ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-121/19 от 16.10.2019 Солтонского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-121/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Село Солтон Солтонского района

Алтайского каря, улица Ленина - 15 16 октября 2019 года

Солтонский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Понамаревой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Рожковой Е.Ю.,

в отсутствие:

- представителя административного истца - Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации;

- административных ответчиков: представителя КПК «Поддержка», ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16,

- представителя заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю,

рассмотрев в соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-121/2019, возбужденное по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Барнаул) к кредитному потребительскому кооперативу «ПОДДЕРЖКА» и ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 и ФИО16 о ликвидации юридического лица и возложении на учредителей кооператива обязанности по осуществлению ликвидации кооператива,

УСТАНОВИЛ:

19 сентября 2019 года в Солтонский районный суд Алтайского края поступило административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Барнаул) к кредитному потребительскому кооперативу «ПОДДЕРЖКА» (далее по тексту - КПК «ПОДДЕРЖКА») и ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 и ФИО16 о ликвидации юридического лица, в котором административный истец просит принять решение о ликвидации кредитного потребительского кооператива «ПОДДЕРЖКА» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации - 07 июля 2003 года, место нахождения: 659520, <...>), возложить на ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 и ФИО16 обязанность по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в силу закона является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. К некредитным финансовым организациям относятся, в том числе, кредитные потребительские кооперативы.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» установлено, что регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

КПК «ПОДДЕРЖКА» является кредитным потребительским кооперативом, основным видом деятельности которого согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) является «Деятельность по предоставлению потребительского кредита». Сведения о КПК «Поддержка» включены Банком России в государственный реестр кредитных потребительских кооперативов, в силу чего КПК «Поддержка» относится к числу субъектов, в отношении которых Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор.

КПК «ПОДДЕРЖКА» как кредитный потребительский кооператив обязан исполнять требования Закона о кредитной кооперации.

Согласно части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:

1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).

Единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, государственный реестр кредитных потребительских кооперативов размещены на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru) - далее по тексту - сайт Банка России).

Согласно данным государственного реестра кредитных потребительских кооперативов (разделы «Финансовые рынки/Надзор за участниками финансовых рынков/Микрофинансирование/Субъекты микрофинансирования» сайта Банка России), КПК «Поддержка» исключен из числа членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы - Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы» 29 декабря 2018 года. Предельный срок для исполнения требований части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации о вступлении в саморегулируемую организацию - 29 марта 2019 года.

На основании мониторинга государственного реестра кредитных потребительских кооперативов, единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (разделы «Финансовые рынки/Надзор за участниками финансовых рынков/Саморегулируемые организации» сайта Банка России), официальных сайтов в сети Интернет саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы, установлено, что КПК «ПОДДЕРЖКА» по состоянию на 12 июля 2019 года не является членом ни одной из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, о чем Центральным Банком России 18 июля 2019 года составлен акт № ВН-6-16-2-2/33240, что свидетельствует о нарушении КПК «Поддержка» требований части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, части 1 статьи 8 Федерального закона № 223-ФЗ, устанавливающих, что членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.

На основании пункта 8.2 части 2, пункта 6 части 3 статьи 5 Закона о кредитной организации Банк России дает кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

Указанный порядок установлен Указанием Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» (далее - Указание № 4600-У), согласно которому взаимодействие Банка России с некредитными финансовыми организациями осуществляется посредством использования информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе путем предоставления этим лицам доступа к личному кабинету.

Пунктом 4.1 Указания № 4600-У установлено, что Банк России направляет участнику информационного обмена электронные документы (информацию), в том числе требования (предписания) Банка России, запросы Банка России и ответы на запросы участника информационного обмена путем размещения в личном кабинете.

Электронный документ Банка России считается полученным поднадзорной организацией и другим участником информационного обмена, получившим доступ к личному кабинету в соответствии с Указанием № 4600-У, по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете.

В случае, если момент получения участником информационного обмена электронного документа Банка России выпадает на нерабочий день, то электронный документ Банка России считается полученным до 18 часов 00 минут по московскому времени первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем.

