого помещения, не имеется. Сведения об отказе Завгороднего от указанного служебного жилого помещения в учреждение не поступали.

В письменных возражениях, не признавая требования и полагая их не подлежащими удовлетворению, начальник филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» указал, что войсковой часть ***** по вопросам возмещения командировочных расходов состоит на финансовом обеспечении во 2-й финансово-экономической службе. ДД.ММ.ГГГГ в филиал ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» поступили документы Завгороднего для оплаты ему командировочных расходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако ДД.ММ.ГГГГ авансовый отчёт был отправлен в войсковую часть *****, в связи с отсутствием мероприятия, по которому осуществлялась поездка истца в войсковую часть *****, в утверждённом командующим Северным флотом плане служебных командировок на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, расходы на оплату служебных командировок являются лимитированными и осуществляются в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, которые выделяются только на оплату служебных командировок, включённых в планы таковых на очередной год, утверждённых соответствующими руководителями органов военного управления, указанными в Инструкции. На служебные командировки, не включённые в утверждённые планы, лимиты бюджетных обязательств не выделяются. Филиал ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС», являясь участником бюджетного процесса и получателем бюджетных средств, принимает и исполняет в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований бюджетные обязательства. В связи с этим, до включения данной командировки истца в войсковую часть ***** в утверждённый план порядком, предусмотренным Инструкцией, лимиты на указанное мероприятие не выделяются, следовательно, принимать бюджетное обязательство без доведённых лимитов филиал ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» не имеет права. Как указано далее в возражениях, 2-я финансово-экономическая служба не отказывала Завгороднему в оплате командировочных расходов, а просила командира внести изменения в план служебных командировок для дальнейшей оплаты ему командировочных расходов. Данный расчёт может быть произведён только после предоставления в филиал ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» копии выписки из изменённого плана служебных командировок войсковой части ***** на ДД.ММ.ГГГГ и после истребования дополнительных лимитов бюджетных обязательств и их доведения до финансового органа. Размер подлежащей возмещению суммы финансовым органом не оспаривается.

Будучи надлежащим образом извещёнными о месте и времени судебного заседания административный истец и начальник филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» в суд не прибыли, а поэтому в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд полагает установленным следующие обстоятельства.

Согласно штампу входящего документа с административным исковым заявлением об обжаловании бездействия командира войсковой части ***** и начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС», выразившегося в невозмещении истцу суточных расходов, последний обратился в суд 26 июля 2019 года.

Как следует из копии сообщения начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» от ДД.ММ.ГГГГ, авансовый отчёт Завгороднего направлен командиру войсковой части ***** с указанием на необходимость внесения изменений в план служебных командировок за ДД.ММ.ГГГГ и предоставления такового в финансовый орган для дальнейшего истребования денежных средств.

Из пояснений представителя командира войсковой части *****БАА усматривается, что об отказе начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» в выплате командировочных расходов Завгороднему стало известно в ДД.ММ.ГГГГ от должностных лиц воинской части в устной форме.

Данных, подтверждающих это утверждение, не представлено.

При этом следует отметить, что получение командиром войсковой части ***** в ДД.ММ.ГГГГ сообщения начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» от ДД.ММ.ГГГГ определённо не свидетельствует о том, что об отказе в возмещении командировочных расходов Завгороднему стало известно в тот же период.

В силу изложенного, учитывая, что достоверно о нарушении своих прав истцу стало известно лишь в ДД.ММ.ГГГГ, а в суд Завгородний обратился в июле 2019 года, суд приходит к убеждению, что процессуальный срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, последним, вопреки мнению представителя командира войсковой части ***** об обратном, не пропущен, в связи с чем данное требование подлежит рассмотрению по существу.

Из копии послужного списка на имя Завгороднего следует, что последний с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу по контракту в войсковой части *****.

Как видно из копии телеграммы врио начальника штаба войсковой части ***** от ДД.ММ.ГГГГ исх. *****, командованию войсковой части ***** предписано к ДД.ММ.ГГГГ откомандировать в указанный штаб военнослужащего для согласования и утверждения донесений (формата 2/ВТ).

Согласно выписке из приказа командира войсковой части ********** от ДД.ММ.ГГГГ, ДОЛЖНОСТЬЗВАНИЕ Завгородний назначен ответственным за разработку донесений формы 2/ВТ.

Из телеграммы врио начальника штаба войсковой части ***** видно, что командиру войсковой части ***** в целях служебной необходимости следует откомандировать Завгороднего в распоряжение начальника штаба войсковой части *****, с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 20 суток.

