ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-121/2016 от 29.06.2016 Новосибирского гарнизонного военного суда (Новосибирская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 июня 2016 года город Новосибирск

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Левченко А.Ю., с участием административного истца Курочкина П.В., при секретаре судебного заседания Чистовой И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты>Курочкина П. В. об оспаривании действий руководителя Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области», связанных с отказом в выплате командировочных расходов.

В судебном заседании суд, -

установил:

Курочкин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> в должности <данные изъяты> в воинском звании <данные изъяты>. 11 мая 2016 года он, на основании телеграммы временно исполняющего обязанности начальника <данные изъяты> от 3 мая текущего года, направлен для профессионального отбора в Академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Академия) в город Москва.

Далее административный истец указал, что в конце мая 2016 года обратился в Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в Новосибирской области» (далее – финансовый орган) с просьбой оплатить командировочные расходы, связанные с убытием в Академию, однако решением руководителя названного учреждения в производстве выплат было отказано.

Полагая свои права нарушенными, Курочкин просил суд признать незаконным решение руководителя финансового органа об отказе в выплате командировочных расходов и обязать указанное должностное лицо произвести предусмотренные законодательством выплаты.

В судебном заседании административный истец поддержал приведенные выше требования и подтвердил доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Наряду с этим, Курочкин указал, что 3 мая 2016 года в соответствии с приказом командира войсковой части <данные изъяты> он был направлен 11 мая текущего года в служебную командировку в город Москва для поступления на обучение в Академию. 21 мая 2016 года он прибыл из командировки и приступил к исполнению своих служебных обязанностей. При этом административный истец утверждал, что его нахождение в образовательном учреждении не было связано с учебными сборами по подготовке к вступительным экзаменам, носило исключительно служебный характер.

Руководитель финансового органа, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил. При этом административный ответчик ходатайствовал о рассмотрении настоящего административного дела в его отсутствие.

В поступивших письменных возражениях руководитель финансового органа требования административного истца не признал, просил отказать в их удовлетворении, приведя доводы, по своей сути сводящиеся к тому, что направление командованием воинской части Курочкина в город Москва для поступления на обучение в Академию не могло являться служебной командировкой, поскольку военнослужащий реализовывал свое право на обучение, а следовательно, пребывание последнего за пределами гарнизона не было обусловлено выполнением каких-либо служебных заданий.

Выслушав объяснения административного истца Курочкина, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки. Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» предусмотрено, что военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации № 43 от 1 февраля 2011 года «О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета» и № 467 от 21 июня 2010 года «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета» установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие, определяют порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим в пределах, не превышающих 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, а также возмещаются расходы, связанные с бронированием и наймом жилых помещений, соответственно.

Министром обороны Российской Федерации, в рамках предоставленных ему полномочий, издан приказ № 2700 от 30 декабря 2011 года «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которым военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы (пункты 118 – 124).

При этом положениями приказа Министра обороны Российской Федерации № 988 от 30 декабря 2014 года «Об утверждении Инструкции по организации направления военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в служебные командировки на территории Российской Федерации» установлено, что служебные командировки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, организуются на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу. Этим же приказом определен круг должностных лиц, по решению которых организуются и проводятся служебные командировки.

Анализ приведенного законодательства, по мнению суда, свидетельствует о том, что направление военнослужащих в служебные командировки в другую местность осуществляется уполномоченными на то должностными лицами и для выполнения служебного задания.

Как следует из копии телеграммы временно исполняющего обязанности начальника <данные изъяты> от 3 мая 2016 года, начальником <данные изъяты> принято решение о проведении в период с 16 по 20 мая 2016 года профессионального отбора в Академию, в связи с чем командирам подчиненных воинских частей надлежит направить к 13 мая 2016 года в город Москва, в том числе, военнослужащего войсковой части <данные изъяты>Курочкина.

Из копии выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 5 мая 2016 года усматривается, что Курочкин с 11 мая по 5 июня 2016 года убывает в служебную командировку в Академию, город Москва.

Согласно командировочному удостоверению от 5 мая 2016 года, Курочкин считается командированным с 11 мая по 5 июня 2016 года в Академию, город Москва. Цель командировки - «для поступления на обучение», основание - телеграмма начальника <данные изъяты> от 3 мая 2016 года.

Из копии выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 23 мая 2016 года следует, что 21 мая 2016 года Курочкина надлежит считать прибывшим из служебной командировки и приступившим к исполнению служебных обязанностей.

В соответствии со справкой командира войсковой части <данные изъяты> от 15 июня 2016 года, Курочкин в период с 11 по 21 мая 2016 года, включительно, находился в служебной командировке в Академии (город Москва) для профессионального отбора в учебное заведение (основание телеграмма начальника <данные изъяты> от 3 мая 2016 года).

Как видно из авансового отчета Курочкина от 30 мая 2016 года, утвержденного командиром войсковой части <данные изъяты>, и приложенных документов, военнослужащий просит произвести выплату командировочных расходов на общую сумму <данные изъяты> (суточные – <данные изъяты> рублей, затраты на проезд – <данные изъяты>, затраты на проживание – <данные изъяты>).

Из письма руководителя финансового органа от 27 мая 2016 года усматривается, что названным должностным лицом, со ссылкой на положения законодательства и приказ Министра обороны Российской Федерации № 2700 от 2011 года, принято решение об отказе в выплате Курочкину понесенных командировочных расходов за период с 11 по 21 мая 2016 года, в связи с тем, что убытие административного истца за пределы Новосибирского гарнизона произведено для поступления на обучение в Академию.

