Дело № 2а – 121/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Северодвинск 5 октября 2020 г.
Северодвинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Феоктистова М.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства, в помещении военного суда, административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> Мальцева Александра Николаевича об оспаривании действий начальника филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» (далее – «3 ФЭС»), филиала «3 ФЭС» и командира войсковой части №, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Мальцев А.Н. обратился в военный суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия филиала «3 ФЭС», связанные с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения с 1 января 2019 года по 31 июля 2020 год и обязать филиал «3 ФЭС» выплатить ему денежную компенсацию за наем жилого помещения за указанный период.
В обоснование своих требований Мальцев А.Н. указал, что с 2012 года включен в список военнослужащих на предоставление служебного жилого помещения составом семьи 4 человека и ему на основании приказов командира войсковой части № выплачивалась денежная компенсация за наем жилого помещения. В апреле 2020 года он подал рапорта и документы командиру войсковой части №, на основании которых тот издал приказ о выплате денежной компенсации с 1 января 2019 года по 31 июля 2020 года и направил документы для реализации в филиал «3 ФЭС». В августе 2020 года он получил ответ из филиала «3 ФЭС» об отказе в выплате денежной компенсации, основанием послужило то, что в адрес административного ответчика филиала «3 ФЭС» поступили сведения из отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отделение (территориальное, г. Архангельск) «Северрегионжилье») о том, что ему предлагалось жилое помещение, от которого он отказался. По мнению Мальцева А.Н. действия административных ответчиков являются незаконными, поскольку несогласие (отказ) с предоставлением военнослужащему жилого помещения в общежитии не может являться основанием для отказа в выплате денежной компенсации, кроме того, договор найма на предлагаемые ему помещения в общежитии не заключался, следовательно, оснований для отказа (прекращения) указанной выплаты отсутствуют.
Определением Северодвинского гарнизонного военного суда от 15 сентября 2020 года к участию в деле в качестве административных соответчиков был привлечен начальник филиал «3 ФЭС» и командир войсковой части №, а в качестве заинтересованного лица, на стороне административного ответчика, был привлечен начальник отделения (территориальное г. Архангельск) «Северрегионжилье».
Административный истец Мальцев А.Н. и его представитель Щербакова О.В., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в него не прибыли, об уважительности неявки суд не уведомили.
Административный ответчик – начальник филиала «3 ФЭС», действующий в своих интересах и в интересах административного ответчика - филиала «3 ФЭС», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, своего представителя не направил, предоставил письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что денежная компенсация выплачивается военнослужащим ежемесячно по их желанию, в случае невозможности обеспечения служебными жилыми помещениями, пригодными для временного проживания, жилыми помещениями маневренного фонда или общежитиями, в соответствии с законодательством РФ. Сообщением начальника отделения (территориальное г. Архангельск) «Северрегионжилье» №29-42/13 от 21 января 2019 года истцу предлагалось жилое помещение в виде комнат в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, (общей площадью 42,4 кв.м. и жилой 30,6 кв.м.), а сообщением №29-42/345 от 3 октября 2019 года истцу предлагалось жилое помещение в виде комнаты в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, (общей площадью 32,8 кв.м. и жилой 24,5 кв.м.), от которых он безосновательно отказался, поэтому не вправе претендовать на денежную компенсацию за наем жилого помещения, поскольку она выплачивается в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть предоставлены в соответствии с законодательством РФ. Также жилищный орган был вправе предложить истцу до получения им жилого помещения по установленным нормам служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания ниже нормы предоставления, поскольку правовые акты не содержат требований о предоставлении указанных помещений не ниже норм предоставления. Военнослужащие, которые необоснованно отказались от распределенного либо уже ранее предоставленного служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, по каким-либо субъективным причинам, утрачивают право на получение денежной компенсации, так как связывают свое право не с получением жилья, а с получением денежных средств. Кроме того, согласно указаний заместителя Министра обороны РФ от 19 ноября 2018 года № 182/6/9020, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений осуществляется через «ЕРЦ МО РФ», при этом филиал «3 ФЭС» осуществляет только ввод в ПИРО «Алушта» сведений, необходимых для расчета выплаты. Просил в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать и рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик – командир войсковой части №, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в него не прибыл, своего представителя не направил, отношения к требованиям административного истца не выразил, об уважительности неявки суд не уведомил.