В адрес КПК «ПОДДЕРЖКА» Банком России через личный кабинет направлены:

запрос от 17.05.2019 № Т128-99-2/23479 о предоставлении исправленной отчетности по форме ОКУД 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» за первый квартал 2019 года, согласно которому КПК «ПОДДЕРЖКА» надлежало в установленный срок представить исправленный отчет - данный запрос КПК «ПОДДЕРЖКА» не исполнен, в связи с чем Банком России через личный кабинет КПК «ПОДДЕРЖКА» направлено письмо от 30.05.2019 № Т128-99-2/29432 о неснятии запроса с контроля;

запрос от 20.06.2019 № Т128-99-2/30899 о предоставлении исправленной отчетности по форме ОКУД 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» за 2018 год, согласно которому КПК «ПОДДЕРЖКА» надлежало в установленный срок представить исправленный отчет - данный запрос КПК «ПОДДЕРЖКА» не исполнен, в с чем Банком России через личный кабинет КПК «ПОДДЕРЖКА» направлено письмо от 02.07.2019 № Т128-99-2/31395 о неснятии запроса с контроля.

По факту невыполнения КПК «ПОДДЕРЖКА» запросов Банка России Банком России в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации составлен акт от 18.07.2019 № ВН-6-16-2-2/33238 о неисполнении запросов Банка России, что свидетельствует о допущении КПК «ПОДДЕРЖКА» неоднократных нарушений Закона о кредитной кооперации, а именно: - не исполнение требования о вступлении в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 223-ФЗ (часть 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации); - не представление документов, запрашиваемых Банком России, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России (пункт 8.2 части 2 и пункт 6 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации).

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 5 Закона о кредитной кооперации Банк России вправе обратиться в суд с исковым заявлением о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Законом о кредитной кооперации.

Как следует из пункта 9 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации, в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях:

а) неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении
выявленных нарушений в установленный Банком России срок;

б) осуществления кредитным кооперативом деятельности,
запрещенной Законом о кредитной кооперации;

в) неоднократного нарушения кредитным кооперативом Закона о
кредитной кооперации, других федеральных законов, нормативных
правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

г) нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015
года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового
рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой
организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные
кооперативы.

Подпунктами 2, 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда: - по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; - по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» по основаниям, указанным в пункте 21 статьи 61 ГК РФ, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.

КПК «ПОДДЕРЖКА» является действующим юридическим лицом, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ и единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурса), и может быть ликвидирован по основаниям, указанным в подпунктах 2-3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Согласно данным ЕГРЮЛ, учредителями КПК «ПОДДЕРЖКА» являются: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16.

В связи с тем, что имеются установленные подпунктами «в», «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации основания, выразившиеся в неоднократном нарушении КПК «ПОДДЕРЖКА» Закона о кредитной кооперации, а также в нарушении установленного Федеральным законом № 223-ФЗ требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, Банк России имеет право на обращение в суд с заявлением о ликвидации кредитного потребительского кооператива.

Нарушение КПК «ПОДДЕРЖКА» Закона о кредитной кооперации, Федерального закона № 223-ФЗ на протяжении длительного периода времени делает невозможным эффективное осуществление надзора за деятельностью КПК «ПОДДЕРЖКА», что, в целом, препятствует реализации Банком России возложенных на него функций по контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций и, в частности, кредитных потребительских кооперативов, а также создает реальную угрозу нарушения прав третьих лиц - потребителей финансовых услуг.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 50 ГК РФ установлено, что в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, могут создаваться юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о кредитной кооперации кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Согласно пункту 2 статьи 123.1 ГК РФ некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов.

Таким образом, системное толкование указанных норм свидетельствует об отнесении дел о ликвидации кредитных потребительских кооперативов к подведомственности судов общей юрисдикции и рассмотрении их в порядке, предусмотренном КАС РФ (листы дела 5-15, том 1).

Представитель административного истца - Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Барнаул), будучи своевременно уведомленным о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается сведениями с официального сайта Почты России (лист дела 15, том 2), в судебное заседание не явился, письменно обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя Банка в связи с территориальной отдаленностью суда (лист дела 22, том 2).

В дополнительных пояснениях к административному исковому заявлению представитель административного истца настаивает на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь также на то, что согласно данным единого государственного реестра юридических лиц КПК «ПОДДЕРЖКА» в настоящее время находится в стадии добровольной ликвидации, что не освобождает его от ответственности по соблюдению требований Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», иных законодательных актов.