В ходе судебного заседания административный истец, подтвердив приведенные выше обстоятельства, указал, что в декабре 2015 года им был исполнен рапорт о рассмотрении его кандидатуры для поступления в Академию. В январе-феврале 2016 года состоялось заседание аттестационной комиссии <данные изъяты>, на котором он был включен в кадровый резерв военнослужащих, направляемых на обучение в названное учебное заведение. В начале мая 2016 года он убыл в город Москва для профессионального отбора, в ходе которого осуществлялась сдача нормативов по физической подготовке и проверка уровня специальных знаний.

Правомочность руководителя финансового органа по принятию решения об отказе в выплате командировочных расходов Курочкиным не оспаривается.

Вместе с тем, положениями пункта 10 приказа Министра обороны Российской Федерации № 988 от 2014 года установлено, что не считаются командировками поездки военнослужащих, указанные в пункте 125 приказа Министра обороны Российской Федерации № 2700.

Согласно подпункту «д» пункта 125 названного Приказа, не считаются командировками поездки военнослужащих при выездах на учебные сборы по подготовке военнослужащих к вступительным экзаменам в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования.

Изложенное, по мнению военного суда, свидетельствует о том, что соответствующее воинское должностное лицо, с учетом выраженного ранее Курочкиным волеизъявления о прохождении обучения в Академии, приняло решение о направлении административного истца с 11 мая 2016 года в учебное заведение для поступления последнего в военное образовательное учреждение путем проведения комплекса мероприятий по отбору кандидатов на обучение, в число которых входила сдача нормативов по физической подготовке и проверка уровня специальных знаний.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нахождение Курочкина в городе Москва обусловливалось реализацией военнослужащим своих прав на обучение в высшем военном образовательном учреждении и не было связано с выполнением какого-либо служебного задания, в связи с чем действия руководителя финансового органа, связанные с отказом в выплате Курочкину командировочных расходов, понесенных военнослужащим за период с 11 по 21 мая 2016 года, являются законными и обоснованными.

Приходя к обозначенному выводу, военный суд исходит также из следующего.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащие-граждане имеют право на обучение в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и реализующих программы дополнительного профессионального образования и (или) программы профессионального обучения. При этом порядок приема военнослужащих в указанные организации и порядок обучения в них, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1404-р от 4 ноября 2004 года (с изменениями и дополнениями) Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (г. Москва)» включена в перечень военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 185 от 7 апреля 2015 года «Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» установлено, что прием на обучение в вузы включает комплекс мероприятий по отбору кандидатов на обучение слушателями и курсантами, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и условиям, предусмотренных настоящим Порядком, а также определению их способности осваивать образовательные программы соответствующего уровня и направленности.

При этом, пунктом 14 приведенного Приказа также предусмотрено, что в качестве кандидатов на поступление в Академию на обучение слушателями по программам с высшей военной оперативно-стратегической подготовкой рассматриваются высшие и старшие офицеры, имеющие высшую военную оперативно-тактическую подготовку, проходящие военную службу на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами с высшей военной оперативно-стратегической подготовкой или им предшествующих, зачисленные в резерв для выдвижения на высшие воинские должности, с которыми может быть заключен контракт на время обучения в Военной академии Генерального штаба и на 5 лет военной службы после ее окончания.

Изложенное, по мнению военного суда, свидетельствует о том, что само по себе поступление военнослужащего в военное учебное заведение является его правом, а изъявление своей воли о прохождении высшей военного оперативно-стратегической подготовки является его персональным правом, не связанным с выполнением служебного задания вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой последний проходит военную службу.

Вместе с тем, поскольку поступление военнослужащих в Академию не является обязательным для всех, а прохождение обучения последними направлено исключительно на повышение персональных профессиональных качеств, то при таких обстоятельствах указанные лица фактически на время прохождения обучения освобождается от исполнения обязанностей военной службы в своих воинских частях с сохранением всех установленных до этого видов довольствия, что очевидно является дополнительным льготным условием к бесплатному повышению уровня знаний.

При таких обстоятельствах, нахождение Курочкина в ином от постоянного места службы месте в связи с прохождением им в установленном порядке обучения в высшем военном образовательном учреждении, по мнению военного суда, является его личным волеизъявлением при реализации предоставленного ему законом права, в связи с чем направление последнего на учебу, вопреки мнению административного истца, не может являться служебной командировкой по определению, поскольку при направлении в служебную командировку воля военнослужащего значения не имеет, а в ходе нахождения в указанной командировке военнослужащий разрешает поставленные перед ним служебные задачи, чего он не делает в период нахождения в образовательном учреждении.

Утверждения Курочкина о том, что направление его для прохождения профессионального отбора в Академию было запланировано и согласовано с вышестоящими кадровыми органами, а поэтому является служебной командировкой, которая должна быть оплачена, нельзя признать обоснованными, поскольку данное обстоятельство продиктовано лишь необходимостью проведения процедуры расчета распределения учебных мест в военных образовательных организациях и последующего вызова кандидатов.

Ссылки административного истца на то, что он перед убытием получал справку о допуске к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>, а также производил ознакомление с совершенно секретными сведениями в период нахождения в Академии, как и на факт оформления командировочного удостоверения, по своей сути, с учетом приведенных выше положений законодательства, не свидетельствуют о направлении военнослужащего в служебную командировку.

При этом, вопреки суждениям Курочкина, сам по себе факт оформления и выдачи командованием части командировочного удостоверения не свидетельствует о нахождении военнослужащего в служебной командировке, поскольку в рамках настоящего административного дела судом установлено, что целью оформления такового являлась выдача документа, подтверждающего законность и обоснованность нахождения военнослужащего вне пределов гарнизона по месту дислокации воинской части, в которой он проходит военную службу.

Руководствуясь положениями статей 175-180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Курочкина П. В. об оспаривании действий руководителя Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области», связанных с отказом в выплате командировочных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.Ю. Левченко