Содержанием выписок из приказов командира войсковой части ***** за №№ ********** от ДД.ММ.ГГГГ и 8 ДД.ММ.ГГГГ, командировочного удостоверения № ***** от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Завгородний с ДД.ММ.ГГГГ полагался убывшим в командировку в войсковую часть ***** (<адрес>) для представления документов, а прибывшим с таковой – ДД.ММ.ГГГГ. В период командировки жильём и продовольствием не обеспечивался.

Путём изучения авансового отчёта на имя Завгороднего установлено, что размер суточных расходов составляет 9 000 руб. При этом аванс на командировку истцу не выдавался.

Из копии сообщения начальника филиала ФКУ «ОСК СФ » - «2 ФЭС» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что авансовый отчёт Завгороднего направлен командиру войсковой части ***** с указанием на отсутствие в представленном плане служебных командировок за ДД.ММ.ГГГГ, в финансовый орган, мероприятия, в связи с которым истец был направлен в командировку, и невозможности по этой причине принять на себя бюджетные обязательства по возмещению суточных расходов.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Исходя из ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учётом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

В статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» закреплено, что военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.

Пунктом 118 приказа Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года №2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации» (далее – Порядок) определено, что военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).

Пунктом 122 этого же Порядка предусмотрено, что возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащими за счёт средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке. Возмещение суточных расходов военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счёт средств федерального бюджета, осуществляется в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

Аналогичные положения содержатся в п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 года № 43 «О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службы в войсках национальной гвардии РФ и имеющим специальные звания полиции, за счёт федерального бюджета» (далее – Постановление).

В пункте 2 названного Постановления указано, что финансовое обеспечение расходных обязательств РФ, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется за счёт бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят военную службу военнослужащие и сотрудники.

Приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2014 года № 988 «Об утверждении Инструкции по организации направления военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в служебные командировки на территории Российской Федерации» определено понятие «служебной командировки», согласно которому служебная командировка – это направление военнослужащего по распоряжению командира на определённый срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

Исходя из приведённых правовых норм, при разрешении вопроса о том, находился ли военнослужащий в служебной командировке, юридически значимыми являются такие обстоятельства, как направление его по распоряжению командира на определённый срок в другую местность для выполнения конкретного служебного задания вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой военнослужащий продолжает проходить военную службу.

В суде установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Завгородний на основании приказа командира войсковой части ***** находился в служебной командировке в войсковой части ***** (<адрес>) для выполнения конкретного служебного задания (представление документов), где питанием не обеспечивался. По возвращении из командировки представил в филиал ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» документы на возмещение суточных расходов, откуда ДД.ММ.ГГГГ в воинскую часть по месту его службы направлено сообщение о невозможности их возмещения. До настоящего времени командировочные истцу не выплачены.

В силу этого суд заключает, что Завгородний имеет право на возмещение суточных расходов из расчёта 300 рублей в сутки с учётом неорганизации его питания по месту командировки за 30 суток в сумме 9 000 руб. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспоренное бездействие командира войсковой части ***** и начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС», выразившееся в невозмещении суточных расходов, является незаконным.

Суд соглашается с утверждением начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» в возражениях о том, что возмещение командировочных расходов производится в пределах ассигнований, выделенных из федерального бюджета на служебные командировки, для чего составляется и утверждается план служебных командировок на год, выписка из которого представляется в финансовый орган по месту зачисления на финансовое обеспечение личного состава.

В то же время в соответствии с абз. 1 и 3 ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий обязан строго соблюдать требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров.

Принимая во внимание, что в служебной командировке в приведённый период Завгородний находился не по своему волеизъявлению, а, как отмечено выше, в соответствии с приказом полномочного должностного лица – командира воинской части, изданного в свою очередь на основании распоряжения вышестоящего должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ (очевидно уже после установленного срока представления выписки из плана служебных командировок на ДД.ММ.ГГГГ в финансовый орган), - подлежащего исполнению, суд полагает, что при таких обстоятельствах суточные расходы, безусловно, подлежат возмещению.

Ссылку начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» в обоснование позиции на упущения командования войсковой части ***** по своевременному разрешению вопроса по внесению изменений в план служебных командировок суд расценивает как несостоятельную, по той причине, что указанное обстоятельство свидетельствует лишь о нераспорядительности отдельных должностных лиц, а не самого военнослужащего, и не может повлечь за собой отказ в возмещении суточных расходов.

Учитывая положения ст. 226 и 227 КАС РФ, суд полагает, что право административного истца на возмещение суточных расходов будет восстановлено путём возложения на командира войсковой части ***** обязанности по внесению изменений в план служебных командировок воинской части за ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке с указанием мероприятия – служебной командировки Завгороднего в войсковую часть ***** (<адрес>).