В ходе осуществления Банком России надзора за деятельностью КПК «ПОДДЕРЖКА» выявлены нарушения кооперативом Закона о кредитной кооперации, а именно: - не исполняется требование о вступлении в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ) (часть 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации); - не представляются документы, запрашиваемые Банком России, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России (пункт 8.2 части 2 и пункт 6 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации), что явилось основанием для реализации Банком России предоставленного ему права на обращение в суд с заявлением о ликвидации КПК «ПОДДЕРЖКА». Обращение в суд с заявлением о принудительной ликвидации кооператива не препятствует осуществлению КПК «ПОДДЕРЖКА» действий по его добровольной ликвидации.

Законодательством Российской Федерации не установлены предельные сроки осуществления добровольной ликвидации кооператива, в связи с чем завершение процедуры добровольной ликвидации может занять значительный период времени, в течение которого кооператив обязан исполнять требования Закона о кредитной кооперации и выполнять требования Банка России как надзорного органа.

В настоящее время КПК «ПОДДЕРЖКА» не устранены нарушения законодательства, кооператив не является членом ни одной из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Нахождение кооператива в процессе добровольной ликвидации не снимает с него обязанностей по исполнению требований Закона о кредитной кооперации.

В связи с тем, что на дату обращения Банка России в суд отсутствуют сведения о завершении процедуры добровольной ликвидации КПК «ПОДДЕРЖКА», а также о прекращении кооперативом нарушений требований Закона о кредитной кооперации, Банк России не имеет оснований для отзыва административного искового заявления о ликвидации КПК «ПОДДЕРЖКА» или для отказа от исковых требований о ликвидации кооператива.

Обращение контрольного органа в суд о принудительной ликвидации кредитного потребительского кооператива, не исполняющего требования законодательства, в том числе неоднократно, является мерой ответственности за недобросовестное поведение кооператива.

Законодательством предусмотрено, что обязанность по принудительной ликвидации юридического лица возлагается на учредителей юридического лица, при этом судом устанавливается конкретный срок осуществления указанной обязанности, как правило, не более шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу. В случае неисполнения учредителями в добровольном порядке судебного акта о принудительной ликвидации юридического лица, законодательством установлен порядок исполнения судебного акта в принудительном порядке службой судебных приставов.

Учитывая, что процедура добровольной ликвидации кооператива не ограничена временными рамками, контроль за ее реализацией не осуществляется, кооператив не освобождается в период добровольной ликвидации от исполнения требований Закона о кредитной кооперации, Банк России, реализуя право на обращение в суд о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Законом о кредитной кооперации, а именно, в связи с неисполнением КПК «ПОДДЕРЖКА» требования о вступлении в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 223-ФЗ, не представлением документов, запрашиваемых Банком России, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России, Банк России в лице Отделения Барнаул настаивает на своих исковых требованиях, указанных в административном исковом заявлении о ликвидации КПК «ПОДДЕРЖКА» (листы дела 180-184, том 1).

Представитель Кредитного потребительского кооператива «Поддержка» - ФИО17, действующий в судебном заседании на основании решения очередного общего собрания в форме собрания уполномоченных КПК «Поддержка» о вступлении в процедуру добровольной ликвидации кооператива и назначении его председателем ликвидационной комиссии (листы дела 109-116 том 1), как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица - КПК «Поддержка», что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (листы дела 70-79 том 1), будучи своевременно уведомленным о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается письменными расписками в материалах дела (листы дела 26, 27, том 2), в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв по заявленным требованиям, в котором исковые требования Банка России признал в полном объеме, ходатайствует об установлении максимально возможного срока для проведения процедуры ликвидации в связи с необходимостью проведения собрания учредителей, создания ликвидационной комиссии, размещения в средствах массовой информации сведений о ликвидации кооператива, принятия мер по выявлению кредиторов, составления промежуточного и ликвидационного баланса, проведения анализа количественного состава членов кооператива, проведения ревизии и оценки имущества кооператива, обращения в суд для взыскания неисполненных обязательств перед кооперативом и совершения других действий, требующих длительных временных затрат (листы дела 36-37, том 2).

