ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-121/19 от 17.07.2019 Лешуконского районного суда (Архангельская область)

Дело №2а-121/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 июля 2019 года село Лешуконское

Лешуконский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Здрецова А.Н.,

при секретаре Судариковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело в помещении Лешуконского районного суда Архангельской области (<...>) по административному иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, администрации муниципального образования «Мезенский район» о признании бездействия Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по неосуществлению охраны ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области от загрязнения незаконным, возложении обязанности провести комплекс предусмотренных Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2016 года №79 мероприятий по охране ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области, в том числе ликвидировать загрязнение нефтепродуктами и очистить от нефтезагрязненных донных отложений, признать бездействие администрации муниципального образования «Мезенский район» Архангельской области по не проведению рекультивации земельного участка в границах кадастрового квартала возле ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области незаконным, обязать администрацию обеспечить разработку проекта рекультивации и на основании разработанного проекта осуществить рекультивацию земельного участка,

установил:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, администрации муниципального образования «Мезенский район» о признании бездействия Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по неосуществлению охраны ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области от загрязнения незаконным, возложении обязанности провести комплекс предусмотренных Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российских Федерации от 05 февраля 2016 года №79 мероприятий по охране ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области, в том числе ликвидировать загрязнение нефтепродуктами и очистить от нефтезагрязненных донных отложений, признании бездействия администрации муниципального образования «Мезенский район» Архангельской области по не проведению рекультивации земельного участка в границах кадастрового квартала возле ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области незаконным, обязании администрации обеспечить разработку проекта рекультивации и на основании разработанного проекта осуществить рекультивацию земельного участка.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Управлением Росприроднадзора по Архангельской области с привлечением лаборатории филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области» ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» отобраны и исследованы пробы воды и донных отложений из ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области и почв в водоохраной зоне этого же водного объекта. Согласно акту проверки отДД.ММ.ГГГГ в пробах донных отложений ручья ФИО2 содержание нефтепродуктов превышает допустимые значения от 5 до 38 раз, предельная их концентрация в пробах воды превышена в 10,4 раза, а в пробах почвы - превышает в 2,09 раза. Выявленные проверкой превышения нефтепродуктов в пробах донных отложений ручья ФИО2 и пробах воды свидетельствуют о неосуществлении Министерством должной охраны названного водного объекта, а значит о бездействии по осуществлению полномочий в области водных отношений. Подверженный нефтезагрязнению земельный участок расположен в границах кадастрового квартала 29:11:0010114 возле ручья ФИО2, является участком, государственная собственность на который не разграничена. Уполномоченным на предоставление таких участков органом в силу абз. 4 ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» является администрация муниципального образования «Мезенский муниципальный район» (далее - Администрация). Вместе с тем, со стороны Администрации мер к разработке проекта рекультивации и рекультивации загрязненного земельного участка не принято, что свидетельствует о бездействии при осуществлении полномочий в сфере земельных отношений. Бездействие обоих административных ответчиков нарушает гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит суд признать бездействие Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по неосуществлению охраны ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области от загрязнения незаконным. Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в течение одного года шести месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения провести комплекс предусмотренных Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 79 мероприятий по охране ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области, в том числе ликвидировать его загрязнение нефтепродуктами и очистить от нефтезагрязненных донных отложений; признать бездействие администрации муниципального образования «Мезенский район» Архангельской области по непроведению рекультивации земельного участка в границах кадастрового квартала 29:11:0010114 возле ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Мезенский район» Архангельской области в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проекта рекультивации и в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на основании разработанного проекта осуществить рекультивацию земельного участка в границах кадастрового квартала 29:11:0010114 возле ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области.

В судебном заседании прокурор Лешуконского района Архангельской области Харин Д.А., действующий по поручению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал возражение на административное исковое заявление, согласно которому административный ответчик с заявленными к Министерству требованиями не согласен.

В судебное заседание не явились представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Мезенский район», представил суду отзыв на исковое заявление, согласно которому администрация МО «Мезенский район» считает, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель заинтересованного лица ПАО «МРСК Северо-Запад» в лице филиала «Архэнерго» в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на исковое заявление (л.д. 120-134).

Представитель заинтересованного лица- Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по АО, представитель заинтересованного лица ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических изменений по Северо-Западному федерального округу», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

По определению суда в соответствии со ст. 226 п.6 Кодекса Административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, чья явка в суд не является обязательной, поскольку неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исследовав материалы административного дела, заслушав стороны, специалиста, допрошенного по ходатайству представителя административного ответчика Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

К мероприятиям по охране водных объектов в соответствии с п. 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2016 № 79, отнесено предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения; расчистка водных объектов от донных отложений; аэрация водных объектов; биологическая рекультивация водных объектов; иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов.

Аналогичные мероприятия предусмотрены в Приказе Министерства при­родных ресурсов Российской Федерации от 18.03.2008 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно пп. 23 п. 10 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 № 92-пп, Министерство осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Архангельской области, в том числе предотвращающие истощение водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, включая проектные работы.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, при использовании земельных участков обязаны соблюдать требования экологических правил и нормативов, не допускать загрязнение, захламление земель, осуществлять мероприятия по их охране.

По смыслу ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных уча­стков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные водные объекты, на водосборные площади и на почву запрещен. Аналогичные требования закреплены в ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с п. «в» ч. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, разработка проекта рекультивации и рекультивация земель обеспечивается исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с администра­тивным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, требования прокурора являются законными и обоснованными.

В соответствии с п. 2 ч.6 ст.180 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.

С учетом характера и объема мероприятий, суд полагает возможным согласиться со сроком совершения действий, о которых просит прокурор, а именно обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в течение одного года шести месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения провести комплекс предусмотренных Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 79 мероприятий по охране ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области, в том числе ликвидировать его загрязнение нефтепродуктами и очистить от нефтезагрязненных донных отложений; обязать администрацию муниципального образования «Мезенский район» Архангельской области в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проекта рекультивации и в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на основании разработанного проекта осуществить рекультивацию земельного участка в границах кадастрового квартала 29:11:0010114 возле ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области, оценивая его как разумный для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, администрации муниципального образования «Мезенский район» о признании бездействия Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по неосуществлению охраны ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области от загрязнения незаконным, возложении обязанности провести комплекс предусмотренных Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2016 года №79 мероприятий по охране ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области, в том числе ликвидировать загрязнение нефтепродуктами и очистить от нефтезагрязненных донных отложений, признать бездействие администрации муниципального образования «Мезенский район» Архангельской области по не проведению рекультивации земельного участка в границах кадастрового квартала возле ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области незаконным, обязать администрацию обеспечить разработку проекта рекультивации и на основании разработанного проекта осуществить рекультивацию земельного участка удовлетворить.

Признать бездействие Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по неосуществлению охраны ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области от загрязнения незаконным.

Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в течение одного года шести месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения провести комплекс предусмотренных Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 79 мероприятий по охране ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области, в том числе ликвидировать его загрязнение нефтепродуктами и очистить от нефтезагрязненных донных отложений.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Мезенский район» Архангельской области по непроведению рекультивации земельного участка в границах кадастрового квартала 29:11:0010114 возле ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Мезенский район» Архангельской области в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проекта рекультивации и в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на основании разработанного проекта осуществить рекультивацию земельного участка в границах кадастрового квартала 29:11:0010114 возле ручья ФИО2 в Мезенском районе Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Лешуконский районный суд (<...>) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2019 года.

Председательствующий А.Н. Здрецов