Вместе с тем п.1 ст. 242.1 и п. 1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казённого учреждения – должника производится в соответствии с указанием сумм, подлежащих взысканию.

Учитывая изложенное и то, что 2-я финансово-экономическая служба является федеральным казённым учреждением и органом, полномочным возмещать командировочные расходы, в целях устранения в полном объёме допущенного нарушения прав Завгороднего и, исходя из установленного законодательством порядка исполнения решений по денежным обязательствам федерального казённого учреждения, суд приходит к убеждению о необходимости взыскания с филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» в его пользу суточных расходов в определённой выше сумме.

Разрешая требование истца о признании неправомерным бездействия командира войсковой части *****, выразившегося в нерассмотрении рапорт от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 106 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495 (далее – Устав), военнослужащие имеют право направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законом РФ, другими нормативными актами РФ и настоящим Уставом.

Статьёй 107 Устава на должностных лиц воинской части возложена обязанность внимательно относиться к поступившим обращениям. Должностные лица воинской части обязаны рассмотреть полученное обращение и, в случае если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего обращение. При этом, согласно ст. 116 Устава, все обращения подлежат обязательному рассмотрению в срок 30 суток со дня регистрации.

Согласно ст. 119 Устава, обращения, поступившие в воинскую часть, в срок не более трёх суток регистрируются в Книге учёта письменных обращений и в обязательном порядке докладываются командиру воинской части или соответствующему должностному лицу.

Согласно штампу о входящем за № ***** на рапорте Завгороднего, представленном в суд, в адрес командования войсковой части ***** о возмещении суточных расходов за служебную командировку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что данный документ получен воинской частью ДД.ММ.ГГГГ.

Рапорт истца остался без рассмотрения.

Последнее обстоятельство представителем командира войсковой части ***** не оспаривалось.

На основании вышеизложенного, требование истца о признании незаконным бездействия командира войсковой части *****, выразившегося в нерассмотрении рапорта о возмещении суточных расходов за командировку в ДД.ММ.ГГГГ и непринятие по нему решения, также подлежит удовлетворению.

Что же касается требования о признании неправомерным действия командира войсковой части *****, связанные с отказом в регистрации истца и членов его семьи по адресу воинской части, суд исходит из следующего.

Из копии послужного списка Завгороднего видно, что первый контракт о прохождении военной службы последний заключил ДД.ММ.ГГГГ, в его личном деле, в качестве членов семьи записаны: жена – ЗНА и сын – ЗАЮ

Из исследованных копий сообщения ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ и свидетельств о регистрации по месту пребывания следует, что Завгородний и члены его семьи в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имели регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> (войсковая часть *****).

Согласно копии договора найма служебного жилого помещения № ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, Завгороднему предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Данный договор не содержит запрета Завгороднему и членам его семьи быть зарегистрированными по месту жительства в указанной квартире. Помимо этого в договоре указано, что Завгородний может иметь права, предусмотренные законодательством.

Из адресной справки Миграционного пункта МО МВД России «*****» от ДД.ММ.ГГГГ видно, что гражданин РФ Завгородний и члены его семьи с заявлением о постановке на регистрационный учёт по месту жительства по адресу: <адрес> не обращались.

Как следует из копий заявления Завгороднего в адрес ФГКУ «Северрегионжильё» от ДД.ММ.ГГГГ, а также ответа врио начальника данного учреждения, рассмотрение документов о принятии истца и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма приостановлено, по причине ожидания ответа на запрос из Росреестра о наличии у военнослужащего и членов семьи в собственности жилых помещений и необходимости представления истцом дополнительных документов.

Путём изучения финансового-лицевого счёта № ***** на имя Завгороднего установлено, что последний совместно с членами семьи фактически проживает в служебном жилом помещении по ранее указанному адресу.

Согласно рапорту Завгороднего от ДД.ММ.ГГГГ, последний в связи с окончанием временной регистрации просит командование войсковой части ***** предоставить регистрацию ему и членам семьи по месту прохождения военной службы по адресу воинской части. Из содержания настоящего рапорта также усматривается, что в связи с намерением истца в ближайшее время перевестись для дальнейшего прохождения военной службы в другую воинскую часть, заключать договор найма на распределённое ему служебное помещение не имеется смысла.

В соответствии с частью 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресу воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения манёвренного фонда или общежития.

Существование данной гарантии, по мнению суда, обусловлено, с одной стороны, определённой сложностью в оперативном решении вопроса обеспечения прибывших к новому месту службы военнослужащих жилым помещением, а с другой стороны – обязанностью граждан быть зарегистрированными по месту пребывания (месту жительства) в органах регистрационного учёта в установленные законодательством сроки.