Административный ответчик ФИО2, будучи своевременно уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской в материалах дела (лист дела 6, том 2), в судебное заседание не явилась, телефонограммой просит о рассмотрении дела в ее отсутствие, не возражая против удовлетворения заявленных требований (лист дела 28, том 2). В предварительном судебном заседании ФИО2 также признавала требования административного искового заявления о ликвидации кооператива, пояснив, что не смотря на то, что является учредителем КПК «Поддержка», в течение последних лет о деятельности кооператива ей ничего не известно (лист дела 235 оборот, том 1).

Административный ответчик ФИО3, будучи своевременно уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской в материалах дела (лист дела 7, том 2), в судебное заседание не явился, об обязательном участии в деле не просил, доказательств уважительности причин неявки суду не сообщил, отзыва по заявленным требованиям не представил.

Административный ответчик ФИО4 в судебное заседание не явилась, судебная корреспонденция, направляемая судом по адресу регистрации ее на территории Российской Федерации в селе Солтон Солтонского района Алтайского края по улице 40 лет Победы, дом 4, квартира 1, что подтверждается сведениями отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю (лист дела 171, том 1), возвратилась в суд неврученной по причине истечения срока хранения и отсутствия адресата по указанному адресу (лист дела 12, том 2). При этом согласно информации администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края, по указанному адресу ФИО4 фактически не проживает с 01 июля 2018 года, что подтверждается сведениями похозяйственного учета Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края, место проживания (пребывания) административного ответчика ФИО4 органу местного самоуправления по месту ее регистрации не известно (лист дела 35, том 2), в силу чего в соответствие с положениями статьи 102 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступил к рассмотрению административного дела в отсутствие административного ответчика ФИО4 при наличии сведений об этом с ее последнего известного места жительства.

Административный ответчик ФИО5, будучи своевременно уведомленным о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается почтовым уведомлением в материалах дела (лист дела 10, том 2), в судебное заседание не явился, телефонограммой просит рассмотреть дело в его отсутствие (лист дела 30, том 2), не возражая против ликвидации кооператива.

Административный ответчик ФИО6, будучи своевременно уведомленной о времени и месте рассмотрения административного дела с ее согласия (лист дела 197, том 1) посредством СМС-сообщения, что подтверждается отчетом об извещении с помощью СМС-сообщения (лист дела 14, том 2), в судебное заседание не явилась, письменно просит рассмотреть дело в ее отсутствие (лист дела 17, том 2), с удовлетворением исковых требований согласна.

Административный ответчик ФИО7, будучи своевременно уведомленным о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается почтовым уведомлением в материалах дела (лист дела 11, том 2), в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, об обязательном участии в деле не просил, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, возражений по заявленным требованиям суду не представил.

Административный ответчик ФИО8, будучи своевременно уведомленным о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается распиской в материалах дела (лист дела 8, том 2), в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, об обязательном участии в деле не просил, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, возражений по заявленным требованиям суду не представил.

Административный ответчик ФИО9, будучи своевременно уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением в материалах дела (лист дела 9, том 2), в судебное заседание не явилась, телефонограммой прося рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражая против удовлетворения заявленных требований (лист дела 199, том 1).

Административный ответчик ФИО10, будучи своевременно уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается письменной распиской в материалах дела (лист дела 2, том 2), в судебное заседание не явилась, телефонограммой прося рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражая против удовлетворения заявленных требований (лист дела 214, том 1).

Административный ответчик ФИО25 в судебное заседание не явилась, судебная корреспонденция, направленная по адресу ее регистрации в селе <адрес> (лист дела 177, том 1), возвратилась в суд неврученной по причине непроживания административного ответчика по указанному адресу (лист дела 13, том 2), согласно вступившего в законную силу решения Солтонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признана умершей (листы дела 20-21, том 2), ДД.ММ.ГГГГ органом записи актов гражданского состояния в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния внесена запись о смерти ФИО1 за номером 61 (лист дела 34, том 2).

Административный ответчик ФИО12, будучи своевременно уведомленной о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается письменной распиской в материалах дела (лист дела 4, том 2), в судебное заседание не явилась, в отдельном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие (лист дела 18, том 2), не возражая против удовлетворения заявленных требований.

Административный ответчик ФИО13, будучи своевременно уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается письменной распиской в материалах дела (лист дела 5, том 2), в судебное заседание не явилась, телефонограммой прося рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражая против удовлетворения заявленных требований (лист дела 29, том 2).