Заинтересованное лицо - начальник отделения (территориальное г. Архангельск) «Северрегионжилье», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в него не прибыл, своего представителя не направил, отношения к требованиям административного истца не выразил, об уважительности неявки суд не уведомил.
Поскольку административные истец и ответчики уведомлены о том, что в случае их неявки в судебное заседание дело будет рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства, суд, в соответствии со ст. 150 и ч. 1 ст. 291 КАС РФ, дело рассмотрел в указанном порядке.
?Исследовав материалы, имеющиеся в деле, военный суд приходит к следующим выводам.
Разрешая вопрос о соблюдении срока обращения в суд с административным исковым заявлением, военный суд учитывает, что в соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемым решением начальника филиала «3 ФЭС» от 29 июля 2020 года № 14/2/5236 Мальцеву А.Н. отказано в выплате ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения, после чего Мальцев А.Н. не согласившись с указанным выше решением, 8 сентября 2020 года, согласно штемпелю Почты России, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, то есть в течение трехмесячного срока, с момента, когда, по его мнению, было нарушено его право на денежное довольствие.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок на обращение с административным исковым заявлением в суд Мальцевым А.Н. не пропущен.
Рассмотрев требования Мальцева А.Н. по существу заявленного административного искового заявления, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Указанным военнослужащим – гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих – граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих – граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909. В целях реализации указанного постановления, Министром обороны РФ издан приказ № 303 от 27 мая 2016 года «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений», которым утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее – Инструкция).
Пунктом 2 Инструкции, установлено, что выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации) (далее - финансово-экономические органы), на основании приказа командира воинской части (начальника организации). В приказе указывается сумма ежемесячной денежной компенсации и период, на который устанавливается денежная компенсация. Период выплаты устанавливается на календарный год, но не более срока найма (поднайма) жилого помещения, указанного в договоре найма (поднайма) жилого помещения.
В соответствии с п. 4 Инструкции, выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
В силу п. 8 Инструкции выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте.
В соответствии с п. 2 «Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280 (далее - «Инструкция о предоставлении военнослужащим служебных жилых помещений»), для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к данной Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны РФ органа, к которому прикладываются документы, в том числе справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии).
Таким образом, вышеуказанные нормативные акты предусматривают ряд условий, при которых военнослужащим может выплачиваться вышеуказанная компенсация. К таким условиям относится: прибытие военнослужащего и членов его семьи на новое место военной службы, отсутствие у них по новому месту службы жилых помещений для постоянного или временного проживания, признание их нуждающимися в получении таких жилых помещений и отсутствие возможности у командования предоставить служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития, желание военнослужащего на получение денежной компенсации.
При этом, в соответствии с положениями части 1 статьи 105 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
Таким образом, из п. 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи с приведенными выше положениями ЖК РФ следует, что военнослужащим и членам их семей до предоставления служебных жилых помещений по законодательно установленным нормам могут предоставляться служебные жилые помещения ниже данных норм, пригодные для временного проживания, а также жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Из материалов дела следует, что Мальцев А.Н. с 31 января 2006 года проходит военную службу по контракту в войсковой части №, дислоцированной в городе Северодвинске Архангельской области.
Мальцев А.Н. по месту военной службы служебным жилым помещением, либо жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен.
Уведомлением начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) «Северрегионжилье» № 29-40/39 от 28 января 2013 года Мальцев А.Н. был включен в список на предоставление служебных жилых помещений с 30 ноября 2012 года составом семьи четыре человека.
Согласно договору найма жилого помещения от 31 декабря 2018 года Мальцев А.Н. совместно с членами его семьи 4 человека, являлся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с 31декабря 2018 года по 30 ноября 2019 года.