Как видно из юридической конструкции анализируемой нормы, условием для регистрации по месту дислокации воинской части является прибытие военнослужащего и членов его семьи к новому месту службы, отсутствие у военнослужащего и членов его семьи по месту службы жилого помещения, по адресу которого они имели бы возможность зарегистрироваться.

Кроме того, по смыслу ст. 15 Закона регистрация военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части предусмотрена в качества гарантии для лиц, состоящих на учёте в целях обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и лишь до момента выполнения военным ведомством своих обязательств по обеспечению этих военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями в установленном порядке. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и члены их семей, которые не состоят на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, права на регистрацию по адресу воинской части не имеют.

Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 (далее - Правила), определено, что регистрация военнослужащих осуществляется: по месту их жительства – на общих основаниях; по месту пребывания – при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).

Пунктом 3 Правил в системной взаимосвязи со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение манёвренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учёта и соблюдать настоящие Правила.

Из указанного следует, что служебное жилое помещение, в котором постоянно проживают военнослужащие и члены его семьи, по определению является местом их жительства, следовательно, последние имеют право и обязаны регистрироваться по адресу предоставленного служебного жилого помещения в качестве места жительства.

Поскольку истец с ДД.ММ.ГГГГ не менял место службы (войсковая часть *****), обеспечен жилым помещением по месту военной службы, по адресу которого он и члены его семьи имеют возможность быть зарегистрированными, не признан в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, то оснований для регистрации Завгороднего и членов семьи по адресу воинской части, ввиду отсутствия указанных выше обязательных условий, не имелось, что свидетельствует о законности отказа командира названной воинской части в регистрации по месту пребывания (по месту жительмтва).

Помимо этого, суд считает, что оспариваемый отказ командира войсковой части ***** не нарушает конституционное право истца на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, поскольку регистрация по адресу воинской части является частным случаем для определённой категории граждан РФ, наряду с существующим общим порядком регистрации.

Так, согласно п.16 названных Правил гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее 7-ми дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов, и предоставить: документ, удостоверяющий личность, заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение. При этом, к органам регистрационного учёта в городках, посёлках, сельских населённых пунктах, закрытых военных городках, а также в населённых пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, согласно п. 2 Правил, относятся территориальные органы Министерства внутренних дел РФ.

Из изложенного следует, что заявитель вправе в установленном законом порядке обратиться в уполномоченный орган регистрационного учёта (к числу которых командование воинской части не относится) с заявлением о регистрации по месту его жительства (по месту пребывания).

Такие обстоятельства как нежелание истца заключать договор найма на распределённую ему служебную квартиру, ввиду намерения в ближайшее время перевестись для дальнейшего прохождения военной службы в другую воинскую часть, определяющего значения по настоящему делу не имеют.

Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов, суд на основании ст. 111 КАС РФ считает, что в пользу истца с филиала ФКУ «ОСК» - «2 ФЭС» надлежит взыскать 600 рублей в счёт возмещения понесённых им судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-182, 227 и 298 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать бездействие командира войсковой части *****, выразившееся в непринятии должных мер по возмещении истцу суточных расходов за служебную командировку в ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Обязать командира войсковой части ***** в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в установленном порядке принять меры по выплате ФИО1 суточных расходов за служебную командировку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать бездействие командира войсковой части *****, выразившееся в нерассмотрении рапорта ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и непринятии по нему решения, незаконным.

Обязать командира войсковой части ***** в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу рассмотреть рапорт ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, о чём дать последнему соответствующий ответ.

Признать бездействие начальника филиала федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», выразившееся в невозмещении суточных расходов ФИО1 в связи с нахождением в служебной командировке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 9 000 (девять тысяч) рублей, незаконным.

Взыскать с филиала федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» в пользу ФИО1 за период нахождения в служебной командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суточные расходы в сумме 9 000 (девять тысяч) рублей.

Взыскать с филиала федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» в пользу ФИО1 600 (шестьсот) руб. в счёт возмещения расходов по уплате им государственной пошлины при обращении в суд.

В удовлетворении требований ФИО1 в части: признания незаконным отказа командира войсковой части ***** в регистрации административного истца и членов его семьи по адресу воинской части; возложения на командира войсковой части ***** обязанности повторно рассмотреть рапорт от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации административного истца и членов его семьи по адресу воинской части, - отказать.

Об исполнении решения суда административным ответчикам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу надлежит сообщить в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Мурманский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу В.Ю. Загорский