Административный ответчик ФИО14, будучи своевременно уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской в материалах дела (лист дела 1, том 2), в судебное заседание не явилась, телефонограммой прося рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражая против удовлетворения заявленных требований (лист дела 204, том 1).

Административный ответчик ФИО15, будучи своевременно уведомленным о времени и месте рассмотрения административного дела с его согласия (лист дела 203, том 1) посредством СМС-сообщения, что подтверждается отчетом об извещении с помощью СМС-сообщения (лист дела 14, том 2), в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие (лист дела 202, том 1), с удовлетворением исковых требований согласен.

Административный ответчик ФИО16, будучи своевременно уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается письменной распиской в материалах дела (лист дела 3, том 2), в судебное заседание не явилась, телефонограммой прося рассмотреть дело в ее отсутствие, при разрешении заявленных требований полагается на усмотрение суда (лист дела 19, том 2).

Представитель Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю (Единый центр регистрации - Отдел правового обеспечения государственной регистрации), будучи своевременно уведомленным о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается сведениями, сформированными с официального сайта Почты России (лист дела 16, том 2), в судебное заседание по неизвестной суду причине не явился, об обязательном участии в деле не просил, доказательств уважительности причин неявки, возражений по заявленным требованиям, суду не представил.

Кроме того, информация о принятии административного искового заявления Банка России о ликвидации КПК «Поддержка», о времени и месте судебного заседания была размещена судом на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждается материалами административного дела (лист дела 38). Учитывая указанные выше обстоятельства, а также неявку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, суд, руководствуясь положениями части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанной организации.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», указанный Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов.

При этом в силу указанного Федерального закона (статья 1), кредитный потребительский кооператив есть добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона, кредитный кооператив является некоммерческой организацией, деятельность которого состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством: 1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива; 2) размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Правовыми основами создания и деятельности кредитных кооперативов являются Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные акты Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), регулирующие отношения с участием кредитных кооперативов (статья 2 Федерального закона «О кредитной кооперации»).

Как следует из материалов дела, 04 мая 2003 года административными ответчиками - ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 и ФИО16 было принято решение о создании кредитного потребительского кооператива граждан «Поддержка», утвержден Устав кооператива (листы дела 26-27, 28, том 1), с 07 июля 2003 года КПК «ПОДДЕРЖКА» зарегистрирован Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю в Едином государственном реестре юридических лиц. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности КПК «ПОДДЕРЖКА» является «Деятельность по предоставлению потребительского кредита», код ОКВЭД 64.92.1., указанные выше административные ответчики являются учредителями кооператива (листы дела 53-69, 70-79, том 1).

В соответствие с положениями статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» лица, осуществляющие деятельность в качестве кредитных потребительских кооперативов признаются некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом, при этом Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

При этом в силу пункта 9.1 статьи 4, статей 76.1, 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры, устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

На основании пункта 8 части 2 статьи 5 Федерального закона «О кредитной кооперации», Банк России, в том числе обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитный кооператив может быть ликвидирован - по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков); - по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно пункта 4 части 3 статьи 1 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитный кооператив второго уровня - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы.

В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:

1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).

Как следует из материалов административного дела, и данное обстоятельство подтверждает представитель КПК «Поддержка» ФИО17, 29 декабря 2018 года КПК «Поддержка» был исключен из саморегулируемой организации в сфере финансового рынка - ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы» и до настоящего времени ни в одну из саморегулируемых организаций не вступил, не являясь при этом кредитным кооперативом второго уровня, что подтверждается также результатами поиска КПК «Поддержка» с ИНН <***> в списке членов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, находящихся в Едином реестре саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (листы дела 82, 83, 84, 85, 86, 87, том 1), а также выпиской из государственного реестра кредитных потребительских кооперативов (лист дела 81, том 1).

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.

В силу положений статьи 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» одним из оснований для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитного кооператива является нарушение установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Таким образом, учитывая, что в настоящее время КПК «Поддержка» исключен из членов саморегулируемой организации, в которой состоял до 29 декабря 2018 года и в течение установленного законом срока не вступил в члены другой саморегулируемой организации, что в силу закона является обязательным требованием к кредитным потребительским кооперативам, суд находит законным требование административного истца о ликвидации КПК «Поддержка».