В апреле 2020 года Мальцев А.Н. обратился к командиру войсковой части № с рапортами, в которых выразил просьбу о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, представив договор найма от 31 декабря 2018 года.
На основании рапорта Мальцева А.Н. командир войсковой части № издал приказ от 22 мая 2020 года № 168 о выплате Мальцеву А.Н. ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения за периоды с 1 января по 31 августа 2019 года, с 1 сентября по 31 декабря 2019 года и с 1 января по 31 июля 2020 года на состав семьи из 4 человек.
Сообщениями начальника отделения (территориальное г. Архангельск) «Северрегионжилье»: - от 19 декабря 2018 года №29-42/516 Мальцеву А.Н. на состав семьи 4 человека было предложено жилое помещение в виде двух комнат в общежитии, расположенное по адресу: <адрес>, (общей площадью 33,1 кв.м. и жилой 24,3 кв.м.); - от 21 января 2019 года №29-42/13 Мальцеву А.Н. на состав семьи 4 человека было предложено жилое помещение в виде комнат в общежитии, расположенное по адресу: <адрес> (общей площадью 42,4 кв.м. и жилой 30,6 кв.м.); - от 3 октября 2019 года №29-42/345 Мальцеву А.Н. на состав семьи 4 человека предложено жилое помещение в виде комнаты в общежитии, расположенное по адресу: <адрес> (общей площадью 32,8 кв.м. и жилой 24,5 кв.м.).
Из материалов учетного дела следует, что сообщение от 19 декабря 2018 года №29-42/516 о предлагаемом жилом помещении в виде двух комнат в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, (общей площадью 33,1 кв.м. и жилой 24,3 кв.м.) Мальцеву А.Н. вручено 26 декабря 2018 года, в тот же день Мальцев А.Н. отказался от предложенного помещения, по основанию, что у него не было доступа в жилое помещение для его осмотра. Сообщение № 29-42/13 от 21 января 2019 года о предлагаемом служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, (общей площадью 42,4 кв.м. и жилой 30,6 кв.м.) получено Мальцевым А.Н. 26 января 2019 года, отказываясь 31 января 2019 года от предложенного помещения Мальцев А.Н. указал, что готов к заселению после устранения замечаний указанных в акте осмотра жилого помещения № 2801/2019 от 28 января 2019 года. Сообщение №29-42/345 от 3 октября 2019 года о предлагаемом служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, (общей площадью 32,8 кв.м. и жилой 24,5 кв.м.) получено Мальцевым А.Н. 8 октября 2019 года, в ответе от 11 октября 2019 года Мальцев А.Н. указал, что не согласен с предоставлением предлагаемого жилого помещения в общежитии, поскольку согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 104 ЖК РФ военнослужащим на период прохождения службы предоставляются служебные жилые помещения в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Согласно сообщению начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) «Северрегионжилье») № 29-12/2022 от 1 октября 2020 года служебные жилые помещения расположенные по адресам: <адрес> и <адрес> в данный момент не заселены.
6 июля 2020 года жилищным органом в адрес филиала «3 ФЭС» направлено сообщение №29-12/1369 со списком военнослужащих получающих денежную компенсацию за наем жилых помещений и сведениями о предложенных жилых помещениях, в том числе о предложении Мальцеву А.Н. и членам его семьи указанных выше жилых помещений, от которых он отказался.
На основании указанной в сообщении начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) «Северрегионжилье» информации начальник филиала «3 ФЭС» письмом от 23 июля 2020 года № 14/2/5236 возвратил Мальцеву А.Н. документы для оплаты компенсации за наем жилой площади без исполнения.
В судебном заседании установлено, что 26 декабря 2018 года Мальцев А.Н. после получения сообщения № 29-42/516 от 19 декабря 2018 года о предлагаемом служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, направил в адрес начальника отделения (территориальное г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ корешок № 2 к сообщению, в котором указал на невозможность попасть в данное помещение из-за отсутствия ключей.