Кроме того, в силу положений статьи 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» Банк России дает кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке. При этом в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе:

1) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности кредитного кооператива у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и у иных органов государственного контроля и надзора;

2) запрашивать и получать у кредитного кооператива учредительные документы, внутренние нормативные документы и иные документы, принятые общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) и иными органами кредитного кооператива;

3) запрашивать и получать у кредитного кооператива бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном Банком России;

4) проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России;

6) направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке;

7) при выявлении нарушений требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, а также в случае воспрепятствования проведению проверки деятельности кредитного кооператива своим предписанием запретить кредитному кооперативу осуществлять привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов до устранения нарушений или до прекращения обстоятельств, послуживших основанием для направления предписания о соответствующем запрете;

8) направлять своих представителей на общее собрание членов кредитного кооператива (пайщиков);

9) обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях:

а) неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок;

б) осуществления кредитным кооперативом деятельности, запрещенной настоящим Федеральным законом;

в) неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

г) нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы;

10) осуществлять иные права, предусмотренные федеральными законами.

Указанием Банка России от 03 ноября 2017 года № 600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» установлено, что взаимодействие Банка России с некредитными финансовыми организациями осуществляется посредством использования информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе путем предоставления этим лицам доступа к личному кабинету.

Согласно пункту 4.1 данного Указания, Банк России направляет участнику информационного обмена электронные документы (информацию), в том числе требования (предписания) Банка России, запросы Банка России и ответы на запросы участника информационного обмена путем размещения в личном кабинете.

Как следует из материалов административного дела, в адрес КПК «Поддержка» Банком России через личный кабинет были направлены запросы:

- от 17 мая 2019 года № Т128-99-2/23479 о предоставлении исправленного отчета КПК «Поддержка» по форме ОКУД 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» за первый квартал 2019 года со сроком предоставления не позднее пяти рабочих дней с даты получения запроса Банка посредством Личного кабинета участника информационного обмена через раздел «Предоставление отчетности», что подтверждается непосредственно указанным запросом и отчетом о размещении документа в личном кабинете (листы дела 89-90, 91, том 1);

- 20 июня 2019 года № Т128-99-2/30899 о предоставлении исправленного отчета КПК «Поддержка» по форме ОКУД 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» за 2018 год со сроком предоставления не позднее пяти рабочих дней с даты получения запроса Банка посредством Личного кабинета участника информационного обмена через раздел «Предоставление отчетности», что подтверждается непосредственно указанным запросом и отчетом о размещении документа в личном кабинете (листы дела 95-96, 97, том 1).

Ввиду того, что указанные запросы Банка КПК «Поддержка» в установленный срок исполнены не были, 30 мая 2019 года и 02 июля 2019 года через личный кабинет административному ответчику Банком направлены уведомления об оставлении запросов на контроле и необходимости их исполнения, что также подтверждается материалами дела (листы дела 92, 93, 98, 99, том 1).

В связи с тем, что КПК «Поддержка» и с учетом дополнительного напоминания запросы Банка исполнены не были, 18 июля 2019 года был составлен акт о неисполнении запросов Банка (листы дела 100-101, 102, том 1).

В ходе предварительного судебного заседания представитель административного ответчика - КПК «Поддержка» ФИО17 признал факт неоднократного неисполнения запросов Банка, объяснив это тяжелым финансовым состоянием, отсутствием бухгалтера и отключением интернета (лист дела 236 оборот, том 1).

В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами» разъяснено о том, что судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, предприняло ли такое объединение граждан все возможные действия для устранения названных нарушений, имели ли место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, устранены ли выявленные нарушения до принятия судебного решения.

В судебном заседание не установлено, что административным ответчиком были предприняты исчерпывающие меры для соблюдения законодательства, регулирующего порядок сдачи обязательной отчетности, как и не установлены какие-либо объективные причины, по которым административный ответчик не мог устранить выявленные нарушения в установленный в предписаниях Банка срок, также суду не представлены доказательства того, что выявленные нарушения административным ответчиком устранены до судебного заседания. Административным ответчиком доказательств объективной невозможности устранить указанные нарушения законодательства суду не представлено.

Таким образом, учитывая, что КПК «Поддержка» неоднократно не исполнены запросы Банка России, в том числе после дополнительного напоминания, и не исполнены запросы до настоящего времени, КПК «Поддержка» не вступило в члены какой-либо саморегулируемой организации, что препятствует надлежащему контролю и надзору за деятельностью кооператива, и создает реальную угрозу нарушения прав третьих лиц, непосредственных потребителей финансовых услуг, требование административного истца подлежит удовлетворению, КПК «Поддержка» - ликвидации.

В соответствии с частью 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

Как следует из Устава КПК «Поддержка», ликвидация кооператива и удовлетворение требований его кредиторов осуществляются в порядке, определенном федеральными законами (пункт 15.2, лист дела 49, том 1).

В силу статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей есть акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статьей 4 указанного Федерального закона, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

В силу положений статьи 5 указанного Федерального закона, в едином государственном реестре юридических лиц в том числе содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, по состоянию на 13 сентября 2019 года учредителями КПК «Поддержка» являются физические лица: ФИО5, ФИО6, ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО14, ФИО9, ФИО10, ФИО16, ФИО11,ФИО12, ФИО15, ФИО13 (листы дела 70-79, том 1). Доказательств того, что кто-либо из указанных лиц в настоящее время не является учредителем КПК «Поддержка», административными ответчиками не представлено.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом суд учитывает, что не смотря на начало в КПК «Поддержка» процедуры добровольной ликвидации, решение о чем было принято общим собранием еще 05 июля 2019 года, в настоящее время комплекс необходимых действий, связанных с ликвидацией кооператива, за исключением публикации о ликвидации в установленном законом порядке, не произведен, ввиду чего суд и приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по исполнению процедуры ликвидации на учредителей КПК «Поддержка», тем более что в силу части 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации именно на учредителей юридического лица солидарно возлагаются расходы, необходимые для ликвидации юридического лица при их недостаточности у последнего.

Учитывая, что в ходе рассмотрения административного дела установлена смерть одного из учредителей КПК «Поддержка» - ФИО11, заявленные к ней Банком административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения требований Банка и в части возложения обязанности по ликвидации кооператива на его учредителей ФИО3 и ФИО5 по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 30 Конституции Российской Федерации никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях по вопросам реализации гражданами права на объединение неоднократно обращал внимание на добровольный характер участия в объединениях, а также на то, что содержание конституционного права граждан на объединение включает право граждан беспрепятственно выходить из объединений (постановления от 3 марта 2004 года N 5-П, от 15 декабря 2004 года N 18-П, от 9 ноября 2009 года N 16-П и от 8 апреля 2014 года N 10-П).

Право на выход из объединения вытекает из закрепленных Гражданским кодексом основных начал гражданского законодательства, в которых нашел свое выражение присущий гражданским правоотношениям принцип диспозитивности, в силу которого граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (статья 1), участвуют в гражданских отношениях на основе автономии воли и имущественной самостоятельности (статья 2), по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9). Отмеченное означает, что осуществление права на выход из объединения в случаях, допускаемых законом, происходит посредством свободного волеизъявления управомоченного лица, не зависит от решений органов управления и действий объединения, выступающего самостоятельным субъектом гражданско-правовых отношений - юридическим лицом, которое согласно пункту 1 статьи 48 ГК Российской Федерации является организацией, имеющей обособленное имущество, отвечающей им по своим обязательствам, способной от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя, что потребительские кооперативы, к числу которых относятся кредитные кооперативы (пункт 3 статьи 50), являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) (пункт 1 статьи 65.1), устанавливает правило, согласно которому в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (пункт 2 статьи 65.1). Одной из обязанностей членов кредитного потребительского кооператива, в том числе участвовавших в его создании, является обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица, установленная оспариваемой нормой. Такое правовое регулирование, возлагающее на участников (членов) корпоративного юридического лица обязанности осуществить его ликвидацию, а также солидарно нести расходы, связанные с ликвидацией юридического лица в случае недостаточности для этих целей имущества самого юридического лица, служит достижению основной цели ликвидации любого юридического лица - завершению его деятельности и удовлетворению требований кредиторов - и направлено на защиту прав и интересов всех участников гражданского оборота.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) (пункт 2 части 3 статьи 1); кредитный кооператив осуществляет свою деятельность на основе в том числе принципа добровольности вступления в кредитный кооператив и свободы выхода из него независимо от согласия других членов кредитного кооператива (пайщиков) (пункт 3 части 3 статьи 3); при прекращении членства в кредитном кооперативе в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится соответствующая запись (часть 2 статьи 12); заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кредитного кооператива; порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива; выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) (часть 2 статьи 14).