31 января 2019 года Мальцев А.Н. после получения сообщения № 29-42/13 от 21 января 2019 года о предлагаемом служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> направил в адрес начальника отделения (территориальное г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ корешок № 2 к сообщению, в котором указал на готовность вселиться в предложенное жилое помещение, при выполнении начальником отделения (территориальное г. Архангельск) «Северрегионжилье» определенных условий указанных в акте осмотра (приведение в соответствие с санитарными нормами, проведение ремонта).
После получения 8 октября 2019 года сообщения № 29-42/345 от 3 октября 2019 года о предлагаемом служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> Мальцев А.Н. направил в адрес начальника отделения (территориальное г. Архангельск) «Северрегионжилье» сообщение в котором указал, что служебные жилые помещения предоставляются по нормам, указанным в п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим служебных жилых помещений, а предоставление служебных жилых помещений меньшей площади, пригодных для временного проживания в общежитиях, возможно только при согласии военнослужащего.
В соответствии с п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим служебных жилых помещений, при согласии с предоставляемым служебным жилым помещением военнослужащий в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в структурное подразделение уполномоченного органа согласие с предоставлением жилого помещения, оформленное в корешке № 1 к сообщению о предлагаемом жилом помещении, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к указанной Инструкции.
При несогласии военнослужащего с предоставляемым жилым помещением он в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в структурное подразделение уполномоченного органа отказ от предоставления служебного жилого помещения, оформленный в корешке № 2 к сообщению о предлагаемом жилом помещении, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к указанной Инструкции.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что военнослужащий либо соглашается с предложенным жилым помещением, либо отказывается, каких либо условий для вселения в предлагаемое жилое помещение, действующее законодательство не предусматривает.
Поскольку Мальцев А.Н. решений о согласии с предлагаемыми жилыми помещениями не высказал, суд расценивает это как необоснованный отказ от жилых помещений, в связи с чем, начальником отделения (территориальное, г. Архангельск) «Северрегионжилье» обоснованно внесены сведения об отказе административного истца от предлагаемых жилых помещении. При этом, причины отказа от предложенных помещений такие как неудовлетворительное техническое и санитарное состояние указанное в акте осмотра и невозможность осмотреть жилое помещение не являются уважительными, а следовательно не могут являться мотивированными отказами от предложенных жилых помещений.
При указанных обстоятельствах Мальцев А.Н. признанный нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения составом семьи 4 человека и отказавшийся от жилых помещений в виде комнат в общежитиях, расположенных по адресу: <адрес> общей площадью 42,4 кв.м. и жилой 30,6 кв.м. и по адресу: <адрес>, общей площадью 32,8 кв.м. и жилой 24,5 кв.м., то есть площадью, превышающей учетную норму, которая положена при предоставлении жилых помещений в общежитиях на семью из 4 человек (6 кв.м. х 4 человека = 24 кв.м. жилой площади), не имеет оснований для получения денежной компенсации за наем жилого помещения.
Кроме того, указанные в сообщениях от 21 января и 3 октября 2019 года служебные жилые помещения в настоящее время другим военнослужащим не распределены и не заселены.
Доводы Мальцева А.Н. о том, что предложенное ему жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес> непригодно для проживания, а также не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам, суд считает несостоятельными, по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение).
Согласно п. 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии.
С учетом требований ч. 4 ст. 15 ЖК РФ и названного Положения законодателем не предусмотрено иного порядка обследования жилых обследования жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о признании жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>, непригодными для проживания граждан в установленном Положением порядке.
Каких-либо иных доказательств непригодности проживания в предлагаемых жилых помещениях лицами, участвующими в деле, не предоставлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Мальцева А.Н. о признании незаконными действий начальника филиала «3 ФЭС» и филиала «3 ФЭС», связанных с отказом в выплате административному истцу денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января 2019 года по 31 июля 2020 год являются незаконными и необоснованными, в связи с чем, суд отказывает административному истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Поскольку в удовлетворении требований административного истца судом отказано, основания для возмещения судебных расходов, в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 111, 175-180, 227 и 293 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Мальцева Александра Николаевича об оспаривании действий начальника филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба», филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба», связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, а также в возмещении судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий по делу – судья М.В. Феоктистов