В указанном внутреннем локальном акте организации, исходя из содержания взаимосвязанных положений Федерального закона "О кредитной кооперации", должны отражаться сведения об актуальном - т.е. с учетом, в частности, состоявшегося в соответствии с законом волеизъявления участника корпорации о выходе из корпоративной организации - персональном составе членов кредитного кооператива (глава 3 "Членство в кредитном кооперативе" Федерального закона "О кредитной кооперации").

Как следует из представленного реестра (книги учета) членов потребительского кредитного кооператива «Поддержка», 27 декабря 2013 года из указанного объединения граждан выбыли ФИО3 и ФИО5, а 01 декабря 2003 года - ФИО11 (листы дела 23-24, том 2).

Согласно правовой позиции, определенной Конституционным Судом Российской Федерации в своем Определении № 2371-О от 10 ноября 2016 года, после выхода из состава членов кредитного потребительского кооператива вышедший участник, в том числе выступавший его учредителем, разрывает корпоративную связь с юридическим лицом и не может обременяться несением дополнительных обязанностей, связанных с его дальнейшей деятельностью, в частности обязанностей по осуществлению ликвидации организации и возмещению соответствующих расходов. Обратное означало бы умаление права на добровольный выход из объединения, несовместимое с положениями статьи 30 Конституции Российской Федерации. Пункт 5 статьи 61 ГК Российской Федерации, будучи общей нормой, применимой как к унитарным, так и к корпоративным юридическим лицам и, соответственно, - к учредителям унитарных и участникам (членам) корпоративных организаций, в системе действующего правового регулирования не предполагает возложения обязанности по осуществлению ликвидации корпоративного юридического лица на его учредителей, которые не являются его членами, и не препятствует осуществлению права на выход из кооператива.

Другими учредителями КПК «Поддержка» доказательств выхода из членов кооператива суду не представлено, хотя данное обстоятельство было предметом обсуждения в предварительном судебном заседании.

Таким образом, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая, что административные ответчики ФИО3, ФИО5 и ФИО11 членами КПК «Поддержка» не являются, на них не может быть возложена обязанность по ликвидации кооператива, ввиду чего заявленные административные исковые требования Банка к указанным лицам удовлетворению не подлежат.

Что касается установления срока для исполнения решения суда и осуществления административными ответчиками процедуры ликвидации КПК «Поддержка», суд учитывает, что для завершения процедуры ликвидации кооператива необходимо длительное время, в течение которого необходимо организовать собрание учредителей, разрешить вопрос о создании ликвидационной комиссии, принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, уведомить кредиторов о ликвидации кооператива, провести обязательную оценку рыночной стоимости имущества кооператива, составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, выплатить денежные средства кредиторам кооператива, составить и утвердить ликвидационный баланс, произвести другие предусмотренные законом действия, что несомненно требует длительного времени.

Согласно статье 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. Учитывая, что действующим законодательством срок для ликвидации по решению суда кредитного кооператива не определен, и устанавливается судом с учетом характера заявленных требований, суд считает возможным установить учредителям КПК «Поддержка» девятимесячный срок для ликвидации кооператива, исчисляющийся с момента вступления решения суда в законную силу, что в свою очередь позволит осуществить контроль за процедурой ликвидации кооператива.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Барнаул) к кредитному потребительскому кооперативу «ПОДДЕРЖКА» и ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 и ФИО16 о ликвидации юридического лица и возложении обязанности по осуществлению ликвидации кооператива, удовлетворить частично.

Ликвидировать КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ «ПОДДЕРЖКА», ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации - 07 июля 2003 года, адрес (место нахождения): 659520, <...>.

Возложить на учредителей КПК «Поддержка» ФИО2, ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 и ФИО16 обязанность в девятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией кооператива.

Административные исковые требования в части возложения обязанности по ликвидации кооператива на ФИО3, ФИО5 и ФИО11, оставить без удовлетворения.

Копию настоящего решения после вступления его в законную силу направить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его получения лицами, участвующими в деле, в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы непосредственно через Солтонский районный суд Алтайского края.

Не позднее 17 октября 2019 года копию настоящего решения направить лицам, участвующим в деле.

Председательствующий судья Е.А. Понамарева